Методические указания для студентов
к практическому занятию №20 на тему: « Комплексная оценка состояния здоровья. Группы здоровья »
Дисциплина – пропедевтика детских болезней Специальность – педиатрия 31.05.02 Курс - III Семестр - VI
Уфа
Тема: Комплексная оценка состояния здоровья. Группы здоровья
на основании рабочей программой дисциплины «Пропедевтика детских болезней», утвержденной 14 июня 2013 г.
Рецензент: профессор Т.Б.Хайретдинова
Автор: ассистент Р.Т.Нугуманова
Утверждение на заседании № 1 кафедры пропедевтики детских болезней от 31 августа 2016 г.
1. Тема и ее актуальность. По определению ВОЗ здоровье - физическое, психическое и социальное благополучие. Один из критериев отнесения ребёнка раннего возраста к группе здоровых - «эйтрофизическое развитие» (Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур). которое предполагает: - чистую, розовую, бархатистую кожу; - нормальные толщину подкожного жирового слоя, тургор тканей, тонус мышц; - соответствующие возрасту развитие скелета, физическое, психомоторное развитие, положительный психоэмоциональный тонус; - хороший аппетит; - нормальную работу всех органов, хорошую сопротивляемость инфекциям. Рост и развитие ребёнка предопределены генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развития эмбриона и плода. Модифицирующее влияние факторов внешней среды, прежде всего - факторов питания, экопатогенных воздействий, других позитивных и негативных влияний на растущий организм. Соотносительная регуляторная роль генетического и нейроэндокринного контроля роста и развития изменяется в сторону определённого преобладания нервной и эндокринной регуляции над генными влияниями, хотя в определённые периоды или интервалы развития, называемые критическими, генная регуляция становится преобладающей.
В критические периоды или интервалы развития изменяются многие показатели, характеризующие процессы физического роста, обмена веществ, иммунобиологической реактивности ребёнка. Неизменными в течение всей жизни остаются лишь параметры ионного гомеостаза, гемостаза, биоэнергетики. Происходящие в критические периоды роста и развития изменения обусловливают необходимость особенно тщательного синтеза биометрических данных о ребёнке именно в эти периоды, чтобы иметь максимум объективной информации о правильном развитии органов и систем растущего организма в переломные фазы развития, когда можно дифференцировать нормальные возрастные вариации от патологических.
2. Учебные цели: в результате усвоения темы студент должен овладеть навыками: - оценки генеалогического анамнеза; - оценки физического и нервно-психического развития; - оценки резистентности; - оценки функционального состояния различных органов и систем; - написания клинической пропедевтической истории болезни.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения): · методику сбора анамнеза; · основные показатели физического развития по возрастам; · методику оценки нервно-психического развития; · основные константы функционального состояния различных органов и систем; · выявление ведущих синдромов заболевания.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть и уметь:
· собрать генеалогический анамнез; · оценить физическое развитие; · оценить нервно-психическое развитие; · оценить резистентность; · определить функциональное состояние органов и систем; · определить группу здоровья; · назначить план дополнительного обследования; · провести полное клиническое обследование больного; · выявить ведущие синдромы заболевания; · написать клиническую историю болезни; · владеть компетенциями: ОПК6 (готовность к ведению медицинской документации), ПК5, ПК6.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: 1) оценка физического развития, основные показатели по возрастам; 2) оценка нервно-психического развития, основные показатели по возрастам; 3) основные критерии функционального состояния различных органов и систем.
4) Вид занятия: практическое занятие 5) Продолжительность занятия: 4 академических часа
6. Оснащение: 6.1. Дидактический материал:таблицы нормативов, весы, ростомер, сантиметровая лента, данные лабораторных и функциональных методов исследования.
6.2. ТСО: компьютер, ноутбук.
7. Содержание занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений Задания для самоконтроля: («Тестовые задания к практическим занятиям №13-21 по ПДБ», приложение № 15).
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия: генеалогический анамнез, резистентность, определение группы здоровья и т.д.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических навыков по теме Преподаватель демонстрирует на примере больного методику проведения обследования и оценку группы здоровья.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Студенты проводят анализ анамнестических данных, оценку физического и нервно-психического развития, резистентности организма курируемого больного, оценку данных лабораторных и функциональных методов исследования; делают заключение о группе здоровья курируемого больного.
7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: решение тестовых заданий, проверка заключения о группе здоровья курируемого ребёнка («Тестовые задания к практическим занятиям №13 - 21 по ПДБ», приложение № 16).
Учебно-исследовательская работа студентов по теме 1. Определение группы здоровья у детей с определённой патологией.
Литература Основная 1. Пропедевтика детских болезней: учебник. Под ред Кильдияровой Р.Р. и Макаровой В.И. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2012. Дополнительная 1. Оценка физического развития детей и подростков, санитарно-гигиенических условий и учебно-воспитательной работы в детских организованных коллективах: методические указания к практическим занятиям по разделу «Гигиена детей и подростков» для студентов педиатрического факультета. Ч. I/З.Ф.Сабирова, Т.А.Байбурина, Т.Р.Зулькарнаев и др. – Уфа: БГМУ, 2002. 2. Изучение и оценка физического развития у детей: учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Сост.: Р.А.Ахметова, Т.Б.Хайретдинова и др. – Уфа: Изд-во БГМУ, 2005. 3. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. 4. Чапова О.И. Пропедевтика детских болезней: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 5. Хрущёв С.В., Симонова О.И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: учебное пособие. – М.: Академия, 2006. 6. Методика исследования здорового и больного ребёнка: учебное пособие/ БГМУ; сост. Т.Б.Хайретдинова и др. – Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. 7. Практические навыки педиатра: производственно-практическое издание /М.В.Чичко и др; под ред. М.В.Чичко. – Минск: Книжный Дом, 2005. 8. Ивлева Н.А., Хайретдинова Т.Б.Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста: учебное пособие. – Уфа: БГМУ, 2011.
Подпись автора методической разработки
Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|