Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ролевые функции и субъекты социально-политической сферы




Данная сферавыполняет функцию консо­лидации, артикуляции и последующего лоббирования интересов элементов структуры профессиональной, демографической, национальной, конфессио­нальной, социальной, политической и т.п. организации общества. Иначе говоря, эта сфера главным образом представлена институтами гражданского общества.

В своем простейшем определении гражданское общество (CS -civil society) является совокупностью формальных и неформальных организаций и правил (институтов), которая соединяет отдельного индивида или семью (домохозяйство) с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики). Отличительной чертой вхо­дящих в него организаций гражданского общества (CSO — civil society organization) является их неприбыльный (некоммерческий) характер и добровольность участия граждан в этих организациях, выражающа­яся в работе без оплаты труда или с заработной платой меньшей, чем в коммерческом секторе.

Этот момент акцентирован в следующем определении граждан­ского общества: «Промежуточное "царство", расположенное между государством и домашним хозяйством и населенное организованными группами и ассоциациями, которые отделены от государства, обладают определенной автономией в отношениях с государством и сформиро­ваны добровольно членами общества для того, чтобы защищать или распространять их интересы, ценности или идентичность»[31].

Эти институты коллективного поведения значительно облегчают человеку ориентацию в окружающем мире, помогают адаптироваться к нему. Со временем люди начинают внутренне ценить участие в таких институтах, практически независимо от приносимых ими благ. К их числу и относятся некоммерческие общественные организации, объединенные собирательным понятием "третий сектор", который как бы противостоит государству и является сферой реализации частных интересов и проектов граждан. Он образуется по принципу самоуправления в результате активности граждан снизу.

Д. Манджаппа и М. Винай подчеркивают, что такие функции граж­данского общества, как (1) представление интересов граждан; (2) их вовлечение в социальные процессы и (3) оказание социальных услуг, дают основание трактовать его как самостоятельную систему, а не как социального «игрока», выполняющего «остаточную» роль, то есть дела­ющего то, что не смогли или не захотели делать государство и бизнес[32].

В других отечественных источниках[33] феномен гражданского общества трактуется, во-первых, как человеческая общ­ность на определенной стадии развития, включающая добро­вольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; во-вторых, как совокупность негосударст­венных экономических, политических, социальных, семей­ных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и др. отношений; в-третьих, как сфера самопроявления свободных индиви­дов и добровольно сформированных организаций и ассоциа­ций граждан, огражденная законами от прямого вмешатель­ства и произвольной регламентации их деятельности со сто­роны органов государственной власти.

Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью или участие во владении ею, право использовать ее и распоряжаться по своему усмотрению. Как отмечал в этой связи известный русский мыслитель И.А.Ильин, - «идея частной собственности отнюдь не выдумана произвольно лукавыми и жадными людьми, как наивно думали Руссо и Прудон. Напротив, она вложена в человека и подсказана ему самою природою, подобно тому, как от природы человеку даны индивидуальное тело и индивидуальный инстинкт… Поэтому это есть естественное право человека, которое и должно ограждаться законами, правопорядком и государственною властью»[34].

Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие в нем развитой, многообразной социальной струк­туры, отражающей богатство и разноплановость интересов представителей различных групп и слоев. При «размытой» социальной структуре индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает реализацию его личных прав и свобод.

Необходимая предпосылка жизнедеятельности гражданского общества - достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самостоятельности при включенности в тот или иной общественный институт.

В современном мире именно благодаря высокому развитию гражданского общества в раз­витых странах значительно возрастает степень защищенно­сти индивидуальных и общественных сфер жизни от произвола рынка и излиш­ней регламентации со стороны государства. Иначе говоря, именно благодаря его институтам складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектически проти­воречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с госу­дарством, при авторитарном и тоталитарном режимах пре­бывает в пассивной или активной оппозиции к государству.

Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Вместе с тем опыт свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо успешнее, когда для этого создаются благоприятные внутренние и внешние условия. В значительной мере их создает само общество через государство, и нередко — вопреки ему[35].

В современных условиях институты гражданского общества, и прежде всего саморегулируемые структуры, играют все возрастающую роль в жизнедеятельности общества и национальной экономики. Более того, они стали неотъемлемым атрибутом (игроком) смешанной, социально ориентированной национальной экономики. Однако при этом следует заметить, что феномен «смешанности» подчас трактуется в отечественных и зарубежных источниках лишь с позиции наличия в ней государственного и частного секторов экономики и присущих им институтов регулирования экономических и социальных процессов.

Представляется, что такого рода смешанность в той или иной мере фактически имела место на всех этапах становления и развития национальной экономики. Современное поле смешанности существенно расширилось. Смешанная экономика есть качественное состояние экономической системы, характеризующееся полиформическими принципами построения, т.е. предполагающее (допускающее) многосубъектность, множественность способов и методов регулирования экономических и социальных процессов (отношений), а также множество форм собственности и хозяйствования. «Смешанность» прежде всего проявляется и реализуется в том, что рыночный механизм саморегулирования дополняется, с одной стороны, сознательным воздействием институтов государства на те звенья (точки) экономических и социальных процессов, где рынок даёт так называемые «осечки», а с другой – действенной реакцией институтов гражданского общества не только на «осечки» рынка, но и органов государственной власти и управления их корректирующих. В данном контексте смешанная экономика – это система оптимального взаимодействия институтов государства, рынка и гражданского общества.

«Смешанная экономика - отмечают П.Самуэльсон и В.Нордхауз, - полагается, в первую очередь, на ценовую систему для своей организации, однако, использует и многообразие правительственного вмешательства для того чтобы справиться с макроэкономической нестабильностью и с недостатками рынка»[36]. Более того, по опредеоению П.Самуэльсона, «… наша (т.е. американская – авт.) система - это «смешанная», система свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется со стороны как общества, так и частных институтов»[37].

В настоящее время экономика всех развитых капиталистических стран развивается как смешанная. Вместе с тем национальные модели смешанной экономики имеют свою специфику. В каждой из них разнятся не только масштабность воздействия на экономические и социальные процессы, но и качество этого воздействия, под которым, как правило, подразумевается зависимость его эффективности от характера и организации государственных институтов, способов их функционирования. При этом, как отмечает известный английский теоретик смешанной экономики Э.Шонфильд, важны функции государства, а не размеры публичного сектора или доля государственных расходов в бюджете страны. Добавим к этому возрастающую значимость соответствующих функций и механизмов воздействия организаций гражданского общества на функционирование и развитие этих процессов. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества прежде всего выступают самоорганизующие структуры производителей и работодателей (объединения и союзы предпринимателей), потребителей (союзы потребителей, потребительские кооперативы и их объединения), профессиональные союзы, иные добровольные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе в целях консолидации и лоббирования своих специфических социально-экономических интересов.

В современной России гражданское общество и его основополагающие институты находятся в стадии становления. «Граждане России пока не видят в государстве систему обслуживания интересов общества, подконтрольную ему и ответственную перед ним. Поэтому даже в обоснованных государственных решениях люди склонны усматривать, в первую очередь, интересы государственного аппарата, а не заботу об общественном благе. Одна из главных причин этого состоит в том, что не отлажен режим постоянного диалога между государственной, прежде всего исполнительной властью и обществом.

Современные управленческие методы предполагают не только информационную открытость власти, но и вовлечение общественности в процессы принятия и реализации решений (“демократия участия”). Однако управленческие методы не переросли из методов воздействия в методы взаимодействия управленцев и управляемых. Соответствующие организационные формы, широко распространенные в демократических системах (общественные экспертизы крупных программ и проектов, общественные расследования, оценка воздействия на окружающую среду и т.д.), у нас пока не применяются.

Исполнительная власть остается «непрозрачной» для контроля со стороны формирующегося гражданского общества, для общественных инициатив. Велико число принципиальных государственных решений, которые рождаются “за закрытыми дверями”, далека от «прозрачности» также система распределения и расходования бюджетных средств»[38].

Активизация жизнедеятельности гражданского общества делает все более оче­видным, что государство не должно регламентировать пов­седневную трудовую, предпринимательскую, творческую и иную деятельность своих граждан. В развитом гражданском обществе функции государства сосредоточиваются на выработке общей страте­гии развития; определении и обосновании приоритетов, тем­пов, пропорций развития экономической и социальной сфер общества; стимулировании общественно-полезной деятельности граждан и защите их прав, собственности и личного до­стоинства; демократизации всех сфер жизнедеятельности на­рода, защите границ и обеспечении необходимого внутренне­го порядка.[39]

В силу этих обстоятельств требует всесторонней поддержки со стороны государства процесс формирования институтов гражданского общества, если оно (государство) реально стремится к демократической ориентации своего развития. «Без зрелого гражданского общества, - отмечается в данной связи в Послании Президента РФ Федеральному собранию 2004г., - невозможно эффективное решение насущных проблем людей. Качество их повседневной жизни прямо зависит от качества общественно-политической системы. И здесь у нас, конечно, есть еще немало вопросов… Чтобы снизить эти издержки и стимулировать дальнейший рост институтов гражданского общества, не нужно ничего изобретать. И наш собственный, и мировой опыт уже доказал продуктивность целого ряда подходов. Так, необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять» [40].

Следует иметь в виду, что в данном контексте под негосударственным сектором следует понимать не только рыночные структуры, но и институты гражданского общества в лице саморегулируемых организаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...