Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные модели в обучении персонала




Обучение студентов, специалистов-операторов и других категорий работников, представление им информации тесно связаны с повышением эффективности ее освоения и запоминания, выработ­кой соответствующих умений и навыков. Это эквивалентно созда­нию выразительных информационных моделей и систем отображе­ния информации (СОИ) с учетом достижений психологии и спе­цифики восприятия человека, а также научно-технического и соци­ального прогресса.

Создание любой информационной модели изучаемого объекта (процесса, явления) начинается с отбора оптимального объема ин­формации, предъявляемого субъекту, для выполнения возложенных на него функций в различных режимах функционирования управ­ляемого объекта. Ошибочным считается мнение о необходимости вынесения информации обо всех принципиально возможных в объек­те событиях, зачастую без учета их относительной частоты, важно­сти и значимости для целей управления. В итоге мы можем полу­чить лишь рост стоимости системы и падение эффективности рабо­ты, поэтому лаконичность информации — одно из исходных усло­вий при построении любых СОИ. Необходимо, чтобы характери­стики системы не изменялись при ее адаптации не только в нор­мальных, реальных условиях работы, но и в маловероятных ситуа­циях. Для получения количественных оценок целесообразно при­менение метода векторэлектроокулографического анализа, позво­ляющего выявлять важнейшие пространственно-временные пара­метры зрительного восприятия информационной схемы (порядок осмотра зон изображения, его элементов, количество точек фикса­ции глаз на отдельных элементах и т.д.).

Практика применения командно-информационных средств отображения и подобных им СОИ — представ­ление субъекту в наиболее ясной и наглядной форме всего, что из­вестно специалистам (педагогам, врачам, разработчикам, операто­рам и т.п.) об управлении сложным объектом, способах и порядке действий в той или иной ситуации, что особенно важно в условиях проявления угроз, дефицита времени, форс-мажорных обстоя­тельств и т.п.

Для повышения качества обучения студентов и специалистов необходим учет влияния темпа предъявления информации испы­туемому субъекту и условий внешней среды.

Оптимизация объема и темпа подачи информации, представляемой субъекту обучения. В ряде приложений актуальна проблема оптимального соотношения визуального отображения условий не­зависимых оперативных задач с действиями персонала. Например, это присуще системам, в которых задачи управления относительно просты, и они связаны не с принятием ответственных решений, а с сенсомоторными реакциями человека в условиях дефицита времени.

В технике это нашло отражение в условии «неналожения аварий» когда при возникновении двух или более серьезных нарушений, оператор вправе не заниматься определением этих нарушений и их устранением, а должен экстренно отключать высокоответственные агрегаты, не учитывая потери и ущерб от их остановки, и спасать оборудование от разрушения, а персонал от гибели. При этом перед оператором встает задача выбора из большого объема информации обо всех нарушениях наиболее приоритетных сигналов, постановки их в очередь на обслуживание. Это обусловливает чрезвычайно напряженную деятельность субъекта при невысоком качестве функцио­нирования системы в целом.

Анализ деятельности множества операторов при ликвида­ции аварийных ситуаций в сложных ответственных объектах показал:

а) в ситуациях, обусловливающих высокую скорость сенсомоторных реакций субъекта, можно отыскать оптимальное число одно­временно воспринимаемых приборов, при котором деятельность человека является наиболее эффективной и стабильной;

б) специфика поведения специалиста в состоянии сильного нервно-психического напряжения (стресса) при возникновении аварии показывает, что даже самые простые операции дифферен­циации сигналов по их важности, легко выполняемые субъектом в нормальных условиях, в аварийных ситуациях чрезвычайно за­труднены.

Оценка эффективности методов фильтрации информации. Для оценки различных методов фильтрации информации полено ис­пользовать коэффициенты эффективности э) информационного поиска, абсолютной с) и удельной у) стоимости.

Коэффициент Дэ выражается как отношение времени информа­ционного поиска То при отображении информации в «абсолютно неупорядоченном» виде ко времени поиска на основе исследуемого метода отображения информации Тм. Если принять объем ото­бражения равным N двоичных единиц, то при удельных затратах времени на обнаружение t (с/бит) имеем:

Кэ0 / Тм=Nt/Tм

Коэффициент абсолютной стоимости Кс метода фильтрации информации — отношение стоимости реализации СОИ на основе исследуемого метода SM к стоимости СОИ с неупорядоченной ин­формацией Sо:

Коэффициент удельной стоимости Ку — отношение коэффици­ента абсолютной стоимости метода фильтрования информации к коэффициенту эффективности информационного поиска:.

Если весь массив информации из N первичных сигналов раз­бить на n групп, в каждой из которых сигналы обобщаются по ка­ким-либо признакам, то оператор будет просматривать не всю ин­формацию из N сигналов, а лишь обобщенные сигналы и одну из требуемых групп из N/n сигналов, если возникнет необходимость в детализации информации о сложившейся ситуации. При этом вре­мя информационного поиска можно оценить как

где r — число обобщенных сигналов в группе;

t — время, затрачиваемое на поиск одного сигнала.

Коэффицент эффективности информационного поиска име­ет вид:

Стоимость СОИ с выводом информации на индивидуальные места определяется из выражения:

где Sy2 и Su2 — соответственно стоимость устройства управления одним индикатором и одного индикатора в случае отображе­ния информации при использовании рассматриваемо­го метода;

SB — стоимость вентиля для передачи одного сигнала;

SB/2 — стоимость устройства обобщения информации, отне­сенная к одному первичному сигналу.

Так как стоимость СОИ в абсолютно неупорядоченном ви­де , то коэффициенты абсолютной стоимости методов фильтрации информации можно оценить следующим образом:

где Sy и Su1 — соответственно стоимость устройства управления од­ним индикатором и одного индикатора в случае ото­бражения информации в абсолютно неупорядоченном виде.

Если СОИ выполняется из однотипных элементов, то Sy2 = Sy1 =Sy, Su2= Su1 = Su и коэффициент абсолютной стоимости метода фильтра­ции информации имеет вид:

Отсюда видно, что при любых Кc > 1 целесообразно применять методы фильтрации информации при проектировании СОИ с це­лью снижения длительности поиска не только детальной информа­ции, но и интегрированной информации по задаче.

Время восприятия показаний прибора tВП, выявления сигна­лов tВС, формирования решения tФР и разницы в общем времени выполнения этих операций Δt0 имеют соответственно следую­щий вид:

 

где Аi — число предварительно осматриваемых приборов.

где mi(mip) — число приборов в основной (расширенной) группе Мi(Mip);

poi (poip) — вероятность осмотра одного прибора соответственно из основных расширенных групп.

— время единичной фиксации глаз при осмотре прибо­ров;

— время предварительного осмотра одного прибора;

1)

2)

где — время выбора сигналов;

— время, затраченное на иррелевантную информацию.

где — постоянный коэффициент с размерностью дб/с;

Н(у) — энтропия выбора.

где к — число групп однотипных состояний;

р(к) — вероятность k -ый группы состояний.

Для приборов показывающего типа имеем соотношение:

где — максимальное значение шкалы;

х — установленное значение параметра;

— абсолютная погрешность, с которой определяется значение параметра.

3) ,

где

В данном случае коэффициент значимости сигналов v =1.

4)

где , - время выполнения контрольной группы операций по первому (второму варианту) СОИ. [6]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...