Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для студентов




к практическому занятию №14 на тему: «Анатомо-физиологические особенности и

методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»

 

Дисциплина – пропедевтика

детских болезней

Специальность – педиатрия 31.05.02

Курс - III Семестр - VI

 

Уфа

 

Тема: Анатомо-физиологические особенности и методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей.

на основании рабочей программой дисциплины «Пропедевтика детских болезней», утвержденной 14 июня 2013 г.

 

Рецензент: профессор Т.Б.Хайретдинова

 

Автор: ассистент А.Р.Хабибуллина

 

 

Утверждение на заседании № 1 кафедры пропедевтики детских болезней

от 31 августа 2016 г.

 

1. Тема и ее актуальность. В последние годы отмечается тенденция к повышению распространённости различных сердечно - сосудистых заболеваний среди детского населения, в т.ч. врождённых пороков сердца (ВПС) – 18%, неревматических кардитов, артериальной гипер- и гипотензии – до 20%. Раннее выявление сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) позволяет существенно повысить эффективность лечебных мероприятий, а в ряде случаев и спасти жизнь больного. В связи с этим полноценное комплексное исследование системы кровообращения будет способствовать повышению качества медицинской помощи детям, снижению детской смертности.

 

2. Учебные цели: ознакомить студентов с особенностями сердечно-сосудистой системы (ССС) у детей, научить студентов методике объективного исследования органов кровообращения в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями (АФО) и оценке полученных объективных данных, выработать у студентов навыки самостоятельного объективного исследования.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

· эмбриогенез ССС;

· АФО органов кровообращения у детей в воз­растном аспекте;

· кровообращение плода;

· механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения;

· изменение соотношения размеров желудочков и предсердий с возрастом;

· границы относительной и абсолютной сердечной тупости в возрастном аспекте;

· частоту пульса у детей по возрастам;

· особенности ЭКГ новорождённых;

· особенности ЭКГ детей дошкольного возраста;

· особенности ЭКГ детей школьного возраста;

· особенности ЭКГ подростков;

· особенности эхокардиографии у детей;

· эмпирические формулы для определения артериального давления (АД) у детей;

· половые отличия величины АД у детей.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть и уметь:

· собрать анамнез заболевания, выделив признаки, свидетельствующие о поражении ССС;

· собрать анамнез жизни, выделив факторы, влияющие на формирование сердечно-сосудистой патологии;

· провести объективное исследование ССС;

· подсчитать частоту сердечных сокращений

· определить ритм сердечных сокращений;

· определить электрическую ось сердца;

· охарактеризовать зубцы и интервалы ЭКГ;

· найти патологические отклонения от возрастной нормы;

· расшифровать ЭКГ;

· оценить рентгенограмму грудной клетки.

· дать заключение о соответствии результатов исследования возрастным особенностям или о наличии какого-либо патологического синдрома;

· владеть компетенциями: ОПК6 (готовность к ведению медицинской документации), ПК5. ПК6.

·

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) эмбриогенез и анатомия сердца;

2) методика исследования ССС;

3) измерение и нормальные показатели АД в зависимости от возраста;

4) подсчёт пульса и возрастные нормы;

5) определение границ относительной и абсолютной сердечной тупости и сравнение их с нормой;

6) подсчёт частоты сердечных сокращений;

7) определение ритма сердечных сокращений;

8) определение электрической оси сердца;

9) характеристика зубцов и интервалов ЭКГ;

10) расшифровка ЭКГ.

 

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 4 часа

 

6. Оснащение:

 

6.1. Дидактический материал: видеофильм по методике обследования, таблицы и микротаблицы по методике обследования детей, схема кровообращения плода и новорождённого;

набор ЭКГ, таблицы и слайды:

1) особенности ЭКГ у детей;

2) продолжительность отдельных элементов ЭКГ;

3) диаграмма для определения электрической оси сердца, длительности интервалов;

4) характеристика шумов сердца у детей;

5) основные различия между органическими и функциональными шумами.

 

6.2. ТСО: ноутбук, ЭКГ-аппарат, тонометр

 

7. Содержание занятия:

 

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Тестовые задания для самоконтроля («Тестовые задания к практическим занятиям №13-21 по ПДБ», приложение №3).

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:

1) органогенез ССС;

2) кровообращение плода;

3) сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения;

4) методика исследования ССС у взрослых;

5) техника измерения АД;

6) техника подсчёта пульса;

7) проведение и оценка функциональных проб;

8) правила записи ЭКГ;

9) особенности ЭКГ новорождённых, детей 1-го года жизни, детей дошкольного возраста, детей школьного возраста и подростков;

10) особенности эхокардиограммы у детей;

11) ЭКГ-признаки гипертрофии предсердий;

12) ЭКГ-признаки гипертрофии желудочков.

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики обследования сердечно-сосудистой системы

 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:

· курация больных;

· контроль за усвоением практических навыков обследования больных, оформлению результатов проведённого обследования.

 

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: тестовые задания (приложение 4 к УМК по ПДБ (занятия 13-21);

 

Литература

Основная

1. Пропедевтика детских болезней: учебник. Под ред. Кильдияровой Р.Р. и Макаровой В.И., - М., ГЭОТАР-медиа, 2012.

Дополнительная

1. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

2. Белозеров Ю.М. Детская кардиология: научное издание. – М.: МЕДпресс-информ, 2004.

3. Мутафьян О.А. Врождённые пороки сердца у детей: научное издание. – М.: БИНОМ; СПб.: Невский Диалект, 2002.

5. Методика исследования здорового и больного ребёнка: учебное пособие. – Уфа: изд-во БГМУ, 2007.

 

Подпись автора методической разработки

 

 

Приложение 1

 

Контрольные вопросы

1. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы. Возрастные нормы АД, пульса.

2. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.

3. Особенности состава периферической крови детей различного возраста.

4. Кровообращение плода. Механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения.

5. Возрастные особенности проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки.

6. Особенности звучности I и II тонов сердца в возрастном аспекте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...