Межгосударственное регулирование внешней торговли. ГАТТ/ВТО и его воздействие на современные торговые процессы.
Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается двусторонними и многосторонними соглашениями и вопросами: ^ Набор средств и инструментов регламентирования внешней торговли включает: Объективная необходимость в международно-правовом регулированиимирохозяйственных связей обусловлена следующими обязательствами: - глобализацией мировой экономики: усилением взаимосвязи ивзаимозависимости национальных экономик и в следствии этого развитиеэкономических отношений между юридическими лицами, принадлежащим к разнымгосударствам; - возрастанием инвистиционных потоков и транснационализациейпроизводственной деятельности; - ростом международных потоков товаров и услуг. Толчком кинтернационализации мирохозяйственных связей явились достижения научно технического производства, транспорта, энергетики, связи. В условияхглоболизации мировой экономики межгосударственные границы применительно кэкономическим отношениям приобрели совершенно иное значение, чтопотребовало создания новой системы регулирования мирохозяйственных связей,основанной на принципах либерализации торговли, устранения торговыхбарьеров, обеспечения свободного движения капиталов; такая либерализациямогла быть достигнута только за счёт сбалансированной координациинациональных правовых режимов в области торговли и инвестиций;
- несогласованность национальных законодательств разных страннеизбежно порождала, всевозможные серьёзные, проблемы и споры междуэкономическими субъектами мирохозяйственных связей и между государствами. - достижение валютно–финансовой стабильности, способной обеспечитьконвертируемость национальных валют, облегчающие взаимные расчётыучастников мирохозяйственных связей, возможно лишь на основе выработкисовместной валютно–финансовой политики на многосторонней основе и е осуществления путём совместных действий; - правовая основа и методы выработки и принятия управленческих решенийна уровне государственного и частного секторов требовали их унификации сточки зрения способов выработки решений, методов контроля, санкций воизбежание многочисленных международных споров; требовали унификации июридические принципы, используемые при урегулировании споров; - внутригосударственные методы вмешательства и регулированияэкономики, отличавшейся большим разнообразием по странам, объективнотребовали выработки единых подходов и для разработки стратегий развития, вособенности в развивающихся странах, что способствовало развитиюрегиональной экономической интеграции; - получившие развитие межотраслевое экономическое сотруднечество намногосторонней основе требовало координации со стороны специализированныхорганизаций; - огромная разница в социально–экономических условиях жизни людей вразных странах объективно ставила вопрос об оказании помощи и содействия состороны развитых стран развивающимся странам и среди них наименее развитыми бедным странам; такие усилия требовали координации действий и разработкиединой стратегии социольно–экономического развития развивающихся стран,разработки средств и инструментов, оказания им экономической, финансовой итехнической помощи.
В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ), которое подписали в 1947 г. 23 государства. Членами ВТО в начале 1999 г. являлись 134 страны. Заявки на присоединение к ВТО подали еще около 30 стран, включая Россию[2] и Китай. Секретариат ВТО находится в Женеве. Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости). Деятельность организации базируется на ряде простых фундаментальных положений: 1. торговля без дискриминации; участники ВТО обязуются предоставлять друг другу принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. условия не худшие, чем предоставляются ими любой другой страной), а также предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю; 2. защита внутреннего производства с помощью таможенных тарифов: гласно и открыто устанавливаемые таможенные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе — единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они отказываются от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.); 3. стабильная и предсказуемая основа для торговли: закрепление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах. Пошлины устанавливаются в ходе многосторонних переговоров; 4. содействие честной конкуренции: противодействие таким нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по искусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государственных субсидий для занижения экспортных цен; 5. гласность и открытость в торговом регулировании; 6. разрешение споров и конфликтов путем консультаций и переговоров.
Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, — приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации. Основной механизм деятельности ГАТТ/ВТО — раунды многосторонних переговоров, которые длятся несколько лет. До 1994 г. прошло восемь раундов многосторонних переговоров, в результате которых средневзвешенная ставка таможенных тарифов в США, странах Западной Европы и Японии была снижена в среднем с 25–30% в начале 50-х гг. до примерно 4% в 1998 г. Последний, так называемый Уругвайский, раунд переговоров проходил в 1986–1994 гг. В декабре 1995 г. в Сингапуре состоялась первая конференция ВТО. В 1996–1997 гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг. Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|