Типы шкал, используемых в социологическом исследовании
Социолог, пытающийся разработать одномерную числовую ось (шкалу) для измерения тех или иных социальных признаков в соответствии со своими теоретическими гипотезами, должен, прежде всего, хорошо представлять, какие классы шкал вообще используются в социологии. (с. 50) Крупнейший американский психолог С.Стивенс на рубеже 30-х - 40-х годов ХХ века для измерения социальных признаков, не имеющих единиц измерения (например, «удовлетворенность работой» или «социальное самочувствие»), предложил использовать 4 типа числовых систем (шкал). Каждая из них представляет соответствующийуровень измерения эмпирических объектов: ·шкала наименований (номинальная); ·шкала порядка (ординальная); ·шкала интервалов (интервальная); ·шкала отношений. Различия в уровне измерения определяются двумя взаимосвязанными моментами: 1. Каждая из названных выше шкал способна отразить определенный тип отношений между эмпирическими объектами, зависящий как от цели нашего упорядочивания этих объектов, так и от природы тех свойств, относительно которых происходит упорядочивание. 2. Каждая из них допускает различный спектр возможных операций с числами, составляющих шкалу. Какие же вообще отношения могут существовать между эмпирическими объектами? Прежде всего, это отношение равенства - неравенства. Такой тип отношений «схватывается» номинальной шкалой (шкалой наименований), обеспечивающей самый низкий уровень измерения. Упорядочить эмпирические объекты с помощью такой шкалы означает просто разделить носителей изучаемого свойства на ряд групп (категорий). Каждая из этих групп (категорий) с одной стороны, включает в себя индивидов, обладающих одинаковым значением изучаемого признака.37? Это означает, что внутри каждой группы существуют отношения равенства между индиви-
______________ 37 В методологии классического социологического исследования термины «свойство», «признак», «характеристика» употребляются как синонимы, отражая разные традиции, повлиявшие на становление социологии: философскую, статистическую.
(с.51) дами по этому свойству. С другой стороны, каждая из выделенных групп противостоит другим, Т.е. не «равна» им: между группами существуют отношения неравенства. Сама классификация признак а, Т.е. выделение его групп (категорий), - задача содержательного, теоретического плана. Приписывание же этим группам чисел, т.е. построение числовой оси, осуществляется с учетом только одного требования: эти числа должны быть разными (неравными). Каждое из таких чисел на шкале является шкальным значением признака. При этом каждое значение имеет вербальную (словесную) формулировку. С помощью номинальной шкалы могут быть измерены такие признаки как пол, профессия, тип факультета университета, мотивы любого социально значимого поведения, жизненные планы и т.д. Например, шкала для измерения типа факультета, на котором учатся студенты Самарского государственного университета (т.е. в нашем случае объекты, которые мы хотим упорядочить) выглядит следующим образом: 1 - физический; 2 - математический; 3 - филологический; 4 - биологический; 5 - химический; 6 - социологический; 7 - психологический; 8 - юридический; 9 - экономики и управления. Уже на номинальном уровне измерения возможно применение ряда статистических процедур: нахождение частоты распределения признаков; определение средней тенденции по модальной частоте; вычисление определенных (с.52) коэффициентов корреляции (взаимосвязи) между признаками – коэффициентов Чупрова, Пирсона, Крамера.38 Социолог, пытаясь упорядочить область эмпирических объектов, может установить и отношения порядка между ними. В этом случае он пытается «выстроить» их по мере выраженности изучаемого свойства. Так, можно упорядочить исследуемую совокупность студентов конкретного вуза или города по уровню их учебно-познавательной активности; или совокупность предприятий по степени социальной напряженности в них. При этом отношения порядка не только автоматически включают в себя отношения равенства-неравенства, но «идут дальше»: выделенные группы (категории) не просто не равны друг другу, но «выстраиваются в затылок» от максимальной выраженности изучаемого свойства до минимальной.
Шкала, которая фиксирует такие отношения, называется шкалой порядка. Числа такой шкалы не только фиксируют различия, но устанавливают отношения «больше меньше» между собой, соответствуя такой же ранжированной упорядоченности эмпирических объектов. Классическим примером порядковой шкалы является шкала удовлетворенности (работой, учебой, жизнью в целом): 1 - вполне удовлетворен; 2 - скорее удовлетворен, чем нет; 3 - и да и нет; 4 - скорее не удовлетворен; 5 - совершенно не удовлетворен. В практике классических социологических исследований используются и сложные разновидности порядковых шкал: шкала Лайкерта, шкала Гуттмана, получившие свои названия по именам их создателей.39 ____________________ 38 Подробнее см. Рабочая книга социолога. М: Наука, 1987. с. 172. 39 Подробно описание этих шкал см.: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М: Наука, 1974.
(с. 53) В порядковых шкалах числа (шкальные значения) часто называют рангами. Следует сказать, что сами числа (ранги) могут быть заменены другими числами при условии, что между ними будет сохранена та же самая упорядоченность: числа здесь просто коды, приписываемые исследователем. Следует отметить еще одно важное обстоятельство: в пятичленной порядковой шкале шкальные значения указываются и в вербальной (словесной) форме (приведенная нами шкала удовлетворенности это демонстрирует). В то же время, если шкала имеет более пяти значений: 7, 9 или 11, то вербально обозначаются только крайние. Промежуточные значения в таких шкалах обозначаются лишь числами. Примером может служить шкала, предназначенная для измерения уровня готовности членов производственного коллектива прийти на помощь друг другу. Шкала может выглядеть так:
1_____2_____3_____4_____5_____6_____7 На помощь Всегда можно рассчитывать рассчитывать не приходится на помощь Порядковая шкала допускает целый ряд дополнительных (относительно номинальной) статистических процедур: определение медианы, квартилей* для изучения центральных тенденций, расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и Кэндалла для определения тесноты связи между признаками. ___________ *Медиана представляет собой такое значение признака, которое характерно для единицы наблюдения, занимающей срединное положение в ряду единиц статистической совокупности, упорядоченных по значениям признака. Квартиль (верхний или нижний) - это такое значение признака, которое характерно для одной четверти единиц статистической совокупности.
(с. 54) В целом порядковая шкала обеспечивает более высокий уровень измерения, нежели номинальная, ранжируя объекты в отношениях «больше-меньше» того или иного свойства. Вместе с тем социолога довольно часто интересует и другой вопрос: на сколько меньше или во сколько раз меньше того или иного свойства в исследуемой совокупности? На этот вопрос порядковая шкала ответа не дает. Здесь требуется иной, более высокий уровень измерения. Он обеспечивается двумя типами шкал: интервальной и шкалой отношений, Довольно часто их объединяют вместе под одним названием «метрические» шкалы. Интервальная шкала (или шкала равных интервалов) представляет собой полностью упорядоченный ряд с равными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной точки (отсутствует нуль). На шкале равных интервалов появляется единица измерения, которой не было в порядковой шкале: расстояния между шкальными значениями там не были равны, просто упорядочены. Главная трудность в построении таких шкал в социологии состоит в обосновании равенства или разности расстояний между шкальными значениями40.
Шкала отношений к свойствам интервальной шкалы добавляет экспериментально установленный нуль, превращаясь таким образом в идеальную метрическую шкалу. Здесь уже можно определять отношения между шкальными значениями, Т.е. ответить на вопрос о том, насколько (или во сколько раз) одно значение признака больше (или ____________ 40 Следует сказать, что такие шкалы используются в социологии не часто. Тем не менее, примером такой шкалы может служить шкала Терстоуна, главный акцент при построении которой как раз сделан на обосновании равенства интервалов между суждениями - шкальными значениями.
(с.55) меньше) другого шкального значения. Так, сравнивая продолжительность времени, затрачиваемого в неделю на различные элементы свободного времени, можно говорить, например, что на просмотр телевизионных передач (12 -14 часов в неделю) жители России тратят в 6-7 раз больше времени, нежели на чтение художественной литературы (2 часа). Типичные примеры таких шкал: шкала времени, пространственных мер, денежных единиц. Кроме того, разработаны и метрические шкалы для измерения некоторых физиологических и психологических свойств человека, где экспериментальным путем удалось определить нулевое значение этих свойств. Исследователь, используя метрические шкалы, приобретает большую гибкость описания, а также способен получить больший объем информации. Над числами, принадлежащими такой шкале, можно производить все известные операции с натуральными числами. Кроме того, наряду с процедурами, характерными для порядковых шкал, здесь возможен расчет средних значений признаков, а также мер их рассеяния (дисперсии, среднего квадратического отклонения и т.д.). В шкалах этого типа могут использоваться коэффициент парной корреляции Пирсона, а также множественный коэффициент корреляции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|