Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мятеж Абдаррахмана ибн ал-Аш‘аса




Ал-Хаджжадж не мог оставить без возмездия позорный финал похода Убайдаллаха ибн Абу Бакра на Сиджистан. Извещая Абдалмалика о случившемся, он добавил, что считает необходимым послать в Кабулистан большое войско. Испрашивая разрешение на это, он закончил почтительно-настойчиво: «Если амир верующих укажет мне послать это большое войско, то я его отправлю, если нет – амир верующих властен над своим войском. Только я думаю, что если не придет к рутбилу и тем многобожникам, которые с ним, такое большое войско, то они вскорости овладеют всей той пограничной областью».

Халиф, понятно, не возражал, и ал-Хаджжадж начал комплектацию войска, не жалея данег на снаряжение. Самым сложным оказался выбор командующего этим войском. Им мог бы стать ал-Мухаллаб, но он очень кстати для себя оказался в Хорасане, а не в Сиджистане, война с Шабибом не выдвинула ни одного способного военачальника из иракцев. Верные и надежные сирийцы нужны были как гвардия, противостоящая враждебности иракцев. Была одна только фигура, которая, могла достойно возглавить отборную армию – Абдаррахман ибн Мухаммад ибн ал-Аш‘ас, – он не запятнал себя неудачным командованием и пользовался большим авторитетом, был вождем киндитов. Но он был из тех аристократов, которые были ненавистны ал-Хаджжаджу. Даже походка Ибн ал-Аш‘аса вызывала у него раздражение, может быть еще потому, что Ибн ал Аш‘ас не скрывал, что считает себя имеющим больше прав быть наместником.

И все же, несмотря на обоюдную неприязнь, ал-Хаджжадж остановил свой выбор на Ибн ал-Аш‘асе. Во всяком случае, когда родные братья Абдаррахмана ибн ал-Аш‘аса стали предостерегать ал-Хаджжаджа от его назначения, говоря, что имея в своем распоряжении такую армию, он непременно взбунтуется, то ал-Хаджжадж будто бы ответил: «А я и хочу, чтобы он взбунтовался».

Абдаррахмана ибн ал-Аш‘аса в это время не было в Ираке. В Куфе войско формировалось под наблюдением ал-Хаджжаджа, было собрано от 10 до 12 тыс. человек, им выплатили полное жалование, на что потребовался миллион дирхемов, выдано оружие и необходимое снаряжение. Участие в нем большого числа прекрасно экипированной знати было причиной прозвания этого войска «войском павлинов». Во главе куфийцев был поставлен Утарид ибн Умайр. В Басре к куфийцам присоединилось примерно столько же воинов под командованием Атийи ибн Амра. В Ахвазе войско пополнилось отрядами под командованием братьев Абдаррахмана. Абдаррахман вступил в непосредственное командование этим войском уже в Сиджистане, где к нему присоединился четвертый брат, Исхак ибн Мухаммад, пришедший с отрядом кавалеристов из Табаристана.

Обеспокоенный появлением большой арабской армии, рутбил отправил в Буст послов с обещанием платить дань в соответствии с прежними договорами и в знак искренности своих намерений прислал подарки и возвратил находившихся в его руках заложников, среди которых были двоюродный брат и сын Убайдаллаха ибн Абу Бакры. Абдаррахман не пошел на переговоры и продолжил наступление. Как и при операциях против Шабиба, осторожные действия командующего вызывали раздражение ал-Хаджжаджа, и он отправил гневное письмо, в котором обвинял Ибн ал-Аш‘аса в нежелании вести войну.

Ибн ал-Аш‘ас не торопился выполнять явно неразумный приказ и, несомненно, пытался доказать свою правоту, но ал-Хаджжадж знал одну истину – его приказ должен выполняться неукоснительно. Наконец, выйдя и терпения, ал-Хаджжадж пригрозил, что назначит командующим вместо него его брата Исхака. Абдаррахман ибн ал-Аш‘ас собрал совет, на котором сообщил о приказе вторгнуться немедля во вражескую землю, в которой погибли совсем недавно их собратья. Он – один из них и поступит, как они пожелают. Сразу же нашлись люди, которые закричали, что надо пойти на врага Аллаха ал-Хаджаджа и свергнуть его. Идея изгнать ненавистного наместника теперь, когда можно напасть на него во всеоружии, нашла отклик во всем войске.

Теперь Ибн ал-Аш‘ас вступил в переговоры с рутбилом. Было заключено соглашение, по которому Ибн ал-Аш‘ас обязался не требовать сейчас никакой дани, ни сейчас, ни когда победит ал-Хаджжаджа, а если будет побежден, то рутбил окажет покровительство ему и его людям. Обеспечив таким образом свою безопасность при худшем исходе дела, он решил заручиться помощью влиятельного союзника и написал ал-Мухаллабу о своем выступлении против ал-Хаджжаджа и предложил присоединиться к нему.

Союзника он в нем не нашел. Ал-Мухаллаб понимал свое место в негласной иерархии арабской племенной и мусульманской аристократии. Место наместника Хорасана его удовлетворяло, нужно было только закрепить его за сыновьями, а это зависело от ал-Хаджжаджа, и порывать с ним ради неведомо какого результата не имело смысла. Он ответил Ибн ал-Аш‘асу письмом с увещеваниями, а его послание переправил ал-Хаджжаджу.

В распоряжении Ибн ал-Аш‘аса была большая и хорошо вооруженная армия, к которой присоединялись остатки хариджитских отрядов, орудовавших в Сиджистане и Кирмане, и мусульмане-беглецы, находившиеся на службе у рутбила, и, конечно же, в Ираке было достаточно много врагов ал-Хаджжаджа, – надо было только добраться до Ирака. В Кирмане к нему присоединилось еще 4000 воинов из местных гарнизонов и мелкие шайки полубродяг-полуразбойников. По мере роста численности повстанцев и уверенности в успехе росли и политические претензии. В Фарсе стали раздаваться голоса, что мало скинуть ал-Хаджжаджа, надо свергнуть и главного «врага Аллаха», Абдалмалика. В этом чувствуется возросшее влияние хариджитски настроенной части повстанцев – самому Ибн ал-Аш‘асу и поддержавшей его верхушке иракцев достаточно было избавиться от жесткого наместника и стать хозяевами ситуации. Братья Абдаррахмана Исхак, ас-Сабах, ал-Мунзир и ал-Касим, испуганные призывами к свержению Абдалмалика, покинули его и поспешили отделиться от движения.

Ал-Хаджжадж серьезно обеспокоился – ему противостоял не безродный хариджит, а авторитетный вождь, которого поддержали бы оппозиционные иракцы. Единственной опорой оставались верные сирийцы, но их было явно недостаточно, и ал-Хаджжадж обратился за помощью к халифу.

Абдалмалик, которому восстание теперь угрожало лично, быстро откликнулся на призыв о помощи и стал ежедневно небольшими группами посылать на почтовых сирийских воинов в Басру, где и находился ал-Хаджжадж. Это было уже зимой на рубеже 700 и 701 гг.

При появлении Ибн ал-Аш‘аса в Ахвазе, ал-Хаджжадж вышел ему навстречу, расположившись в Рустукабаде или Тустаре. В «день Арафата» (9 зу-л-хиджжа 81/24. 1. 701 г. ) семитысячный авангард сирийцев столкнулся на правом берегу Дуджайла (Каруна) с передовым отрядом Ибн ал-Аш‘аса из 300 человек и разгромил его. Пока радостная весть о первом успехе мчалась к ал-Хаджжаджу, Ибн ал-Аш‘ас переправил свою конницу, и она под покровом густого тумана напала на сирийцев, которые понесли большие потери (1, 5–2 тыс. человек) и обратились в бегство.

Весть о разгроме авангарда ал-Хаджжадж будто бы получил как раз в тот момент, когда в праздничной проповеди по случаю «дня жертвоприношения» (10 зу-л-хиджжа) вознес хвалу Аллаху за первый успех. Видимо, численный перевес в этот момент был на стороне мятежников, потому что ал-Хаджжадж не стал искать встречи с ними в поле, а предпочел отступить к Басре. На всякий случай всю казну он роздал своим воинам, чтобы она не досталась Ибн ал-Аш‘асу. В Басре не все ожидали его с распростертыми объятиями. Начальник полиции Абдаллах ибн Амир ибн Мисма‘ намеревался развести наплавной мост через Тигр, чтобы помешать ал-Хаджжаджу войти в город, но получив 100000 дирхемов от наместника города, соплеменника ал-Хаджжаджа, отказался от этого. Ал-Хаджжадж, вступив в Басру, отобрал у него эти деньги.

В Басре, за широким руслом Тигра, можно было спокойно готовиться к обороне, но беспокоила ненадежность басрийцев и советник ал-Хаджжаджа перс Задан Фаррух посоветовал оставить город, чтобы басрийцы из армии Ибн ал-Аш‘аса, разойдясь по домам и разнежившись в домашней обстановке, утратили бы боевой задор. 7 февраля 701 г. ал-Хаджжадж оставил Басру, разрушил за собой мосты и окопался в Мирбаде (юго-западный пригород Басры). Ибн ал-Аш‘ас тоже не остался в городе и расположился в между городом и Мирбадом. Расчет Задан Фарруха оказался верным: многие басрийцы разошлись по домам, а к ал-Хаджжаджу в это время непрерывно, хотя и мелкими группами, прибывали подкрепления из Сирии. Приближенные Ибн ал-Аш‘аса советовали ему не терять времени и немедленно напасть на врага, пока он не усилился еще больше.

В последнее воскресенье мухаррама 82/13 марта 701 г. Ибн ал-Аш‘ас атаковал противника. Начало было успешным: его воины прорвали оборону, ворвались в лагерь, захватили казнохранилище и освободили заключенных из лагерной тюрьмы. Перепуганные родственники бросились спасаться бегством, сам ал-Хаджжадж едва не оказался в плену. Спасла его только недисциплинированность воинов Ибн ал-Аш‘аса, рассеявшихся по лагерю ради грабежа. В этот момент Суфйан ибн ал-Абрад с отрядом сирийской конницы нанес неожиданный удар. У Ибн ал-Аш‘аса не нашлось под рукой достаточной организованной силы для отражения контратаки, отступившее в беспорядке войско не смогло закрепиться в неполностью окопанном лагере. Сирийцы захватили лагерь Ибн ал-Аш‘аса со всем имуществом, а тем временем опомнившиеся воины ал-Хаджжаджа принялись убивать рассеявшихся по их лагерю любителей наживы.

В этой ситуации Ибн ал-Аш‘ас предпринял неожиданный ход: он не стал приводить в порядок потрепанное войско, потерявшее около полутора тысяч человек убитыми, а, оставив своим заместителем в Басре Абдаррахмана ибн ал-Аббаса (правнука ал-Хариса, дяди пророка) с тысячью отборных воинов, поскакал к Куфе, чтобы звхватив ее, отрезать ал-Хаджжаджа от Сирии. Куфу защищали 2000 сирийцев.

Абдаррахман ибн ал-Аббас подготовил город к обороне, и басрийцы упорно сражались на окраине четыре или пять дней со среды последнего дня мухаррама (16 марта 701 г. ) до вечера воскресенья (19 марта). В предпоследний день ал-Хаджжадж послал Абдаррахмана, брата Кутайбы ибн Муслима, на прорыв по дамбе в центр города. Его остановили у какого-то моста, но надо думать, что прорыв ослабил позиции оборонявшихся, и они на следующий день сдались, получив от ал-Хаджжаджа обещание помилования. Абдаррахман ибн ал-Аббас предпочел уйти из Басры с тысячью воинов, чтобы соединиться с Ибн ал-Аш‘асом и продолжить борьбу. Ал-Хаджжадж сдержал обещание, казнив несколько наиболее враждебно настроенных противников, он не преследовал остальных и, более того, запретил сирийцам селиться в домах горожан во избежание конфликтов, особенно если в доме были одни женщины. Это в какой-то мере примирило с ним горожан и обеспечило их нейтралитет во время длительного противостояния под Куфой.

В это время в центре Ирака развернулись неожиданные события. Узнав о первых неудачах ал-Хаджжаджа, начальник городской милиции Мадаина Маттар ибн Наджийа со своими людьми пришел в Куфу и не без помощи куфийцев осадил в резиденции наместника коменданта города, оставленного ал-Хаджжаджем, Абдаррахмана ибн Абдаррахмана. Тот быстро согласился покинуть город при условии беспрепятственного прохода через него. Маттар обосновался в резиденции и, узнав о поражении Ибн ал-Аш‘аса, попытался организовать присягу себе куфийцев. Куфийцы восторженно встретили Ибн ал-Аш‘аса. Ибн ал-Аш‘ас арестовал Маттара, но когда тот вместе со всеми присягнул ему на верность – простил и освободил. Гарнизоны крепостей по границе с аравийскими степями, вроде Кадисйи, также перешли на его сторону, а вскоре подошел и Абдаррахман ибн ал-Аббас. У Ибн ал-Аш‘аса в распоряжении оказалось некоторое время для укрепления своих позиций в Куфе до прихода ал-Хаджжаджа под Куфу в конце сафара 82/10–15 апреля 701 г.

Ал-Хаджжадж шел из Басры степной дорогой вдоль правого берега Евфрата. Ибн ал-Аш‘ас выслал навстречу ему большой отряд под командованием Абдаррахмана ибн ал-Аббаса, который не дал захватить Кадисийу. На этом основании можно было бы прийти к заключению, что силы ал-Хаджжаджа в этот момент были не настолько велики, чтобы ввязываться в борьбу за эту крепость. Он прошел между Кадисийей и Узайбом на северо-запад и остановился около монастыря Дайр Курра в 7 фарсахах (ок. 42 км) от Куфы. Абдаррахман, идя параллельно, остановился у монастыря Дайр ал-Джамаджим, преградив дорогу на Куфу. Следом сюда подошел и Ибн ал-Аш‘ас с основными силами. Произошло это 1 раби I 82/ 15 апреля 701 г.

Обойдя Куфу и прикрывавшие ее с юга крепости, ал-Хаджжадж обеспечил себе надежную связь с Сирией и Джазирой, Ибн ал-Аш‘ас ничего не предпринял, чтобы изменить это положение. Оба войска окопались рвами, а ал-Хаджжадж даже вскрыл запруду в голове канала и спустил воду на лощину между двумя лагерями, чтобы обезопасить себя от неожиданностей ночного нападения.

Началось затяжное противостояние, прерывавшееся стычками мелких отрядов, с единоборствами удальцов с обеих сторон, не приносившее преимущества ни одному из противников. Видя это, Абдалмалик пришел к выводу, что если ал-Хаджжадж не в состоянии справиться с ситуацией во вверенной ему половине Халифата, то стоит пойти на смену власти и переговоры с мятежниками. Весть об этом встревожила ал-Хаджжаджа, и он написал Абдалмалику с предостережением:

«О амир верующих. Клянусь Аллахом, если ты одаришь иракцев моим смещением, то пройдет немного времени и воспротивятся они тебе и пойдут против тебя. Это только увеличит их дерзость по отношению к тебе и пойдут против тебя. Разве ты не видел и не слышал о восстании иракцев во главе с ал-Аштаром против сына Аффана? Когда он спросил их, что они хотят, они ответили: «Са‘ида сына ал-Аса». А когда он сместил его, то не прошло и года, как они пришли к нему и убили его. Воистину, только железо одолевает железо. Пусть Аллах даст тебе выбрать правильное решение. Мир тебе».

Для переговоров с Ибн ал-Аш‘асом были посланы брат халифа Мухаммад, наместник Джазиры и Арминии, и сын халифа Абдаллах. Они сообщили, что халиф готов сместить ал-Хаджжаджа и назначить на его место своего брата Мухаммада и предлагает Ибн ал-Аш‘асу в пожизненное управление любой город Ирака по собственному выбору. Эти предложения явно запоздали: Ибн ал-Аш‘ас и без того имел власть над значительней частью Ирака и Ирана. Его сейчас могло удовлетворить только место ал-Хаджжаджа, которое вот-вот можно было получить без больших усилий. Его претензии поддерживались многими представителями племенной верхушки Ирака и высшей мусульманской аристократией, в том числе сыновьями ближайших сподвижников пророка, членов совета выборщиков, шуры, – сыном Са‘да ибн Абу Ваккаса, Мухаммедом, сыном Талхи ибн Убайдаллаха, Абдаррахманом, и племянником Абдаррахмана ибн Ауфа, Аййашем. Идеологическую поддержку оказывали многие мусульманские авторитеты, в числе прочих – Амир аш-Ша‘би и Ибн Абу Лайла. И уж тем более неуместным должно было показаться предложение Абдалмалика тем экстремистам, которые выступали за свержение самого Абдалмалика.

Ибн ал-Аш‘ас выслушал послов, сказал, что ему надо подумать, а ответ он даст в конце дня: ему надо было еще раз удостовериться, насколько решительно настроены его сторонники в новой ситуация. Он собрал верхушку войска, сообщил о предложениях халифа и сказал, что вести переговоры – унижение. Присутствующие горячо поддержали его, кричали, что войско велико, припасов много и надо добиваться своего в бою, а не унижаться переговорами. Ибн ал-Аш‘ас подогрел настроение своих сторонников, напомнив, что дед халифа был врагом пророка, и, играя на родовой гордости арабов, добавил, что, в отличие от них, чистокровных арабов, род Абу-л-Аса[24] подпорчен родством с «голубоглазыми» из Палестины.

Заручившись решительной поддержкой своих сторонников, Ибн ал-Аш‘ас ответил отказом на предложение халифа. Вернувшись к ал-Хаджжаджу, Мухаммад ибн Марван сказал: «Теперь дело за твоим войском». «Мое войско – ваше войско» – галантно ответил ал-Халжжадж. Посланцы халифа остались при ал-Хаджжадже, то ли для контроля за ним, то для того, чтобы подкрепить его сопровождавшими их отрядами. Теперь, когда ситуация стала однозначной, из Сирии и Джазиры стали прибывать подкрепления, и соотношение сил начало неуклонно склоняться в пользу ал-Хаджжаджа. Достоверных сведений о численности войска обеих сторон не имеется.

Наступила середина лета. И паводок спал, и вода между лагерями, наверное, высохла, а противники по-прежнему уклонялись от генерального сражения. Длительное бездействие разлагало войска, особенно войско куфийцев, соблазнявшееся близостью дома. Наконец, 26 июля два войска сошлись для решительной битвы. Ход этого сражения не ясен. Можно только догадываться, что начали его иракцы, так как именно Ибн ал-Аш‘асу дальнейшее бесплодное стояние было более опасно, чем ал-Хаджжаджу. Войско ал-Аш‘аса было построено, как полагалось, с разделением на центр и два фланга. Центром командовал Мухаммад ибн Са‘д ибн Абу Ваккас, конницей – Абдаррахман ибн ал-Аббас, тяжелой панцирной конницей – Абдаллах ибн Ризам ал-Хариси; отдельный отряд составляли курра (знатоки Корана), которыми командовал Джабала ибн Захр. Исход сражения, как и под Басрой, решила атака сирийской конницы Суфйана ибн ал-Абрада. Как рассказывается у ат-Табари, командующий левым флангом, по которому пришелся удар сирийской конницы, решил применить обманный маневр ложного отступления, чтобы потом внезапно контратаковать противника. Но его подчиненные приняли этот маневр за измену командующего и побежали всерьез. Левый фланг загнулся к центру, Ибн ал-Аш‘ас поднялся на минбар (из чего можно заключить, что сирийцы прорвались к лагерю) и стал подбадривать воинов. К нему подошел Абдаллах ибн Ризам с тяжелой конницей и один из отрядов легкой кавалерии, с помощью которых удалось ликвидировать два прорыва сирийцев. Затем сирийцы все же ворвались в лагерь, а под рукой у Ибн ал-Аш‘аса больше не осталось резервов для контратак. Дядя жены заставил его сойти с минбара и покинуть поле боя. Несмотря на начавшееся бегство, отдельные группы продолжали сопротивление, чтобы сломить упорствовавших, а ал-Хаджжадж объявил через глашатая, что все, кто бросят оружие и разойдутся по домам, будут помилованы, а также послал Кутайбу ибн Муслима стать со «знаменем помилования», к которому могли прийти желавшие сдаться без опасения за жизнь.

Ибн ал-Аш‘ас тем временем заехал домой, не слезая с коня, попрощался с дочерью и покинул Куфу в сопровождении небольшого отряда преданных сторонников. Удовлетворенные исходом битвы ал-Хаджжаджа покинули Мухаммад ибн Марван и Абдаллах ибн Абдалмалик. На поле боя якобы осталось 17000 убитых с обеих сторон. Из пяти командующих основными подразделениями мятежников погибли двое, остальные ушли вместе с Ибн ал-Аш‘асом.

Совершенно неясно, что происходило в этот момент в Куфе, почему куфийцы не попытались организовать оборону города, подобно басрийцам. Быть может, ответ на это дает глухое упоминание беспорядков в городе, во время которых сгорел диван хараджа со всеми докуменами, и благодаря этому некоторые держатели хараджных земель превратились в собственников. Ал-Хаджжадж был милостив к заблудшим жителям столицы и к массовым казням не прибегал. Сообщения о том, что всех мятежников вызывали во дворец и требовали от них признать, что, участвовав в мятеже, они отступили от веры, а также покаяться и присягнуть законной власти, следует понимать как меру, примененную к видным участникам движения. Нескольких человек, отказавшихся признать себя вероотступниками, в назидание другим обезглавили. С почтенными людьми, вроде Амира аш-Ша‘би разговор был строг, но без последствий. Любопытно, что впоследствии аш-Ша‘би избегал упоминать свое участие в сражении, и в арабской историографии нет ни одного его рассказа об этом.

Неожиданно судьба еще раз улыбнулась Ибн ал-Аш‘асу: курайшит Убайдаллах ибн Абдаддарр ибн Самура из рода Абдшамса (где он был во время битвы – неизвестно) изгнал из Басры наместника ал-Хаджжаджа и передал город подошедшему Ибн ал-Аш‘асу. В это время ал-Хаджжадж подошел к Мадаину и приготовился переправляться через Тигр. Мухаммад ибн Са‘д, ушедший туда после сражения, не стал вступать в бой, а ушел в Басру. У Ибн ал-Аш‘аса снова собралось многочисленное войско, которое могло померяться силами с ал-Хаджжаджем, прошедшим по-за Тигром половину пути до Басры.

Ибн ал-Аш‘ас вышел ему навстречу и стал лагерем у селения Маскин или ал-Мафтах примерно в районе современной Амары. Подошедший ал-Хаджжадж также стал лагерем неподалеку от него. Противостояние, перемежавшееся частными схватками, продолжалось то ли 20 дней, то ли целый месяц в ша‘бане 82/10. IX-9. Х. 701 г. в течение которых к обеим сторонам прибывали подкрепления. Это решающее сражение произошло 14 или 15 ша‘бана (23 или 24 сентября). Оно закончилось поздно вечером. С остатками войска Ибн ал-Аш‘ас отошел в Фарс.

Но ал-Хаджжадж повел себя иначе. Теперь ему не надо было задабривать опасных жителей столиц, и он казнил четыре или пять тысяч пленных, среди которых оказался и известный поэт А‘ша Хамдан.

Массовая казнь пленных может также свидетельствовать об изменившемся составе участников восстания: вместо арабов из Куфы и Басры войско Ибн ал-Аш‘аса могло пополниться мавлами, считаться с которыми ал-Хаджжадж не стал. О том, что мятеж Ибн ал-Аш‘аса всколыхнул неарабское население Ирака свидетельствует распоряжение ал-Хаджжаджа после изгнания Ибн ал-Аш‘аса о высылке мавлов из Басры на места постоянного проживания.

Преследовать Ибн ал-Аш‘аса были посланы Умара ибн Тамим и сын ал-Хаджжаджа, Мухаммад. Они настигли мятежников около Суса и нанесли им еще один тяжелый удар. Покинутый такими видными соратниками как Абдаррахман ибн ал-Аббас и Мухаммад ибн Са‘д, осуждавшими его за бегство после поражения под Маскином, Ибн ал-Аш‘ас с остатками войска продолжил отступление на восток. Только около Сабура, в ущелье, ему удалось с помощью местных курдов отбиться от преследователей. Раненый в бою и потерявший много воинов Умара ибн Тамим вынужден был прекратить преследование.

Ни в Фарсе, ни в Кирмане Ибн ал-Аш‘ас не нашел поддержки и поспешил в Сиджистан, которым управляли оставленные им наместники. Правитель Зеренджа Абдаллах ибн Амир закрыл перед ним ворота. А правитель Буста, Ийад ибн Химйан арестовал его, чтобы передать ал-Хаджжаджу. Выручил Ибн ал-Аш‘аса его союзник, правитель Кабулистана, подошедший к Бусту. Ийаду пришлось освободить своего пленника, и тот ушел с рутбилом в Кабулистан. Туда стали стекаться к нему многочисленные остатки разгромленного войска. Старые соратники призвали Ибн ал-Аш‘аса возглавить их и объединить. Возглавляемое им войско захватило Буст и Зерендж, их правители-изменники были наказаны в соответствии с тяжестью вины (наместник Зеренджа был арестован, подвергнут пыткам, но затем освобожден, а наместник Буста – казнен). Когда многочисленное войско, посланное ал-Хаджжаджем, подошло у Сиджистану, в лагере мятежников начались разногласия: большинство считало, что нужно уходить в Хорасан и искать там союзников. Ибн ал-Аш‘ас был против, считая, что там они только приобретут второго опасного врага – энергичного и решительного Йазида ибн ал-Мухаллаба. Ради сохранения единства, он нехотя согласился идти в Хорасан.

И все же раскола избежать не удалось. Как-то ночью от него ушел с 2000 воинов Убайдаллах ибн Абдаррахман ибн Самура и направился в Хорасан другой дорогой. Это вывело из себя Ибн ал-Аш‘аса, он заявил, что покинул надежное пристанище, поверив обещаниям единства, а после ухода Убайдаллаха ибн Абдаррахмана не хочет иметь дело с такими ненадежными людьми и возвращается к рутбилу. После этого заявления часть воинов разошлась, некоторые последовали за ним в Кабулистан, а оставшиеся присягнули на верность Абдаррахману ибн ал-Аббасу, который повел их в область Герата.

Йазид ибн ал-Мухаллаб, пытаясь избежать вооруженного столкновения с собратьями по вере и крови, предлагал Абдаррахману ибн ал-Аббасу помощь деньгами, чтобы тот покинул подвластную ему территорию. Абдаррахман ответил, что задержится только на время, необходимое для отдыха людей и коней, а сам принялся собирать налоги с занятой им области. Этого Йазид уже вытерпеть не мог и выступил в поход против Абдаррахмана, но напал на него только после отказа от предложения уйти со всеми собранными налогами. Бой оказался коротким, часть мятежников разбежалась. Абдаррахман упорно сражался с небольшим числом храбрецов, остался живым и скрылся в Синде. Убайдаллах ибн Абдаррахман укрылся в Мерве, некоторые из предводителей ушли в Термез к Мусе ибн Абдаллаху, но наиболее знатные мятежники предпочли сдаться в плен, надеясь на свою неприкосновенность. Среди них оказались Мухаммад ибн Са‘д, Абдаррахман ибн Талха, Аййаш ибн Асвад ибн Ауф. Йазид отослал к ал-Хаджжаджу всех знатных пленников кроме Абдаррахмана ибн Талхи, которого заточил в темницу Мерва и тем спас ему жизнь, так как остальных ал-Хаджжадж приказал казнить, невзирая на их родовитость. Ал-Хаджжадж наглядно продемонстрировал, что не происхождение, а степень лояльности государственной власти определяет положение человека. Символом отчуждения государственной власти в Халифате от создавшего ее общества стало сооружение новой столицы Ирака – Васита.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...