Государственное регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные методы
Разнообразные инструменты внешнеторгового регулирования принято делить на две группы. К первой группе относятся меры воздействия непосредственно на цену пересекающего границу товара, а через нее на объемы экспорта и импорта, называемые тарифными методами регулирования. К ним можно отнести таможенные пошлины и акцизы. Они эффективны при достаточно стабильных валютных курсах, внутренних ценах и платежном балансе страны. Когда же перечисленные условия отсутствуют, в силу вступают инструменты второй группы, называемые административными методами регулирования или нетарифными ограничениями. Они направлены на количественное ограничение экспорта и импорта, что, в конечном счете, также влияет на цену продукции. К ним относятся количественные квоты, лицензирование, регистрация экспортеров, субсидии, льготы и др. Самым распространенным инструментом ограничения внешней торговли является тариф. В зависимости от контекста термин «тариф» может употребляться в трех основных значениях. В самом общем понимании тариф – это система ставок, определяющих размер платы за различные услуги. Второе значение тарифа – как ставка таможенной пошлины (налога), которым государство облагает товары при ввозе или вывозе их из страны. И третий, самый узкий, смысл этого термина – совокупность ставок таможенных пошлин. Страны используют тарифы по ряду причин. Во-первых, тариф может содействовать снижению потребления того или иного товара. Во-вторых, тарифы могут увеличивать доходы государства. Развитые страны редко вводят импортные тарифы специально для увеличения дохода, т.к. получают налоги с частных лиц и фирм. Многие развивающиеся страны, наоборот, используют импортные пошлины как основной источник пополнения казны.
В-третьих, причиной для введения тарифа может выступать необходимость сокращения импорта для уменьшения дефицита торгового баланса. И, в-четвертых, наиболее распространенная причина – защита местной промышленности от иностранной конкуренции. Таможенные пошлины различаются по способу их исчисления. Выделяют адвалорные, специфические и смешанные пошлины. Адвалорная пошлина определяется как фиксированный процент от стоимости товара. Специфическая пошлина – фиксированная сумма денег на физическую единицу (количество, вид, площадь, объем) товара. Смешанная – сочетание адвалорной и специфической пошлины. Существует также импортные и экспортные пошлины. Таможенная пошлина на импорт дает возможность обеспечить защиту отечественных производителей от иностранных конкурентов, выступает источник поступления доходов в казну государства. Однако от импортного тарифа страдают отечественные покупатели, т.к. введение тарифа увеличивает национальную цену иностранной продукции. Введение импортного тарифа обосновывается его сторонниками тем, что он дает возможность: 1. Защитить оборонные отрасли промышленности. 2. Повысить уровень занятости. 3. Защитить новые, «молодые» отрасли народного хозяйства. 4. Защитить отечественных производителей от демпинга и др. Для ограничения внешней торговли служит экспортный тариф. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта.
Экспортная пошлина снижает внутреннюю цену до уровня ниже мировой, в результате чего потребление внутри страны этого товара увеличивается, а его экспорт сокращается. Введение экспортного тарифа приводит к значительным потерям у отечественных производителей, но выигрывают покупатели, т.к. цены на продукцию ниже мировых. При этом выигрывает и государство, т.к. монопольное положение страны-экспортера заставляет страны-импортеры переплачивать за импортируемые товары. По законодательству ряда стран экспортные тарифы запрещены. Но их часто используют развивающиеся страны при вывозе товаров их традиционного экспорта. К нетарифным барьерам относят: – стандарты качества; – санитарные ограничения; – ограничения выпуска лицензий на импорт и т.д. Существует множество классификаций нетарифных ограничений. Мы будем использовать схему предложенную А. Киреевым: 1. Количественные (квотирование и лицензирование, «добровольное» ограничение экспорта). 2. Скрытые (технические и административные барьеры, требование о содержании местных компонентов, государственные закупки, внутренние налоги и сборы). 3. Финансовые (субсидии, кредитование, демпинг). Лицензирование обозначает, что специальными органами от имени государства выдается разрешение на экспорт и импорт товаров. Квоты делятся на два вида – экспортные и импортные. Квота на импорт может ограничивать стоимость импорта, разрешенного к ввозу в данную страну в данном году. Также она может использоваться как инструмент давления на страну-импортера. Существует абсолютная квота – количество продукции, разрешенное к ввозу в данную страну, и тарифная квота – разрешение на ввоз конкретного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по сниженной ставке. Квота экспортная – способ количественного ограничения экспорта товаров и предотвращения снижения экспортных цен. Иногда экспортные квоты направлены на обеспечение предложения благ на внутреннем рынке страны. Лицензирование предполагает получение разрешения (лицензии) от государства страны-импортера на ввоз на ее территории определенное количество какого-либо товара. Как правило правительство не публикует информацию об общем разрешенном объеме импорта, что создает неопределенность для экспортеров.
Одна из форм количественных НТБ – «это «добровольные» ограничения экспорта», в соответствии с которыми экспортирующая страна берет на себя так называемые добровольные обязательства по ограничению экспорта определенных товаров на определенный период времени» К техническим и административным барьерам можно отнести технические регламенты и стандарты, стандарты безопасности и здоровья. Эти барьеры ограничивают ввоз в страну товаров не соответствующим требованиям, предъявляемыми государством к продукции. Внутренние налоги и сборы – вид скрытых НТБ, нацеленный на снижение конкурентоспособности импортных товаров за счет обложения их дополнительными налогами, сборами, тарифами и проч. Такие налоги могут быть прямыми (акцизный налог, налог на продажу) и косвенными (сборы за таможенное оформление, портовые сборы). Субсидии – вид финансовых НТБ, под которым понимается денежная оплата, осуществляемая государством (иногда и частным лицом) и направленная на поддержку отечественного производителя. Если субсидии выдаются местным производителям, конкурирующим на местном рынке с импортерами, то их называют внутренними, а если производителям, поставляющим продукцию на внешний рынок – экспортные. В любом случае результатом действия субсидии является цена, которая может быть ниже предельных издержек. Субсидии приводят к диспропорциям в международной торговле, и поэтому правилами ВТО экспортные субсидии запрещены, за исключением субсидий сельскохозяйственным производителям. В случае использования субсидий, страны-экспортеры имеют права использовать компенсационные пошлины. Как уже отмечалось в ответ на введение субсидий страна-импортер может применять компенсационные пошлины, поэтому весьма распространенной маскировкой экспортных субсидий является кредитование экспорта. В некоторых случаях кредитование осуществляется частными банками и финансовыми организациями, однако часто эту функции берут на себя государственные структуры. К финансовым НТБ относят и демпинг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|