Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Физиология системы крови




Техника взятия и методы изучения физико-химических свойств крови

План занятия

Контроль теоретической подготовки
Пояснения к выполняемым работам
Демонстрационные опыты:
а) Способы и техника взятия крови у разных видов животных
б) Получение сыворотки, плазмы, дефибринированной крови и фибрина
в) Определение плотности крови
г) Гемолиз. Определение осмотической устойчивости (резистентности) эритроцитов
Проверка выполненных работ

 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Кровь - внутренняя среда организма, функции крови.

2. Количество крови у животных. Функции крови в организме. Способы взятия крови у разных видов животных

3. Химический состав крови и плазмы

4.Физические свойства крови - рН, удельный вес, вязкость, поверхностное натяжение и др.

5. Основные форменные элементы. Эритроциты.

6.Гемолиз. Причины и виды гемолиза.

7.Осмотическая устойчивость эритроцитов.

 

Литература для подготовки к занятию

 

1. Лысов, В.Ф. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. - М.: КолосС, 2012, - 605 с.

2. Лысов, В.Ф. Практикум по физиологии и этологии животных. /В. Ф.Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. КолосС, 2010. - 303 с.

3. Лекционный курс.

 

Работа 1. Способы и техника взятия крови у разных ви­дов животных. Демонстрационный опыт

1. Ознакомьтесь с содержанием опыта и с инструмента­рием для взятия крови у животных.

2. Примите участие в обработке операционного поля и взятии крови у кролика, собаки.

3. Запишите, каким способом и из каких сосудов берутся большие и малые пробы крови у разных видов животных.

 

 

Работа 2. Получение сыворотки, плазмы, дефибринированной крови и фибрина. Демонстрационный опыт

1. Ознакомьтесь с содержанием опыта.

2. Понаблюдайте за получением плазмы, сывороткиа, дефибринированной крови, фибрина.

3. Запишите:

- чем отличается плазма от сыворотки?

- какие вещества используются в качестве антикоагу­лянтов, каков механизм их действия, какие вещества применялись в данном опыте?

 

 

Работа 3. Гемолиз. (Практикум, оп., с.).

Для выполнения дома. Дайте определение гемолиза, пере­числите его виды и механизмы

 

 

1. Выполните опыт, результаты внесите в таблицу. В выводах укажите наблюдаемые в пробирках виды гемолиза.

 

 

Номера пробирок   Реактивы          
1. Физраствор, мл          
2. Дистиллированная вода.          
3. Глюкоза 5%, мл          
4. Нашатырный спирт, мл          
5. NaCl 3%, мл          
6. Кровь, капель          
Результат (наличие или отсутствие гемолиза (+/-)          

 

Выводы:

 

Работа 4. Определите резистентность эритроцитов крови, заполнив пробирки согласно схеме. Запишите ре­зультаты и сделайте выводы.

 

  Содержимое пробирок Номера пробирок
           
1. NаС1, 1%, мл            
2. Дистиллированная вода, мл            
Всего, мл            
Итоговая концентрация NаС1, % 0,9 0,7 0,5 0,4 0,3 0,2
Результат (наличие или отсутствие гемолиза (+/-)            

 

Выводы: проанализируйте полученные результаты. Сопоставьте их с физиологической нормой.

 

 

Дата выполнения:________

 

Подпись преподавателя_______________


Изучение химических свойств крови

План занятия

Контроль теоретической подготовки
Пояснения к выполняемым работам
Самостоятельная работа студентов:
а) Определение буферных свойств и рН крови
б) Определение количества гемоглобина в крови
Проверка выполненных работ

 

Вопросы для подготовки к занятию

 

1. Реакция крови у с.-х. животных; рН крови - жесткая константа гомеостаза.

2. Буферные системы крови.

3. Щелочной резерв крови, его значение.

4. Гемоглобин, его строение и функции. Количество гемоглобина в крови с.- х. животных

6. Соединения гемоглобина и способы их определения

7. Кристаллизация гемоглобина. Использование видовой специфики кристаллизации гемоглобина в идентификации крови

 

Литература для подготовки к занятию

1. Лысов, В.Ф. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. - М.: КолосС, 2012, - 605 с.

2. Лысов, В.Ф. Практикум по физиологии и этологии животных. /В. Ф.Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. КолосС, 2010. - 303 с.

3. Лекционный курс.

 

Работа 1. Определение буферных свойств и рН крови (Практикум, оп., с.).

1. Ознакомьтесь с оборудованием и реактивами для выполнения опыта 44

2. Определите кислотный буфер сыворотки крови и сравни­те его с кислотным буфером воды.

 

Пробирки   Реагенты 1 контроль 2 опыт
1. Вода дистиллированная, мл    
2. Сыворотка крови, мл -  
3. Фенолфталеин, кап. 1-2 1-2
4. Титровать 0,1н р-ром NaOH, кап. 1-2 до слабо-розового окрашивания 1-2 до слабо-розового окрашивания

 

Расчет: Кб = (n-m)/ m х 10, где

n - число капель 0,1н р-ра NaOH, пошедшее на титрование рабочей пробы;

m - число капель 0,1н р-ра NaOH, пошедшее на титрование контрольной пробы (10 мл дистиллированной воды);

10 - приведение V сыворотки к V дистиллированной воды в контрольной пробе.

 

Сравните кислотный буфер сыворотки крови и воды:

 

Кб/ m = раз (в сыворотке крови он в 40-70 раз больше, чем в воде).

 

 

3. Определите щелочной буфер сыворотки крови и сравните его с щелочным буфером воды.

Пробирки   Реагенты 1 контроль 2 опыт
1. Вода дистиллированная, мл    
2. Сыворотка крови, мл -  
3. Метилоранж, кап. 1-2 1-2
4. Титровать 0,1н р-ром HCl, кап. 1-2 до красно-золотистого окрашивания 1-2 до красно-золотистого окрашивания

 

Расчет: Щб = (n-m)/ m х 10, где

n - число капель 0,1н р-ра HCl, пошедшее на титрование рабочей пробы;

m - число капель 0,1н р-ра HCl, пошедшее на титрование контрольной пробы (10 мл дистиллированной воды);

10 - приведение V сыворотки к V дистиллированной воды в контрольной пробе.

 

Сравните щелочной буфер сыворотки крови и воды:

 

Щб/ m = раз (в сыворотке крови он в 280-350 раз больше, чем в воде).

 

4. Сравните величины щелочного и кислотного буферов сыворотки крови. Укажите, какой из них преобладает и почему?

 

Щб/Кб = раз.

 

Работа 2. Определение количества гемоглобина в крови (Практикум, оп., с,).

1. Ознакомьтесь с устройством гемометра Сали, зарисуй­те его схему с обозначением деталей

 

2. Определите количество гемоглобина по Сали согласно описанию.

 

Результаты определения:

 

Вид животного Hb, г/100 мл крови Hb, Ед. Сали
     
     
     

 

Заполните таблицу, используя справочный материал.

 

Вид животного КРС Лошадь Свинья Овца Курица
Hb, г/100 мл          

 

 

Дата выполнения:________

 

Подпись преподавателя_______________

 

 

Методы изучения морфологического состава крови

План занятия

Контроль теоретической подготовки 15 мин
Пояснения к выполняемым работам 20 мин
Самостоятельная работа студентов:  
а) подсчет количества эритроцитов и лейкоцитов 45 мин
Проверка выполненных работ 10 мин

 

Вопросы для подготовки к занятиям

 

1. Форменные элементы крови и их функции.

2. Количество эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, осо­бенности их структуры у разных видов с.-х. животных.

3. Виды лейкоцитов. Лейкоцитарная формула и ее роль в кли­нической диагностике.

4. Сущность методов определения форменных элементов крови.

 

Литература для подготовки к занятию

 

1. Лысов, В.Ф. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. - М.: КолосС, 2012, - 605 с.

2. Лысов, В.Ф. Практикум по физиологии и этологии животных. /В. Ф.Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. КолосС, 2010. - 303 с.

3. Лекционный курс.

Работа 1. Методы подсчета форменных элементов крови (Практикум, оп., с.).

1. Ознакомьтесь с классическим (микроскопическим) мето­дом подсчета форменных элементов крови.

2. Запишите основные этапы подготовки крови для под­счета эритроцитов и лейкоцитов.

 

3. Подсчитайте количество эритроцитов и лейкоцитов в крови крупного рогатого скота, козы, птицы. Результаты за­несите в таблицу

 

  КРС   Коза   Птица  
норма факт норма факт норма факт
Эритроциты,. млн/мм3              
Лейкоциты, тыс /мм3              

 

Выводы:

 

 

Дата выполнения:________

 

Подпись преподавателя_______________


Биологические свойства крови

 

План занятия

Контроль теоретической подготовки 15 мин
Пояснения к выполняемым работам 10 мин
Самостоятельная работа студентов:  
а) определение групп крови человека 20 мин
б) определение резус фактора 20 мин
в) определение скорости свертывания крови 15 мин
Проверка выполненных работ 10 мин

 

Вопросы для подготовки к занятию

 

1. Понятие о группах крови.

2. Факторы, положенные в основу деления групп крови человека и животных на группы.

3. Резус-фактор. Понятие о резус-положительной и резус- отрицательной группах крови.

4. Процесс свертывания крови, его значение для животного организма.

 

Литература для подготовки к занятию

 

1. Лысов, В.Ф. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. - М.: КолосС, 2012, - 605 с.

2. Лысов, В.Ф. Практикум по физиологии и этологии животных. /В. Ф.Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. КолосС, 2010. - 303 с.

3. Лекционный курс.

 

Работа 1. Определение групп крови (Практикум, оп., с.)

1. Ознакомьтесь с опытом. Зарисуйте схему переливания (совместимости) и определения групп крови.

2. Выполните опыт под руководством преподавателя.

3. Запишите результаты в тетрадь. Укажите, какие группы крови совместимы с исследованной Вами.

 

 

Работа 2. Определение резус-фактора.

1. Ознакомьтесь с методами определения резус-фактора. Запишите основные принципы метода.

2. Определите резус-фактор у животного (человека) под руководством преподавателя.

3. Запишите результат. Сделайте заключение.

 

Работа 3. Определение скорости свертывания крови (Практикум, оп., с.).

1. Ознакомьтесь с методом определения свертываемости крови. Обозначьте схематично механизм свертывания крови.

 

 

2. Определите скорость свертывания крови у птиц и млекопитающих.

3. Сравните скорость свертывания крови у разных видов животных. Результаты запишите:

Животные Время свертывания крови, мин
   
   

 

Вывод:

 

Дата выполнения:________

 

Подпись преподавателя_______________

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...