Раздел 4. Физиология системы крови
Техника взятия и методы изучения физико-химических свойств крови План занятия
Вопросы для подготовки к занятию 1. Кровь - внутренняя среда организма, функции крови. 2. Количество крови у животных. Функции крови в организме. Способы взятия крови у разных видов животных 3. Химический состав крови и плазмы 4.Физические свойства крови - рН, удельный вес, вязкость, поверхностное натяжение и др. 5. Основные форменные элементы. Эритроциты. 6.Гемолиз. Причины и виды гемолиза. 7.Осмотическая устойчивость эритроцитов.
Литература для подготовки к занятию
1. Лысов, В.Ф. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. - М.: КолосС, 2012, - 605 с. 2. Лысов, В.Ф. Практикум по физиологии и этологии животных. /В. Ф.Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. КолосС, 2010. - 303 с. 3. Лекционный курс.
Работа 1. Способы и техника взятия крови у разных видов животных. Демонстрационный опыт 1. Ознакомьтесь с содержанием опыта и с инструментарием для взятия крови у животных. 2. Примите участие в обработке операционного поля и взятии крови у кролика, собаки. 3. Запишите, каким способом и из каких сосудов берутся большие и малые пробы крови у разных видов животных.
Работа 2. Получение сыворотки, плазмы, дефибринированной крови и фибрина. Демонстрационный опыт
1. Ознакомьтесь с содержанием опыта. 2. Понаблюдайте за получением плазмы, сывороткиа, дефибринированной крови, фибрина. 3. Запишите: - чем отличается плазма от сыворотки? - какие вещества используются в качестве антикоагулянтов, каков механизм их действия, какие вещества применялись в данном опыте?
Работа 3. Гемолиз. (Практикум, оп., с.). Для выполнения дома. Дайте определение гемолиза, перечислите его виды и механизмы
1. Выполните опыт, результаты внесите в таблицу. В выводах укажите наблюдаемые в пробирках виды гемолиза.
Выводы:
Работа 4. Определите резистентность эритроцитов крови, заполнив пробирки согласно схеме. Запишите результаты и сделайте выводы.
Выводы: проанализируйте полученные результаты. Сопоставьте их с физиологической нормой.
Дата выполнения:________
Подпись преподавателя_______________ Изучение химических свойств крови План занятия
Вопросы для подготовки к занятию
1. Реакция крови у с.-х. животных; рН крови - жесткая константа гомеостаза. 2. Буферные системы крови. 3. Щелочной резерв крови, его значение. 4. Гемоглобин, его строение и функции. Количество гемоглобина в крови с.- х. животных 6. Соединения гемоглобина и способы их определения 7. Кристаллизация гемоглобина. Использование видовой специфики кристаллизации гемоглобина в идентификации крови
Литература для подготовки к занятию 1. Лысов, В.Ф. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. - М.: КолосС, 2012, - 605 с. 2. Лысов, В.Ф. Практикум по физиологии и этологии животных. /В. Ф.Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. КолосС, 2010. - 303 с. 3. Лекционный курс.
Работа 1. Определение буферных свойств и рН крови (Практикум, оп., с.). 1. Ознакомьтесь с оборудованием и реактивами для выполнения опыта 44 2. Определите кислотный буфер сыворотки крови и сравните его с кислотным буфером воды.
Расчет: Кб = (n-m)/ m х 10, где n - число капель 0,1н р-ра NaOH, пошедшее на титрование рабочей пробы; m - число капель 0,1н р-ра NaOH, пошедшее на титрование контрольной пробы (10 мл дистиллированной воды); 10 - приведение V сыворотки к V дистиллированной воды в контрольной пробе.
Сравните кислотный буфер сыворотки крови и воды:
Кб/ m = раз (в сыворотке крови он в 40-70 раз больше, чем в воде).
3. Определите щелочной буфер сыворотки крови и сравните его с щелочным буфером воды.
Расчет: Щб = (n-m)/ m х 10, где n - число капель 0,1н р-ра HCl, пошедшее на титрование рабочей пробы; m - число капель 0,1н р-ра HCl, пошедшее на титрование контрольной пробы (10 мл дистиллированной воды);
10 - приведение V сыворотки к V дистиллированной воды в контрольной пробе.
Сравните щелочной буфер сыворотки крови и воды:
Щб/ m = раз (в сыворотке крови он в 280-350 раз больше, чем в воде).
4. Сравните величины щелочного и кислотного буферов сыворотки крови. Укажите, какой из них преобладает и почему?
Щб/Кб = раз.
Работа 2. Определение количества гемоглобина в крови (Практикум, оп., с,). 1. Ознакомьтесь с устройством гемометра Сали, зарисуйте его схему с обозначением деталей
2. Определите количество гемоглобина по Сали согласно описанию.
Результаты определения:
Заполните таблицу, используя справочный материал.
Дата выполнения:________
Подпись преподавателя_______________
Методы изучения морфологического состава крови План занятия
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Форменные элементы крови и их функции. 2. Количество эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, особенности их структуры у разных видов с.-х. животных. 3. Виды лейкоцитов. Лейкоцитарная формула и ее роль в клинической диагностике. 4. Сущность методов определения форменных элементов крови.
Литература для подготовки к занятию
1. Лысов, В.Ф. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. - М.: КолосС, 2012, - 605 с. 2. Лысов, В.Ф. Практикум по физиологии и этологии животных. /В. Ф.Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. КолосС, 2010. - 303 с. 3. Лекционный курс. Работа 1. Методы подсчета форменных элементов крови (Практикум, оп., с.). 1. Ознакомьтесь с классическим (микроскопическим) методом подсчета форменных элементов крови.
2. Запишите основные этапы подготовки крови для подсчета эритроцитов и лейкоцитов.
3. Подсчитайте количество эритроцитов и лейкоцитов в крови крупного рогатого скота, козы, птицы. Результаты занесите в таблицу
Выводы:
Дата выполнения:________
Подпись преподавателя_______________ Биологические свойства крови
План занятия
Вопросы для подготовки к занятию
1. Понятие о группах крови. 2. Факторы, положенные в основу деления групп крови человека и животных на группы. 3. Резус-фактор. Понятие о резус-положительной и резус- отрицательной группах крови. 4. Процесс свертывания крови, его значение для животного организма.
Литература для подготовки к занятию
1. Лысов, В.Ф. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. - М.: КолосС, 2012, - 605 с. 2. Лысов, В.Ф. Практикум по физиологии и этологии животных. /В. Ф.Лысов, Т.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С. Шевелев. КолосС, 2010. - 303 с. 3. Лекционный курс.
Работа 1. Определение групп крови (Практикум, оп., с.) 1. Ознакомьтесь с опытом. Зарисуйте схему переливания (совместимости) и определения групп крови. 2. Выполните опыт под руководством преподавателя. 3. Запишите результаты в тетрадь. Укажите, какие группы крови совместимы с исследованной Вами.
Работа 2. Определение резус-фактора. 1. Ознакомьтесь с методами определения резус-фактора. Запишите основные принципы метода. 2. Определите резус-фактор у животного (человека) под руководством преподавателя. 3. Запишите результат. Сделайте заключение.
Работа 3. Определение скорости свертывания крови (Практикум, оп., с.). 1. Ознакомьтесь с методом определения свертываемости крови. Обозначьте схематично механизм свертывания крови.
2. Определите скорость свертывания крови у птиц и млекопитающих. 3. Сравните скорость свертывания крови у разных видов животных. Результаты запишите:
Вывод:
Дата выполнения:________
Подпись преподавателя_______________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|