Механизмы взаимодействия основных сфер жизнедеятельности современного общества
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Как следует из предыдущего анализа, каждая из четырех основных сфер осуществления жизнедеятельности общества, каковыми являются духовная, производственно-хозяйственная, социально-политическая и публично-властная, должна выполнять лишь ей внутренне присущие функции. Духовная сфера формирует и воспроизводит качественно определенные морально-этические ценности. Основной функцией производственно-хозяйственной сферы является удовлетворение материальных потребностей общества в целом и каждой личности в отдельности. Сфера социально-политической деятельности выполняет функцию консолидации, артикуляции и последующего лоббирования интересов элементов структуры профессиональной, демографической, национальной, конфессиональной, социальной, политической и т.п. организации общества. Публично-властная сфера гарантирует баланс интересов субъектов производственно-хозяйственной, социально-политической и властно-публичной деятельности, а также обеспечивает наиболее общие условия эффективного функционирования и развития всех основных сфер жизнедеятельности общества. Таким образом, между основными сферами жизнедеятельности общества существует известное разделение труда. Если оно нарушается, то возникает ряд коллизий. Может произойти их всеобщее огосударствление (этатизация жизнедеятельности общества). Возможна их политизация, т.е. подчинение целям и интересам отдельных классов, социальных или даже профессиональных групп (к примеру, технократии, номенклатуры), политической партии или движения, что находит завершение в тоталитаризме. Не исключена "экономизация" всех сфер жизнедеятельности в ущерб духовным, социальным, политическим, национальным и т.п. моментам общественного развития (к примеру, господство "дикого" капитализма или внешне респектабельной финансовой олигархии).
Все отмеченные сферы представляют в своей совокупности целостную систему жизнедеятельности общества и находятся в силу этих обстоятельств как составляющие этой органической целостности в состоянии постоянного взаимодействия[41], понимаемого нами как системы отношений взаимозависимости их функционирования и развития. Носителями взаимодействия выступают персонифицированные субъекты соответствующей деятельности (отдельно взятые члены общества, предприниматели, домохозяйства, государственные и муниципальные чиновники), тогда как субъектами этого взаимодействия выступают организационные структуры бизнеса, домохозяйств, гражданского общества и государства (органы государственной власти и управления различного уровня, самоорганизующие общественные организации в лице профессиональных, предпринимательских, потребительских и т.п. союзов и объединений). Область этого взаимодействия весьма обширна, но прежде всего затрагивает социально-политические и экономические интересы взаимодействующих сторон. В силу этих обстоятельств каждая из отмеченных сфер осуществления жизнедеятельности общества и соответствующим образом ее носители и субъекты в той или иной мере выступают регуляторами экономических и социальных процессов, имеющих место в обществе и национальной экономике. Отсюда вытекает проблема необходимости оптимизации[42] взаимодействия, т.е. выполнения, закрепления или передачи известной части полномочий по регулированию экономических и социальных процессов в социально ориентированной национальной экономике наиболее компетентному институту государства, гражданского общества или бизнеса, способному обеспечить баланс интересов их субъектов.
Под институтами понимается множество правил и ограничений, посредством которых в обществе структурируются политические, экономические, социальные и др. взаимодействия. Институты включают неформальные ограничители (наказания, запреты, табу, традиции, кодексы чести и т.п.) и формальные правила (конституции и законы, систему имущественных прав). Сторонники институциональной теории пытаются расширить возможности неоклассического экономического анализа путем изучения проблем рыночных институтов. Согласно теории, важнейшими институтами являются рынки, предприятия, фирмы и, что особенно важно, система контрактных связей между участниками рыночных отношений (relational contracting)[43]. То есть, с одной стороны, к рыночным институтам относят некие организационные формы, а, с другой, – способы, нормы и правила взаимодействия хозяйственных субъектов, оформленные договорами. Институты возникли в процессе исторического развития. Это - созданные людьми ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения в обществе, «правила игры». К их числу большинство институционалистов относят разнообразные организации (корпорации, профсоюзы, кооперативы и др.), а также распространенные обычаи, признанные нормы поведения социальных групп, утвердившиеся стереотипы мышления и массового сознания. Особенности конкретной институциональной системы проявляются в экономическом поведении социальных групп, характере их взаимодействия. С развитием общества нормы поведения и организации меняются, институты трансформируются[44]. Таким образом, институт как системное понятие органически включает в себя институты духовной сферы, рынка, государства и гражданского общества. Институты в любой экономической системе предопределяют процесс принятия решений. Поэтому в первую очередь следует выяснить, какие институты играют ведущую роль в рыночной экономике, как они возникли и изменились, как взаимосвязаны между собой. Весьма важным, в особенности для экономики переходного периода, представляется различие внешних институтов как фундаментальных предпосылок рыночного хозяйства и внутренних институтов, создаваемых корпорациями в ходе их развития. Внешние институты образуют свод основополагающих норм и правил, на базе которых возможно осуществление рыночного хозяйства. Это институты, которые гарантируют и защищают права собственности, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность выполнения договоров, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.
В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными связи, сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска, то есть представляют собой формы приспособления хозяйствования к внешним институтам. Их формирование шло снизу вверх и продолжалось длительное время, подвергаясь испытаниям на прочность, эффективность и соответствие интересам хозяйственных субъектов. Функционирование внутренних институтов постоянно осуществляется под двойным контролем: правовым – со стороны государства – и экономическим – со стороны рынка. Все указанные институты объединены общими признаками: 1) они характерны для системы разделения труда; 2) они действуют на основе принципа договорных отношений.[45] В настоящее время трансформация институтов духовной сферы, рынка, государства и гражданского общества и характера их взаимодействия происходит под возрастающим воздействием процесса дерегулирования экономики. При этом это далеко не равнозначно возврату к стихийности ее функционирования и развития, свойственного первоначальным этапам становления рыночной экономики. Под дерегулированием[46] в ведущих индустриальных странах мира в 1970-1990 гг. стал пониматься процесс отхода государственных структур от ряда функций контроля и регулирования в экономической сфере, то есть ограничение, свертывание традиционных форм государственного вмешательства в сферу непосредственного производства товаров и услуг, сужение экономической зоны, охваченной государственной собственностью, при одновременном расширении частного капитала. Эти изменения были направлены на обеспечение и стимулирование гибкого реагирования бизнес-структур на стремительные процессы в экономической и социальной сферах.
Иными словами, дерегулирование экономики это процесс сокращения масштабов прямого государственного вмешательства в экономику, переориентации форм и методов государственного регулирования с "жестких" на более "мягкие", с прямых на косвенные. Дерегулирование экономики служит наряду с приватизацией ключевым элементом неоконсервативной модели экономической политики, возобладавшей в развитых индустриальных странах со второй половине 70-х гг. 20 в. Сложившаяся ранее на кейнсианской основе система институтов и форм регулирования пришла в противоречие с начавшимся переходом к постиндустриальной стадии развития, императивами научно-технической революции (НТР) на новом ее витке, растущей интернационализацией экономики. Эта система стала сдерживать стимулы к производительному труду и накоплению и послужила одной из причин глубокой стагфляции 1970-х гг. Дерегулирование включало: реструктуризацию самого государственного аппарата; изменение способов госрегулирования и контроля; поддержку развития некоммерческих и общественных организаций как важнейших институтов современного гражданского общества, как дополнения к рынку и замене некоторых институтов государства. Процесс дерегулирования охватил практически весь мир, будучи обусловлен возможностью повышения эффективности производства за счет снятия бюрократических ограничений. Специальные меры по дерегулированию проводились в США, во всех странах Западной Европы, в Израиле, Австралии и Новой Зеландии, в Японии. Пересмотр законодательства, реорганизация контролирующих органов, радикальное расширение прав институтов общественного самоуправления, включая общественные организации предпринимателей, стали обычным явлением последних десятилетий. Причем в некоторых странах дерегулирование было возведено в ранг приоритета государственной политики. В Японии, в частности, был создан специальный государственный орган по дерегулированию, а сам процесс снятия бюрократических препон был организационно подкреплен двумя целевыми государственными планами по дерегулированию экономики. Вместе с тем реализация неоконсервативной политики дерегулирования экономики с его лозунгом "минимум" государства вела не к полному демонтажу системы регулирования и уходу государства из экономики, а к усложнению экономических функций государства, использованию новых, более гибких и подвижных форм регулирования, их диверсификации. Политика дерегулирования экономики предполагает, что главной функцией государства является формирование окружающей среды для современного рыночного хозяйства, разработка правил игры для его субъектов. Выполнению этой задачи служат административные, экономические и правовые меры, способствующие организации рынка, созданию соответствующей инфраструктуры, ограничению монополистических тенденций, развитию малого и среднего бизнеса, инновационной деятельности предприятий, внесению "прозрачности" в отношения государства и бизнеса. Приоритетное значение приобретают многообразные формы косвенного экономического регулирования: рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, таможенно-тарифной и др. форм экономической политики. О том, что в политике дерегулирования экономики сохраняются элементы кейнсианского наследия, адаптированного к новым условиям, свидетельствует и то, что в развитых странах продолжает действовать общая тенденция к росту доли валового национального продукта, перераспределяемой через бюджет, хотя темпы ее прироста падают. В ряде важнейших сфер, затрагивающих общенациональные интересы, значит, роль играет государственное финансирование. Первостепенное место среди них занимают социальная сфера, поддержка развития наукоемких и высокотехнологичных производств, защита среды обитания.
Таким образом, в современном мире наметилась отчетливо выраженная тенденция к использованию в процессе функционирования и развития общественного сектора национальной экономики рыночных инструментов (инструментария) и передачи ряда функций по регулированию экономических и социальных процессов, управлению отдельными сферами и объектами общественного сектора негосударственным структурам, институтам гражданского общества. Иными словами, функции государства по управлению объектами общественного сектора, по определению носившие нерыночный, административный характер, стали передаваться негосударственным структурам при активном использовании отдельных инструментов рыночного механизма. Тем самым активными действующими субъектами сознательного регулирования социальных и экономических процессов во все возрастающей мере стали выступать институты рынка и гражданского общества, обладавшие более высокой компетентностью по сравнению с органами государственной власти и управления. Это означает, что, дерегулирование как закономерный поступательный процесс разгосударствления национальной экономики в конечном итоге (счете) сводится к оптимизации взаимодействия институтов государства, бизнеса и гражданского общества. Он осуществляется в современном мире главным образом в соответствии с принципом передачи (закрепления) известной части властных полномочий экономического и организационного характера за наиболее компетентной в данных обстоятельствах структурой той или иной сферы осуществления жизнедеятельности общества. Иначе говоря, в распределении полномочий (функций) как между отдельными сферами жизнедеятельности общества, так и между их субъектами и носителями господствует принцип субсидиарности – передачи определенных полномочий по регулированию экономических и социальных процессов наиболее компетентной инстанции. Данная тенденция находит свое выражении в целом ряде направлений, к числу наиважнейших из которых прежде всего следует, на наш взгляд, отнести следующие: 1. Распределение на базе этого принципа полномочий как между различными уровнями государственной власти и управления, так и между последними и органами местного самоуправления. В данном случае принцип субсидиарности нацелен на передачу властных полномочий и соответствующих ресурсов для их осуществления на максимально низкий уровень публично-властной иерархии. 2. В известном приближении данный принцип можно отнести (распространить) и к отдельным случаям передачи непрофильных функций органами государственной (муниципальной) власти и управления на основе аутсорсинга коммерческим структурам. 3. Фактически тот же принцип действует при передаче отдельных объектов, находящихся в публичной собственности, на контрактной основе частному сектору национальной экономики. 4. Данный принцип лежит и в основе передачи отдельных властных полномочий организационно-экономического характера саморегулируемым структурам гражданского общества.
Литература Аваков Р. Духовно-культурная доминанта развития. // Мировая экономика и международные отношения, 2001, №12. Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики, 2006, №5. Кочетков Г.Б. Национальные модели управления и использование зарубежного опыта. //США * Канада: экономика, политика, культура. 2000, №12. Горланов Г.В., Шамхалов Ф.И. Функции государства в трансформируемой экономике. / Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.И., Влогина Н.А. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. Горланов Г.В., Деханова Н.Г Эффективный собственник: вопросы теории и методологии. // Управление собственностью. 2003, №4 Мовсесян А.Г. Американские транснациональные корпорации в современной экономике // США * Канада: экономика, политика, культура. 2000, №12. Целищев И. Японская фирма на пути к новой модели // Мировая экономика и международные отношения. 2001.
СОДЕРЖАНИЕ Основные сферы жизнедеятельности общества Духовная сфера, ее функции и формы существования Функции и субъекты сферы производственно-хозяйственной Публично-властная сфера, ее базовые функции и субъекты Ролевые функции и субъекты социально-политической сферы Механизмы взаимодействия основных сфер жизнедеятельности современного общества Литература
[1] Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание второе, дополненное и переработанное. / Под общ. Ред. Кушлина В.И. – М.: РАГС, 2002. С.114-115. [2] Функция представляет собой форму реализации или внешнее проявление качеств какого-либо субъекта или объекта (отдельного индивида, группы, организации, института, системы и т.д.) в данной системе отношений.
[3] Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя.- М.:Политиздат, 1975. С.299 [4] Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1989. С.434 [5] См. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13. С. 7. [6] Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1989. С.434 [7] Weber М. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. - Prentice-Hall, be. 1958. P. 292. [8] Collins R.. Introduction to Max Weber's «The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism». [9] Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism -Prentice-Hall, Inc. 1958. P.292. (Chapter II).
[10] См.: Кочетков Г.Б. Национальные модели управления и использование зарубежного опыта. //США * Канада: экономика, политика, культура. 2000, №12. С.80. [11] Там же. [12] Там же. С.81. [13] Панарин А. Россия и мир. Крутые повороты рубежа тысячелетий //VIP, 1998, №11-12, с.21. [14] См. Аваков Р. Духовно-культурная доминанта развития. // Мировая экономика и международные отношения, 2001, №12. С.83-84. [15] Мовсесян А.Г. Американские транснациональные корпорации в современной экономике // США * Канада: экономика, политика, культура. 2000, №12. С.116. [16] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.2. М.-Л.: 1935. С.258-259. [17] Крозе Ив. Мировая экономика с 1945 года до наших дней. - М.: АНОР, 1996. С. 28. [18] См.: Целищев И. Японская фирма на пути к новой модели // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 9. С. 81. [19] В США инвестиционные компании имеют форму корпораций и соответственно выпускают акции. Средства от продажи акций вкладываются ими в приобретение цепных бумаг и других финансовых инструментов. Покупая акции инвестиционных компаний, рядовой инвестор, не искушенный в вопросах функционирования финансовых рынков, доверяет свои сбережения профессиональному управляющему. За эту услугу управляющий инвестиционной компании берет вознаграждение, определяемое как процент от чистой стоимости активов его компании. См.: Баев И., Кожин С. Диверсификация промышленных предприятий в США // Мировая экономика и международные отношения, 2001. № 10. С. 85—86.
[20] Финанс. 31 мая 6 июня 2007 года. N 21. С.26 [21] D\ Эксперт. №2-3. Март2006 года.
[22] См.: Горланов Г.В., Деханова Н.Г Эффективный собственник: вопросы теории и методологии. // Управление собственностью. 2003, №4. С.14. [23] См.: Горланов Г.В., Деханова Н.Г Ук. соч. С.14. [24] Энциклопедический словарь И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.СПб., 1889.Т.5.С.304. [25] Как известно, римское право, включало частное и публичное право и содержало стройную разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Позже уже в средние века оно было заимствованно (рецепировано) многими странами Западной Европы. [26] Друкер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М., 1994. С. 12. [27] Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс. С. 455. [28]. См.: К.Макконнелл, С.Брю: Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.:Республика, 1992. С.94. [29] См.: Горланов Г.В., Шамхалов Ф.И. Функции государства в трансформируемой экономике. / Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.И., Влогина Н.А. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. С.78-89. [30] Первичный сектор – традиционное производство, производство сырья (сельское хозяйство, лесное хозяйство, добывающая промышленность). Вторичный сектор – обрабатывающая промышленность, отрасли переработки сырья в конечную продукцию (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт). Третичный сектор – производство услуг (наукоемкие отрасли, инновационное обслуживание, сфера услуг).
[31] Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики, 2006, №5. С.29. [32] Manjappa D., Vinay M. Diversifying the Global Economic and Social Structure -Emergence of Civil Society as a New Economic System. Paper presented on Sixth International Conference of ISTR (International Society for Third-Sector Research). Toronto, Canada, July 11-14, 2004. Цитируется по: Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики, 2006, №5. С.29-30. [33] См.: Политологический словарь. В двух частях. Часть I. – М.: РАУ, 1994. С.67; Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. - С. 75. [34] Ильин И.А. О частной собственности. / Русская философия собственности (XVII-XX вв.). – СПб.: СП «Ганза», 1993. С.125-126. [35] Политологический словарь. В двух частях. Часть I. – М.: РАУ, 1994, с.68. [36] См.: Экономические науки, 1990, №11 [37] Самуэльсон П. Экономика. Т.1. - М.: НПО «Алгон», 1997. С.32. [38] Проект Концепции административной реформы. Вариант 5 – 11.10.97. [39] Там же. [40] Послание Президента РФ Федеральному собранию 2004г. [41] В словаре русского языка С.И.Ожегова взаимодействие определяется (трактуется) как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1968. – С.74. [42] Оптимизация - нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных, например оптимизация процесса управления. См.: Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык. 1985. С.348. [43] Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая антрактация: Пер. с англ. – СПб., 1996 [44] См.: Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / Общ. ред.: Кушлин В.И., Чичканов В.П. – М.: Изд-во РАГС, 2004. С.210. [45] См.:Страхова Л.П., Бертенев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000, №6. С.23-24. [46] См.:Виленский А. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предприятий. // Вопросы экономики, 2003, №11 С.100-101; Экономическая энциклопедия /Науч. - ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. С. 153-154.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|