Полнота регулирования соответствующей сферы отношений.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Это правило чаще всего касается нормативно-правовых актов или договоров. У юристов есть даже специальный термин - предмет закона, или предмет договора, - который фактически и характеризует сферу регулируемых отношений. Конечно, в идеале чем более полно урегулированы отношения, тем лучше. Однако предусмотреть абсолютно все невозможно, да зачастую и нет необходимости. Автор документа, исходя из своих возможностей (таких, как уровень знания предмета, срочность принятия документа и т.п.), сам для себя определяет степень полноты регулирования отношений. Например, ректор вуза может утвердить должностную инструкцию заведующего кафедрой, которая будет регулировать деятельность заведующих всех кафедр, имеющихся в вузе. Но также ректор может утвердить инструкцию для заведующего кафедрой на юридическом факультете, инструкцию для заведующего кафедрой на философском факультете и т.п. Естественно, деятельность различных кафедр имеет свои особенности, но надо ли это так подробно отражать в инструкциях? Как лучше выбрать предмет правового регулирования? Сколько инструкций лучше иметь - одну или несколько? С точки зрения правоприменительной практики очень удобно использовать один документ, имеющий широкий предмет правового регулирования. Однако выбор узкого круга регулируемых отношений приводит к необходимости иметь большое количество документов. В результате возможны противоречия и пробелы в документах, хотя каждый такой документ может быть принят быстро и без особых затруднений. Конкретность регулирования, борьба с декларативностью. Это правило чаще всего нарушается в текстах нормативных актов. Классическим примером является многострадальный Закон о ветеранах. Провозгласить большое количество льгот и прав для ветеранов просто, а включить в текст документа механизмы их реализации, обеспечить финансированием все предоставляемые льготы оказалось гораздо сложнее.
Системность построения: цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей, логическая последовательность изложения. Необходимо использовать различные приемы логики в текстах юридических документов. В одних случаях это диктуется здравым смыслом, в других - требованием закона. Например, фраза "двусторонние и международные договоры" построена с нарушением приемов логики, хотя значительных правовых последствий не влечет. Нарушение логики в изложении материала, отсутствие связи в изложении могут повлечь и правовые последствия. Нецелесообразность повторения положений, изложенных в нормативно-правовых актах более высокой юридической силы. Очевидно, многим приходилось сталкиваться с налоговыми инспекторами по поводу правильности исчисления или уплаты налогов. Мы не ошибемся, если отметим, что нередко для налогового инспектора более важным и значимым документом является инструкция об уплате налога, а не закон об уплате этого же налога. А ведь должно быть наоборот. Причем такая ситуация была создана чуть ли не руками юристов, потому что в инструкции были переписаны многие нормы законодательного акта, хотя она предназначена для совершенно других целей. В инструкции должны быть подробно изложены механизмы реализации норм, содержащихся в законодательных актах. Аналогичная ситуация возникает при "переписывании" норм федерального законодательства в региональное, включение норм Гражданского кодекса в текст договоров и т.п. Такие действия фактически ведут к "принижению" юридической силы правовой нормы, негативно влияют на правовую культуру клиентов.
Ясность и доступность языка для адресата; точность и определенность юридической формы: формулировок, выражений и отдельных терминов; использование апробированных устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое хождение. "Потребители" юридических документов обычно имеют разное образование, социальное положение, возраст и т.д. Естественно, они не всегда могут правильно понимать специальную терминологию. Но опасно впадать и в другую крайность, делая язык документа излишне бытовым, обыденным. Например, включение фразы "запрещается допускать шалости на воде" в текст нормативного акта представляется не совсем оправданным. Оправданное использование тех или иных способов изложения элементов правовых норм; максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность формулировок. Мы все помним замечательную фразу "Краткость - сестра таланта". Естественно, более короткая, точная формулировка легче воспри-нимается, лучше запоминается. Но иногда попытка кратко сформулировать фразу невозможна без ущерба содержанию. Приведем в качестве примера два варианта формулирования предупреждения владельцам газонокосилок. 1 -й вариант: "При определенных обстоятельствах и при эксплуатации в условиях высокой температуры или же если оборудование не очищено соответствующим образом, а также в некоторых других случаях механические части данного агрегата могут перегреться и вызвать неожиданное возгорание огнеопасных материалов". 2-й вариант: ВНИМАНИЕ! Если эта газонокосилка не очищена или перегрета, она может взорваться". Какой вариант вам нравится больше и почему? Унификация, единообразие формы и структуры юридического документа, способов изложения правовых предписаний. Это правило можно проиллюстрировать следующим примером. Таким образом, объектами являются одновременно и лесной фонд, и права пользования им. Отсутствует единообразие, через запятую перечисляются совершенно разнопорядковые явления. Определение построено по принцу "я люблю свою маму, колбасу и яблоки". Очень часто авторы юридических документов используют один элемент юридической техники в ущерб другим. Ниже будет более подробно показано значение такого приема юридической техники, как приложение, использование которого позволяет сократить основную часть документа. Например, текст Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" содержит всего 8 статей, но к нему имеется приложение, содержащее положение о выборах из 46 статей. Включение нормативного материала в приложение означает снижение его юридической силы. Налицо отсутствие единообразия в способе изложения нормативного материала. В данном случае можно было бы использовать другой подход к структурированию материала: весь нормативный материал разбить на две части - общую и особенную. В общую часть включить те нормы, которые содержатся в тексте самого закона; в особенную часть включить нормы, содержащиеся в приложении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|