Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История юридической психологии в XX столетии.




Понятие психологии, ее место в системе наук. Классификация отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.

Психология – это наука о поведении.

В настоящее время выделяют 3 слоя наук: физические (изучают основы мироздания), биологические (менее фундаментальные, более новые) и социальные науки (право, история). Психология занимает место на границе биологических и социальных наук. Это верхний слой биологических и низ социальных наук.

Классификация отраслей психологии:

1. Классификация общепринятая (международная) – выделяют около 20 отраслей психологии, где каждая разделяется до 10 подотраслей (психология и право, поведение животных, нейронауки).

2. Нормативная классификация наук (Российская). Здесь выделяют группу психологических наук, каждая разделяется на специфические отрасли.

Основные направления современной психологии:

· Поведенческая психология (бихевиоризм). Возник в начале 20 века. (Павлов, Бехтерев русские представители). Суть – любые психические проявления являются реакцией на внешние или внутренние стимулы.

· Психоанализ. Многие проблемы были актуализированы в рамках психоанализа, с другой стороны, психоанализ не выдержал проверки временем; внес огромный вклад в историю, но сейчас не признается. Основоположник Фрейд. Поведение определяется не столько сознательным, сколько бессознательными механизмами, их доля очень высока. Психоанализ сейчас как научное направление закрыт.

· Гештальт психология возникла в Германии в начале 20 века. Суть – впервые был поставлен вопрос о целостности организма, о целостности психики. До этого все психические процессы рассматривались отдельно. Они говорят, что все взаимосвязано.

· Экзистенциально-гуманистическое направление. Оформилась во 2-й половине 20 века как реакция на те тяготы, которые пережило человечество после 2-й мировой войны. Суть – защита прав объекта психологической помощи; уважительное отношение к объекту психологической помощи. В рамках этого направления были выделены положения, которые долгое время не воспринимались. Мы существа только настоящего, надо жить настоящем.

· Трансактный анализ – Э.Берн. Суть – что бы быть адаптированным нужно играть роль соответствующую ситуации, любое отступление от роли приводит к дезадоптации.

2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Предмет – явл.различные явления психики, индивид.-психологич. особенности личности участников различных правоотношений в сфере правоприменительной деятельности , соц.-псих. закономерности этой деят-ти, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Задачи:

1. Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного пове­дения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя, психологических особенностей юр. процедуры и профилактики правонарушений.

2. Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей ЮП методик и методов, разработанных в др.науках, в том числе и в отраслевых психологических.

3. Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.

4. Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «ЮП» и связанных с нею спецкурсов.

5. Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработки теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т. д.

Если же говорить о содержании юридической психологии как отрасли психологической науки, то она включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологического обеспечения применения норм права, правотворчества, к правовому сознанию как результату психического отражения правовой действительности, источнику правовой активности людей и внутреннему регулятору их юридически значимого поведения. В содержательной структуре юридической психологии, можно видеть такие разделы или самостоятельные блоки, как судебная психология, психология оперативно-розыскной деятельности, исправительно-трудовая психология или в наиболее общем виде — психология профессиональной деятельности юриста.

История юридической психологии в XX столетии.

Конец XIX — начало XXв. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж.. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, показали зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Ряд социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов этого периода — Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка и др. В работах этих авторов представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного (субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия) поведения за счет различных социально-психологических феноменов и механизмов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе. Характерная черта многих социально-психологических теорий преступности — отсутствие методологической платформы, игнорирование социально-экономической детерминированности преступности и других негативных социальных явлений.

Американский национальный центр психического здоровья в 1970 году опубликовал доклад, включающий обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью. На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали мнение, что зависимость между генными нарушениями и преступностью не подтверждается статистически.

Исследователи агрессивности и ее природы, как за рубежом, так и у нас в стране (А. Бандура, Д. Бергковец, А. Басс, Э. Квятковская-Тохович, С.Н. Ениколопов и др.) существенно изменили точку зрения на природу агрессии и на ее выражение.

Все большая роль в природе агрессии отводится социальным прижизненно действующим факторам.

В 1925 году в нашей стране был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.

А.Р. Лурия в 1927 году изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).

Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие специалисты, как В. М. Бехтерев и А. Ф. Кони.

В те годы были переведены на русский язык и изданы труды западных ученых: Г. Гросса, О. Липпмана, Э. Штерна, М. Геринга, Г. Мюнстерберга, А. Гельвига.

В 1922 г. А. Ф. Кони опубликовал брошюру «Память и внимание», в которой излагались проблемы свидетельских показаний. А.Р. Лурия в ряде своих исследований подверг специальному психологическому анализу сущность свидетельских показаний.

1928 г. А..С. Тагер выступил на совете Психологического института с докладом «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии». Совместно с А. Е. Брусиловским, С. В. Познышевым, С. Г. Геллерштейном он принимал активное участие в работе I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (М., 1930). Съезд имел специальную секцию по судебной психологии, где обсуждались различные вопросы изучения психологических проблем, касающихся борьбы с преступностью.

В Московском государственном институте экспериментальной психологии (ныне Институт психологии РАН) А. С. Тагер возглавлял экспериментальные работы по психологии свидетельских показаний. Он составил программу исследований, которая охватывала формирование показаний свидетелей от процесса восприятия фактов и явлений в различных ситуациях до их процессуального закрепления.

Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В. В. Романов, М. И. Еникеев: первый — в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй — в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.

В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК прокурорско-следственных работников был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в докладе проф. В.Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология». В соответствии с этой программой В. Л. Васильевым был создан учебник «Юридическая психология».

Основные направления зарубежной психологии:

1.Психоанализ

Психоанализ восходит к идеям Зигмунда Фрейда Это первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности Основополагающая роль в процессе фор­мирования, развития человека отводится сексуаль­ным влечениям и инстинктам

2 Фрейдизм

Это философски-психологическое учение Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Самые существенные сферы фрейдизма:

• теория личности; общее учение о человеке; теория бессознательного,

• концепции массовой психологии культуры и об­щества.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных про­блем

• проблему мотивации бессознательности;

• проблему соотношения нормальных и патологи­ческих явлений психики,

проблему защитных механизмов психики;

• проблему роли социального факта; • проблему влияния детских травм на по­ведение взрослого; • проблему противоречий и конфликтов психиче­ской организации человека

3.Неофрейдизм

Лидеры неофрейдизма подвергли критике неко­торые фундаментальные подходы и утверждения Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминантов в жизнедеятельности личности и общества. Представители этого течения: Карен Хорни, Эрик Фромм, Ф. Эриксон.

4.Бихевиоризм

Это направление возникло в начале XX в. Оно от­рицало сознание как предмет научного исследова­ния и сводило психику к различным формам поведе­ния. Основоположник — Уотсон, который открыто провозгласил, что психологию можно считать наукой лишь тогда, когда она выработает объективный под­ход к исследуемым явлениям.

Прикладные аспекты использования учения о социальной ответственности в юридической психологии (вмешательство свидетелей в критические ситуации, готовность доверять и содействовать незнакомым людям и др.)

Вмешательство свидетеля. Люди реагируют не просто на объективную ситуацию, а на субъективную ее интерпретацию. К 80-му году имелось более 50 исследований вмешательства свидетелей, из которых большинство показывают, что люди с меньшей вероятностью приходят на помощь в присутствии других. Полагают, что присутствие других не дает человеку вмешаться, потому что он (а) определяет ситуацию как неэкстренную и (б) распыляет ответственность за действия.

В 1964 г. молодая женщина была убита на улице в Нью-Йорке на глазах у 38 ее соседей по дому, наблюдавших эту сцену из окон своих квартир. Хотя избиение продолжалось более получаса, ни один из них не вызвал полицию до тех пор, пока все не закончилось.

С.Милграм изучил происшедшую ситуацию. Оказалось, что это нормальное человеческое поведение. Мозг никогда не стремится информационно перезагружаться. Новая информация не запоминается. Любое поведение стремится к адаптивности. Если поведение не будет адаптивным, то оно приведет к гибели организма. Следовательно, мозг стремится к адаптивности и не стремится получать не нужную информацию. Поэтому каждый человек старается не вмешиваться в критической ситуации. В обычной ситуации никто никому не поможет, необходимо адресное обращение.

Такое поведение характерно для крупных населенных пунктов. Все зависит от величины населенного пункта и от социальных сетей. Люди склонны сбрасывать с себя социальную ответственность, что бы сохранить адаптивность поведения. В противном случае дезадаптация либо вмешательство в ситуацию.

13. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость.

Законодатель преду­смотрел в УК РФ 1996 г. норму, регламентирующую ответствен­ность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменя­емости (уменьшенная, или ограниченная, вменя­емость). Статья 22 УК устанавливает, что вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройст­ва не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руко­водить ими, подлежит уголовной ответственности (ч. 1). Психичес­кое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ч. 2).

Анализ этой нормы позволяет сделать следующие выводы:

а) лица с психическим расстройством, не исключающим вменя­емости (психопаты, олигофрены, хронические алкоголики), под­лежат уголовной ответственности;

б) это обстоятельство учитывается судом при назначении нака­зания как смягчающее обстоятельство;

в) суду предоставляется право назначить принудительные меры медицинского характера.

К ограниченной вменяемости чаще приводит расстройство личности, реже умственная отсталость. В настоящее время медицинский критерий нужно учитывать, но он ничего не определяет.

Юридический подход – способность нести ответственность, определять права и обязанности. В случае ограниченной вменяемости – оценка степени регуляции поведения. Способен осознавать характер своих действий, но не способен не совершать их.

Психологический подход – способность осознавать и руководить своим поведением.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.