Методические указания для студентов
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 к практическому занятию №21 на тему: « Зачёт по методике исследования ребенка. Защита истории болезни »
Дисциплина – пропедевтика детских болезней Специальность – педиатрия 31.05.02 Курс - III Семестр - VI
Уфа
Тема: Зачёт по методике исследования ребёнка. Защита истории болезни
на основании рабочей программой дисциплины «Пропедевтика детских болезней», утвержденной 14 июня 2013 г.
Рецензент: профессор Т.Б.Хайретдинова
Автор: ассистент Р.Т.Нугуманова
Утверждение на заседании № 1 кафедры пропедевтики детских болезней от 31 августа 2016 г.
2. Учебные цели: в результате усвоения темы студент должен овладеть навыками исследования ребёнка (приложение 1)
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения): · анатомические особенности органов дыхания; · физиологические особенности дыхательной системы; · своеобразие иммунологической реактивности; · особенности дыхательного шума у детей различного возраста. · эмбриогенез ССС; · АФО органов кровообращения у детей в возрастном аспекте; · кровообращение плода; · механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения; · изменение соотношения размеров желудочков и предсердий с возрастом; · границы относительной и абсолютной сердечной тупости в возрастном аспекте; · частоту пульса у детей по возрастам; · эмпирические формулы для определения артериального давления (АД) у детей; · половые отличия величины АД у детей. · морфологические особенности, общие для всех отделов желудочно-кишечного тракта; · особенности полости рта, состав слюны в зависимости от возраста;
· анатомические особенности пищевода, желудка, печени, поджелудочной железы, кишечника; · состав желудочного сока, особенности кислотности, ферментной активности, отличие желчи детей от желчи взрослых, ферменты поджелудочной железы, функции печени, кишечника; · гуморальную регуляцию деятельности пищеварительного тракта, местные тканевые гормоны, эндорфины, энкефалины, простогландины; · особенности пищеварения у детей; · методику объективного исследования органов пищеварения у взрослых; · этапы эмбрионального кроветворения плода (ангиобластический, печёночный, костно-мозговой); · особенности форменных элементов крови плода и новорождённого; · особенности периферической крови детей различного возраста; · изменение типов гемоглобина на протяжении первых лет жизни; · возрастные особенности периферической крови и свёртывающей системы крови; · миелограмму у детей различного возраста; · эмбриогенез мочевыделительной системы; · АФО мочевыделительной системы новорождённого и детей раннего возраста; · характеристику мочи здорового ребёнка в зависимости от возраста; · биохимические изменения крови у детей с патологией мочевыделительной системы и почек; · методику объективного исследования мочевыделительной системы; · инструментальные и лабораторные методы исследования для диагностики патологии мочевыделительной системы; · методику сбора анамнеза; · основные показатели физического развития по возрастам; · методику оценки нервно-психического развития; · основные константы функционального состояния различных органов и систем; · выявление ведущих синдромов заболевания.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть и уметь: · провести осмотр и выявить признаки одышки, оценить окраску кожи, форму грудной клетки, её симметричность участия в акте дыхания; осмотреть полость рта, зева, оценить характер выделений из носа;
· провести пальпацию грудной клетки с целью оценки её болезненности, резистентности, голосового дрожания, шума трения плевры, отставания одной половины грудной клетки при дыхании; · оценить перкуторный звук над лёгкими при сравнительной перкуссии и определить верхние и нижние границы лёгких, ширину полей Кренига, подвижность нижнего лёгочного края при топографической перкуссии; · оценить дыхательные шумы в разные фазы дыхания, их характер, продолжительность, силу, проводя сравнительную аускультацию; · исследовать внутригрудные лимфатические узлы. · собрать анамнез заболевания, выделив признаки, свидетельствующие о поражении ССС; · собрать анамнез жизни, выделив факторы, влияющие на формирование сердечно-сосудистой патологии; · провести объективное исследование ССС; · дать заключение о соответствии результатов исследования возрастным особенностям или о наличии какого-либо патологического синдрома.
· провести объективное исследование ребенка по органам и системам;
§ провести объективное исследование органов мочевыделительной системы у детей;
· назначить план дополнительного обследования ребёнка с анемией, геморрагическим диатезом; · оценить результаты клинических и лабораторно-инструментальных данных детей различного возраста; · провести обследование органов кроветворения. · собрать генеалогический анамнез; · оценить физическое развитие; · оценить нервно-психическое развитие; · оценить резистентность; · определить функциональное состояние органов и систем; · определить группу здоровья; · выявить ведущие синдромы заболевания; · написать клиническую историю болезни. · владеть компетенциями: ОПК6 (готовность к ведению медицинской документации), ПК5, ПК6.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы Вопросы для самоподготовки: · АФО дыхательной системы; · эмбриогенез дыхательной системы; · особенности развития органов дыхания и их значение в развитии патологических отклонений; · методика исследования органов дыхания; · число дыханий в 1 минуту в зависимости от возраста; · методика проведения дыхательных проб; · генез первого вдоха. · анатомия ССС в возрастном аспекте; · физиология системы кровообращения в зависимости от возраста; · гистология системы кровообращения; · анатомическое строение органов мочеобразования и мочевыделения; · физиологические функции почек и мочевыводящей системы; · возрастные особенности картины периферической крови; · возрастные особенности миелограммы у детей. · методика сбора анамнеза; · методика оценки физического развития; · методика оценки нервно-психического развития;
· возрастные особенности функциональных методов обследования больного; · методика объективного обследования ребёнка; · выявление ведущих симптомов; · оформление симптомокомплексов; · тестовые задания к занятию.
4. Вид занятия: практическое занятие 5. Продолжительность занятия: 4 академических часа
6. Оснащение: 6.1. Дидактический материал: 6.2. ТСО: компьютер, ноутбук.
7. Содержание занятия: Контроль конечного уровня усвоения темы: 1) зачёт по методике исследования ребёнка («Тестовые задания к практическим занятиям №13 - 21 по ПДБ», приложение № 17); 2) защита пропедевтической истории болезни ребёнка.
Литература Основная 1. Пропедевтика детских болезней: учебник. Под ред. Кильдияровой Р.Р. и Макаровой В.И. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2012. Дополнительная: 1. Капитан Т.В.. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. 2. Методика исследования здорового и больного ребёнка: учебное пособие/ БГМУ; сост. Т.Б.Хайретдинова и др. – Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. 3. Практические навыки педиатра: производственно-практическое издание /М.В.Чичко и др; под ред. М.В.Чичко. – Минск: Книжный Дом, 2005. 4. Чапова О.И. Пропедевтика детских болезней: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 5. Ахмадеева Э.Н., В.Р.Амирова, Л.Р.Ахмадеева и др. Проблемы пульмонологии детского возраста: монография. – Уфа: Гилем, 2005. 6. Вельтищев Ю.Е.. Неотложные состояния у детей: справочник. – М.: Медицина, 2004. 7. Чапова О.И.. Пропедевтика детских болезней: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведения. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 8. Медицина (электронный ресурс): лекции для студентов – Электронные текстовые данные. – М.: Равновесие, 2005 3 курс: Пропедевтика детских болезней. Медицинская микробиология. Патологическая анатомия. Патологическая физиология. Фармакология. Курс лекций, 2005. 9.. Баранов А.А. и др. Детская аллергология: руководство. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. 10. Хрущёв С.В., Симонова О.И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: учебное пособие. – М.: Академия, 2006. 11. Учайкин В.Ф.. Неотложные состояния в педиатрии: практическое руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 12. Живот у детей и подростков (размеры, формы, изменчивость): монография/ Н.С.Горбунов и др. Красноярская государственная академия. – Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2006. 13. Белозеров Ю.М. Детская кардиология: научное издание. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. 14.. Приходько В.С. и др. Детская кардиоревматология: учебное пособие. – Киев: Здоров'я, 2005. 15. Схема истории болезни ребёнка: учебно-методическое пособие для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 06.01.03-педиатрия; сост. Хайретдинова Т.Б. и др. – Уфа: изд-во БГМУ, 2008.
Подпись автора методической разработки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|