Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура построения порядковой шкалы




Процедура построения порядковой шкалы" (как, впрочем, и метрических), несомненно, творческий процесс. Вместе с тем существует и определенный алгоритм этой

_______

41 Порядковая шкала в литературе часто называется полностью упорядоченной шкалой. Такая шкала противостоит другой - частично упорядоченной, которая представляет собой промежуточный вариант между номинальной и порядковой шкалами. Мы остановились на процедуре разработки порядковой шкалы, потому что такие шкалы наиболее распространены в социологических исследованиях.

 

(с.56) деятельности, который зависит, в свою очередь, от того, какой признак мы собираемся измерять - относительно простой или относительно сложный. Попробуем вначале определить содержание этих терминов. Относительно простым признаком мы называем такой, который может быть достоверно измерен непосредственно без использования промежуточных звеньев - индикаторов. К относительно сложным могут быть отнесены такие признаки, которые не могут быть измерены достоверно непосредственным образом и потому нуждаются в использовании индикато­ров в процессе измерения (косвенное измерение).

Следует сказать, что не существует каких-либо критериев (философских или математических) для отнесения признака к категориям простых или сложных. Здесь должен, прежде всего, срабатывать профессионализм социо­лога, его личностный социальный опыт, здравый смысл, интуиция, наконец.

Конечно, «априори» понятно, что такие признаки, как «уровень политической культуры» или «уровень включенности в организацию», не могут достоверно измеряться непосредственно, Т.е. быть относительно простыми признаками. Вместе с тем ряд социальных свойств, например, «интерес к учебе» или «отношение к материалам газеты» могут быть измерены и как простые, и как сложные признаки.

Рассмотрим процедуру построения полностью упорядоченной шкалы (порядковой шкалы). Для простого признака она сводится к одному этапу. Здесь измеряемое свой­ство представляется как протяженность, как континуум (длительность), «протягивающаяся» от максимального до минимального своего значения. Наглядно эту «протяженность» можно представить в виде своеобразной «линейки», градации которой представляют собой значения измеряемого признака.

(с.57) Размерность конструируемой шкалы, Т.е. количество ее пунктов, определяется степенью требуемой точности: более дробная шкала, как правило, более точно измеряет то или иное социальное свойство. Вместе с тем, выбирая меру дробности шкалы, необходимо учитывать и уровень образования социальной группы, являющейся объектом исследования. Известно, что уровень образования самым тесным образом связан с дифференцирующей способнос­тью человека: чем выше этот уровень, тем выше и способ­ность человека расчленять, отделять одно от другого, сло­вом, дифференцировать. Применительно к предмету на­шего разговора это означает, что измерение с помощью очень дробной шкалы (например, семи- или девяти член­ной) в исследовании, где объект исследования - социальная группа с достаточно низким уровнем образования, может оказаться ненадежным: респонденты просто не в состоя­нии столь дробно дифференцировать измеряемый признак.

Сконструированные таким образом шкалы-линейки переводятся в вопросную форму, чтобы быть помещенными в опросник (помним, что измерение социальных признаков происходит в процедуре опроса). Практически перевод в вопросную форму означает разработку вопроса (естественно, с ответами на него), сохраняющего «идею» и размерность шкалы, но выраженного «на языке респондента», Т.е. на языке повседневного человеческого обще­ния той социальной группы, которая выступает объектом исследования. Такая шкала в ее вопросной форме выступает операциональным определением42 теоретического понятия, в котором отражена сущность измеряемого признака.

Рассмотрим в качестве примера процедуру построения полностью упорядоченной шкалы для измерения социаль-

_________________

42 Операционализация - это процедура связывания теоретического понятия с эмпирическими наблюдениями, где последние выступают показателями каких-то свойств, относящихся к данному понятию.

 

(с.58) ного свойства «интерес к учебе».

Трехчленная «линейка» этого признака будет выглядеть следующим образом:

1____________________________2_____________________________3

Макс. знач-е Сред. знач-е Миним. знач-е

Высокий Средний Низкий

интерес интерес интерес

 

Пятичленная «линейка» будет выглядеть так:

1_____________2_______________3________________4________________5

Макс. Выше Сред. Ниже Мин.

знач-е средн. знач-е ср. знач-е

Очень Высок. Средний Низкий Очень

высок. интерес интерес интерес низкий

интерес интерес

 

Вопросная форма пятичленной шкалы может быть сформулирована следующим образом: «Скажите, пожалуйста, в какой мере Вам интересна учеба в университете?»

1 - очень интересна;

2 - пожалуй, интересна;

3 - и интересна, и не интересна;

4 - скорее, не интересна;

5 - совершенно не интересна.

Алгоритм построения шкалы для измерения сложных признаков гораздо сложнее и включает в себя несколько этапов.

На первом этапе измеряемый признак, как и в случае, ранее рассмотренном, «протягивается», представляется как протяженность. На втором этапе осуществляется поиск индикаторов измеряемого социального свойства. Можно сказать, что социологическая наука «подсмотрела» (с.59) этот способ измерения у жизни: все мы, люди, для того, чтобы «вычислить» сложное, скрытое от непосредственного наблюдения явление, пытаемся по каким-то внешним его проявлениям составить себе представление о нем. Например, «истинное» отношение к себе друга (или подруги) можно определить, зная его (ее) поведение в сложных для нас ситуациях. Некоторые «штрихи» этого отношения можно представить себе, зная, что он (она) говорит о нас другим людям. Очевидно, можно найти еще немало таких ситуаций, в которых ясно проявляется отношение к нам.

Как подбираются эти проявители изучаемого свойства, индикаторы при разработке шкалы? Прежде всего, теоретическое осмысление изучаемой социальной характеристики является важнейшим условием подбора адекватных индикаторов.

Как правило, в науке к моменту, когда исследователь приступает к изучению того или иного социального явления, уже существует ряд значений того основного поня­тия (или понятий), с помощью которых он собирается «схватывать» изучаемое явление. Обычно эти значения «вписаны» в оригинальные исследовательские концепции, отражающие позицию автора, его методологический под­ход к изучаемому явлению. Довольно часто обилие подходов, значений одного и того же понятия вызывает у ис­следователя-новичка чувство тревоги, ощущение хаоса, беспорядка в «научном доме». Вместе с тем многообразие подходов, конкурирующих точек зрения - это нормальный единственно возможный способ существования научного знания. Исследователь в конкретном исследовании должен выбрать такой подход, а значит, и такое значение основного понятия, которое ему представляется более убедительным, более «работающим» на его исследовательские задачи.

Кроме того, для точного подбора индикаторов огромное значение имеет профессиональный и социальный опыт (с. 60) исследователя, его «знание жизни». Еще раз подчеркнем: подбор обоснованных индикаторов – всегда творческое дело, т.к. никаких четких критериев для их выделения нет. Здесь хорошие помощники - и интуиция, и социологическое воображение социолога.

«Когда бы знала, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», - писала Анна Ахматова.

Подбираемые исследователем индикаторы должны, как правило, отражать субъективные и объективные (здесь это - поведенческие) грани изучаемого признака, что позволяет в измерительной конструкции более адекватно «схватить» его сущность.

Надежность измерения зависит и от количества найденных исследователем индикаторов: чем их больше, тем полнее, адекватнее измеряется социальное свойство. Вместe с тем в социологических исследованиях за редким исключением их число не превышает двух-трех43.

На этом этапе каждый из выделенных признаков-индикаторов представляется соответствующей шкалой. Вопросные формы этих шкал непосредственно попадают в опросник. При этом необходимо убедиться, что найденныепризнаки-индикаторы подходят для всех единиц наблюдения, составляющих объект исследования, т.е. каждый человек, «входящий» в объект исследования, обладает свойством занять определенное место в континуумах по выделенным индикаторам.

Рассмотрим в качестве примера процедуру построения шкалы для измерения относительно сложного признака «учебно-познавательная активность студентов». На первом этапе определяется, можно ли этот признак представить в виде континуума свойств, выделяются и фиксиру-

____________

43 Исключение составляет измерение очень сложных и емких признаков, таких, как образ жизни, качество потребления и др., где число индикаторов может достичь 10-15.

 

(с.61) ются, прежде всего, полюсы и середина этого континуума. Следует отметить, что возможно выделение ряда континуумов по разным основаниям для измерения одного и того же социального признака (в данном случае признака «учебно-познавательная активность»). При этом выбор конк­ретного основания для формирования шкалы обусловли­вается целями и задачами исследования, методологическим подходом исследователя к изучению данной проблемы. Окончательно, с учетом целей и задач исследования, шкала для измерения признака «учебно-познавательная активность» выглядит следующим образом:

1.Очень высокая.

2.Высокая.

3.Средняя.

4.Низкая.

5.Очень низкая.

На втором этапе происходит поиск эмпирических индикаторов учебно-познавательной активности. Для этого свойства могут быть выделены следующие индикаторы44:

1.Характер поведения на семинарах.

2.Количество времени, затрачиваемого на самостоятельную работу.

3. Интерес к учебе.

В свою очередь шкалы индикаторов могут быть представлены так:

Индикатор 1. «Характер поведения на семинарах».

Вопросная форма шкалы выглядит следующим образом:

1. В большинстве случаев добровольно, по собственному желанию выступаю на семинарах.

2. В большинстве случаев выступаю лишь по вызову преподавателя.

_____________________

44 Здесь учебно-познавательная активность понимается как характеристика такой деятельности, при которой первостепенное значение имеет не столько результат деятельности, сколько ее процесс.

 

(с. 62) 3. Как правило, отказываюсь выступать на семинарах.

Индикатор 2. «Количество времени, затрачиваемого на самостоятельную работу в неделю». Вопросная форма шкалы выглядит так:

1. Затрачиваю на самостоятельную работу 10 и более часов в неделю.

2. Затрачиваю на самостоятельную работу от 2 до 9 часов в неделю.

3. Затрачиваю на самостоятельную работу менее 2 часов в неделю.

Индикатор 3. «Интерес к учебе». Вопросная форма шкалы выглядит так:

1. Занятия в университете в основном интересны.

2. Занятия в университете представляют некоторый интерес.

3. Занятия в университете в основном мало интересны.

Очень часто при измерении сложных признаков (косвенное измерение) социологи используют различные логические и математические процедуры для перехода от отдельных индикаторов к измеряемому свойству. Сами эти процедуры перехода называются индексами. Следует сказать, что в классическом социологическом исследовании для самых различных целей используется большой спектр индексов: логических и аналитических.45

Применительно к теме нашего разговора наиболее распространенным является использование индекса как логической процедуры, где логически обосновывается переход от отдельных индикаторов к измеряемому признаку. Собственно говоря, такой переход выступает своеобразным третьим этапом построения шкалы для измерения сложного признака.

Для нашего признака этот индекс может выглядеть

_________________

45 Подробнее см.: Рабочая книга социолога. М: Наука, 1987; Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Изд. Дом «Стратегия», 1998.

 

(с.63) следующим образом (два из трех выделенных индикаторов взяты для простоты и понятности изложения):

Таблица 1

Индикаторы Измеряемый признак
Характер поведения на семинарах Интерес к учебе Учебно-познавательная активность студентов
Пункты шкалы Пункты шкалы Пункты шкалы
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Следует подчеркнуть, что в случае разработки шкалы для измерения относительно сложного признака в опросник попадают лишь шкалы-индикаторы. Собственно же шкала измеряемого признака, как и таблица логического перехода к ней (если социолог вообще разрабатывает такой индекс), существуют только в программе социологического исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...