И экеппораторная факторизация 3 глава
Согласно нашему отношению к психосемантике, которое мы с самого начала заявили как «деятельностное» (Шмелев, 1983а,б), категориальные структуры личностных черт (личностные конструкты в терминологии Д. Келли) выполняют в субъективном опыте не только роль пассивной фиксации определенных особенностей у других людей — объектов социального познания, но и активно-операциональную роль: они включают в себя информацию о стратегиях, адекватных в обращении с объектом категоризации. Поэтому категоризация является актом подготовки (актуализации) к определенному действию — к осуществлению определенной стратегии (алгоритмически организованной цепочки операций, иногда весьма длинной и разветвленной). В начале 80-х годов очень немногие психологи (лишь обладающие смешанной когнитивно-бихевиористской компетентностью) могли понять автора, когда он говорил о наличии операционального компонента у каждого значения (понятия). Позже для объяснения того, как это может быть устроено, нам приходит на помощь аналогия с современными объектно-ориентированными языками компьютерного программирования. Теперь можно надеяться на то, что по крайней мере отечественные программисты легко могут уяснить суть того, о чем идет речь (на психологов по-прежнему надежд, увы, немного — в силу традиционно низкой культуры операционального мышления у этой профессиональной группы). Надо сказать, что в овладении аналогией с ООП (объектно-ориентированным программированием) самому автору немало пригодился личный опыт практического программирования при создании компьютерных тестовых программ. Таким образом, общепризнанная роль компьютерной метафоры для становления кошитив-ной психологии (психика как «операционная система и банк программ») получает особое значение в индивидуальной истории научного творчества автора этих строк — психолога, увлеченного программированием (а иногда
и просто вынужденного им заниматься в отсутствие средств на оплату профессиональных программистов). В терминах объектно-ориентированной компьютерной метафоры акт категоризации предстает как актуализация (или «вызов») подпрограммы-объекта, которая обладает рядом явных специфичных функций (процедур) — характерных именно для данного объекта, а также рядом неявных, неспецифичных функций, характерных для так называемых «родительских объектов» — более старших в иерархии. Самое существенное в этой аналогии, что в так называемый «объект» имплантировано описание не только его признаков (тип данных), но и процедур — правил обращения с этим объектом. То есть внутри «объектов» присутствуют и предметные (связанные со структурой данных), и операциональные (процедурные) компоненты, которые вступают во взаимосвязь. В нашей монографии 1983 года «Введение в экспериментальную психосемантику» (Шмелев, 1983а) эту взаимосвязь мы пытались представить как своеобразную систему взаимного отображения «пространства предметов» в «пространство операций». Представления об ООП тогда фактически были еще неизвестны. Чтобы читатели, не имеющие представления об ООП, не чувствовали себя при чтении данных строк слишком дискомфортно, приведем простую аналогию из области обыденного познания. Представьте себе, что вы вошли в темную комнату (в которой по каким-то причинам не зажигается свет) и пытаетесь найти на письменном столе шариковую ручку. Вот вы нащупали какой-то продолговатый предмет. Может быть, это ручка, а может быть, карандаш (тоже неплохо, им можно писать, хотя только на черновике), а может быть, это складная указка (это хуже, ею писать не удастся). Эта непривычная ситуация, требующая опознания объекта на ощупь, разворачивает для нас акт категоризации, который обычно происходит мгновенно и автоматически — без всякого участия осознания. Если объект нужен нам именно в функции «пишущего инструмента», опознание (категоризация) будет продолжаться до тех пор, пока мы не убедимся, есть ли у объекта пишущий наконечник. Если же нам нужна только маленькая палочка (чтобы поддеть что-нибудь с помощью маленького рычага), то нам неважно, есть ЛИ у данного объекта функция «может писать», любой карандаш нам пригодится в неспецифическом качестве «родительского объекта» с неспецифической функцией, которая формулируется как «можно использовать как рычаг».
В том-то и трудность, что большинство операциональных категориальных систем (конструктов) в естественной жизнедеятельности (и в неформальном естественном общении) формируются неосознанно, имплицитно (без участия сознания) и функционируют на подсознательном уровне. Если мы категоризуем партнера по общению как «коварного», то мы мгновенно настораживаемся, ибо под маской дружелюбия мы начинаем подозревать возможную агрессивность и враждебность. При этом мы мгновенно и непроизвольно занимаем более закрытую позицию в общении (чтобы не выдать собственных слабостей, которыми коварный противник может воспользоваться). Данный пример позволит, как мы надеемся, пояснить читателю, почему наличие в сознании активного конструкта «коварный» (активно применяемого при оценке других людей) означает то, что сам человек склонен к скрытному и потенциально враждебному поведению в отношении своих партнеров. Не следует путать механизм категоризации с механизмом проекции. Просто категоризация автоматически ставит субъекта в некую ролевую позицию по отношению к объекту {Шмелев, 1986). Субъект при этом не приписывает объекту собственной черты (ассимилятивная проекция) и даже не приписывает противоположной (контрастная проекция). Если вы кого-то вдруг окрестили как «властного и авторитетного», то вы вовсе не обязательно тут же обрекаете себя на все жесты и интонации, которые будут соответствовать стратегии типа «пристройка снизу» (в терминах методик типа «шкалы Бейлза», см. Ольшанский, 1981). В том случае, если вы сами являетесь «властным и авторитетным» и нет внешних оснований признавать первенства другого в какой-либо заданной иерархии, то в результате подобной категоризации вы, возможно, будете более жестко конкурировать за доминантную позицию, а вовсе не пристраиваться сверху. Таким образом, эффект категоризации отнюдь неоднозначно задает ту или иную роль, а это зависит от определенных внеситуационных факторов, в том числе личностных и социальных свойств субъекта познания (статус, притязания и т. п.).
Проделанный анализ статистико-семантической структуры личностных вопросников позволил нам распространить представления о роли механизмов категоризации и на такие понятия, которые, казалось бы, незыблемо относятся к независящей от когнитивных процессов сфере психофизиологической конституции, — на понятие «темперамент». Теперь мы просто убеждены в том, что нестабильность результатов огромного числа проведенных экспериментов по изучению темперамента вызвана ситуационными процессами категоризации,- которые мы совсем недавно предложили истолковать в виде четырехполюсной схемы КСИТ — «когнитивно-ситуационной интерпретации темперамента» (см. последний параграф четвертой главы). Даже меланхолик (нестабильный и интровертированный по своей физиологической конституции), который построил четкую когнитивную модель ситуации и сформулиров'ал для себя операциональную стратегию поведения, придающую ему уверенность в собственных силах, будет чувствовать сам себя и вести себя в данной ситуации в стилистике настоящего сангвиника. Возможности построения методик, использующих для распознавания особенностей человека механизм операциональной категоризации, и посвящена данная книга. Привела ли эта амбициозная исследовательская программа автора к желаемой цели? Разрешите заинтриговать вас и ответить так: об этом вы узнаете лишь в самом конце. Но что несомненно, так это то, что по пути к этой цели автору пришлось решить ряд полезных методических задач, и значимость «побочного продукта» этой программы, возможно, даже превышает значимость цели, сформулированной исходно.
Участники, благодарность В заключение этой вводной части автор считает своим-долгом поблагодарить всех своих учителей, коллег-соавторов, коллег-консультантов, коллег-оппонентов, коллег-экспертов, учеников — студентов и аспирантов, математиков-программистов (или как теперь более принято громче это называть — «софт-инженеров»), без которых появление данной работы было бы невозможным. Не имея каких-либо ясных "оснований для предпочтения вклада одних людей вкладу других (за исключением В. И. По-хилько и Е. Ю. Артемьевой, упомянутых в посвящении), понимая, что за прошедшие два десятилетия многие бывшие студенты выросли и стали зрелыми специалистами-коллегами (заведомо перешедшими в иное амплуа в отношениях с автором), автор вынужден воспользоваться алфавитным порядком в перечислении фамилий: Андреев А. Ф., Андреева М. К., Асмо-лов А. Г., АхутинаТ. В., Бабина-Болдырева В. С, Бельцер А. И.,Бодалев А. А., Бодунов М. В., Бурмистров И. В., Бутенко Г. П., Величковский Б. М, Габидулина С. Э., Гаврил и на О. Н., Гребенюк Г. А., Граменицкий А. Е., Гозман Л. Я., Джерелиевская М. А., Дружинин В. Н., Еренбург Е. А., Жам-кочьян М. С, Забродин Ю. М., Загорская Л. Я., Зеличенко А. И., Зур А. А., Иванников В. А., Игошина О. Е„ Измайлов Ч. А., Ильясов И. И., Карлин-ская И. М., Климов Е. А., Козловская-Тел ьнова Е. Ю., Кондратьева А. С, Косенков А. В., Кошелюк М. Е., Кропик А. А., Ларионов А. Г., Леонова А. Б., Леонтьев А. А., Лепеха Т. Р., Лифшиц Г. Я., Магун В. С, Машин-цев Ю. А., Мостепанова Ю. В., Орлов Ю. М., Павлова А. Н., Пажитнов А. Л., Пантелеев С. Р., Петренко В. Ф., Петрова И. Е., Потапкин А. А., Романова Н. А., Русалов В. М., Рыжов В. А., Самсонова Е. Ю„ Сатин Д. К.^ Серебряков А. Г., Смехов В. С, Соловейчик А. С, Собкин В. С, Соколов Е. Н., Соколова Е. Т., Спиваковская А. С, Столиц В. В., Страхов Н. Н., Тихонова М. А., Третьяков Н. Н„ Тхостов А. Ш., Хомская Е. Д., Федотова Е. О., Фомичева Ю. В., Цзен Н. В., Чеснова И. Г., Эйдмаи Е. В., Goldberg L., DeRaad В., Digman J., Hammond N.. Johnson J., Mankuso J., Peabody D., Trapp A. К сожалению, в этот список не вошли те сотни и тысячи добровольцев — профессиональные психологи и студенты факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (эксперты, респонденты, испытуемые), которые бескорыстно участвовали в пилотных сериях по созданию отдельных методик, а также тезауруса личностных черт. Автор вынужден был ограничиться только персональной благодарностью в адрес тех, чей вклад в данную работу был в самом деле уникальным — качественно своеобразным.
Нельзя не подчеркнуть, что большая часть перечисленных выше спе-циачистов принимала участие в этой работе на основе чисто творческой и дружеской мотивации. Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПАРАДИГМЫ В этой главе производится систематизация сведений о методическом арсенале, накопленном в работах зарубежных и отечественных авторов, ориентированных на разработку определенных методик изучения личности. В большинстве обзорных работ (см. например, Бурлачук, 1989) дается смешанная классификация методик, в которой одновременно участвуют и предметная направленность (на что направлена методика), и технология (как работает методика). Мы же пытаемся последовательно выдержать технологический подход к анализу в общем-то уже хорошо известного психологам материала. Это достигается путем известного абстрагирования от предметно-содержательного своеобразия той теории личности, которая берется на вооружение тем или иным автором. Нами выделены два глобальных основания для технологической классификации методических средств: • тип лежащей в основе метода структуры данных; • тип лежащей в основе метода семиотической (знаковой) системы. Известны и другие операционально-технологические основания классификации методик (например, предложенный нами совместно с В. В. Столиным «уровень вмешательства субъективизма психолога» — Стопин, Шмелев, 1987,* Шмелев, 1996), от которых мы здесь абстрагируемся. Такой технологический анализ существующих методик позволяет нам обоснованно подойти к формулированию выдвигаемых в данной работе гипотез и модельных представлений. ОПЕРАЦИОНАПИЗАЦИЯ «ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ» В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОМЕТРИКЕ Проблеме личности посвящены сотни и тысячи серьезных исследований в отечественной и зарубежной психологии. При этом мы не обнаруживаем недостатка в философско-методологических и чисто теоретических интерпретациях этой проблемы. Понятие «личность» — это мировоззренческая, в известном смысле наднаучная категория. Поэтому многоречивость трактовок этого понятия, типичная для любой мировоззренческой категории, отражает противоборство различных мировоззренческих концепций, непрерывно изменяющихся с развитием и дивергенцией форм гуманитарного знания и соответствующих форм общественной практики.* Личность как этико-фипософская и конкретно-научная категория В отечественной психологии нашего столетия к такому перевесу абстрактно-теоретических работ во многом приводила обостренная идеоло-гичность марксистского подхода к реконструкции теории личности. Как известно, сталинский период отечественной психологии, отмеченный наступлением вульгарного материализма по всему фронту (вспомним так называемую «павловскую» ceccntp двух академий 1950 года), вообще привел к изгнанию понятия личности из научных лабораторий: в мире рефлексов, детерминированных внешней средой, составленной из стимулов и подкреплений, не оставалось места для личности как субъекта свободного и ответственного выбора. Идея свободы и ответственности за собственное поведение в условиях тоталитаризма оказывается абстракцией, а эмпирической реальностью оказываются лишь реакции индивида на определенные, в частности, социальные стимулы, включая позитивные и негативные санкции, подкрепляющие или затормаживающие определенные условные рефлексы. Позднее, в период оттепели (конец 50-х—начало 60-х годов), возникла известная реабилитация классического марксистского подхода к личности. Но этот подход приводил на практике также к социологической редукции личности: личность во многом сводилась к совокупности социально-ролевых (классовых прежде всего) отношений. Трудно назвать работу советского психолога, в которой, в частности, не приводилась бы известная цитата из «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса, определяющая сущность человека (и следовательно, личность) как совокупность всех общественных отношений. Автор настоящего текста не оспаривает фундаментального тезиса, что категория личности не является внутренним достоянием только одной психологической науки. Личность как субъект самых широких и глобальных социально-исторических процессов, безусловно, является предметом изучения фактически всего цикла гуманитарных наук, включая, прежде всего, философию, социологию и социальную психологию (Кон, 1967; Каган, 1971; Инкельс, 1972; Парыгин, 1978). Мы не можем не назвать также и культурологии, истории, этнографии (культурной антро- пологии), юриспруденции, эстетики и этики. При этом подчеркнем, что особенно в последних двух дисциплинах достигает своего наиболее полного выражения аксиологический (нормативно-оценочный) подход к гуманитарной науке о личности: личность реконструируется как понятие, несущее нагрузку морального и эстетического социального идеала. Это обстоятельство в полной мере отрефлексировано как классиками, так и современными специалистами-психологами в области проблемы личности (см. Асмолов, 1984). Изучение работ писателей-экзистенциалистов (Ж. П. Сартр, М. Хапдегер, К. Ясперс), выдающихся искусствоведов (М. Бахтин), фи-лософов-персонологов, к которым фактически примыкают психологи гуманистического направления (Э. Шпрангер, В. Штерн, А. Маслоу и др.), приводит к мысли, что передовой край па фронте социального познания личности проходит в области художественного и философского мировосприятия, отвлеченного и обобщенного логико-методологического анализа, но не в области эмпирических методик, далеко отстающих, дающих во многом рутинную тривиальную информацию. Как писал Г. Олпорт (1959) в своей известной статье, посвященной двум принципиальным подходам к исследованию личности — литературному и психологическому: «Художники творят, психологи только собирают». Но в науке, как и в архитектуре, кто-то украшает фасады зданий, а кто-то подводит к ним невидимые, но необходимые подземные коммуникации, выполняя неброскую, черновую работу... Эмпирическая, экспериментальная психология, вооруженная методами и принципами моделирования эмпирических объектов, заимствованными из естественных наук, не могла не приводить феномен личности к лабораторной редукции:_в психологических и психофизиологических лабораториях преимущественно исследовалась проблема индивидуальных различий психических процессов и свойств. При этом фактически осуществлялась редукция понятия личности до более операционально доступного понятия индивида, интерпретированного как носитель совокупности измеримых физических (антропометрических) и психических (психометрических) свойств. Восходящая своими корнями к традициям английской философии эмпиризма и французскому позитивизму (Дж.. Локк, О. Конт), психометрическая парадигма в конце XIX века фактически отпочковалась от биометрической парадигмы, трактующей человека как биофизический объект, у которого можно измерять параметры: рост, вес, размеры различных органов (понимаемые как индикаторы уровня развития соответствующих функций) и т. п. Здесь прежде всего мы имеем в виду работы кузена Ч. Дарвина сэра Френсиса Гальтона, охваченного, как и его более знаменитый родственник, идеей поднять пафос естественнонаучного подхода к проблеме происхождения человека и его разума (Gallon, 1884). Успехи естественных наук на рубеже XIX и XX столетий привели к появлению методологии научного бихевиоризма (Дж. Уотсон, Л. Торндайк) и прикладной психодиагностики (М. Термин и др.). В отечественной науке аналогичные тенденции прослеживаются в работах И. М. Сеченова, В. М. Бехтере- ва, И. П. Павлова. Приблизительно в это же время зарождается и отечественная психодиагностика {Рыбаков, 1910; Россолимо, 1910 и др.). Но развитие прикладной индустриальной (психотехника) и педагогической (педология) психологии в СССР (связанное с именами И. Н. Шпиль-рейна, С. Г. Геллерштейна, П. П. Блонского и др.) оказалось в 30-е годы остановленным в виду их растущего несоответствия идеологеме сталинской модели социализма. Сохранила за собой право на существование лишь вписывающаяся в жесткую материалистическую'рамку дифференциальная психофизиология. Корреляционный эксперимент Сотни и тысячи искренних и одержимых ученых внесли огромный вклад в исследование возможностей естественнонаучного подхода к познанию тайн человеческой индивидуальности. Ядерная схема дифференциально-психофизиологического исследования, как известно, базируется на модели корреляционного эксперимента (Готтсданкер, 1982; Кэмпбелл, 1980; Корнилова, 1997; Дружинин, 2000): на выборке испытуемых регистрируются параметры соматической и неврологической конституции наряду с параметрами психических процессов и поведения, затем подсчитываются статистические коэффициенты корреляции — мера совместной изменчивости одних свойств при изменении других. По этой схеме фактически построены эмпирические исследования отечественных классиков и ведущих специалистов в области дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, В. Д. Небылицын, Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, В. М. Русалов, Э. А. Голубева, И. В. Равич-Щербо, И. М. Палей и др. — см. обзор в книге Русалова, 1979). Обилие отрицательных результатов (отсутствие значимых связей), противоречащих друг другу корреляций в работах разных исследователей (и одного и тогр же с помощью разных методик и на разных выборках) привело к необходимости теоретического переосмысления самого подхода, что выразилось в выдвижении концептов, способных объяснить функциональную лабильность психофизиологических взаимозависимостей. В качестве медиаторного (промежуточного) концепта привлекались понятия «индивидуального стиля деятельности» (Климов, 1969), различение «абсолютной и относительной профпригодности» (Гуревич, 1970),.«когнитивный стиль» (Полей, Магун, 1979), различение «предметных и социальных свойств темперамента» {Русалов, 1990). В западной прикладной психодиагностике исследования индивидуальности подчинялись задачам прогнозирования социального, профессионального поведения человека, а также возможных психических нарушений в случае дезадаптации. Заложенная в работах Дж. Кэттэлла (1890) статистическая стратегия в конструировании батарей тестов и тестовых профилей к тридцатым-сороковым годам XX века оформилась в довольно стройную эмпирико-статистическую методологию. С 1936 года в США начал выходить журнал «Психометрика», в публикациях которого: работах Рюлона, Кьюдера и Ричардсона, Кронбаха, Гилфорда (см. Шмелев, 1984а, 1987а; Шмелев, Похилько, 1985) — оформились принципы измерения надежности и валидности тестов, проверки репрезентативности тестовых норм, анализ заданий (пунктов) теста (item analysis). Автору этих строк также довелось выполнить немало заказанных прикладных методических разработок в рамках психометрической парадигмы: по психометрической адаптации русскоязычных версий различных западных тест-вопросников, например, Я. Стреляу, Ж. Тейлор, Дж. Рот-тера, Г. Айзенка, Р. Кэттэлла (см. Шмелев,- 1984; Шмелев, Похилько, 1985; «Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы», 1988). Надо сказать, что в московской школе психологов корректная работа по психометрической адаптации западных тестов, основанная на статистическом анализе пунктов, утвердилась совсем недавно и то лишь в работах отдельных специалистов (см. например, более поздний вариант русскоязычной адаптации «Павловского Темперамент ал ьного вопросника» Стреляу-Англяйтнера в работе Бодунова, Романовой, 1993). Низкий до сих пор операционально-методический уровень вооруженности отечественных психологов тестологическими методами создает у многих в России иллюзию новизны от использования во многом давно устоявшихся и даже в чем-то устаревших статистических технологий. На Западе корреляционно-факторные методы конструирования однофакторных интеллектуальных тестов и тестов достижений уже во многом уступили место методам в русле так называемой теории IRT, основанной в значительной степени на модели Раша («Item-Response Theory», или «Теории вопросов и ответов» — Раш, 1973; Челышкова, 1995). Хотя при конструировании многомерных личностных тестов корреляционно-факторные методы по-прежнему применяются гораздо чаще (например, при создании такого самого популярного из новейших тестов, как NEO-PI — см. Первин, Джон, 2000). В процессе операциональной критики «традиционной психометрики» (тестологии) нам неоднократно приходилось сталкиваться с трудностями восприятия коллегами-соотечественниками смысла: сказывалось просто-напросто отсутствие позитивного знания о том, что такое «традиционная психометрика». В этом разделе мы не ставим перед собой задачу сколько-нибудь представительного перечня имен и работ в области тестологии, стандартизованной измерительной психодиагностики и многомерного анализа тестовых данных. В последние годы на русском языке выпущены издания, довольно полно освещающие этот вопрос {Битинас, 1971; Анастази, 1982; Аванесов, 1982; Гайда, Захаров, 1982; Общая психодиагностика, 1987; Бурлачук, Морозов, 1989, 1999; Клапн, 1994; Тюрин, Макаров, 1995). Как уже говорилось во введении, в последние годы на русский язык было переведено немало литературы, содержащей вполне качественную позитивную информацию о тестологическом направлении в области исследований и диагностики личности (Хьелл, Зиглер, 1997; Первин, Джон, 2000). Нынешнее положение кардинально отличается от тех времен, когда начи- нался данный цикл исследований (мы вынуждены были иметь дело с полным отсутствием позитивной информации отестологин на русском языке). Но все же в указанных обзорных работах не сделан весьма важный для нас акцент — акцент на понимание особой роли структурной организации тестовых данных, что весьма принципиально для нас в контексте нашего замысла. Поэтому мы рискнули повторить здесь часть информации, уже широко известной для минимально начитанных российских психологов, но подать ее в данном случае под новым углом зрения. Объектная структура данных Итак, нам важно подчеркнуть, что сущностной характеристикой большинства тестологических и дифференциально-психофизиологических исследований является не только и не столько схема корреляционлого эксперимента, сколько особый принцип организации эмпирических данных, который был нами назван «объектной парадигмой анализа данных» (Шмелев, 1982а). По нашему мнению, суть традиционного психометрического (тесто-логического) подхода состоит именно в использовании структуры данных «объект-признак». При этом не принципиально, применяется или нет аппарат расчета линейных корреляций (будь то для подсчета устойчивости к перетестированию, для выявления связей тестовых показателей с критериальными данными, для проверки внутренней согласованности теста). Примерно с 60-х годов разработаны и получили распространение новые, более эффективные методы нелинейной обработки тестовых данных: латентно-структурный анализ (Лазарсфельд, 1973), упомянутые выше методы IRT, различные алгоритмы нелинейной кластеризации, дискриминантной типологизации (Методы анальпа данных, 1985) и распознавания образов (Зеличенко, 1982). Все эти математические инновации повысили эффективность диагностики и прогнозирования, но... не кардинально. Дело в том, что и эти методы обработки применяются, как правило, по отношению к той же самой «объектной» (по структурным принципам организации) матрице данных. На рис. 1 дается схематическая иллюстрация «объектной» структуры данных. Она имеет вид двумерной матрицы, или характеристической таблицы, в которой по строкам размещаются объекты-испытуемые, по столбцам — характеристики (свойства, черты), в клетках — показатели (баллы). Индексы-баллы указывают на степень выраженности данной характеристики у данного объекта. Эта модель данных в точности соответствует структуре данных, утвердившейся во всех естественных науках: человек описывается в рамках этой модели данных как объект со свойствами, или, употребляя математическую терминологию, как многокомпонентный вектор с набором компонент (признаков, характеристик). Как известно, в психодиагностике нашла широкое распростране- Рис. 1. Объектная структура данных: Yi — вектор-строка данных, полученных от i-ro индивида по п характеристикам, Xj — вектор-столбец данных, полученных по j-й характеристике от m индивидов. ние графическая иллюстрация модели многокомпонентного вектора в форме «профиля» — уровень выраженности отдельной характеристики визуализируется в форме подъемов и падений ломанной линии в точке, соответствующей данной характеристике (параметру) на нумерационной шкале параметров (см. рис. 2). Рис. 2. Абстрактная модель индивидуального диагностического профиля, соответствующая объективной структуре психометрических данных. Пунктирная линия — средний уровень выраженности измеренного свойства (для обследованной выборки стандартизации). Превышение этого уровня, например, по XL, означает, что первое свойство у данного индивида выражено сильнее, чем в популяции. По второму показателю X, свойство выражено слабее, чем в среднем, и т. д. Рис. 3. Представление диагностического профиля в виде точки в пространстве диагностических показателей. На плоскости иллюстрируется лишь соотношение первых двух показателей X, и X, соответствующих их значениям для испытуемого Y, На рис. 2: по показателю X, результат индивида выше среднего и изображающая точка лежит в правой полуплоскости, по показателю X, результат индивида ниже среднего и изображающая точка лежит соответственно в нижней полуплоскости. (Начало координат пространства соответствует средним значениям по всем показателям.) При конкретизации содержания X, и X, квадранты декартового пространства наполняются определенным смыслом. Например, если Х{ — «экстраверсия», а X, — «эмоциональная стабильность», то испытуемого Yt следует характеризовать как. «нестабильного экстраверта» и т. п. Менее распространенная форма визуализации, но полезная для нас в нашем контексте, — это представление вектора данных как точки в многомерном пространстве характеристик-осей. В этом случае выраженность каждого свойства-характеристики описывается величиной (и знаком) проекции данной точки на ось многомерного пространства (рис. 3). Для физических тел хорошо известны физические свойства, знание которых позволяет предсказывать ход и результат их типичных взаимодействий с другими телами, — это объем, линейные размеры, плотность, вес, теплоемкость, электропроводность и т. п. Аналогичный физическому подходу естественнонаучный подход в психологии требует поиска такого базисного набора свойств (возможно латентных, скрытых от прямого наблюдения важнейших психических свойств) человека, который позволял бы в главных чертах предсказывать его поведение в широком классе ситуаций. Конфирматорная и экеппораторная факторизация
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|