Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы юридического интервью




Юридическое интервью не имеет жесткой структуры, и юрист должен использовать выделенное на него время наилучшим образом.

 

1. Подготовка к интервьюированию клиента:

Подготовка к собеседованию состоит в том, чтобы в часы приема находиться на своем рабочем месте, и чтобы рабо­чее место было организовано надлежащим образом: был стол и стул, на котором удобно сидеть клиенту, имелись письменные при­надлежности для ведения записей, справочная литература, подготовлена правовая система. Иногда на прием одновременно является сразу 3-4 человека, очень важ­но сразу решить вопрос: имеется ли достаточно времени, чтобы побеседовать со всеми гражданами. И если времени для этого нет, следует предложить гражданам записаться на прием в другое удоб­ное для них время.

 

2. Первый контакт с клиентом:

Ключевое значение во время проведения первого интервьюирования имеют взаимоотношения, развивающиеся между консультантом и клиентом. Клиент, не имеющий в прошлом опыта контактов с юристом, обычно боится интервьюирования, и эта тревога может затормозить процесс общения с клиентом. Клиент, имеющий опыт общения в прошлом с юристом, может иметь заранее сформировавшееся представление о данных взаимоотношениях. Именно с первого контакта студент-консультант должен начать устанавливать должные взаимоотношения с клиентом.

 

Свободное изложение клиентом сути своего об­ращения, тех обстоятельств, которые побудили его обратиться за юридической помощью.

 

Задачи данного этапа состоят в получении первичной инфор­мации именно из рассказа клиента о его проблемах, о самом кли­енте и о том, что он ожидает от встречи с юристом.

 

Свободное изложение событий клиентом предоставляет юри­сту широкую возможность получения разнообразной информа­ции о личности клиента, которая может оказаться необходимой для выстраивания линии поведения именно с этим человеком. Рассказ клиента помогает составить первое представление о тех событиях, которые привели человека к юристу, а также оценить реалистичность ожиданий клиента от встречи с юристом.

 

Разные люди ведут себя по-разному, излагая события, которые привели их к юристу. Одни будут очень лаконичными и сразу же заявят, например, что им необходима помощь в составлении ис­кового заявления в суд, и даже достаточно четко сформулируют поводы и основания для обращения в суд. Другие будут очень подробно рассказывать о своих переживаниях, почти ничего не сообщая о фактах, имеющих юридическое значение. Но, в любом случае, проявляя уважение к клиенту как к личности, юрист дол­жен выслушать обратившегося к нему человека.

 

Безусловно, юрист должен уметь управлять ходом свободного рассказа, ведь это именно он ведет интервью. Существует достаточное коли­чество психологических приемов такого управления, о которых мы будем говорить далее. Однако юрист не должен торопиться задавать вопросы, прерывая ход свободного рассказа. В против­ном случае он рискует навязать клиенту собственное представле­ние об имевших место событиях, упустит возможность уловить какие-то нюансы в рассказе клиента, которые в дальнейшем ока­жутся чрезвычайно важными для дела.

 

Если при работе консультанты затрудняются установить правовые аспек­ты возникших у человека проблем, здесь им следует начинать задавать клиентам вопросы, не опасаясь при этом выявить свою недоста­точную компетенцию. Это могут быть прямые вопросы о том, что клиент ожидает от встречи с юристом, например: «Как Вы пола­гаете, какую помощь мы можем Вам оказать?» или: «Скажите, пожалуйста, зачем Вы пришли к нам? Чем мы можем Вам по­мочь?» Ответы на эти вопросы помогут выявить правовые аспек­ты ситуации, по поводу которой обратился клиент. Можно при­бегнуть в этом случае и к помощи преподавателя или более опытного студента. Не следует стыдиться недостатка в правовых знаниях. Клиент ведь осведомлен о том, что он беседует со студентом.

 

3. Выяснение характера проблемы, стоящей перед клиентом

В практике очень ред­ки такие случаи, когда свободного рассказа оказывается доста­точно для выяснения правовых проблем клиента и для уяснения всех имеющих значение для данного случая юридически зна­чимых фактов. Поэтому в интервью в качестве самостоятельного этапа при­нято выделять ту его часть, когда устанавливаются юридически значимые факты, характеризующие проблемы клиента, причем в их хронологической последовательности.

 

Этот этап работы тре­бует от юриста наибольшей активности. Задача состоит в том, чтобы поставить перед клиентом такие вопросы и в такой форме, которые будут способствовать получению наиболее подробной и достоверной информации. Отметим, что на этапе выявления характера правовых проблем клиента и установления хроноло­гии событий значительные сложности возникают у тех юристов, особенно начинающих, которые испытывают недостаток в пра­вовых знаниях и поэтому затрудняются в постановке конкретных вопросов. Для преодоления таких затруднений используется прием, суть которого состоит в том, что на основе данных, полученных в ходе свободного рассказа, юрист задает такие вопросы, которые по­зволяют ему составить связное повествование о происшедшем с клиентом событии. Это вопросы о том, что произошло с клиен­том, когда произошло, кто был участником этих событий, каким образом, в какой последовательности развивались события, какие последствия они повлекли за собой. Для составления та­кого повествования в ходе интервью можно делать записи, чтобы избежать ошибок в установлении хронологии событий, вычерчи­вать схемы или предложить сделать это самому клиенту и вместе с ним их проанализировать. Составление такого повествования в письменном виде поможет неопытному юристу при обращении за помощью к более опытному коллеге точнее воспроизвести ин­формацию, полученную от клиента, более толково объяснить, почему у него возникли затруднения. Для студента юридической клиники представление информа­ции, полученной в ходе интервьюирования клиента, в письмен­ном виде является обязательным.

 

На этой стадии интервьюирования целью студента-консультанта является именно получение представления самого клиента о своей собственной проблеме без навязывания клиенту структуры взглядов юриста.

 

Общая ошибка, которую делают консультанты, заключается в том, что им не всегда удается позволить клиенту завершить изложение своей проблемы. Если юрист предвосхищает проблему, то он может пропустить едва заметные факты дела клиента и особые решения клиента. Это может, в конечном счете, привести на неправильный путь и к нежелательному результату.

 

При выявлении того, что составляет проблему клиента, студент должен быть готов альтернативно взглянуть на проблему, должен начать разрабатывать предположительные гипотезы относительно проблемы клиента и различных подходов к ее решению.

 

4. Завершение интервьюирования, резюмирование

Составление резюме, т.е. основанного на информации, по­лученной в ходе собеседования от клиента, подробного, изложен­ного в хронологической последовательности пересказа юристом событий, составляющих правовые проблемы клиента. Такое пе­ресказывание необходимо для установления обратной связи с кли­ентом. Юрист при этом как бы еще раз проверяет, правильно ли он понял, в чем именно состоят правовые проблемы клиента, не допустил ли он ошибки в хронологии событий, имеющих юриди­ческое значение. Студенты юридических клиник должны обратить особое вни­мание на важность этого этапа интервьюирования. Завершая ин­тервью, они обязательно должны получить обратную связь с кли­ентом, удостовериться, что правильно поняли, с чем и зачем обращался к ним гражданин.

На этапе завершения интервьюирования юрист должен опасаться еще одного подводного камня своей деятельности. Нередко клиенты, переживающие за исход дела, просят пообещать им положительный исход или положительные перспективы дела. Не стоит заранее обнадеживать клиента по следующим причинам: 1. Этические нормы и правила не допускают этого. 2. Юрист еще не готов говорить о перспективах, так как владеет только информацией, еще не подвергнутой анализу. 3. В большинстве случаев окончательное решение принимает государственный орган, поэтому обещать принятие определенного решения в высшей степени непрофессионально. Поэтому в такой ситуации, если юрист уже взял на себя поручение клиента, следует ограничиться убедительной фразой «Я постараюсь сделать все возможное». Следует иметь в виду, что клиент должен быть во внимании юриста до того момента, пока не покинет офис. Это накладывает соответствующий отпечаток на поведение юриста. Ни в коем случае юрист не должен использовать часто встречающийся прием, когда при выходе человека из кабинета чиновник, махая рукой, выкрикивает «Следующий!». После того, как клиент покинул офис, юристу следует максимально подробно зафиксировать полученную от клиента информацию, чтобы исключить риск ее потери.

 

При оказании консультационной помощи клиентам юристы применяют закон к фактическим обстоятельствам конкретного дела.

 

ФАКТЫ + ЗАКОН = РЕЗУЛЬТАТ

Наиболее важным компонентом данного уравнения являются ФАКТЫ. ЗАКОНЫ опубликованы в книгах, специальных изданиях, их можно найти в правовых системах, они доступны каждому, кто обладает достаточной подготовкой, чтобы их понять.

 

ФАКТЫ известны вашему клиенту. Версия фактических обстоятельств дел в изложении клиента является уникальной. Вы ДОЛЖНЫ впитать ЭТИ факты от вашего клиента. Чтобы решить тот или иной юридический вопрос в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами, вы обязаны выяснить все фактические обстоятельства дела во всей возможной полноте и точности.

 

Интервьюирование — это беседа между двумя людьми, один из которых — рассказчик, а другой — слушатель.

 

Ваш клиент — рассказчик, а вы — слушатель.

 

РАССКАЗ + УМЕНИЕ СЛУШАТЬ = ПОНИМАНИЕ

 

Если человек, с которым вы проводите собеседование, чувствует, что вы его не слушаете, он не расскажет вам то, что вас интересует. Кроме того, если вы не слушаете, вы не сможете его понять.

Умение слушать — редкий навык. Большинство людей не умеют слушать других. Но умению слушать можно научиться.

 

Во-первых, следует понимать динамику диалога между людьми.

Во-вторых, обладая теоретическим пониманием хода собеседования, вы будете учиться на опыте проведения собеседований, задавая вопросы и отвечать на них.

 

Слушать можно активно или пассивно.

Пассивный слушатель слышит то, что рассказчик хочет ему сообщить. Большинство студентов юридических факультетов на лекциях являются пассивными слушателями, не принимая активного участия в обсуждении. Но если студенты хотят больше узнать или лучше понять материал, на занятии они должны быть активными слушателями.

И при проведении собеседования компетентный юрист должен быть активным слушателем.

• Активный слушатель постоянно напоминает говорящему, что он его слушает. Например, можно время от времени медленно кивать головой в знак того, что вы внимательно слушаете;

• Активный слушатель время от времени делает какое-нибудь краткое замечание относительно услышанного («да-да, я понимаю»);

• Активный слушатель время от времени повторяет сказанную ему фразу, чтобы показать, что он ясно понимает то, что ему говорят;

• Активный слушатель смотрит в глаза говорящему, как бы подтверждая, что он его слушает. Он также смотрит на говорящего, чтобы лучше «услышать» все, что тот говорит. Ведь слова составляют лишь небольшую часть содержания беседы. Если не обращать внимания на выражение глаз, жесты и движения говорящего, вы услышите лишь малую часть того, что он рассказывает. Психологи утверждают, что слова составляют только 7 % речевого сообщения. 38 % содержания передается через громкость, тон и другие качества голоса говорящего, а 55 % — через выражение его лица.

• Активный слушатель не должен прерывать говорящего, не должен высказывать суждений или порицаний. Своими замечаниями активный слушатель должен лишь подтверждать, что внимательно слушает и понимает чувства говорящего.

 

Для начала разговора желательно встретить клиента и поприветствовать его. Следует попросить клиента заранее представить исходные данные о себе, которые необходимо указать в письменном виде (фамилия, место жительства и т. п.). Для этого в Юридической клинике существует регистрационная форма № 1. От ее правильного и четкого заполнения зависит ваше дальнейшее сотрудничество с клиентом.

 

Клиент должен чувствовать себя комфортно в физическом и психологическом плане.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...