Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.




Правовая психология является наукой, изучающей отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и правотворчества. В правовой психологии право выступает как фактор упорядочения личных интересов с общественной необходимостью, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения.

В качестве раздела юридической психологии правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы:

— Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;

— Развитие правосознания (в том числе и профессионального);

— Закономерности и механизмы правовой социализации личности;

— Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов.

Правовая психология - совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

- общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

- психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

- представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

- чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

- способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций)

- влияние, взаимовлияние, подражание, внушение

П равовая социализация, суть— в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. Психологическая цель правовой социализации — психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение.

Различия общей социализации и правовой — в содержании присваиваемых ценностей, ее времени протекания, в психологических трудностях овладения разными знаниями, навыками, отношениями, привычками и др.

Правовая социализация личности протекает под влиянием как целенаправленных воздействий, так и стихийных, спонтанных, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации.

7. Биопсихосоциальное содержание о морали, законопослушном и аномальном поведении.

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

Мораль (лат. мorlis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.

«Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.».

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций:

- регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));

воспитательной, (содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную);

познавательной, (содержит ориентирующую и прогностическую);

оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной,

коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.

Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.

Познавательная. Эта функция дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Аномальное поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие социальной, статистической, субъективной и функциональной нормам.

В психологии аномального поведения существует два ведущих подхода к проблеме

классификации поведенческих отклонений — психологический и клинический.

Критериями идентификации аномального поведения являются: атипичность, социальная приемлемость, опасность, психологический дискомфорт (страдание), адаптивность, иррациональность.

Законопослушное поведение – это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.

Как разновидность законопослушного поведения, можно рассматривать социально-активное правомерное поведение – деятельность по реализации правовых норм на основе осознания их ценности и глубокого убеждения в необходимости их исполнения. Социально-активное правомерное поведение личности характеризуется ее осознанной и целенаправленной деятельностью ради достижения какого-либо социально полезного результата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...