Публично-властная сфера, ее базовые функции и субъекты
Публично-властная сфера включает в себя законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти, их организацию в регионах - субъектах Федерации, а также законодательные и исполнительные органы местного самоуправления. Иначе говоря, публично-властная сфера персонифицируется в органах государственной и муниципальной власти и управления. В системе социально-экономических функций публично-властной сферы необходимо, на наш взгляд, выделять моменты общего, т.е. свойственного государству как институту с момента его возникновения, особенного – приобретаемого в условиях каждой отдельно взятой общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодализма, капитализма, социализма) и единичного - обуславливаемого этнической и конфессиональной спецификой, особенностями исторического развития данного государства. Соответствующим образом классификация социально-экономических функций государства предстает (выглядит) следующим образом: I.Функции общего порядка: (характерные для государства всех времен и народов). II. Особенные функции государства (присущие государству на данном этапе развития общества и национальной экономики). III. Единичные (специфические) функции государства, отражающие историческое своеобразие его развития, ментальность общества и необходимость решения жизненно важных проблем его жизнедеятельности. Появление государства как формы общественного бытия было обусловлено необходимостью обеспечения безопасности. «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение»[24].
Отсюда логически проистекают общие, базовые функции государства: - обеспечения баланса интересов в обществе; - обеспечения общих условий его жизнедеятельности. Естественно, количественная и качественная определенность как баланса экономических интересов, так и общих условий жизнедеятельности существенно разнятся в различные исторические периоды развития человеческого общества. Однако это не отрицает их имманентности для института государства во все времена и у всех народов. Данные функции являются базовыми и приобретают свою конкретную количественную и качественную определенность в условиях каждого данного исторического периода. Так в античном обществе баланс социально-экономических интересов достигался через реализацию государством требования плебса «хлеба и зрелищ». Свидетельством обеспечения государством тех времен общих условий жизнедеятельности тогдашнего общества и экономики является как наличие развитого права[25], так и римских дорог, по трассам которых проложены многие автострады современной Италии, Франции и Германии. В современных условиях обеспечение баланса интересов субъектов хозяйственной и социально-политической жизнедеятельности общества подразумевает, в частности, баланс экономических интересов работодателей и наемного труда, производителей и потребителей, городского и сельского населения, жителей отдельно взятых регионов страны и т.д., а так же субъектов публично-властной деятельности, представляющих центральный и региональной уровни организации государственной власти. Что же касается обеспечения наиболее общих условий эффективного функционирования и развития всех основных сфер осуществления жизнедеятельности общества, элементов их структуры, то оно осуществляется в настоящее время главным образом посредством поддержания в дееспособном состоянии национального инфраструктурного комплекса, включающего в себя производственную (транспорт, энергетика, связь, отчасти наука), социальную (здравоохранение, образование, культура, наука), институциональную (обеспечение внешней и внутренней безопасности, законности и правопорядка в широком и узком смысле слова) и рыночную инфраструктуру, обеспечивающую движение продуктов деятельности от производителей к потребителям посредством качественно определенного экономического механизма и соответствующих организационных структур.
Таким образом, экономика и общество – суть живые развивающиеся организмы, требующие адекватных действий со стороны государства по эффективной реализации данных базовых функций. Это фактически функции самосохранения и воспроизводства государства как такового. Их выполнение является гарантом целостности государства, стабильного развития общества и национальной экономики. И если они игнорируются властями предержащими, то обостряются внутрисистемные конфликты, общество через люмпенизацию большей и олигархизацию мизерной своей части неминуемо деградирует, разрушаются скрепы целостности макроэкономической системы, а тем самым разрушается и само государство. Свидетельством тому является новейшая история нашего времени, когда вследствие расхождения в целеполагании государства и гражданского общества, обострения не только экономических и социальных, но и национальных, а также конфессиональных конфликтов процесс распада той или иной страны уже произошел или находится в стадии развития. При этом историческая тенденция такова, что, начиная со второй половины XIX века, регулирующая роль государства имела ярко выраженную тенденцию к своему усилению. Как известно, государство в эпоху зарождения рыночной экономики и первых этапов ее развития в условиях функционирования национальной экономики с преобладанием локальных рынков, низкого уровня концентрации и централизации капитала, неразвитости, а точнее – примитивности производственно-хозяйственной инфраструктуры и прежде всего средств коммуникаций (транспорта и связи), энергетического хозяйства, слабого развития институтов гражданского общества могло в значительной мере уповать на рыночное саморегулирование экономических и социальных процессов и выполнять единственную регулирующую функцию, образно названную функцией ночного сторожа, т.е. гаранта частной собственности и правил игры на рыночном пространстве.
Экономический кризис 1873 г. возвестил «конец эры либерализма - конец целого столетия, на протяжении которого политическим кредо была политика невмешательства в экономику. Эта эра началась в 1776 году, с выходом в свет книги Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В течение десяти лет после 1873 года великие партии либералов, которые до того времени маршировали по всей Европе под знаменами «прогресса» и «просвещения», начали беспорядочное отступление. И уже никогда не оправились от поражения»[26]. С конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства. Они явились реакцией гражданского общества, заставившего государство обращать внимание на пороки монополизации экономики, стихийности ее развития и углублявшуюся дифференциацию доходов населения. В расширении экономических функций государства Кейнс видел "...единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и условие для успешного функционирования личной инициативы"[27]. Поэтому в современных условиях базовые функции государства (обеспечение баланса интересов и общих условий жизнедеятельности общества и национальной экономики) конкретизируются в следующих специфических функциях, имманентных смешанной (социально ориентированной) экономике[28]: - обеспечения правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; - защиты конкуренции; - содействия социально справедливому распределению доходов; - корректировки распределения ресурсов в целях изменения структуры национального продукта;
- стабилизации экономики, т.е. контроля за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирования экономического роста. Перечисленные специфические функции присущи всем развитым государствам мирового сообщества. Однако в их реализации наличествуют (имеют место) моменты единичного, обусловленные особенностями исторически сложившейся для каждой из стран или их группы духовной сферы. В силу этих обстоятельств сложилось несколько моделей смешанной (социально ориентированной) национальной экономики. В их числе, как правило, выделяют следующие социально-экономические модели: - социально-экономическую модель США; - формирующуюся общую социально-экономическую модель ЕС, а в его рамках германскую, шведскую, французскую, британскую, итальянскую модели социально-экономического развития; - социально-экономическую модель Японии; - социально-экономическую модель так называемых стран-«драконов» Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань); - социально-экономическую модель преуспевающих мусульманских нефтедобывающих стран (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт). Для развивающихся стран и прежде всего приобретших статус новых индустриальных стран, включающих страны-«тигры» Юго-Восточной Азии (Малайзию, Таиланд, Индонезию и Филиппины) и несколько стран Латинской Америки (Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили), а также стран переходной (трансформируемой) экономики постсоциалистического пространства и России, в частности, особенные социально-экономические функции, реализуемые развитыми странами мирового сообщества являются ориентиром систтемных преобразований. Вместе с тем именно ориентиром, поскольку, к примеру, специфика России и прежде всего специфика самого переходного состояния экономики, весьма отягощенного распадом некогда единого народнохозяйственного комплекса СССР, особенности исторического и национального развития требуют существенной адаптации механизма реализации данных функций для российских условий. Но столь же несомненно, что «конструкция» этого механизма в обязательном порядке должна концептуально отражать основополагающие тенденции его состояния и совершенствования в странах смешанной экономики. Тем самым становится объективно необходимым корректировка (формулирование) социально-экономических функций государства применительно к переходному состоянию его общества и экономики. В системе этих функций выделяются функции: а) системоформирующего; б) системоутверждающего; в) системовоспроизводящего характера[29].
К системоформирующим относятся следующие социально-экономические функции государства переходного периода: • разгосударствления и приватизации; • демонополизации и формирования конкурентной среды; • установления нормативно-правовой базы, «правил игры» рыночной экономики; • содействия организации инфраструктуры рыночного хозяйства. В свою очередь группа функций системоутверждения включает функции: • реструктуризации, структурной трансформации на макроуровне, т.е. приведения отраслевой структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями рыночной экономики; • содействия реструктуризации, структурной трансформации на мезоуровне, т.е. на уровне отраслей и регионов, в направлении адаптации структуры их производственно-хозяйственных комплексов к рыночному режиму функционирования и развития; • осуществления или по крайней мере содействия реструктуризации, структурной трансформации на микроуровне посредством придания рыночной ориентации организационным структурам, механизмам и аппарату управления фирм и предприятий вне зависимости от их принадлежности к той или иной форме собственности; • поддержки предпринимательства и налаживания системы конструктивного взаимодействия с ним; • формирования эффективного собственника на уровне всех основных хозяйствующих субъектов национальной рыночной экономики (домохозяйства, предприятия (фирмы), государства); • осуществления поступательного развития процесса разгосударствления национальной экономики путем передачи определенных полномочий: а) по регулированию национальной экономики институтам гражданского общества; б) по управлению объектами государственной и муниципальной собственности, выполнению ряда непрофильных для органов государственной власти и управления хозяйственных функций на рыночной основе негосударственным структурам • создания благоприятной среды для формирования среднего класса; • стабилизации достигнутого в дотрансформационный период уровня и качества жизни населения; • недопущения чрезмерной дифференциации доходов населения в целях обеспечения социальной справедливости и политической стабильности в стране. Наконец, к системовоспроизводящим относятся функции: • формирования условий, необходимых и достаточных для устойчивого развития сложившейся социально-экономической системы; • укрепления позиций и расширенного воспроизводства среднего класса; • формирования эффективной структуры национальной экономики в направлении (с точки зрения, в смысле) снижения удельного веса первичного и роста вторичного и третичного секторов национальной экономики и особенно инновационного блока последнего[30]; • обеспечения и защиты общенациональных интересов внутри страны и за её пределами при проведении как внутренней, так и внешней политики; • упрочения и расширения поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве; • обеспечения устойчивого роста уровня и качества жизни населения страны; • поддержания оптимума соотношения публичной (государственной и муниципальной) и частной собственности в экономике страны. Выделенные социально-экономические функции государства трансформируемой экономики строго не разделены во времени, хотя, разумеется, на начальном этапе трансформации превалируют системообразующие, т.е. связанные с формированием нового качества системы и разрушением старой. Но это далеко не означает, что они на каком-то этапе перехода полностью изживают себя. К примеру, целевая функция разгосударствления и приватизации сохраняет свою актуальность и значимость на протяжении всего периода трансформации. И наоборот, целевая функция структурной трансформации по своему содержанию в большей мере относится к системоутверждающим функциям, хотя задачи, решаемые в её рамках, должны быть заложены уже в процессе разгосударствления и приватизации. Системоутверждающие, т.е. делающие процесс необратимым, функции выполняют исключительно важную роль в трансформационном процессе. Они обеспечивают необратимость процесса трансформации одной системы в другую. К их числу прежде всего относятся целевые функции структурной трансформации. Сложившаяся в прошлом и сохраняющаяся по преимуществу по сей день структура народного хозяйства России, его отраслей и экономических районов, наконец производственных предприятий была становым хребтом и фундаментом централизованно-плановой системы хозяйствования государства, к тому же имевшего статус сверхдержавы. Переориентация на рыночную модель и изменившееся геополитическое положение Российского государства объективно предполагают иную структуру народного хозяйства и его звеньев различного иерархического уровня. Лишь при достижении таковой можно будет констатировать необратимость трансформационных процессов. Без решения этой задачи, а также стабилизации уровня и качества жизни основной массы населения по крайней мере на дореформационном уровне обратимость процесса не только вероятна, но и достаточно реальна по своему существу. Таким образом, если системоформирующие функции государства в трансформационный период прежде всего связаны с формированием необходимых условий функционирования (более того, запуска) новой хозяйственной системы, то системоутверждающие связаны с формированием условий, достаточных для необратимости трансформационного процесса, для функционирования новой системы хозяйствования на собственной, имманентной лишь ей материальной базе. Что же касается системовоспроизводящих функций государства трансформационного периода, то они связаны с формированием условий, необходимых и достаточных для устойчивого развития сформировавшейся системы в данной стране, а также с утверждением, упрочением и расширением ее поля в мировом экономическом и политическом пространстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|