Анализ культуры взаимоотношений работников
Исследование культуры межличностных отношений (коммуникации), т. е. социально-психологического климата, наличие чувства коллективизма, взаимопонимания, наличия и разделения всеми работниками ценностей и убеждений компании и др. Культура межличностных отношений: - исследование социально-психологического климата (экспресс-диагностика); - исследование психологической атмосферы в группе (по Фидлеру). 2.3.1. Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе Коммуникативное единство организации проявляется, прежде всего, в присутствии организационного климата как общего ощущения единства и взаимопонимания, создающегося и физической организацией пространства, способствующей беспрепятственным коммуникативным потокам, и восприятием информации, влияющим на последующее поведение работника, и формами передачи информации, зависящими, в том числе и от стиля руководства организации. Неблагоприятный организационный климат часто является следствием социальной или коммуникативной некомпетентности руководителя либо существования в группе неформального лидера, дезориентирующего работников и разрушающего единство. (Экспресс-диагностика) Инструкция по проведению исследования Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для исследования социально-психологического климата в организации. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/отдела анкету (см. приложение 7). Обработка полученных результатов стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; 0; – 1. Следовательно, для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой знак); - отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два отрицательных ответа (третий может иметь любой знак); - неопределенная, противоречивая оценка (на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки). Полученные данные сводятся в общую таблицу 1.6, в каждой клетке которой должен находиться один из трех знаков: +; –; 0. Таблица 1.6. Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношений
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента , где – количество положительных ответов, содержащихся в столбце; – количество отрицательных ответов; – количество членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от – 1 до + 1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от – 1 до +1) делится на три равные части: от – 1 до 0,33; от – 0,33 до + 0,33; от + 0,33 до + 1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, попадающие во второй – противоречивыми, попадающие в третий – положительными. Произведенные вычисления позволяют определить структуру отношений к коллективу. Тип отношения выводится аналогично описанной процедуре. С учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения: 1) полностью положительное; 2) положительное; 3) полностью отрицательное; 4) отрицательное; 5) противоречивое, неопределенное. В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором – как в целом благоприятный; в третьем – как совершенно неудовлетворительный; в четвертом – как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны. Вопросы 1, 4 и 7 опросного листа относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5 и 8 – к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса. Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования – 5 – 10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Ф.И.О. ДАТА
Таблица 1.7.
Заключение: Обработка результатов анкетирования и вывод.
2.3.2. Исследование психологического климата в организации Данное исследование представлено в двух вариантах и предлагается студентам на выбор Вариант № 1 по Фидлеру Инструкция по проведению исследования Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для исследования психологической атмосферы в группе по Фидлеру. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/отдела анкету (см. приложение 8), через 10 минут заполненные анкеты должны быть собраны, обработаны, и, как результат, сделаны выводы о путях улучшения атмосферы в коллективе. В основе исследования лежит метод семантического дифференциала. При этом методе измеряемые объекты (понятия, персонажи и т. п.) оцениваются с помощью биполярных (двухполюсных) шкал. Полюсы шкал задаются в форме слов (например, «хороший – плохой»). Шкала проградуирована, разделена на отрезки, которым присвоены баллы. Таких отрезков может быть 3, 5, 7 или более. Субъект отражает свое мнение или полученные научные результаты путем проставления точки на шкале, показывая, таким образом, к какому полюсу ближе качество объекта: он скорее хороший, чем плохой, или наоборот. Ниже представлен бланк, который нужно заполнить. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо в пределах от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «V», тем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей или мнений создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе (рассчитывается среднее арифметическое по каждому элементу дифференциала, а затем они складываются). Можно также сложить все полученные оценки по всем элементам и бланкам и разделить на количество опрашиваемых. Методика допускает анонимное обследование, а это повышает надежность ее результатов. Надежность увеличивается и при сочетании данной методики с социометрией и другими методами исследования социально-психологического климата в коллективе. Обработайте анкеты и предложите мероприятия по улучшению психологической атмосферы в группе. Вариант № 2 тест «Определение психологического климата в организации» Инструкция по проведению исследования Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для исследования психологического климата в организации. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/отдела анкету (см. приложение 9), заполненные анкеты должны быть собраны, обработаны, и, как результат, сделаны выводы о путях улучшения атмосферы в коллективе.
После проведения опроса данные обрабатываются исследователем. Все суждения, кроме контрольных 10, 18, 29, 37, показывают степень развития коллектива, а, следовательно, и социально-психологического климата в нем. Эти характеристики таковы: - ответственность (1, 11, 13, 19, 33, 38); - коллективизм (5, 14, 24, 30, 34); - сплоченность (6, 15, 20, 39, 43); - контактность (2, 7, 21, 26, 31, 40, 45); - открытость (3, 8, 22, 27, 35); - организованность (9, 12, 16, 28, 36, 41); - информированность (4, 17, 23, 32, 42,44). Приведенные выше данные суммируются (по каждому показателю) и заносятся на график, который наглядно демонстрирует социально-психологический климат избранного для изучения коллектива:
КУЛЬТУРА РАБОТНИКА Культура работника: - исследование тенденций поведения личности в коллективе (тест Томаса); - методика оценки личностных ценностей; - исследование этики корпоративного поведения (внутренней этики). 2.4.1. «Исследование тенденций поведения личности в коллективе» (тест Томаса) Люди не ведут себя одинаково во всех ситуациях – напротив они постоянно изменяются и адаптируются. Например, поведение работников может изменяться в зависимости от ситуации, в которую они поставлены. Даже опыт повседневной работы может изменить людей. Проводится исследование тенденций поведения личности в коллективе. Инструкция по проведению исследования: Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для исследования тенденций поведения личности в коллективе. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/отдела анкету (см. приложение 10), в конце дня заполненные анкеты должны быть собраны и обработаны. Результаты ответов надо занести в таблицу в графу «Ответ» в таблице 8 «Ключ к тесту» и произвести разброс ответов по пяти позициям. Подсчитать количество баллов (каждый ответ принимается за один балл) и построить профиль соотношения стилей поведения. Количество баллов, набранных каждым индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в различных, в том числе конфликтных, ситуациях. Ключ к тесту Таблица 1.8.
Согласно проведенному исследованию, в изучаемой организации тот стиль поведения, в том числе в конфликтной ситуации, по которому набрано наибольшее количество баллов. Студентами должны быть сделаны выводы о путях корректировки тенденций поведения отдельных личностей в коллективе. 2.4.2. Методика оценки личностных ценностей Ценности составляют сердцевину личности человека; они достаточно устойчивы во времени, и их не так много. Кроме того, ценности оказывают значительное влияние на поведение человека в коллективе, на принимаемые им решения. Ценности – это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное восприятие личностью материальных, социальных и духовных благ, набор стандартов и критериев, которым она следует в жизни. Инструкция по проведению исследования Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для выяснения их личностных ценностей. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/ отдела анкеты (см. приложение 11), через 20 минут заполненные анкеты должны быть собраны и обработаны. Для того чтобы произвести оценку результатов необходимо: 1. Умножить балл на коэффициент и записать полученное число в правую колонку «вес» по каждой категории. 2. Суммировать счет по категориям 1 – 13. Это будет итоговый счет сотрудника по личностным ценностям. Далее – ЛЦ. 3. Суммировать счет по категориям 14 – 18. Это будет итоговый счет сотрудника по социальным ценностям. Далее – СЦ. 4. Для определения базовых ценностей сотрудника следует вычесть СЦ – счет из ЛЦ – счета. Положительное число является индикатором личностной ориентации, а отрицательное число – индикатором социальной ориентации. ЛЦ – СЦ = Доминирующая базовая ценностная ориентация Для того чтобы произвести оценку результатов необходимо: 1. Умножить балл на коэффициент и записать полученное число в правую колонку «вес» по каждой категории. 2. Суммировать счет по категориям 1 – 9. Это будет итоговый счет сотрудника по профессиональным ценностям. Далее – ПЦ. 3. Суммировать счет по категориям 10 – 18. Это будет итоговый счет сотрудника по моральным ценностям. Далее – МЦ. 4. Для определения базовых ценностей сотрудника следует вычесть МЦ – счет из ПЦ – счета. Положительное число является индикатором ориентации на компетентность, а отрицательное число – индикатором ориентации на мораль. ПЦ – МЦ = Доминирующая инструментальная ценностная ориентация. На основе полученных результатов можно определить индивидуальные ценностные предпочтения. Для этого надо отметить соответствующий полученным базовым и ценностным ориентациям квадрант (см. таблицу 1.9) и сделать соответствующие выводы, а при необходимости – предложения в главе 6. Таблица 1.9. Типология индивидуальных ценностей
Обработка результатов анкетирования и вывод.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|