Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И экеппораторная факторизация 1 глава




Шмелев А. Г.

Ш72 Психодиагностика личностных черт.—СПб.: Речь, 2002.— 480 с, илл. ' ■

ISBN 5-9268-0084-6

В данной книге обобщены результаты исследований современных зарубежных и отечественных специалистов в области психодиагностики личности. Приведен цен­ный материал, имеющий практическое значение для психодиагностики личностных черт и интерпретации результатов личностных методих.

БЦК 88.37

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................9

Проблемный контекст.........................................................................9

Исторический контекст.....................................................................11

Ключевые технологии, и идеи............................................................17

Участники, благодарность..................................................................26

Глава 1.

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПАРАДИГМЫ........................27

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ «ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ» В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОМЕТРИКЕ........27

Личность как этико-философская и конкретно-научная

категория...........................................:................................................28

Корреляционный эксперимент...........................................................30

Объектная структура данных............................................................32

Конфирматорная и эксплораторная факторизация...........................34

Психофизиологическая интерпретация главных факторов..............36

Теории черт и типов.........................................................................37

Отказ от аддитивности.....................................................................39

Критика психометрики черт личности......................................................41

Клинический подход..........................................................................41

Условие эффективности клинического метода.................................43

Компенсаторные стили деятельности...............................................45

Социальная желательность................................................................46

Заблуждения обыденного сознания...................................................46

Ситуационизм и интеракционизм.....................................................4S

Ошибки в вероятностной логике.....................................................48

Бихевиористская структура данных..................................................51"

Когнитивизм.....................................................................................52

Концепция компетентности...............................................................54

Частичная субъектная парадигма: установки и отношения.....................56

Ситуационная обусловленность установок....................................... 56

Проективная структура данных.........................................................60

Иерархия установок и иерархия черт............................................... 61

Классификация отношений................................................................63

Интериоризация черт...................................................:.....................63

Надситуационные акцентуации характера...................,.................... 64

лонгитюдная структура данных...............................................................66

Субъектная структура данных: шкалирование...........................:..............68

«Семантический дифференциал» {СД)..............................................68

Куб данных в СД........................................................................г......69

Смысл «субъектности» куба данных.................................................70

Субъективное пространство ЕРА...................................................... 71

Трансформации пространства ЕРА....................................................72

Феноменологичность СД-диагностики..............................................73

Ассоциации и шкалирование.................................................,...........75

Глава 2.

ПСИХОСЕМАНТИКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ.................................. 80

Тест личностных конструктов..................................................................81

Когнитивная сложность..................................................................... 83

Поведенческая валидность теста конструктов................................. 86

Клинический эффект теории конструктов........................................87

Недостатки теории и технологии Келли........................................... 88

Семантика черт личности: локальные модели.........................................90

Обыденная и научная концепции черт..............................................90

Семантические пространства черт личности............................,.......91

Происхождение главных осей ЛСП..................................................95

Четырехполюсная модель черты личности...................................... 96

Четырехполюсная модель и влияние среды...................................... 98

Таксономические исследования личностных черт.......................... 102

Лексическая гипотеза...................................................................... 102

Карта личности Платонова.............................................................. 103

Таксономический проект Р. Кэттэлла............................................104

Независимость прогностичности от вращения факторов..,............ 106

Большая Пятерка личностных факторов........................................ 107

Преемственность современных таксономических проектов.......... 107

Проверка устойчивости Большой Пятерки....................................ПО

Большая Шестерка или Семерка?...............-.................................... 11 1

Теоретический статус факторов В5...............................................ИЗ

Обобщенное личностное семантическое пространство................. 114

Прототипичность поступков........................................................... 11 4

Лексические факторы и факторы вопросников.............................115

Обогащенное определение личностной черты................................118

Глава 3.

ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА........................ 120

Гипотезы................................................................................................ 121

1.1. Межкультурная универсальность глобальных черт............... 121

1.2. Лексическая гипотеза: статус личностных вопросников........ 122

1.3. Четырехпозиционное строение личностной черты................. 122

1.4. Гипотеза многомерной континуальности................................. 123

1.5. Гипотеза социально-ролевой детерминации............................. 125

Вторая группа гипотез: сцепление и дифференциация ЛСП.......... 125

Таксономия личностных черт в русском языке..................................... 131

Начальный словник.......................................................................... 132

Выделение классообразующих терминов........................................134

Процедура и структура экспертных оценок................................... 137

Компьютерная система ТЕЗАЛ........................................................ 139

15 факторов......................................................................................140

Построение базисного личностного вопросника....................................146

Адаптация 16PF................................................................................147

Факторизация 16PF..........................................................................147

Реконструкция недостающих пунктов 16PF..................................148

Создание компьютерной и параллельной формы 16ЛФ................150

Большая Пятерка на материале 16ЛФ...,........................................152

Разработка вопросника 16РФ..........................................................158

Большая Пятерка на материале 16РФ............................................ 162

Разработка программно-методических средств...................................... 166

1976—1987 — использование компьютеров для обработки

данных........а..................................................................................... 166

1988—1996 — программы для персональных компьютеров........ 167

Комплекс ТЕСТАН + ЭКСПАН...................................................... 168

Психометрический пакет ТЕСТАН+............................................... 172

Алгоритм КФА в системе ТЕСТАН..............................................173

Тестирование в Интернете (Телетестинг)......................................174

Глава 4.

ВАЛИДНОСТЬ МОДЕЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.................. 178

Кросс-культурная гипотеза: S-данные....................................................178

Таксономические исследования......................................................178

Контрольные списки........................................................................184

Пятифакторная структура в сознании учителей...........................188

Национальные стереотипы........................................... \...................191

Интерпретация Большой Пятерки..................................................195

Взаимосвязь ЕРА и В5.....................................................................196

Взаимоналожение категориальных систем разного уровня..........203

Кросс-культурная гипотеза: Q-данные.......................'............................205

Большая Пятерка и темперамент....................................................210

Лексическая гипотеза: связь S-'и Q-данных.........................................211

Конвергентная валидность В5 и КСП.............................................211

Приписывание черт в вопросниках................................................213

Информативность американских и русских факторов в России. 215

Обоюдная зависимость Q- и1 S-данных..................................:.........221

Факторная структура. MMPI.................................................."........222

Четырехпозиционная модель...................'..............................................227

Национальное самовосприятие русских.........................................227

Крайности «типичного русского»................:...................................231

«Вытеснение» невротизма?..............................................................234

Двухфакторность личностных тестов.............................................235

Конструирование теста на основе модели......................................237

Многомерная континуальность личностного пространства...................237

Циркограммы и циркуляторные модели........................................237

Англоязычные циркуляторные модели...........................................239

Семантический код черты в циркуляторных моделях.................240

Алгоритм размещения терминов по фасеткам..............................241

Русскоязычная циркуляторная модель (данные учителей)............242

Русскоязычная циркуляторная модель (данные студентов)..........255

^Новый взгляд на четверки...............................................................258

Психофизиологическая интерпретация отношений внутри В5......260

Новая интерпретация «крайностей русского характера»...............261

Кластеры личностных черт и таксономия ситуаций..............................263

«Ранговая модификация» кластерного анализа.......'.......................264*

Кластеры в Атласе черт.................................................................266

Полиморфизм в Атласе черт.........................................................266

Как читать Атлас?...........................................................................267

Ситуационная интерпретация отдельных кластеров.......................269

Неприятие личного успеха в русской культуре............................271

Кластерный анализ вопросников...........................................................273

Кластерный анализ пунктов 16РФ.................................................273

Соотнесение типов Гиппократа и факторов В5............................275

Нестабильность темперамента и ситуационная самооценка..........276

Кластерный анализ пунктов ММИЛ и таксономия жалоб...........278

Глава 5.ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ............. 286

Однофакторные исследования................................................................286

Различающая сила факторов (РСФ)...............................................286

РСФ и социометрический выбор.....................................................287

РСФ и хронический стресс.............................................................288

РСФ" и диапазон выборки.................................................................289

Мотивационные конструкты: ТАТ и ТЮФ.....................................290

Доминирующие факторы и L-данные..............................................291

Доминантный фактор и когнитивная сложность............................292

Трансформации ЛСП и идентификация с ролью............................293

ЛСП и внутрисемейное восприятие................................................294

Согласованные трансформации ЛСП и влияние

компьютерных игр...........................................................................295

Сцепление факторов: трудности регистрации................................296

Сцепление и ПМШ...........................................................................297

Сцепление и балл по вопроснику....................................................297

Экспериментальная критика семантических тестов...............................299

ТЛК и 16ЛФ: опосредующая роль самооценки?............................299

Субъективная семантика фотопортретов и 16ЛФ.........................302

Компетентность и динамичность когнитивной сложности............303

Множественность причин в трансформациях ЛСП......................305

Поиск косвенных связей конструктов и черт........................................307

Сила конструктов и ГОЛ................................................................307

Объяснение диагностичности косвенных связей............................314

Косвенные связи в проективном «Фототесте»..............................315

Компетентность экспертов....................................................................316

Компетентность и согласованность................................................316

Имитационные матричные тесты.....................................................318

Атрибуция черт мешает профессионалу?.......................................320

Тренинг межличностного познания в Интернете..........................320

Заключение............................................................................................324

Библиография.........................................................................................332

Предметный указатель...........................................................................350

Авторский указатель..............................................................................357

■Толковый словарь специальных терминов............................................362

Расшифровка основных сокращений....................................'..................379

Атлас личностных черт........................................................................381

Алфавитный указатель черт.......................................:...............'............437

Указатель ситуаций и сфер жизнедеятельности...................................458

Вопросник 16РФ........................................■.......................................459

Посвящение

Памяти Е. Ю. Артемьевой и В. И. Похилько, слишком рано ушедших из жизни.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемный контекст

Актуальность психологии личностных черт не зависит от конъюнкту­ры идеологических и социально-экономических веяний и метаморфоз, как и от моды на тот или иной методологический или технологический подход внутри самой психологии. Не только профессиональные психологи, ис­следователи и практики, но и специалисты в области социологии и недаго-гики, теории и практики управления, юристы, политологи, журналисты, литераторы и просто люди самых разных профессий постоянно оценива­ют окружающих по их личностным (психологическим) качествам, с тем чтобы решать свои профессиональные и просто обыденные житейские задачи — строить свои отношения с окружающими. При этом, как это показано во многих отечественных и зарубежных исследованиях, эта оценка, как правило, осуществляется в форме заключений о личностных свойст­вах (чертах). Но очень часто эти суждения выносятся с определенными ошибками, акцентами, упрощениями и искажениями (индивидуальными трансформациями), в которых проявляется не только ограниченность в овладении психологическими знаниями и соответствующей терминологи­ей, но и глубокая пристрастность межличностного восприятия, за которой в свою очередь стоят интересы и мотивы субъекта восприятия.

Сторонников изучения личностных черт часто критикуют за то, что они сводят предмет исследования к узкому кругу факторов — таких пси­хологических переменных, которые действуют на протяжении всей жизни человека во всех ситуациях и оказываются на поверку наследственно при­обретенными свойствами нервной конституции (см. критику теории черт в таких обширных обзорных работах как Хекхаузен, 1986; Хьелл, Зиглер, 1997; Первин, Джон, 2000). Да, следует согласиться, что черты, понятые узко — как диспозиции (индивидуальные установки) к определенному по-

ведению во всевозможных ситуациях, позволяют лишь в малой степени объяснять и прогнозировать поведение человека в конкретных ситуациях. Известно, что значения коэффициента корреляции в пределах 0,3 являет­ся фактически пределом прогностичности диспозициональных моделей. Этому есть немало свидетельств, полученных как с помощью строгих экспериментов (Endler, Hunt, 1966; Mischel, 1968, 1977; см. также обзо­ры на русском языке в книгах Росс, Нисбетт, 1999; Первый, Джон, 2000), так и с помощью корреляционных экспериментов с применением эксплораторного факторного анализа1. В этом мы сами убедились в.наших собственных многочисленных исследованиях: набор значимых, устойчи­вых и интерпретируемых глобальных факторов объясняет, как правило, не более 20—30 процентов дисперсии в матрицах интеркорреляций для пунктов личностных вопросников или списков прилагательных (когда их численность превышает 100 переменных).

Но в данной работе мы исходим из более широкой трактовки понятия «личностная черта», подразумевая под этим не только наследственные диспозиции, но и приобретенные стили и стратегии поведения для опреде­ленных классов ситуаций, а также «личностные конструкты» —средства категоризации впечатлений при восприятии человека человеком. Таким образом, психосемантический подход к психологии черт оказывается зна­чительно более широким, чем традиционный психодиагностический под­ход, представленный во всех учебниках по психологии личности главным образом именами Г. Олпорта, Г. Айзенка, Р. Кэттэлла (см. Хьелл, Зиглер, 1997; Первин, Джон, 2000). В нашей трактовке к психологии черт следу­ет отнести весь цикл работ по психологии личностных конструктов, пред­ставленный самим Дж. Келли {Kelly, 1955; Келли, 2000) и его последова­телями (Франселла, Баннистер, 1977), работы, выполненные в контексте «феноменологической психодиагностики» (куда, например, А. Анастази от­носит Q-сортировку и «личностный семантический дифференциал», см. Анастази, 1982), а также сформировавшееся уже в 80-е годы широкое международное направление по исследованию таксономии личностных черт в естественном языке {Goldberg, \9Si;Anglei!nera. о., 1990; DeRacid, Hoskens, 1990, Шмелев, Похылько, 1985а), которое внесло решающий вклад в появ­ление столь популярной в 90-е годы концепции «Большой пятерки» лично­стных факторов {Голдберг, Шмелев, 1993; см. также на русском языке хороший обзор работ в русле этой концепции в книге Первин, Джон, 2000).

В основном цикле наших исследований, подытоженном прежде всего в докторской диссертации (А. Г. Шмелев, 1994), мы поставили задачу выяв-

1 Термин «эксплораторный» обычно не используется в русскоязычной психологиче­ской литературе. Он обозначает обычный мультивариаптный анализ матриц интеркорре­ляций в духе Л. Терстоуна и его последователей (в психологии черт самый яркий — Р. Кэттэлл). Этот термин противопоставляется «конфирматорному» факторному ана­лизу, когда хотят подчеркнуть, что исследователь не исходит из каких-то доэкспери-ментальных гипотез о составе и структуре факторов. Здесь и далее примеч. автора.

ления закономерностей в появлении трансформаций межличностного вос­приятия, в выяснении того, насколько регулярны взаимосвязи этих транс­формаций с личностными свойствами самих субъектов межличностного познания, и, если такие взаимосвязи существуют, насколько реальна пер­спектива разработки косвенных методик диагностики личности по струк­туре ее индивидуальной категориальной системы. Сформулированная та­ким образом исследовательская задача, естественно, потребовала решения массы предварительных задач.

Чтобы выявить индивидуальные искажения и отклонения, прежде все­го оказалось необходимым построить модель «нормы» — содержательно и статистически обоснованную модель, отражающую общепринятые пред­ставления о структуре личностных черт в нашей русскоязычной языковой культуре. Так появился.реконструированный нами на основе экспертных оценок «тезаурус личностных черт», самый важный фрагмент которого представлен в приложении к данной работе в виде «Атласа личностных черт». Для выяснения того, с чем и как эти отклонения можно экспери­ментально скоррелировать, чтобы выяснить их психодиагностическую ин­формативность, пришлось произвести ревизию психодиагностических: ин­струментов. Выяснилось, что мы не располагаем на русском языке психо­метрически корректными личностными тест-вопросниками, поэтому при­шлось их создавать — как путем адаптации западных (по полной програм­ме — на уровне переформулирования отдельных заданий и коррекции ключей к ним), так и путем создания оригинальных отечественных версий. В первых двух главах книги дается конструктивно-аналитический об­зор зарубежных и отечественных работ в области психодиагностических и лексико-семантических исследований личности, позволяющих нам подой­ти к обоснованию системы гипотез, сформулированной в третьей главе. В четвертой главе приводятся данные по конструированию и проверке ва-лидности рассматриваемых нами модельных представлений ЛСП. В пятой главе — по проверке валидности конкретных показателен психосеманти­ческих тестов — так называемой «различающей силы» и «сцепленности» факторов семантического пространства (СП). В приложении нами даются методические инструменты, которые могут быть полезны для академичес­ких и практических психодиагностических исследований личности.

В данной книге читатель сможет впервые познакомиться не только с конкретными современными методическими инструментами, но и с новы­ми теоеретическими представлениями о чертах личности: трехуровневой классификацией и четырехполюсной моделью.

Исторический контекст

Не желая утомлять подробностями тех читателей, которые хотели бы ограничить свое знакомство с данной книгой только введением в проблем­ный контекст, автор все же отнюдь не исчерпал важной предварительной информации, необходимой для того, чтобы раскрыть гот контекст, в ко-

тором исторически формировались различные этапы проведенного цикла исследований. Как уже было указано выше, цикл исследований был начат еше в 70-е годы. Это происходило в то время, когда в развитии отечест­венной психологии обнажился открытый кризис: декларативная, спекуля­тивно-теоретическая психология, обслуживающая (прежде всего в Моск­ве) безраздельно господствовавшую (как тогда казалось) идеологему, не могла дать никакого конструктивного ответа на растущие запросы реаль­ной жизни. Собирались совещания за совещанием, принимались громкие постановления о развитии психологической службы, о ее методическом оснащении, но даже весьма взвешенные первые публикации в центральной психологической прессе о научных аспектах разработки и применения психологических тестов (например, Гильбух, 1978) встречали опасливую реакцию среди руководителей московских психологических учреждений, упоминавших тогда о печально известном постановлении ЦК ВКП(б) 1936 года в таких тонах, как. будто тень «отца народов» продолжала бдительно следить за всем, что происходило в каждом московском кабинете* В двой­ственности позиции ряда ведущих специалистов (К. М. Гуревич, 1982) просматривалось стремление защитить от идеологической цензуры уже начавшиеся практические работы по созданию отечественных тестов. С большим трудом, с боем доставались публикации первых серьезных пере­водных руководств по теории тестирования (см, предисловие К. М. Гуре-вича и В. И. Лубовского к книге А. Анастази, 1982). Показательно, что из русского перевода книги А. Анастази был в последний момент даже изъят профессионально-этический кодекс американских психологов (сравните Anastasy, 1967; Анастази, 1982).

В работах представителей Московской школы Выготского-Леонтьева (например, Божович, 1968; Леонтьев, 1975) преобладала открытая анти­позитивистская направленность. Ценность разработанного в Московской университетской школе так называемого каузально-генетического метода изучения личности в контексте развития и смены ведущих форм деятель­ности неоспорима. Но при этом эмпирико-статистическая технология кон­струирования тестов на факультете психологии МГУ (в отличие от ЛГУ, см. Гайда, Захаров, 1982) фактически не изучалась и не анализировалась. Отсутствовали соответствующие учебные дисциплины и в учебных планах подготовки студентов. Угнетающая бледность профессионального тезауруса (концептуальной системы) выпускников МГУ в отношении параметров межиндивидуальных различий (студенты на государственных экзаменах не могли назвать более 2—3 индивидуальных особенностей), бесспорно, от­рицательно сказывалась на эффективности их практической деятельности после окончания университета.

В этой обстановке развитие стандартизованных техник изучения лич­ности могло существовать в Московском университете только в форме разработки некоторого конструктивного противовеса традиционной пси­хометрике. Таким подходом для группы исследователей, к которой при­надлежит и автор данной работы, стала экспериментальная психосеманти-

ка, поставившая своим предметом, как уже отмечалось выше, изучение индивидуальных систем значений методами многомерного анализа данных {Артемьева, 1980; Петренко, 1982; Шмелев, 1982). Этот подход был поддержан деканом факультета психологии А. Н. Леонтьевым, рассматри­вавшим его в своих последних трудах как разработку методических средств изучения семантической составляющей интегрального «образа мира» {Ле­онтьев, 1979). Вскоре вслед за спецкурсом «Анализ данных» {Е. Ю. Ар­темьева) и «Экспериментальная психосемантика» (первая программа ко­торого была предложена совместно В. Ф. Петренко и А. Г. Шмелевым в 1979 году) в учебном плане факультета психологии МГУ при поддержке нового (после кончины А. Н. Леонтьева) декана А. А. Бодалева появился в 1980 году вначале спецкурс «Дифференциальная психометрика» (А. Г. Шмелев), а затем общий-курс «Основы психодиагностики» (Сталин, Шме­лев, 1984; Шмелев, 19916). Автор должен здесь отдать должное А. А. Бодалеву как заведующему кафедрой общей психологии в те годы, под­державшему замысел разработки проекта создания тезауруса личностных черт {Шмелев, Похилько, Козловстя-Тельнова, 1988, 1991).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...