Информационные модели в обучении персонала
Обучение студентов, специалистов-операторов и других категорий работников, представление им информации тесно связаны с повышением эффективности ее освоения и запоминания, выработкой соответствующих умений и навыков. Это эквивалентно созданию выразительных информационных моделей и систем отображения информации (СОИ) с учетом достижений психологии и специфики восприятия человека, а также научно-технического и социального прогресса. Создание любой информационной модели изучаемого объекта (процесса, явления) начинается с отбора оптимального объема информации, предъявляемого субъекту, для выполнения возложенных на него функций в различных режимах функционирования управляемого объекта. Ошибочным считается мнение о необходимости вынесения информации обо всех принципиально возможных в объекте событиях, зачастую без учета их относительной частоты, важности и значимости для целей управления. В итоге мы можем получить лишь рост стоимости системы и падение эффективности работы, поэтому лаконичность информации — одно из исходных условий при построении любых СОИ. Необходимо, чтобы характеристики системы не изменялись при ее адаптации не только в нормальных, реальных условиях работы, но и в маловероятных ситуациях. Для получения количественных оценок целесообразно применение метода векторэлектроокулографического анализа, позволяющего выявлять важнейшие пространственно-временные параметры зрительного восприятия информационной схемы (порядок осмотра зон изображения, его элементов, количество точек фиксации глаз на отдельных элементах и т.д.). Практика применения командно-информационных средств отображения и подобных им СОИ — представление субъекту в наиболее ясной и наглядной форме всего, что известно специалистам (педагогам, врачам, разработчикам, операторам и т.п.) об управлении сложным объектом, способах и порядке действий в той или иной ситуации, что особенно важно в условиях проявления угроз, дефицита времени, форс-мажорных обстоятельств и т.п.
Для повышения качества обучения студентов и специалистов необходим учет влияния темпа предъявления информации испытуемому субъекту и условий внешней среды. Оптимизация объема и темпа подачи информации, представляемой субъекту обучения. В ряде приложений актуальна проблема оптимального соотношения визуального отображения условий независимых оперативных задач с действиями персонала. Например, это присуще системам, в которых задачи управления относительно просты, и они связаны не с принятием ответственных решений, а с сенсомоторными реакциями человека в условиях дефицита времени. В технике это нашло отражение в условии «неналожения аварий» когда при возникновении двух или более серьезных нарушений, оператор вправе не заниматься определением этих нарушений и их устранением, а должен экстренно отключать высокоответственные агрегаты, не учитывая потери и ущерб от их остановки, и спасать оборудование от разрушения, а персонал от гибели. При этом перед оператором встает задача выбора из большого объема информации обо всех нарушениях наиболее приоритетных сигналов, постановки их в очередь на обслуживание. Это обусловливает чрезвычайно напряженную деятельность субъекта при невысоком качестве функционирования системы в целом. Анализ деятельности множества операторов при ликвидации аварийных ситуаций в сложных ответственных объектах показал: а) в ситуациях, обусловливающих высокую скорость сенсомоторных реакций субъекта, можно отыскать оптимальное число одновременно воспринимаемых приборов, при котором деятельность человека является наиболее эффективной и стабильной;
б) специфика поведения специалиста в состоянии сильного нервно-психического напряжения (стресса) при возникновении аварии показывает, что даже самые простые операции дифференциации сигналов по их важности, легко выполняемые субъектом в нормальных условиях, в аварийных ситуациях чрезвычайно затруднены. Оценка эффективности методов фильтрации информации. Для оценки различных методов фильтрации информации полено использовать коэффициенты эффективности (Кэ) информационного поиска, абсолютной (Кс) и удельной (Ку) стоимости. Коэффициент Дэ выражается как отношение времени информационного поиска То при отображении информации в «абсолютно неупорядоченном» виде ко времени поиска на основе исследуемого метода отображения информации Тм. Если принять объем отображения равным N двоичных единиц, то при удельных затратах времени на обнаружение t (с/бит) имеем: Кэ=Т0 / Тм=Nt/Tм Коэффициент абсолютной стоимости Кс метода фильтрации информации — отношение стоимости реализации СОИ на основе исследуемого метода SM к стоимости СОИ с неупорядоченной информацией Sо: Коэффициент удельной стоимости Ку — отношение коэффициента абсолютной стоимости метода фильтрования информации к коэффициенту эффективности информационного поиска:. Если весь массив информации из N первичных сигналов разбить на n групп, в каждой из которых сигналы обобщаются по каким-либо признакам, то оператор будет просматривать не всю информацию из N сигналов, а лишь обобщенные сигналы и одну из требуемых групп из N/n сигналов, если возникнет необходимость в детализации информации о сложившейся ситуации. При этом время информационного поиска можно оценить как где r — число обобщенных сигналов в группе; t — время, затрачиваемое на поиск одного сигнала. Коэффицент эффективности информационного поиска имеет вид: Стоимость СОИ с выводом информации на индивидуальные места определяется из выражения: где Sy2 и Su2 — соответственно стоимость устройства управления одним индикатором и одного индикатора в случае отображения информации при использовании рассматриваемого метода;
SB — стоимость вентиля для передачи одного сигнала; SB/2 — стоимость устройства обобщения информации, отнесенная к одному первичному сигналу. Так как стоимость СОИ в абсолютно неупорядоченном виде , то коэффициенты абсолютной стоимости методов фильтрации информации можно оценить следующим образом: где Sy и Su1 — соответственно стоимость устройства управления одним индикатором и одного индикатора в случае отображения информации в абсолютно неупорядоченном виде. Если СОИ выполняется из однотипных элементов, то Sy2 = Sy1 =Sy, Su2= Su1 = Su и коэффициент абсолютной стоимости метода фильтрации информации имеет вид: Отсюда видно, что при любых Кc > 1 целесообразно применять методы фильтрации информации при проектировании СОИ с целью снижения длительности поиска не только детальной информации, но и интегрированной информации по задаче. Время восприятия показаний прибора tВП, выявления сигналов tВС, формирования решения tФР и разницы в общем времени выполнения этих операций Δt0 имеют соответственно следующий вид:
где Аi — число предварительно осматриваемых приборов.
где mi(mip) — число приборов в основной (расширенной) группе Мi(Mip); poi (poip) — вероятность осмотра одного прибора соответственно из основных расширенных групп. — время единичной фиксации глаз при осмотре приборов; — время предварительного осмотра одного прибора; 1) 2) где — время выбора сигналов; — время, затраченное на иррелевантную информацию. где — постоянный коэффициент с размерностью дб/с; Н(у) — энтропия выбора. где к — число групп однотипных состояний; р(к) — вероятность k -ый группы состояний. Для приборов показывающего типа имеем соотношение: где — максимальное значение шкалы; х — установленное значение параметра; — абсолютная погрешность, с которой определяется значение параметра. 3) , где В данном случае коэффициент значимости сигналов v =1. 4) где , - время выполнения контрольной группы операций по первому (второму варианту) СОИ. [6]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|