Государство на Древнем Востоке: характерные черты, основные формы, закономерности развития.
1. Формы древневосточного государства. Восточная деспотия – тип государства, характерный для Востока, способ возникновения государства на Востоке: для деспотии характерна абсолютная власть правителя (а носитель власти обожествляется), государственная собственность на землю, государстенное регулирование хозяйственной жизни, развитый бюрократический аппарат. Идея Восточной деспотии подверглась в XX в. критике. Монарх на Востоке не был неограниченным правителем, власть не передавалась по наследству, не во всех государствах Древнего Востока существовала необходимость в государственном регулировании собственности. Выдвинута идея о трёх основных формах государства: – ном (древнегреч.)(город-государство)(греки называли так города в Древнем Египте) – одна или несколько территориальных общин, связанных с ведением хозяйства на ограниченной близлежащей территории; ограждённое защищённое поселение (город) и окружающие это поселение пашни и угодья; центром жизни являлся храм – место культа, административный центр, амбары, место проживания значительной части ремесленников, хозяйственный центр. Для подобной общины характерно самоуправление, развитое в разной степени, представленное народноым собранием, советом старейшин и выборными лицами (жрец или вождь, царь). Ном – не государство, а вождество, в зависимости от развитости нома – сложное или простое. В любом номе всегда сочетались два типа хозяйства – храмовое (централизованное) и хозяйство больших семей. – территориальное царство (держава) представляет из себя объединение номов, обычно в рамках естественных (природных) границ (например, долин рек). Территория более обширная, усложняется система управления (появляется общее управление в главном номе (пример: Вавилон) во главе с царём, а второй уровень – самоуправление местных общин, остальных номов). Общее управление сводилось к выпонению военных функций и сбору дани. Подобные территориальные царства были неустойчивы (кочевые набеги, значительная самостоятельность большинства номов, входящих в державу). Часто державы сменяли друг друга, рападались.
– империя; обладала огромной территорией, в разы больше территориальных царств (пример: Персидская территория); в эту территорию входят регионы с разным уровнем развития – регионы с ресурсами (металлы, скотоводство, рабская сила) и регионы-потребители (развитое земледелие и ремесло); империя – это плод завоевательной политики, завоевание регионов с ресурсами; единообразная система управления (централизация) – появляются три уровня управления – центр, область (регион) и местная община, а родовая знать заменяется служилой знатью (чиновниками, служащими государству); появляется регулярная армия (высокая степень вооружённости и организации). Циклы в развитии древневосточных государств. Развитие государства и общества на Востоке – циклично (cyclos – круг). Поступательное развитие есть, но оно не настолько явное, как на Западе. Циклы связаны с соотношением численности населения и территорий (обрабатываемых пашен). Три основных цикла:
Новый цикл начинается с воссоздания старого государства.
Государства Месопотамии. Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелетия до н. э. – с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V – IV тыс. до н. э. их вытесняют племена убайдов- шумеров, которые и стали основателями культуры с самой древней на земле государственностью. Образование «номовых» государств. С начала IV тыс. до н. э. общинный строй шумеров двигался в направлении формирования протогосударств: в общине уже выделились лица с неодинаковыми ритуальными и материальными преимуществами по своей профессиональной деятельности. Вскоре у шумеров появилась письменность, которая стимулировала организационную роль культовых центров. В III тыс. соседско-родовые общины объединились вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную роль. Храмы развиваются в значительные по размерам города, которые служат опорными центрами связей общин. На общественных работах применяется труд рабов, среди свободных складывается система рангов. В XXVIII–XXV вв. до н. э. в объединениях формировались признаки протогосударств: возникла надобщинная администрация. Ее представляли эвен – главный жрец храма и правитель, а также совет старейших. Надобщинной организации в Двуречье способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы: города-храмы и были связаны с сетью таких каналов. Несколько заинтересованных общин формировали условный округ с 3-4 городами – это и было первичное объединение – ном. В обязанности правителя входила организация ирригации, а также выдачи из храмовых запасов членам общин через старейшин.
Таких объединений-номов сложилось в Месопотамии до 20. Большинство из их сформировали культовый союз с центром. Но все организационное единство обеспечивалось храмовым хозяйством, полностью отделившимся от общинного; им руководят администраторы-писцы, в нем содержится штат ремесленников. Единого государства древний Шумер еще не представлял: связи между номами больше походили на военный союз. Правители отдельных государств – энси («господин сооружений») – имели культовые и военные функции; отдельные из них принимали титул лугаля, что означало некую претензию на гегемонию среди всех городов. Известны народные собрания, где сходилось до 1600 чел. (в том числе 670-680 воинов). Правители протогосударств видели свою социальную задачу во всемерном сохранении старого уклада жизни. Хотя встречаются уже сделки с недвижимостью (домами), это было редким событием и связывалось с продажей за долги: продавец всегда был в убытке. Периодически правители устраивали «возвращение к матери» – полные переделы владений. Это не могло, однако, остановить обогащение знати. Храмы начинали обзаводиться своей администрацией и даже дружинами (войско вооружается особым оружием, разделяется на колесничное, тяжелую и легкую пехоту). Война вообще становится ускорителем новой организации. Но она же временно ограничивает власть лугаля общинными коллективными органами (советом старейшин); по решению народного собрания лугаль может быть и низложен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|