Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для студентов




к практическому занятию №21 на тему: « Зачёт по методике исследования ребенка.

Защита истории болезни »

 

Дисциплина – пропедевтика

детских болезней

Специальность – педиатрия 31.05.02

Курс - III Семестр - VI

 

 

Уфа

 

 

Тема: Зачёт по методике исследования ребёнка. Защита истории болезни

 

на основании рабочей программой дисциплины «Пропедевтика детских болезней», утвержденной 14 июня 2013 г.

 

Рецензент: профессор Т.Б.Хайретдинова

 

Автор: ассистент Р.Т.Нугуманова

 

Утверждение на заседании № 1 кафедры пропедевтики детских болезней

от 31 августа 2016 г.

 

2. Учебные цели: в результате усвоения темы студент должен овладеть навыками исследования ребёнка (приложение 1)

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

· анатомические особенности органов дыхания;

· физиологические особенности дыхательной системы;

· своеобразие иммунологической реактивности;

· особенности дыхательного шума у детей различного возраста.

· эмбриогенез ССС;

· АФО органов кровообращения у детей в воз­растном аспекте;

· кровообращение плода;

· механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения;

· изменение соотношения размеров желудочков и предсердий с возрастом;

· границы относительной и абсолютной сердечной тупости в возрастном аспекте;

· частоту пульса у детей по возрастам;

· эмпирические формулы для определения артериального давления (АД) у детей;

· половые отличия величины АД у детей.

· морфологические особенности, общие для всех отделов желудочно-кишечного тракта;

· особенности полости рта, состав слюны в зависимости от возраста;

· анатомические особенности пищевода, желудка, печени, поджелудочной железы, кишечника;

· состав желудочного сока, особенности кислотности, ферментной активности, отличие желчи детей от желчи взрослых, ферменты поджелудочной железы, функции печени, кишечника;

· гуморальную регуляцию деятельности пищеварительного тракта, местные тканевые гормоны, эндорфины, энкефалины, простогландины;

· особенности пищеварения у детей;

· методику объективного исследования органов пищеварения у взрослых;

· этапы эмбрионального кроветворения плода (ангиобластический, печёночный, костно-мозговой);

· особенности форменных элементов крови плода и новорождённого;

· особенности периферической крови детей различного возраста;

· изменение типов гемоглобина на протяжении первых лет жизни;

· возрастные особенности периферической крови и свёртывающей системы крови;

· миелограмму у детей различного возраста;

· эмбриогенез мочевыделительной системы;

· АФО мочевыделительной системы новорождённого и детей раннего возраста;

· характеристику мочи здорового ребёнка в зависимости от возраста;

· биохимические изменения крови у детей с патологией мочевыделительной системы и почек;

· методику объективного исследования мочевыделительной системы;

· инструментальные и лабораторные методы исследования для диагностики патологии мочевыделительной системы;

· методику сбора анамнеза;

· основные показатели физического развития по возрастам;

· методику оценки нервно-психического развития;

· основные константы функционального состояния различных органов и систем;

· выявление ведущих синдромов заболевания.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть и уметь:

· провести осмотр и выявить признаки одышки, оценить окраску кожи, форму грудной клетки, её симметричность участия в акте дыхания; осмотреть полость рта, зева, оценить характер выделений из носа;

· провести пальпацию грудной клетки с целью оценки её болезненности, резистентности, голосового дрожания, шума трения плевры, отставания одной половины грудной клетки при дыхании;

· оценить перкуторный звук над лёгкими при сравнительной перкуссии и определить верхние и нижние границы лёгких, ширину полей Кренига, подвижность нижнего лёгочного края при топографической перкуссии;

· оценить дыхательные шумы в разные фазы дыхания, их характер, продолжительность, силу, проводя сравнительную аускультацию;

· исследовать внутригрудные лимфатические узлы.

· собрать анамнез заболевания, выделив признаки, свидетельствующие о поражении ССС;

· собрать анамнез жизни, выделив факторы, влияющие на формирование сердечно-сосудистой патологии;

· провести объективное исследование ССС;

· дать заключение о соответствии результатов исследования возрастным особенностям или о наличии какого-либо патологического синдрома.

  • провести расспрос матери и ребенка, выявить жалобы и факторы риска,
  • собрать анамнез жизни и заболевания;

· провести объективное исследование ребенка по органам и системам;

  • провести осмотр живота (выявить размеры, форму, состояние пупка у новорожден­ных, расширение венозного рисунка, перистальтику, участие в акте дыхания, отечность под­кожной клетчатки брюшной стенки); осмотр полости рта и зева; форма губ; изъязвления углов рта; окраска слизистой; высыпания; желтушность зева; слизистой твердого неба, под языком, афты; бляшки молочницы; состояние десен, зубов; размеры языка; налеты, прикусы,
    сухость, влажность, его окраска, осмотр миндалин, задней стенки глотки;
  • провести поверхностную пальпацию живота с целью выявления болезненно­сти, степени напряжения мускулатуры брюшного пресса, определение зон кожной ги­перестезии Захарьина-Геда, наличие грыж, опухолей, расхождения прямых мышц; глубокую пальпацию с целью выявления размеров, консистенции, характера поверхности нижнего края печени, селезенки, увеличенных мезентериальных лимфоузлов, спастическое или атониче­ское состояние кишечника, скопление каловых масс, выявление болевых точек и симптомов;
  • оценить результаты перкуссии живота, при которой может быть выявлена свободная жидкость в брюшной полости, уровень стояния верхнего края печени и селезенки, оценить размеры печени по Курлову, отличить асцит от псевдоасцита;
  • выслушать перистальтику кишечника, обнаружить шум трения брюшины, оценить аускультоаффрикцию;

§ провести объективное исследование органов мочевыделительной системы у детей;

  • оценить результаты клинических и лабораторно-инструментальных данных;

· назначить план дополнительного обследования ребёнка с анемией, геморрагическим диатезом;

· оценить результаты клинических и лабораторно-инструментальных данных детей различного возраста;

· провести обследование органов кроветворения.

· собрать генеалогический анамнез;

· оценить физическое развитие;

· оценить нервно-психическое развитие;

· оценить резистентность;

· определить функциональное состояние органов и систем;

· определить группу здоровья;

· выявить ведущие синдромы заболевания;

· написать клиническую историю болезни.

· владеть компетенциями: ОПК6 (готовность к ведению медицинской документации), ПК5, ПК6.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы

Вопросы для самоподготовки:

· АФО дыхательной системы;

· эмбриогенез дыхательной системы;

· особенности развития органов дыхания и их значение в развитии патологических отклонений;

· методика исследования органов дыхания;

· число дыханий в 1 минуту в зависимости от возраста;

· методика проведения дыхательных проб;

· генез первого вдоха.

· анатомия ССС в возрастном аспекте;

· физиология системы кровообращения в зависимости от возраста;

· гистология системы кровообращения;

· анатомическое строение органов мочеобразования и мочевыделения;

· физиологические функции почек и мочевыводящей системы;

· возрастные особенности картины периферической крови;

· возрастные особенности миелограммы у детей.

· методика сбора анамнеза;

· методика оценки физического развития;

· методика оценки нервно-психического развития;

· возрастные особенности функциональных методов обследования больного;

· методика объективного обследования ребёнка;

· выявление ведущих симптомов;

· оформление симптомокомплексов;

· тестовые задания к занятию.

 

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа

 

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал:

6.2. ТСО: компьютер, ноутбук.

 

7. Содержание занятия:

Контроль конечного уровня усвоения темы:

1) зачёт по методике исследования ребёнка («Тестовые задания к практическим занятиям №13 - 21 по ПДБ», приложение № 17);

2) защита пропедевтической истории болезни ребёнка.

 

 

Литература

Основная

1. Пропедевтика детских болезней: учебник. Под ред. Кильдияровой Р.Р. и Макаровой В.И. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2012.

Дополнительная:

1. Капитан Т.В.. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

2. Методика исследования здорового и больного ребёнка: учебное пособие/ БГМУ; сост. Т.Б.Хайретдинова и др. – Уфа: Изд-во БГМУ, 2007.

3. Практические навыки педиатра: производственно-практическое издание /М.В.Чичко и др; под ред. М.В.Чичко. – Минск: Книжный Дом, 2005.

4. Чапова О.И. Пропедевтика детских болезней: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Ахмадеева Э.Н., В.Р.Амирова, Л.Р.Ахмадеева и др. Проблемы пульмонологии детского возраста: монография. – Уфа: Гилем, 2005.

6. Вельтищев Ю.Е.. Неотложные состояния у детей: справочник. – М.: Медицина, 2004.

7. Чапова О.И.. Пропедевтика детских болезней: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведения. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

8. Медицина (электронный ресурс): лекции для студентов – Электронные текстовые данные. – М.: Равновесие, 2005 3 курс: Пропедевтика детских болезней. Медицинская микробиология. Патологическая анатомия. Патологическая физиология. Фармакология. Курс лекций, 2005.

9.. Баранов А.А. и др. Детская аллергология: руководство. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006.

10. Хрущёв С.В., Симонова О.И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: учебное пособие. – М.: Академия, 2006.

11. Учайкин В.Ф.. Неотложные состояния в педиатрии: практическое руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.

12. Живот у детей и подростков (размеры, формы, изменчивость): монография/ Н.С.Горбунов и др. Красноярская государственная академия. – Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2006.

13. Белозеров Ю.М. Детская кардиология: научное издание. – М.: МЕДпресс-информ, 2004.

14.. Приходько В.С. и др. Детская кардиоревматология: учебное пособие. – Киев: Здоров'я, 2005.

15. Схема истории болезни ребёнка: учебно-методическое пособие для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 06.01.03-педиатрия; сост. Хайретдинова Т.Б. и др. – Уфа: изд-во БГМУ, 2008.

 

 

Подпись автора методической разработки

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...