Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы шкал, используемых в социологическом исследовании




Социолог, пытающийся разработать одномерную числовую ось (шкалу) для измерения тех или иных социальных признаков в соответствии со своими теоретическими гипотезами, должен, прежде всего, хорошо представлять, какие классы шкал вообще используются в социологии.

(с. 50) Крупнейший американский психолог С.Стивенс на рубеже 30-х - 40-х годов ХХ века для измерения социальных признаков, не имеющих единиц измерения (например, «удовлетворенность работой» или «социальное самочув­ствие»), предложил использовать 4 типа числовых систем (шкал). Каждая из них представляет соответствующийуровень измерения эмпирических объектов:

·шкала наименований (номинальная);

·шкала порядка (ординальная);

·шкала интервалов (интервальная);

·шкала отношений.

Различия в уровне измерения определяются двумя взаимосвязанными моментами:

1. Каждая из названных выше шкал способна отразить определенный тип отношений между эмпирическими объектами, зависящий как от цели нашего упорядочивания этих объектов, так и от природы тех свойств, относительно которых происходит упорядочивание.

2. Каждая из них допускает различный спектр возможных операций с числами, составляющих шкалу.

Какие же вообще отношения могут существовать между эмпирическими объектами?

Прежде всего, это отношение равенства - неравенства.

Такой тип отношений «схватывается» номинальной шкалой (шкалой наименований), обеспечивающей самый низкий уровень измерения. Упорядочить эмпирические объекты с помощью такой шкалы означает просто разделить носи­телей изучаемого свойства на ряд групп (категорий). Каждая из этих групп (категорий) с одной стороны, включает в себя индивидов, обладающих одинаковым значением изучаемого признака.37? Это означает, что внутри каждой группы существуют отношения равенства между индиви-

______________

37 В методологии классического социологического исследования термины «свойство», «признак», «характеристика» употребляются как синонимы, отражая разные традиции, повлиявшие на становление социологии: философскую, статистическую.

 

(с.51) дами по этому свойству. С другой стороны, каждая из вы­деленных групп противостоит другим, Т.е. не «равна» им: между группами существуют отношения неравенства. Сама классификация признак а, Т.е. выделение его групп (категорий), - задача содержательного, теоретического плана. Приписывание же этим группам чисел, т.е. построение числовой оси, осуществляется с учетом только одного тре­бования: эти числа должны быть разными (неравными). Каждое из таких чисел на шкале является шкальным значением признака. При этом каждое значение имеет вербальную (словесную) формулировку.

С помощью номинальной шкалы могут быть измере­ны такие признаки как пол, профессия, тип факультета университета, мотивы любого социально значимого по­ведения, жизненные планы и т.д. Например, шкала для измерения типа факультета, на котором учатся студенты Самарского государственного университета (т.е. в нашем случае объекты, которые мы хотим упорядочить) выглядит следующим образом:

1 - физический;

2 - математический;

3 - филологический;

4 - биологический;

5 - химический;

6 - социологический;

7 - психологический;

8 - юридический;

9 - экономики и управления.

Уже на номинальном уровне измерения возможно применение ряда статистических процедур: нахождение частоты распределения признаков; определение средней тенденции по модальной частоте; вычисление определенных (с.52) коэффициентов корреляции (взаимосвязи) между признаками – коэффициентов Чупрова, Пирсона, Крамера.38

Социолог, пытаясь упорядочить область эмпирических объектов, может установить и отношения порядка между ними. В этом случае он пытается «выстроить» их по мере выраженности изучаемого свойства. Так, можно упорядочить исследуемую совокупность студентов конкретного вуза или города по уровню их учебно-познавательной ак­тивности; или совокупность предприятий по степени со­циальной напряженности в них. При этом отношения порядка не только автоматически включают в себя отноше­ния равенства-неравенства, но «идут дальше»: выделенные группы (категории) не просто не равны друг другу, но «выстраиваются в затылок» от максимальной выраженности изучаемого свойства до минимальной.

Шкала, которая фиксирует такие отношения, называется шкалой порядка. Числа такой шкалы не только фиксируют различия, но устанавливают отношения «больше ­меньше» между собой, соответствуя такой же ранжированной упорядоченности эмпирических объектов. Классическим примером порядковой шкалы является шкала удов­летворенности (работой, учебой, жизнью в целом):

1 - вполне удовлетворен;

2 - скорее удовлетворен, чем нет;

3 - и да и нет;

4 - скорее не удовлетворен;

5 - совершенно не удовлетворен.

В практике классических социологических исследований используются и сложные разновидности порядковых шкал: шкала Лайкерта, шкала Гуттмана, получившие свои названия по именам их создателей.39

____________________

38 Подробнее см. Рабочая книга социолога. М: Наука, 1987. с. 172.

39 Подробно описание этих шкал см.: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М: Наука, 1974.

 

(с. 53) В порядковых шкалах числа (шкальные значения) часто называют рангами. Следует сказать, что сами числа (ранги) могут быть заменены другими числами при условии, что между ними будет сохранена та же самая упорядоченность: числа здесь просто коды, приписываемые исследователем.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство: в пятичленной порядковой шкале шкальные значения указываются и в вербальной (словесной) форме (приведенная нами шкала удовлетворенности это демонстрирует). В то же время, если шкала имеет более пяти значений: 7, 9 или 11, то вербально обозначаются только крайние. Промежуточные значения в таких шкалах обозначаются лишь числами. Примером может служить шкала, предназначенная для измерения уровня готовности членов производственного коллектива прийти на помощь друг другу. Шкала может выглядеть так:

1_____2_____3_____4_____5_____6_____7

На помощь Всегда можно

рассчитывать рассчитывать

не приходится на помощь

Порядковая шкала допускает целый ряд дополнительных (относительно номинальной) статистических процедур: определение медианы, квартилей* для изучения центральных тенденций, расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и Кэндалла для определения тесноты связи между признаками.

___________

*Медиана представляет собой такое значение признака, которое характерно для единицы наблюдения, занимающей срединное положение в ряду единиц статистической совокупности, упорядоченных по значениям признака. Квартиль (верхний или нижний) - это такое значение признака, которое характерно для одной четверти единиц статистической совокупности.

 

(с. 54) В целом порядковая шкала обеспечивает более высокий уровень измерения, нежели номинальная, ранжируя объекты в отношениях «больше-меньше» того или иного свойства.

Вместе с тем социолога довольно часто интересует и другой вопрос: на сколько меньше или во сколько раз меньше того или иного свойства в исследуемой совокупности? На этот вопрос порядковая шкала ответа не дает. Здесь требуется иной, более высокий уровень измерения.

Он обеспечивается двумя типами шкал: интервальной и шкалой отношений, Довольно часто их объединяют вместе под одним названием «метрические» шкалы.

Интервальная шкала (или шкала равных интервалов) представляет собой полностью упорядоченный ряд с равными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной точки (отсутствует нуль). На шкале равных интервалов появляется единица измерения, которой не было в порядковой шкале: расстояния между шкальными значениями там не были равны, просто упорядочены.

Главная трудность в построении таких шкал в социологии состоит в обосновании равенства или разности расстояний между шкальными значениями40.

Шкала отношений к свойствам интервальной шкалы добавляет экспериментально установленный нуль, превращаясь таким образом в идеальную метрическую шкалу. Здесь уже можно определять отношения между шкальными значениями, Т.е. ответить на вопрос о том, насколько (или во сколько раз) одно значение признака больше (или

____________

40 Следует сказать, что такие шкалы используются в социологии не часто. Тем не менее, примером такой шкалы может служить шкала Терстоуна, главный акцент при построении которой как раз сделан на обосновании равенства интервалов между суждениями - шкальными значениями.

 

(с.55) меньше) другого шкального значения. Так, сравнивая продолжительность времени, затрачиваемого в неделю на различные элементы свободного времени, можно говорить, например, что на просмотр телевизионных передач (12 -14 часов в неделю) жители России тратят в 6-7 раз больше времени, нежели на чтение художественной литературы (2 часа). Типичные примеры таких шкал: шкала времени, пространственных мер, денежных единиц. Кроме того, разработаны и метрические шкалы для измерения некото­рых физиологических и психологических свойств челове­ка, где экспериментальным путем удалось определить нулевое значение этих свойств.

Исследователь, используя метрические шкалы, приобретает большую гибкость описания, а также способен получить больший объем информации. Над числами, при­надлежащими такой шкале, можно производить все известные операции с натуральными числами. Кроме того, наряду с процедурами, характерными для порядковых шкал, здесь возможен расчет средних значений признаков, а так­же мер их рассеяния (дисперсии, среднего квадратического отклонения и т.д.). В шкалах этого типа могут использоваться коэффициент парной корреляции Пирсона, а также множественный коэффициент корреляции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...