Роль ВТО в современной экономике. Вступление России в ВТО: перспективы развития отечественной экономики
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария). ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т. н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на не дискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; прозрачность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами. В настоящее время система ВТО является наиболее универсальной и полной. Подавляющая часть мировой торговли осуществляется странами-участницами этой организации. Несмотря на достигнутые в ходе “Уругвайского раунда” переговоров соглашения, направленные на либерализацию мировой торговли, протекционизм по-прежнему играет важную роль в международных торговых отношениях. 22 августа 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) Анализируя проблемы и перспективы вступления Российской Федерации в ВТО, достаточно сложно делать однозначные выводы о достоинствах или недостатках данного процесса, тем более на первых этапах реализации данного процесса, однако попытаться рассмотреть основные преимущества и риски вполне возможно. Во-первых, вступление в организацию вполне возможно значительно уменьшит убытки Российской Федерации, от различных барьеров и дискриминации со стороны других государств, их насчитывается около 140, воспользовавшись механизмом торговой организации для урегулирования торговых конфликтов по поводу необоснованных ограничений за рубежом на поставку отечественных товаров. Убытки от применения ограничений против российских поставщиков до вступления в ВТО насчитывается 2,5-3 млрд. долларов в год. Теперь урегулировав конфликты их можно сократить до одного млрд. На сегодняшний день, стоит отметить, что почти все ограничения сняты. Только между РФ и США пока не будут действовать нормы и принципы ВТО - до отмены, так называемой поправки Джексона-Веника, которую конгресс США так и не успел отменить. Поправка Джексона-Вэника, названная так по имени внесших ее в 1974 году конгрессменов, запрещала предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле странам, ограничивающим право граждан на эмиграцию. Поправка в закон о торговле США была внесена специально против СССР, который перестал существовать в 1991 году. С нормами ВТО эта поправка несовместима.
Во- вторых, вступление в ВТО дает возможность реализовать свои текущие и плановые торгово-экономических интересы путем эффективного участия в мировом торговом праве при выработке новых торговых правил международной торговле. Раньше Россия являлась лишь наблюдателем на общих переговорах, а теперь имеет возможность стать активным участником, способным диктовать свои условия и лоббировать свои интересы. В-третьих, одним из плюсов вступления в ВТО, является расширение возможности привлечения иностранного капитала. Это произойдет как за счет общего улучшения инвестиционного климата, так и в связи с либерализацией рынка услуг в части коммерческого присутствия зарубежных поставщиков[4]. В-четвертых, к плюсам относятся повышение доходов государства, за счет безусловного роста товарооборота, между Российской Федерацией и другими государствами-членами ВТО. В- пятых, теоретически, плюсами, являются появление у отечественных производителей дополнительных стимулов повышения своей конкурентоспособности, за счет роста конкурентного давления зарубежных компаний и понижения сравнительной эффективности лоббирования принятия протекционистских мер. Также сюда можно отнести снижение коррупции, вытекающие из повышения уровня прозрачности и предсказуемости хозяйствующей среды. На сколько, это вообще возможно в современной крайне коррумпированной экономической среде РФ. Существуют и определенные преимущества для конечного потребителя. Например, понижение стоимости товаров и повышение качества жизни в долгосрочной перспективе за счет выхода на российский рынок производителей после отмены барьеров, снижения таможенных пошлин, увеличение ассортимента и появления новых конкурентов на рынке.
Но даже, в условиях наибольшего благоприятствования, вряд ли основные угрозы, связанные с вступлением России в ВТО отойдут на второй план и останутся незамеченными как для российской экономики в целом, так и для обычного российского потребителя товаров и услуг. Одной из первой и наиболее обсуждаемой проблемой является рост конкуренции. Российской промышленности, слабо развитой, придется конкурировать с сильными и известными зарубежными компаниями, обладающими огромными ресурсами, с помощью которых они смогут захватить открывшийся российский рынок, и результате вступления России в ВТО российские компании, ориентированные на внутренний рынок, будут постепенно вытеснены иностранными. К тому же, некоторые сектора российской экономики станут более уязвимы после ликвидации защитных барьеров, среди них станкостроение, тракторное машиностроение, сельскохозяйственная промышленность, химико-фармацевтический сектор, микробиологическая и биотехническая промышленность, производство медицинской техники, пищевая промышленность и сельское хозяйство, а также авто- и авиастроение. Российской Федерации предоставляется переходный период, в течение которого страна лишь постепенно расширяет доступ иностранных товаров и услуг на внутренний рынок в соответствии с ее экономическими и социальными возможностями, но сможет ли государство грамотно воспользоваться им покажет время. Для России переходный период для либерализации доступа на рынок составит 2-3 года, для наиболее чувствительных товаров 5-7лет. Уже в 2013 г. средний уровень таможенной защиты снизится с 9,5% до 7,4%, в 2014г. – до 6,9%, в 2015г. – до 6%.[5] Второй важнейшей проблемой можно считать то, что ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику внутри страны. Россия, ранее придерживающаяся политики национального протекционизма, теперь после вступления в ВТО должна глобально перестроить политику на внутреннем рынке.
Еще одной проблемой можно считать ухудшение наполняемости бюджета, ведь именно таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Некоторые минусы ожидают и потребителей. В связи с тем, что России теперь придется выполнять условия ТРИПС, ей необходимо ужесточить законодательство по борьбе с пиратской продукцией. Теперь России придется прилагать массу усилий для защиты американской и европейской интеллектуальной собственности, что приведет к росту цен на ряд товаров и услуг, предлагаемых зарубежными производителями, держателями прав интеллектуальной собственности[6]. Таким образом, вступление Российской Федерации в ВТО содержит ряд как позитивных, так и негативных моментов, которые необходимо учитывать и Правительству России и отечественным производителям. С одной стороны существует ряд способов нейтрализовать возможные угрозы, например, с помощью соглашений ВТО, а с другой их нельзя нейтрализовать автоматически. Информационные источники сообщают, что до 1 октября 2012 г. в Госдуму должна быть предоставлена стратегия действий федеральных органов исполнительной власти по защите национальных интересов РФ в ВТО, а также план разработки и принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства России и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в связи с ратификацией протокола. Также до 1 января 2013г. Правительству рекомендовано предоставить в Госдуму информацию о реализации мер, направленных на адаптацию экономики России к новым экономическим условиям[7]. Сложно однозначно предположить, что ждет Россию во Всемирной торговой организации на данном переходном этапе. Конечно, необходимость вступления РФ в ВТО была обусловлено ее активным участием в торгово-экономических отношениях на мировом рынке, и возможностью, путем вступления, влиять на процессы, происходящие в организации, но сделать это необходимо без катастрофических последствий, как для отечественной экономики, так и российских потребителей в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|