Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для студентов




к практическому занятию №20 на тему: « Комплексная оценка состояния здоровья.

Группы здоровья »

 

Дисциплина – пропедевтика

детских болезней

Специальность – педиатрия 31.05.02

Курс - III Семестр - VI

 

 

Уфа

 

 

Тема: Комплексная оценка состояния здоровья. Группы здоровья

 

на основании рабочей программой дисциплины «Пропедевтика детских болезней», утвержденной 14 июня 2013 г.

 

Рецензент: профессор Т.Б.Хайретдинова

 

Автор: ассистент Р.Т.Нугуманова

 

Утверждение на заседании № 1 кафедры пропедевтики детских болезней

от 31 августа 2016 г.

 

 

1. Тема и ее актуальность. По определению ВОЗ здоровье - физическое, психическое и социальное благополу­чие. Один из критериев отнесения ребёнка раннего возраста к группе здоровых - «эйтрофизическое развитие» (Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур). которое предполагает:

- чистую, розовую, бархатистую кожу;

- нормальные толщину подкожного жирового слоя, тургор тканей, тонус мышц;

- соответствующие возрасту развитие скелета, физическое, психомоторное развитие, положительный психоэмоциональ­ный тонус;

- хороший аппетит;

- нормальную работу всех органов, хорошую сопротивляемость инфекциям.

Рост и развитие ребёнка предопределены генетической программой онтогенеза, реали­зуемой в конкретных условиях окружающей среды.

Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим ге­номом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развития эмбриона и плода.

Модифицирующее влияние факторов внешней среды, прежде всего - факторов пита­ния, экопатогенных воздействий, других позитивных и негативных влияний на растущий ор­ганизм. Соотносительная регуляторная роль генетического и нейроэндокринного контроля роста и развития изменяется в сторону определённого преобладания нервной и эндокринной регуляции над генными влияниями, хотя в определённые периоды или интервалы развития, называемые критическими, генная регуляция становится преобладающей.

В критические периоды или интервалы развития изменяются многие показатели, ха­рактеризующие процессы физического роста, обмена веществ, иммунобиологической реак­тивности ребёнка. Неизменными в течение всей жизни остаются лишь параметры ионного гомеостаза, гемостаза, биоэнергетики. Происходящие в критические периоды роста и разви­тия изменения обусловливают необходимость особенно тщательного синтеза биометриче­ских данных о ребёнке именно в эти периоды, чтобы иметь максимум объективной инфор­мации о правильном развитии органов и систем растущего организма в переломные фазы развития, когда можно дифференцировать нормальные возрастные вариации от патологиче­ских.

 

2. Учебные цели: в результате усвоения темы студент должен овладеть навыками:

- оценки генеалогического анамнеза;

- оценки физического и нервно-психического развития;

- оценки резистентности;

- оценки функционального состояния различных органов и систем;

- написания клинической пропедевтической истории болезни.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

· методику сбора анамнеза;

· основные показатели физического развития по возрастам;

· методику оценки нервно-психического развития;

· основные константы функционального состояния различных органов и систем;

· выявление ведущих синдромов заболевания.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть и уметь:

· собрать генеалогический анамнез;

· оценить физическое развитие;

· оценить нервно-психическое развитие;

· оценить резистентность;

· определить функциональное состояние органов и систем;

· определить группу здоровья;

· назначить план дополнительного обследования;

· провести полное клиническое обследование больного;

· выявить ведущие синдромы заболевания;

· написать клиническую историю болезни;

· владеть компетенциями: ОПК6 (готовность к ведению медицинской документации), ПК5, ПК6.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) оценка физического развития, основные показатели по возрастам;

2) оценка нервно-психического развития, основные показатели по возрастам;

3) основные критерии функционального состояния различных органов и систем.

 

4) Вид занятия: практическое занятие

5) Продолжительность занятия: 4 академических часа

 

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал:таблицы нормативов, весы, ростомер, сантиметровая лента, данные лабораторных и функциональных методов исследования.

 

6.2. ТСО: компьютер, ноутбук.

 

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задания для самоконтроля: («Тестовые задания к практическим занятиям №13-21 по ПДБ», приложение № 15).

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия: генеалогический анамнез, резистентность, определение группы здоровья и т.д.

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических навыков по теме

Преподаватель демонстрирует на примере больного методику проведения обследования и оценку группы здоровья.

 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Студенты проводят анализ анамнестических данных, оценку физического и нервно-психического развития, резистентности организма курируемого больного, оценку данных лабораторных и функциональных методов исследования; делают заключение о группе здоровья курируемого больного.

 

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: решение тестовых заданий, проверка заключения о группе здоровья курируемого ребёнка («Тестовые задания к практическим занятиям №13 - 21 по ПДБ», приложение № 16).

 

 

Учебно-исследовательская работа студентов по теме

1. Определение группы здоровья у детей с определённой патологией.

 

Литература

Основная

1. Пропедевтика детских болезней: учебник. Под ред Кильдияровой Р.Р. и Макаровой В.И. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2012.

Дополнительная

1. Оценка физического развития детей и подростков, санитарно-гигиенических условий и учебно-воспитательной работы в детских организованных коллективах: методические указания к практическим занятиям по разделу «Гигиена детей и подростков» для студентов педиатрического факультета. Ч. I/З.Ф.Сабирова, Т.А.Байбурина, Т.Р.Зулькарнаев и др. – Уфа: БГМУ, 2002.

2. Изучение и оценка физического развития у детей: учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Сост.: Р.А.Ахметова, Т.Б.Хайретдинова и др. – Уфа: Изд-во БГМУ, 2005.

3. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

4. Чапова О.И. Пропедевтика детских болезней: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Хрущёв С.В., Симонова О.И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: учебное пособие. – М.: Академия, 2006.

6. Методика исследования здорового и больного ребёнка: учебное пособие/ БГМУ; сост. Т.Б.Хайретдинова и др. – Уфа: Изд-во БГМУ, 2007.

7. Практические навыки педиатра: производственно-практическое издание /М.В.Чичко и др; под ред. М.В.Чичко. – Минск: Книжный Дом, 2005.

8. Ивлева Н.А., Хайретдинова Т.Б.Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста: учебное пособие. – Уфа: БГМУ, 2011.

 

Подпись автора методической разработки

 

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...