Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2. Юридическое консультирование




Среди профессиональных навыков юриста навык консульти­рования, очевидно, самый востребованный. Кем бы ни рабо­тал юрист, какую бы должность он ни занимал, в какой бы сфере ни практиковал – ему всегда приходится консультировать «не юри­стов» по вопросам права. Сама профессия юриста располагает граждан обращаться к нему за разъяснениями правовых вопро­сов, просить у него консультации.

С точки зрения психологии консультирование можно определить как процесс общения между юристом и «не юристом» по поводу жизненной проблемы, имеющей правовой характер.

Теперь можно уточнить понятие консультирование и опреде­лить его как процесс взаимодействия юриста и клиента по поводу жизненней проблемы с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного варианта.

Консультирование включает комплекс навыков и умений.

Для успешного осуществления консультирования юрист дол­жен уметь:

 анализировать фактическую информацию, с тем, чтобы вы­делять в ней юридически значимые обстоятельства, разгра­ничивать главное и второстепенное в ней;

 ориентироваться в нормативном материале и находить пра­вовую основу для дачи консультаций и решения проблемы;

 анализировать нормы права и судебную практику;

 выявлять альтернативы действий клиента для достижения его целей;

 четко, ясно и доступно разъяснять клиенту правовую основу его проблемы и возможных решений;

 прогнозировать последствия действий клиента, в том числе не только правовые, но и иные, как положительные и полез­ные, так и негативные;

 прогнозировать последствия своих консультаций на случай правильного и неправильного восприятия их клиентом.

Учитывая, что консультирование – это общение, взаимодей­ствие людей, немаловажными для этой деятельности являются и различные коммуникативные навыки, которые здесь проявляют­ся несколько иначе, чем при интервьюировании. В про­цессе консультирования коммуникативные роли изменяются. Теперь активная роль в диалоге принадлежит юристу. Он должен передать клиенту всю нужную ему информацию о правовых аспектах его проблемы. Но сделать это следует так, чтобы, во-пер­вых, клиент понял, о чем говорит юрист, что значат те или иные положения закона, как они влияют на возможность решения его проблемы, чем грозят или сулят ему. Во-вторых, разъяснения юриста не должны превращаться в монолог, так как консультиро­вание предполагает обсуждение проблемы с клиентом. Следовательно, разъясняя правовые вопросы клиенту, юрист должен уметь вовлечь его в диалог, а в процессе беседы прове­рять, правильно ли клиент понимает его объяснения, выяснять, какие из предлагаемых вариантов решения он предпочитает и почему.

Выстраивая свои взаимоотношения с клиентом в процессе кон­сультирования, юрист должен быть психологически готов к рабо­те с разными людьми. В соответствии с этим по-разному строятся взаимоотношения юриста и клиента. Некоторые ситуации взаимоотношений повторяются и становятся стереотипными для юри­ста, некоторые бывают из ряда вон выходящими. Из числа повторяющихся ситуаций складывается своеобраз­ная типология психологических портретов клиентов, и, наверное, каждый практикующий юрист может рассказать о подобных кли­ентах и даже предложить образные обозначения их различных типов.

Юрист, как правило, не выбирает клиента. Поэтому профессиональное мастерство юриста при проведе­нии консультирования помимо прочего включает еще и умение добиться сотрудничества от любого клиента, несмотря на особен­ности его личности, характера, типа поведения.

Консультирование рассматривается как особый вид интеллек­туального и практического взаимодействия юриста и клиента. Изучив проблему, выявив возможные варианты ее решения и просчитав возможные последствия каждого из них, юрист разъяс­няет все это клиенту. Клиент прилагает встречные интеллекту­альные усилия, пытаясь понять, уяснить себе объяснения юриста о достоинствах и недостатках предлагаемых вариантов. Он сам просчитывает возможные для него выгоды или потери и также прилагает волевые усилия, выбирая один из возможных вариан­тов, оценивая его оптимальность, исходя из своих субъективных устремлений. Выбрав необходимый вариант решения проблемы, клиент и юрист продолжают сотрудничество, обсуждая пути и способы его реализации, определяя, кто из них какие действия должен для этого совершить.

Безусловно, основу консультирования составляют профессио­нальные юридические знания. Вся та теоретическая база, кото­рая закладывается в память и сознание юриста в процессе акаде­мических учебных курсов, находит реализацию и воплощение в процессе консультирования. При отсутствии знаний, неполных или неверных знаниях юрист не может дать клиенту правильный ответ и помочь в разрешении его проблемы.

Консультирование клиентов, как и любая форма работы студентов в клинике, проводится под контролем преподавателя. Студентам не разрешается и ими не практикуется дача консультаций при первичном приеме.

В практике консультирования сложились два подхода (прин­ципа) к выстраиванию взаимоотношений между юристом и кли­ентом.

Один из них может быть определен как опора юриста на соб­ственный профессионализм. Суть этого подхода заключается в том, что юрист считает необходимым и готов предложить клиен­ту наиболее выгодный (простой, результативный, дешевый и т.п.) путь решения проблемы, исходя из собственных профессиональ­ных знаний и опыта. Мнение же клиента при этом игнорируется или просто не учитывается.

Рассмотрим пример такого подхода:

В Юридическую клинику обратился г-н В. В ходе беседы с ним сту­денты выяснили следующие обстоятельства. В. работал инженером в проектном институте, где на протяжении нескольких месяцев ему зани­жали оплату труда, не оплачивая фактически выполненный объем работ. После того как В. обратился несколько раз с жалобами к руковод­ству института и в комиссию по трудовым спорам, его вообще уволили из института. При этом увольнение было оформлено «по собственному жела­нию», хотя В. фактически вынудили написать соответствующее заявление, пригрозив, что в противном случае его уволят за нарушение тру­довой дисциплины. Студент разобрал эту ситуацию, выявил все возможные варианты решения определившихся проблем и пришел к выводу, что для В. целесообразнее всего требовать че­рез суд признания увольнения вынужденным и восстановления на работе. После этого он сможет потребовать от администрации пересмотра произ­веденной оплаты труда. Однако В., выслушав такую консультацию, отказался следовать этой рекомендации. Восстановление на работе не входило в его планы и он не захотел идти предложенным путем.

Из этого примера видно, что у юриста и клиента могут быть разные представления о пользе. То, что юристу кажется лучшим, для клиента может оказаться вообще неприемлемым.

Поскольку задачей консультирования является не демонстра­ция юристом своих, профессиональных знаний, а правовая помощь клиенту в разрешении его проблемы, то более правильным следу­ет признать иной подход к взаимоотношениям юриста и клиента.

Суть этого подхода состоит в том, что юрист выстраивает свои отношения с клиентом, опираясь на его интересы. Такой подход получил название «опора на клиента».

Опора на клиента требует от юриста выяснения не только сути правовой проблемы клиента, фактических обстоятельств, поро­дивших эту проблему, но и подлинных желаний, целей, устрем­лений клиента.

Если бы студент, консультировавший г-на В., руководствовался принципом опоры на клиента, он провел бы консульта­цию иначе. Прежде всего он исходил бы из целей клиента. В. в интервью говорил ему, что не хотел бы снова идти на работу в тот же коллектив и с тем же начальником. Он хотел бы только взыскать недоплаченную ему зарплату. Поэтому студент должен был предложить В. несколько вариантов. И как минимум хотя бы в одном из них следовало обсудить возможность достижения именно той цели, к которой стремился г-н В. Если восстановление на работе было «кратчайшим путем» к получе­нию невыплаченных сумм, следовало объяснить это клиенту, пока­зав, что юристы не только помнят, но и учитывают его пожелания.

Технологически консультирование включает несколько этапов. Чтобы научиться организовывать и проводить консультирование, необходимо иметь представление об этих этапах.

Этапы консультирования

1. Подготовка к консультированию

Это обязатель­ный переходный этап между интервьюированием и консультиро­ванием. По времени он может занимать от нескольких минут до нескольких дней, недель, а может быть, и месяцев; может разли­чаться и объемом необходимой работы: например, воспроизвести в памяти текст статьи закона или изучить множество фактов, до­кументов, нормативных актов. Но, бесспорно, без этого этапа кон­сультирование невозможно!

По времени осуществления 1-й этап предшествует консульти­рованию и в то же время как бы находится за его пределами. Это своеобразный «нулевой», предварительный этап, но основа кон­сультирования закладывается именно здесь.

Подготавливаясь к консультированию, юрист должен еще раз резюмировать все известные факты, полученные им в процессе интервью, при изучении документов. Он должен обратиться к нор­мативным актам: уточнить и уяснить текст законов и содержание правовых норм, выбрать из них необходимые, соответствующие фактам и требованиям клиента; определить пределы их действия и последствия их применения и т.п.

Необходимо определить возможные процедуры по реализации правовых норм применительно к ситуации клиента; просчитать возможные материальные, временные и иные затраты; требуемые действия и усилия.

Следует подумать и о том, когда, где, в какой форме (устно или письменно) целесообразно провести предстоящую консультацию, какие вспомогательные материалы предложить.

Очень часто при подготовке консультации после интервьюирования юрист понимает, что получил недостаточно информации в ходе опроса, и возникает необходимость восполнить пробелы. В этих случаях необходимо перед встречей с клиентом подготовить «список вопросов», ответы на которые вам необходимы. Далее вы можете действовать следующим образом:

1. если возможно подготовить консультацию с учетом всех возможных вариантов ответа клиента на невыясненный при интервьюировании вопрос, то вы работаете как обычно, но по более сложной схеме;

2. в том случае, когда от конкретного ответа зависит возможное решение, а представить себе, каким будет этот ответ, Вы не можете, следует назначить клиенту встречу для получения недостающей информации, а консультирование отложить. Либо если вы четко и правильно заполняли Регистрационную форму №1, то с клиентом можно связаться по телефону.

Здесь необходимо выделить и сказать отдельно о работе с преподавателем. Преподаватель знакомится с материалами и планированием по делу и при необходимости указывает на недостатки и пути их устранения. Кроме того, преподаватель может указать на необходимость проведения повторного интервью, если будет установлено, что тот объем информации, который был получен на интервьюировании, недостаточен для дачи качественной консультации, а также указать, копии каких документов необходимо представить клиенту. Основываясь на замечаниях преподавателя, студент устраняет недостатки и представляет окончательный вариант консультирования. Если студент может ограничиться устной консультацией и это удовлетворит клиента, весь ход консультирования целесообразно зафиксировать в письменном виде в Регистрационной форме №3 с указанием всех возможных правовых вариантов решения проблемы клиента, их положительных и отрицательных моментов, а также порядка реализации этих решений.

Необходимость этого связана с отсутствием опыта дачи консультаций у студентов, а детальное описание консультации поможет студенту сконцентрироваться на информации, передаваемой клиенту, передать всю необходимую информацию и просто не растеряться.

2. Встреча с клиентом и разъяснение порядка проведения консультации.

После тщательной подготовки вы встречаетесь с клиентом в назначенное время. В этот момент определяются и формиру­ются психологические и организационные основы консультиро­вания. При интервьюировании клиента юрист уже получил определенные представления о характере клиента, уровне его об­разования и культуры, способностях и манере поведения. С уче­том всего этого должна строиться встреча клиента, установление с ним необходимого для консультирования контакта.

Такая встреча условно тоже состоит из нескольких стадий. Для того чтобы превратить клиента в своего «сотрудника» и тем самым обеспечить эффективность консультации, юристу нужно сразу же определить и четко обозначить цели и задачи встречи.

Прежде всего, поскольку с момента интервьюирования прошел определенный период времени, вы в самом начале встречи должны обязательно уточнить у клиента, не произошло ли каких-либо измене­ний в его ситуации, остались ли прежними его намерения, не хочет ли он сообщить что-либо дополни­тельно. Это очень важно, так как подобные сведения могут существенно повлиять на содержание кон­сультации.

Если никаких существенных изменений в ситуации не произошло, можно двигаться дальше и оп­ределить порядок проведения консультирования. Речь идет о том, что можно прибегнуть к различным вариантам построения консультации: либо перечисление всех вариантов разрешения проблемы, а за­тем обсуждение каждого из них с клиентом, либо проведение поочередного обсуждения вариантов после их озвучивания юристом. Достигнутая с клиентом договоренность по этим моментам позволит провести консультирование более организованно.

Организуя консультацию, следует также точно определить: сколько времени может потратить на нее юрист (у него могут быть и иные дела, запланированные на этот день) и каким временем располагает клиент; достаточно ли этого време­ни для спокойного и всестороннего обсуждения всех необходи­мых вопросов. Учитывая характер клиента, следует сразу огово­рить и порядок обсуждения этих вопросов. Юрист может предложить клиенту перечислить и разъяснить все возможные ва­рианты, после чего обсуждать каждый из них или только те, кото­рые заинтересуют клиента. Но он может проводить обсуждение и по каждому варианту в отдельности и только после этого выби­рать наиболее подходящий для клиента. Можно предложить сначала обсудить варианты и только потом способы и средства их реализации или делать это одновременно, чтобы при выборе ва­рианта клиент учитывал сразу и те усилия и затраты, которые по­требует реализация каждого варианта.

Если порядок консультирова­ния заранее оговорен с клиентом, юрист имеет возможность прервать отвлеченные рассуждения и в любой момент напомнить клиенту о необходимости придерживаться установленного порядка.

3. Разъяснение клиенту возможных вариантов решения и анализ возмож­ных последствий каждого из них

Ясно, что это центральный, наиболее важный этап консульти­рования. К нему следует предъявлять особые требования.

Во-первых, разъяснения юриста должны быть ясными и по­нятными. Умение говорить ясно и понятно необходимо для юриста, но зависит оно не только от его собственной грамотности, богатства его лексического запаса, но и от способности «подстроиться» под уровень клиента. Ведь разъяснения даются клиенту, и он, клиент, должен понять юриста.

Во-вторых, юрист должен назвать клиенту всевозможные ва­рианты решения проблемы, в том числе и такие, которые могут не понравиться клиенту, огорчить его. Юрист должен сохранять объективность и своевременно предупреждать клиента о возмож­ных неудачах.

В-третьих, предметом разъяснения должны быть не только ва­рианты решения проблемы, но и прогноз возможных последствий. Причем при обсуждении последствий клиенту принадлежит не­маловажная роль, так как он может знать о каких-то обстоятельствах, неизвестных юристу. Например, юрист не обсуждал с кли­ентом его семейные отношения, так как в данном деле они не имели правового значения. Для клиента же важно, как будут от­носиться к нему его родственники до, во время и после разреше­ния спорного вопроса.

В-четвертых, необходимо разъяснить способы и возможные зат­раты для реализации обсуждаемых вариантов, роль самого кли­ента в реализации каждого из них. Клиент должен четко предста­вить себе, каких усилий и затрат потребует реализация каждого варианта как для юриста, так и лично для него.

4. Помощь клиенту в выборе оптимального решения

После того как клиенту будут разъяснены все возможные пути решения его проблемы и обсуждены с ним возможные для него последствия, юрист переходит к очень ответственному этапу вы­бора оптимального варианта. Как правило, на данной стадии клиент пассивен и слушает монолог юриста. Однако не увлекайтесь этим, поскольку то, что клиент молчит, не означает, что ему нечего сказать или не о чем спросить. Очень важно эту часть консультации проводить в форме диалога. Для этого время от времени можно задавать клиенту вопросы на понимание или использовать следующие фразы:

Если это Вас заинтересует...

Вам разъяснить, что это значит?...

Что Вы думаете по поводу этого предложения?...

Приемлемо ли для Вас это условие?...

Наиболее важная часть в разъяснении возможных вариантов состоит в изложении перспектив каж­дого из них, ведь именно на основе этого клиент выбирает тот или иной вариант. Поскольку перспек­тивы решения проблемы – это в любом случае все-таки предположения юриста, не следует преподносить их как абсолютно определенные.

Юрист не должен как преувеличивать шансы клиента на положительный исход, так и преумень­шать их. Это может вызвать слишком пессимистические, или, наоборот, слишком оптимистические настроения у клиента, что в равной степени нежелательно.

Следует ссылаться на источники излагаемой информации, это подчеркивает как надежность пре­доставленных сведений, так и компетентность консультанта. Возможно, иногда следует даже продемонстрировать клиенту текст нормативного акта.

Часто проблема клиента носит комплексный многоотраслевой характер. В таких случаях целесо­образно разделять проблему на отдельные составляющие и разъяснять их по очереди, также и аргу­менты и доводы лучше воспринимаются, если они излагаются поочередно.

Избегайте простого перечисления вариантов, останавливайтесь подробно на каждом, указывая преимущества и недостатки.

Бывают ситуации, когда один и тот же результат может быть достигнут различными способами. В этих случаях клиенту нужно также предложить все варианты, но разъяснить, что итог при этом будет один и тот же.

Как уже отмечалось, при проведении консультирования с опо­рой на клиента мнение последнего может не совпадать с мнением юриста. Юрист может лишь рекомендовать клиенту то решение, кото­рое ему представляется оптимальным. Но после обсуждения всех вариантов и их последствий клиент может остановить свой вы­бор и на другом варианте. Это право клиента, и юрист должен его уважать. Вместе с тем в подобных ситуациях будет не лишним еще раз перепроверить, правильно ли клиент понял суть и последствия избранного им варианта. Юрист может предложить клиенту ка­кой-либо «тест на реальность», например спросить, готов ли кли­ент на значительно большие затраты, или, наоборот, определен­ные потери, которые непременно возникнут при реализации избранного им варианта. Можно попросить клиента объяснить, почему он выбирает именно этот вариант, как он представляет себе его реализацию и возможные результаты.

Юрист не должен давать советов клиенту, даже если возникает сильное желание это сделать. Типичной ошибкой юриста являются такие фразы, как, например, следующая: «Есть один вариант решения Вашей проблемы..., но я бы Вам посоветовал действовать по-другому...».

Важно, чтобы клиент воспринимал принятое решение как собственное, а не навязанное юристом, иначе существует опасность, что впоследствии он будет обвинять юриста в том, что он не достиг свое цели, действуя в соответствии с рекомендациями юриста.

Тем не менее это не означает, что юрист должен быть абсолютно пассивен на данной стадии. Возможно, что здесь еще и еще раз потребуется напомнить о плюсах и минусах каждого из вариантов.

Многие клиенты часто пытаются переложить бремя принятия решения на юриста, постоянно задавая вопросы типа: «А как бы вы поступили на моем месте?», «А что Вы мне посоветуете?». Необходимо уходить от ответа на эти вопросы, объясняя клиенту, что вы не на его месте, и только он сам может определить, что для него предпочтительнее.

Если вы видите, что клиент сомневается и не может склониться к какому-то конкретному из предложенных вами вариантов решения, предложите ему подумать и прийти в следующий раз, когда решение созреет.

В случае если консультация разовая (разъяснение закона или иного нормативного акта), содействие в выборе оптимального решения, как правило, становится завершающим этапом.

Если же планируется дальнейшее сотрудничество, необходимо переходить к последнему этапу консультирования.

5. Определение стратегии и тактики реализации принятого решения.

Из всех предложенных вариантов клиент с помощью юриста выбрал наи­более для него предпочтительный. Это вызывает у него опреде­ленную удовлетворенность, но тут же возникает и некоторая расте­рянность: как реализовать выбранный способ решения проблемы?

После выбора самого решения юрист и клиент продолжают обсуждение конкретных действий до его реализации.

Например, если клиент решил обратиться в суд, нужно обсудить с ним, когда лучше подать исковое заявление, какие документы необходимо приложить к иску, в какой суд и к кому из судей следует обратиться и т.д. При необходимости – помочь.

Дальнейшая работа может потребовать новых встреч с клиентом, поэтому их следует запланировать совместно с ним. Обязательно следует объяснить клиенту, что в случае появления новой или дополнительной информации он должен сразу же сообщить вам об этом, так как, возможно, это повлияет на способы реализации принятого решения.

Сотрудничество, которого юрист сумел добиться в начале кон­сультации (а может быть, еще раньше, в процессе интервьюиро­вания), поможет ему успешно завершить ее, а в последующем будет залогом успеха и в реализации выработанного варианта ре­шения.

После завершения консультирования необходимо проанализировать его и оценить. Для этого можно предложить использовать такие вопросы:

1) Указали ли вы все способы решения проблемы клиента?

2) Было ли ясным и точным описание возможных последствий каждого из решений?

3) Пытались ли вы активно повлиять на выбор клиентом решения?

4) Проводили ли вы консультирование на доступном языке?

5) Проходило ли консультирование в стиле сотрудничества?

Следует помнить, что не всегда в течение одной консультации удается решить все задачи консультирования. Не исключены ситуации, когда клиент приносит новую информацию, которой у него не было или кото­рую он по каким-либо причинам не сообщил в процессе интер­вьюирования. Могут измениться обстоятельства у клиента, вслед­ствие чего появляется новая информация. Подобные ситуации всегда неожиданны для юриста, поэтому их иногда называют «ло­вушками». В таких случаях при подготовке к консультированию не учитывается новая информация, тогда как она имеет существен­ное значение для выбора решения. Поэтому юрист, как правило, вынужден прерывать консультирование и возвращаться или к интервьюированию или к подготовительному этапу консультиро­вания.

Консультации могут быть более короткими, когда клиент об­ращается к юристу за разъяснением закона или с вопросом: «Имею ли я право?..» В подобных случаях юрист может не разворачивать последовательно все этапы консультирования, а ограничиться дачей юридической справки. Если же вопрос клиента требует анализа фактических обстоя­тельств, изучения каких-либо доказательств, юридических доку­ментов, юрист должен провести консультирование в полном объе­ме, начиная с подготовительного этапа.

Успех консультирования во многом будет зависеть, с одной стороны, от Вашего поведения, с другой стороны, от Вашего умения интерпретировать язык телодвижений Вашего клиента. Рассмотрим некоторые элементы невербального общения:

 Издавна открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, доверчивостью. Если клиент раскрывает перед Вами ладони полностью или частично, можете быть уверены, что в данный момент он говорит правду. Ваши открытые ладони также поощряют клиента быть с Вами откровенным.

 «Сцепленные пальцы рук». Этот жест человека означает разочарование и желание скрыть свои отрицательные эмоции. Скрещенные пальцы рук Вашего клиента могут быть подняты на уровне лица, руки могут лежать на столе или коленях. В любом случае это должно насторожить Вас. Выясните, правильно ли понял клиент то, что Вы ему сказали, все ли его устраивает и т.п.

 «Пальцы во рту». Этот жест характеризует состояние сильного угнетения, говорит о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Получив от Вас информацию, клиент может начать сомневаться, выбирать лучший вариант действий и т.п. Заметив такой жест, необходимо поддержать клиента, может быть еще раз, более подробно проконсультировать его.

 «Поглаживание подбородка». Этот жест означает, что человек пытается принять решение.

 «Скрещенные на груди руки». Помещая одну или обе руки у себя на груди, человек образует барьер. Это своеобразная попытка отгородиться от надвигающейся угрозы или нежелательных обстоятельств. Если при консультировании Вы видите, что клиент скрещивает руки на груди, следует сделать вывод, что он не согласен с чем-то, сказанным Вами, несмотря на то, что на словах он будет выражать согласие. В этот момент Вы должны постараться выяснить причину его жеста и побудить клиента занять более располагающую позу. Простой, но эффективный способ заставить клиента разомкнуть руки – это дать ему книгу, бумаги или любой другой предмет.

 Жесты головой. Существуют три основных положения головы. Первое — прямая голова. Это характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Когда голова наклоняется в сторону, это говорит о том, что у Вашего клиента пробудился интерес. Если это так, значит Вы правильно проводите консультирование. В случае, когда голова наклонена вниз, это говорит о том, что отношение клиента отрицательное, и даже осуждающее.

 Сигналы глаз. Исследования показывают, что 87 % информации поступает в человеческий мозг через зрительные рецепторы. Чтобы установить максимальный контроль над вниманием клиента, используйте ручку или карандаш для того, чтобы показывать на схеме (подготовленной заранее) и описывать то, что изображено. Затем поднимите ручку и держите ее на уровне Ваших глаз и глаз клиента. Его голова поднимется как за магнитом, он будет смотреть Вам в глаза и максимально поглощать информацию.

При трактовке невербальных способов общения следует учитывать всю совокупность жестов, поз и сигналов, их соответствие словесным высказываниям.

«Ловушки»

Важное значение при консультировании имеет навык юриста быстрой и гибкой реакции на возможные «ловушки».

Рассмотрим некоторые из них:

Ваш клиент имеет юридическое образование. Обычно Вы узнаете об этом на стадии интервьюирования, поскольку клиент уже при первой встрече пытается самостоятельно решить проблему, предлагая Вам извлечения из нормативно-правовых актов, обзоров судебной практики или ссылаясь на опыт своих знакомых и т.п. Несмотря на это, Вы должны все равно дать полноценную консультацию, не забывая о профессиональной этике. Скорее всего, Ваш клиент недостаточно компетентен в сфере правового регулирования данных отношений, раз обратился к Вам.

 Ваш клиент уже был у другого юриста и получил консультацию, которая каким-либо образом не удовлетворила его. Допустим, Вы рассказываете клиенту о последствиях того или иного варианта действий, а он прерывает Вас фразой: «А другой юрист сказал мне, что так нельзя делать (это невозможно, нарушает мои интересы и т.п.)». Ни в коем случае не говорите клиенту, что Ваш коллега был неправ. Очень важно в подобной ситуации полно, со ссылкой на источники аргументировать свой ответ. Необходимо рационально убедить клиента – использовать факты и логику для подтверждения своей позиции. Можно сказать: «Это недоразумение могло возникнуть из-за неполной информации? Сейчас дело обстоит так...» или уточнить: «Вы ему рассказали то же, что и мне?».

 Придя на консультирование, клиент представляет Вам новую информацию: либо он что-то забыл рассказать (а Вы не спросили) при предыдущей встрече, либо что-то произошло за этот период времени. Имейте в виду, что даже очень искушенный человек не застрахован от ошибки. Ваше желание быстро сориентироваться в ситуации, разобраться в проблеме ведет к поспешности в суждениях ошибках. Конечно же, Ваше впечатление о новой информации может быть верным, Вы сразу правильно оцените ее и продолжите консультирование. Если же у Вас возникли сомнения, не стесняйтесь выразить их клиенту. В таком случае рекомендуется дополнительная подготовка и повторное консультирование.

Лживый клиент. Это очень сложная и опасная ситуация. То, что клиент сообщает недостоверную информацию, Вы можете определить двумя способами: анализируя полученные сведения, сопоставляя их друг с другом; установив несоответствие между его невербальными сигналами и словесным высказываниями. Учеными доказано, что в том самый момент, когда клиент начинает лгать, его тело дает совершенно противоположные сигналы, жесты противоречат тому, что сказал клиент. Не стоит «играть с клиентом». Если, готовясь к консультированию, Вы выяснили, что он Вас обманул, при встрече следует сразу же сказать об этом, предварительно уточнив: «Вы ничего не перепутали, сказав мне...». В случае, если клиент продолжает занимать прежнюю позицию, рекомендуем дать обоснованный отказ, указав на обман. Возможно, клиент признает свою вину и изъявит желание дальнейшего сотрудничество с Вами. Думается, наиболее приемлемым выходом будет также отказ.

Вообще, если говорить об общей направленности особенности консультирования студентами-клиницистами, то можно сказать, что на всех этапах консультирования происходит взаимодействие студента и преподавателя. Это не означает несамостоятельность студента, он сам принимает решение, но под контролем преподавателя. Преподаватель не занимается консультированием, не составляет процессуальные документы, не определяет консультирования, а только контролирует и направляет студента, а, в необходимых случаях, помогает найти правильное решение.

Все действия, совершенные студентом по делу, а также итоговый документ фиксируются в соответствующих регистрационных картах или путем составления отдельных документов, прилагаются к карточке по делу и отправляются в архив, ведущийся в Юридической клинике. В дальнейшем любой студент-консультант и преподаватель, если ему потребуется, может поднять это дело и ознакомиться с ним.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...