Методические указания для студентов
к практическому занятию №14 на тему: «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»
Дисциплина – пропедевтика детских болезней Специальность – педиатрия 31.05.02 Курс - III Семестр - VI
Уфа
Тема: Анатомо-физиологические особенности и методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей. на основании рабочей программой дисциплины «Пропедевтика детских болезней», утвержденной 14 июня 2013 г.
Рецензент: профессор Т.Б.Хайретдинова
Автор: ассистент А.Р.Хабибуллина
Утверждение на заседании № 1 кафедры пропедевтики детских болезней от 31 августа 2016 г.
1. Тема и ее актуальность. В последние годы отмечается тенденция к повышению распространённости различных сердечно - сосудистых заболеваний среди детского населения, в т.ч. врождённых пороков сердца (ВПС) – 18%, неревматических кардитов, артериальной гипер- и гипотензии – до 20%. Раннее выявление сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) позволяет существенно повысить эффективность лечебных мероприятий, а в ряде случаев и спасти жизнь больного. В связи с этим полноценное комплексное исследование системы кровообращения будет способствовать повышению качества медицинской помощи детям, снижению детской смертности.
2. Учебные цели: ознакомить студентов с особенностями сердечно-сосудистой системы (ССС) у детей, научить студентов методике объективного исследования органов кровообращения в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями (АФО) и оценке полученных объективных данных, выработать у студентов навыки самостоятельного объективного исследования.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения): · эмбриогенез ССС; · АФО органов кровообращения у детей в возрастном аспекте; · кровообращение плода; · механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения; · изменение соотношения размеров желудочков и предсердий с возрастом; · границы относительной и абсолютной сердечной тупости в возрастном аспекте; · частоту пульса у детей по возрастам; · особенности ЭКГ новорождённых; · особенности ЭКГ детей дошкольного возраста; · особенности ЭКГ детей школьного возраста; · особенности ЭКГ подростков; · особенности эхокардиографии у детей; · эмпирические формулы для определения артериального давления (АД) у детей; · половые отличия величины АД у детей.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть и уметь: · собрать анамнез заболевания, выделив признаки, свидетельствующие о поражении ССС; · собрать анамнез жизни, выделив факторы, влияющие на формирование сердечно-сосудистой патологии; · провести объективное исследование ССС; · подсчитать частоту сердечных сокращений · определить ритм сердечных сокращений; · определить электрическую ось сердца; · охарактеризовать зубцы и интервалы ЭКГ; · найти патологические отклонения от возрастной нормы; · расшифровать ЭКГ; · оценить рентгенограмму грудной клетки. · дать заключение о соответствии результатов исследования возрастным особенностям или о наличии какого-либо патологического синдрома; · владеть компетенциями: ОПК6 (готовность к ведению медицинской документации), ПК5. ПК6. ·
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: 1) эмбриогенез и анатомия сердца; 2) методика исследования ССС; 3) измерение и нормальные показатели АД в зависимости от возраста; 4) подсчёт пульса и возрастные нормы;
5) определение границ относительной и абсолютной сердечной тупости и сравнение их с нормой; 6) подсчёт частоты сердечных сокращений; 7) определение ритма сердечных сокращений; 8) определение электрической оси сердца; 9) характеристика зубцов и интервалов ЭКГ; 10) расшифровка ЭКГ.
4. Вид занятия: практическое занятие 5. Продолжительность занятия: 4 часа
6. Оснащение:
6.1. Дидактический материал: видеофильм по методике обследования, таблицы и микротаблицы по методике обследования детей, схема кровообращения плода и новорождённого; набор ЭКГ, таблицы и слайды: 1) особенности ЭКГ у детей; 2) продолжительность отдельных элементов ЭКГ; 3) диаграмма для определения электрической оси сердца, длительности интервалов; 4) характеристика шумов сердца у детей; 5) основные различия между органическими и функциональными шумами.
6.2. ТСО: ноутбук, ЭКГ-аппарат, тонометр
7. Содержание занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестовые задания для самоконтроля («Тестовые задания к практическим занятиям №13-21 по ПДБ», приложение №3).
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия: 1) органогенез ССС; 2) кровообращение плода; 3) сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения; 4) методика исследования ССС у взрослых; 5) техника измерения АД; 6) техника подсчёта пульса; 7) проведение и оценка функциональных проб; 8) правила записи ЭКГ; 9) особенности ЭКГ новорождённых, детей 1-го года жизни, детей дошкольного возраста, детей школьного возраста и подростков; 10) особенности эхокардиограммы у детей; 11) ЭКГ-признаки гипертрофии предсердий; 12) ЭКГ-признаки гипертрофии желудочков.
7.3. Демонстрация преподавателем методики обследования сердечно-сосудистой системы
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: · курация больных; · контроль за усвоением практических навыков обследования больных, оформлению результатов проведённого обследования.
7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: тестовые задания (приложение 4 к УМК по ПДБ (занятия 13-21);
Литература Основная 1. Пропедевтика детских болезней: учебник. Под ред. Кильдияровой Р.Р. и Макаровой В.И., - М., ГЭОТАР-медиа, 2012.
Дополнительная 1. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. 2. Белозеров Ю.М. Детская кардиология: научное издание. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. 3. Мутафьян О.А. Врождённые пороки сердца у детей: научное издание. – М.: БИНОМ; СПб.: Невский Диалект, 2002. 5. Методика исследования здорового и больного ребёнка: учебное пособие. – Уфа: изд-во БГМУ, 2007.
Подпись автора методической разработки
Приложение 1
Контрольные вопросы 1. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы. Возрастные нормы АД, пульса. 2. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей. 3. Особенности состава периферической крови детей различного возраста. 4. Кровообращение плода. Механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения. 5. Возрастные особенности проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки. 6. Особенности звучности I и II тонов сердца в возрастном аспекте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|