Режим питания: спор древности и современности
⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
В конце прошлого века, когда по нашей стране прокатилась волна увлечения древней медициной, повсюду слышались советы принимать пищу только один-два раза в день или же питаться лишь при наступлении острого голода. Д. Чопра в своей версии аюрведы и в самом деле рекомендует обходиться без завтрака. Кстати, так в летнюю пору питались крестьяне в книге Василия Белова «Лад»: «Работают часа два-три до завтрака — чем не настоящая зарядка? Завтрак обычно плотный, со щами. Режим приходится строго выдерживать, он быстро входит в привычку. Летом обедают после чаепития… после обеда обязательно отдых часа на два. До ужина опять крупная трудовая зарядка». По сути, завтрак у Белова после двух-трех часов работы — это уже обед. Вот вам и пример отказа от раннего завтрака. Некоторые врачи полагают, что при таком режиме организм лучше мобилизует запасы жира. Р. Свобода, давая свою трактовку аюрведы, предлагает разные режимы приема пищи в зависимости от доши. Обладателям капхи он советует принимать пищу не более двух раз в день с промежутком не менее шести часов и без дополнительных закусок. Людям типа питты разрешает при необходимости есть три раза в день с промежутками в четыре — шесть часов. Люди типа вата должны есть понемногу три-четыре раза в день, они могут перекусывать, но не раньше, чем через два часа после еды. Самый обильный прием пищи должен приходиться на полдень. Этой же точки зрения придерживается С. Ли в книге «Введение в аюрведу». Она рекомендует для людей типа вата и питта обедать в 12 часов, капхи — в 13–14 часов. В то же время С. Ли рекомендует пропустить обед, если нет аппетита. Ужинать она советует вате в 18 часов, питте в 18–19 часов, капхе в 19–20 часов. Э. Кришмачарья в «Аюрведе» (2005) рекомендует принимать пищу один — четыре раза в день, а между приемами пищи не перекусывать. Но все сходятся на том — и это согласуется с древней традицией аюрведы, — что заканчивать прием пищи следует при неугасшем аппетите. Это не позволит съесть лишнее. При этом мясо, рыбу и молочные продукты ни в коем случае нельзя есть вечером, поскольку, по понятиям аюверды, это тяжелая пища.
Совет редких приемов пищи встречается и у йогов. Д. Бхагван в уже упомянутой нами «Йоге» отмечает пользу двукратного в течение дня приема пищи. Именно такой режим питания, по его представлениям, обеспечивает долголетие и защищает от болезней. Но похоже, что значительная часть индийцев, имеющих достаточные средства к существованию, не придерживаются древних советов двукратного питания. Как правило, они едят не менее трех раз в день: это не очень обильный завтрак, обед в 11–12 часов дня и затем легкий ужин в 7–9 часов вечера («Энциклопедия Американа», 1973). Авторы книги «Этнография питания народов стран зарубежной Азии» (1981) говорят о двух-трехразовом питании в зависимости от достатка и сезона. Крестьяне едят два раза в день, но в разгар полевых работ переходят на трехразовое питание — сказывается потребность в большем количестве энергии. Редкие приемы пищи были характерны для античной Греции. Вот, например, распорядок дня у пифагорейцев, по книге К. Фогеля «Пифагорейцы и раннее пифагорианство» (1966). Они начинали утро с прогулки, потом собирались в зале на учебу, затем переходили к физическим упражнениям. И лишь после этого завтракали хлебом с медом или медом в сотах. Через час после завтрака, в полдень, обсуждали вопросы политики. Во второй половине дня пифагорейцы, группами по два-три человека, отправлялись на вторую прогулку, во время которой вели беседу на какую-либо заранее выбранную тему. Затем следовало купание, с тем чтобы еще до захода солнца сесть за общую трапезу. Ели ячменный или пшеничный хлеб, фиги, оливки, салат, изредка мясо животных, принесенных в жертву, пили разбавленное водой вино. Затем читали и отправлялись спать. Впрочем, Алкок в уже упоминавшейся книге о питании в античную эпоху утверждает, что большинство египтян, греков и римлян ели трижды в день, хотя «некоторые врачи» рекомендовали им ограничиться одним приемом пищи.
Древняя медицина, между прочим, не настаивала на одинаковом для всех людей распорядке приема пищи. Знаменитый врач Древней Греции Гиппократ считал: «Также надо смотреть, кому полезно предлагать пищу раз в день или дважды и в большем или меньшем количестве или по частям. Нужно также сообразовываться с привычкой каждого, и с временем года, и с местностью, и с возрастом». Последователь Гиппократа Авиценна, как мы помним, также настаивал на индивидуальном подходе к количеству приемов пищи. Приверженцами питания только при наступлении голода были некоторые выдающиеся люди XIX–XX столетий. Лев Толстой писал: «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом». Тем не менее, судя по воспоминаниям современников, Лев Толстой для себя придерживался строгого распорядка в приеме пищи. Об этом пишет, например, В. Булгаков в книге «О Толстом. Воспоминания и рассказы». Принимать пищу только при возникновении чувства острого голода также рекомендовали известный хирург академик Николай Амосов и американский натуропат Поль Брэгг. Однако современная медицина к этой идее относится весьма сдержанно. И в самом деле, при редких приемах пищи человек может не удержаться и съесть больше, чем требуется для организма, а в результате заполненный пищей желудок начнет давить на сердце. Кроме того, редкие приемы пищи способствуют появлению запоров. Эммануил Кант (1724–1804) в зрелом возрасте питался раз в день. Он обосновал свою систему питания в трактате «О способности духа силою только воли побеждать болезненные ощущения» (1798). Но подчеркну, что Кант настаивал на одноразовом питании в основном для пожилых людей, считая частые приемы пищи излишне обременительными для пищеварения. При этом — хотя и питался Кант лишь раз в день — любимым его блюдом была не самая простая для желудка баранья нога. Кулинары даже назвали его именем блюдо из баранины с репой, приправленной жженым сахаром и бульоном со сметаной и зеленью. Такое питание не помешало долголетию философа, однако его физическая и умственная работоспособность в последние годы жизни были сильно подорваны из-за атеросклероза.
Западные и российские гигиенисты рекомендуют большинству взрослых людей четырехкратный прием пищи с промежутками около 4–5 часов. Калорийность пищи по приемам советуют распределить примерно так: завтрак — 25 процентов, обед — 35 процентов, полдник — 15 процентов, ужин — 25 процентов. Ужинать лучше за 2–2,5 часа до сна, а перед сном выпить стакан молока или кефира. Рекомендация не принимать пищу перед сном не подойдет, пожалуй, больным с язвой желудка. Им придется съесть что-то перед сном, чтобы наутро избежать симптоматики «голодного желудка» — боли, тошноты и изжоги. Совет современной медицины принимать пищу четыре-пять раз в день явно противоречит традициям, сложившимся в древнем мире; поэтому интересно разобраться, как же сказываются на предрасположенности к болезням древняя и современная системы питания. Индийский врач Д. Чандрашекхар в докладе «Естественная жизнь и естественное лечение», сделанном в Индийском институте мировой культуры в 1989 году, рассказал историю, как поздно и обильно питавшиеся английские джентльмены однажды организовали «Клуб для тех, кто не завтракает» и почувствовали себя лучше. Исчезли головные боли, тяжесть в желудке, повысилась работоспособность. Противниками завтрака, например, были А. Эрет и П. Брэгг. С другой стороны, в июне 2007 года журнал «Nutrition review» опубликовал обзор, согласно которому люди, привыкшие завтракать, реже страдают от ожирения и хронических болезней. Установлено, что у детей и подростков, которые обходятся без завтрака, повышен холестерин в крови; в то же время зерновые завтраки способствуют понижению холестерина. Отмечено, что люди, отказывающиеся от завтрака, потребляют в последующих приемах пищи излишек жира. И наоборот, сытный завтрак снижает тягу к последующему потреблению жирной пищи. В крови незавтракающих беременных женщин мало глюкозы, но много кетоновых веществ — продуктов недостаточного окисления жира, что может привести к нарушениям развития плода.
Люди не одинаковы. «Жаворонки» просыпаются рано, активно включаются в ритм наступающего дня. «Совам» пробуждение дается сложно, они долго остаются вялыми. Но и тем и другим наука рекомендует одинаковый завтрак, поставляющий 25 процентов суточной калорийности рациона. Фактически рекомендации гигиенистов по режиму питания не учитывают различия людей по суточным биоритмам. Вероятно, это неправильно. Невозможно дать всем один и тот же универсальный совет, из чего можно сделать вывод: режим питания — дело персональное. Есть немало людей, которых не устраивают рекомендации гигиенистов относительно распределения калорийности пищи в течение дня. Например, не всякий человек способен без насилия над собой потребить утром 25 процентов дневных калорий. Есть и еще один момент: недавно французские врачи обнаружили, что завтрак, поставивший человеку 700 ккал, сильнее угнетал окисление жира, ранее накопленного в организме, чем завтрак, давший 100 ккал. Если исходить только из этого наблюдения, то потреблять за завтраком четверть калорийности суточного рациона… вредно. Помню, как в студенческие годы один преподаватель не советовал нам наедаться перед экзаменом, ссылаясь на отток крови от мозга к кишечнику. Пожалуй, доля истины здесь есть. Наряду с теми, кто принципиально не желает завтракать, есть люди, обеспокоенные отсутствием у себя в утренние часы аппетита. То есть они хотели бы плотно завтракать, но не могут себя заставить. Они опасаются располнеть при последующей излишней трапезе и спрашивают, как обрести аппетит в утренние часы. Врачи обоснованно рекомендуют таким людям поменьше есть вечером. Подойдет и совет провести интенсивную зарядку или поработать физически (вспомним крестьян в описании Белова). И наконец, один известный диетолог советует таким людям стимулировать аппетит, выпивая стакан апельсинового сока. В общем, надо признать, что полный отказ от завтрака для большинства людей вреден. При этом завтрак должен быть полноценным по составу. Весьма полезно включение в него круп, богатых растительными волокнами, и цельнозернового хлеба — разумеется, если нет противопоказаний к грубой пище из-за болезни пищеварительной системы. Хороша и овсяная каша, помогающая удалению из организма холестерина. Некоторые врачи рекомендуют на завтрак белковую пищу.
По рекомендации гигиенистов ужин также должен включать примерно 25 процентов суточной калорийности рациона. Обильный тяжелый ужин перед сном мешает сну и способствует ожирению. В этом подоплека совета отдать ужин врагу. Хотя одно время появилось увлечение «макси-ужином». Г. Шелтон и его последователи полагали, что вечерний прием пищи должен быть самым большим. Они утверждали, что именно ночью кишечник лучше всего снабжается кровью и поэтому наиболее подготовлен к перевариванию пищи. Но современная медицина не разделяет эту точку зрения. И дело не только в том, что тяжелый ужин мешает человеку выспаться. Для нас характерен суточный ритм тепловой реакции на потребление пищи. В ночное время она самая низкая. Поэтому питание в вечерние и тем более ночные часы может способствовать отложению жира и, как следствие, развитию ожирения. Сторонники позднего ужина возразят нам, что накопление жира в организме зависит исключительно от количества калорий, а не от распределения их по приемам пищи и что человек, жестко соблюдающий необходимую ему калорийность суточного рациона, не может располнеть, в какие часы ни потреблял бы он пищу. Это доказали врачи в ФРГ и США, об этом мне довелось слышать на семинаре Всемирной организации здравоохранения по питанию, проходившем в Дрездене еще в 1988 году. Но проблема с накоплением жира после позднего ужина, на мой взгляд, все же реально существует. Накопив за ночь калории позднего ужина в жире, организм утром вместо того, чтобы извлекать и расходовать этот запасенный жир, потребует быстроусвояемых калорий углеводистой пищи. Человек не удержится и съест лишнее, превышая необходимую ему суточную калорийность рациона. При постоянном повторении плотных поздних ужинов эта ситуация ведет к ожирению. Во всем мире врачи озабочены неблагоприятным воздействием пищи на содержание холестерина в крови. Обнаружилось, что уровень холестерина в крови зависит не только от его поступления с пищей, но и обратно пропорционален частоте приемов пищи (при одном и том же ее суммарном количестве). Л. Манн обнаружил, что в условиях девятикратного приема пищи содержание холестерина в крови на 6,5 процента ниже, чем при трехразовом приеме. Казалось бы, понижение это весьма незначительное, но врачи считают, что уменьшение холестерина в крови на один процент снижает риск развития ишемической болезни сердца на 2 процента. Правда, в конце XX столетия британские врачи приняли более скромную цифру, отражающую связь между содержанием в крови холестерина и риском развития ишемической болезни сердца. По их мнению, снижение на 10 процентов холестерина в крови уменьшает риск развития ишемической болезни сердца в течение 10 лет на 13 процентов. Но все же забывать о неблагоприятном влиянии редких приемов пищи на холестерин крови не следует. Но можно ли сказать, что античные сторонники редких приемов пищи совершенно не правы? Может быть, в их традициях питания был заложен какой-то скрытый смысл? Врачи Австралии, США, Италии, Испании и Швеции обратили внимание на то, что рак толстой и прямой кишок значительно реже встречается у людей, принимающих пищу не три-четыре, а только два раза в день. Оказывается, защитное действие частых приемов пищи от атеросклероза основано на том, что холестерин и образующиеся из него желчные кислоты поступают в кишечник в большем количестве и соответственно больше холестерина эвакуируется из организма. Но чем выше концентрация желчных кислот в кишечнике, тем больше из них — под влиянием микробов — образуется веществ, вызывающих рак. Выходит, что, выбирая частоту приемов пищи, человек избегает одно зло, но накликает на себя другое. В наши дни на 30–40 смертей от атеросклеротических повреждений сосудов сердца и мозга приходится одна смерть от рака толстой и прямой кишок. Выходит, что совет современных гигиенистов принимать пищу три-четыре и даже пять раз в день направлен на предупреждение более частой причины гибели людей — атеросклероза. Хотелось бы, конечно, дать каждому человеку точный совет, от чего важнее защищаться именно ему, но для этого нужно знать, к какой болезни он предрасположен. Известны четыре-пять генов предрасположенности к раку кишечника; американцы за солидную плату даже предлагают желающим их выявить. Но к сожалению, нет простых признаков, которые позволили бы, взглянув на человека, определить, какая болезнь ему угрожает в большей степени. Утверждают, правда, что сведения об онкологических заболеваниях у родственников (да и ожирение у женщин) позволяют заподозрить угрозу этого вида рака. Могла ли традиция двухразового питания сложиться в древнем мире как средство защиты от болезней? По оценке Б. Ц. Урланиса, люди в древности жили в среднем до 36 лет. Близкие значения приводит в своем исследовании британский исследователь Д. Рассел, считавший основными причинами смертей в античную эпоху и в Средние века инфекционные болезни, в том числе туберкулез и малярию. Иными словами, в ту далекую эпоху люди не доживали ни до выраженного атеросклероза, ни до рака. Редкие приемы пищи, возможно, могли снизить у них лишь риск пищевых отравлений. Отмечу также, что сторонники редких приемов пищи, например адвентисты, часто являются вегетарианцами, а сама по себе эта система питания снижает риск атеросклероза и рака кишечника. Кроме того, адвентисты не злоупотребляют алкоголем и стимулирующими напитками. Поэтому сложно ссылаться на редкие приемы пищи адвентистами как на ведущий фактор в их здоровье. Внимание надо обращать и на температуру пищи. Еще аюрведа рекомендовала питаться теплой, но не горячей пищей. Еда и напитки не должны обжигать рот, пищевод и желудок. Проводившееся нами исследование выявило, что содержащийся в ряде книг совет использовать горячую пищу люди понимают слишком буквально и не подозревают о риске онкологической опасности ожогов, возникающих при ее потреблении. Слишком холодную пищу употреблять также не рекомендуется. Восточная медицина не рекомендовала ложиться сразу после еды. В наши дни тихий час после обеда, сопровождаемый сном, широко распространен в детских и лечебных учреждениях. Вникая в это противоречие, приходится обратиться к индивидуальным особенностям людей. После дневной еды реакции организма обычно замедляются, появляется вялость мыслей, желание отдохнуть. Но всем ли полезно при этом лежать? Есть люди, у которых кислое содержимое желудка легко попадает в пищевод и вызывает изжогу; особенно это проявляется после острой пищи, кофе, чеснока, лука. Таким людям совет аюрведы в самый раз — ведь в лежачем положении вероятность затекания кислоты в пищевод усиливается. Сторонники ведического питания, заимствовавшие свои традиции из медицины Древней Индии, утверждают, что питье перед едой снижает аппетит и препятствует перееданию. Но вряд ли советы аюрведы по питью стоит принимать безоговорочно. Вспомним, что крестьяне из книги Василия Белова после тяжелой работы начинали обед с чая. Это позволяло организму восполнить воду, потерянную во время работы с потом. Через некоторое время после питья появлялся аппетит. То же самое можно сказать о спортсменах после интенсивной тренировки или соревнований. В любом случае есть сухую пищу, не запивая ее, вредно. С этим согласна и восточная, и европейская медицина. П. А. Бадмаев в книге «Главное руководство по врачебной науке Тибета» (1903) писал: «После принятия твердой пищи следует употреблять питье, ибо от этого легче переваривается пища». В то же время апологеты естественного питания, стремясь быть ближе к природе, нередко выступают против употребления во время еды напитков на том основании, что ни одно животное не перемежает еду с водой. Но животные, как правило, пьют после еды. И всем нам неоднократно доводилось наблюдать ворон и лебедей, галок и воробьев, окунающих корку хлеба в воду, прежде чем приступить к трапезе… Даже птицы не хотят есть всухомятку!
И что же в итоге?
В ходе эволюции не раз изменялись условия жизни и питания предков человека; выживали, изменялись и оставляли потомство лишь наиболее приспособленные к изменяющимся условиям питания. Так сложились наши потребности, и мы, выбирая пищу, должны считаться с тем, какими нас сотворила природа. Выйдя из мира животных, человек начал осознавать себя. В итоге — среди прочего — мы имеем знания о питании как пришедшие из глубины веков, так и основанные на новейших достижениях науки. Подчас нелегко понять, где новое и где старое, нелегко разделить полезный опыт и то, что отвергнуто медициной. Развитие науки, особенно с конца XIX века, ознаменовало новый этап в понимании потребностей человека в пище. Была сформирована современная, отвергнувшая принципы аюрведы, энергетическая концепция питания, раскрыта роль в поддержании здоровья белков, аминокислот, углеводов, жиров, витаминов, минеральных веществ и других биологически активных факторов. Это позволило заменить идею о необходимости баланса вкусов на концепцию сбалансированного питания. Аюрведическое стремление раскрыть индивидуальность человека в дошах вытесняется в наши дни нутригенетикой, связавшей питание с генетическими особенностями человека. В качестве иллюстрации сбалансированного питания приведем диаграмму рекомендуемого учеными США соотношения белков, жиров и углеводов, оговорившись, что оно близко к соотношению в российских нормах питания. При этом российская медицина рекомендует, чтобы половина потребляемого белка приходилась на пищу животного происхождения. Развитие науки позволяет нам сформулировать следующие положения, касающиеся потребностей в пище: • необходимую для жизнедеятельности энергию человек может получить только с пищей; рассказы о подпитке энергией непосредственно «от солнышка», некой энергией космоса или некой «биоэнергией» — это мифы, приводившие их почитателей к болезням, а иногда и к смертельному исходу; необходимая для человека энергия заключена в химических структурах органических пищевых веществ; • организм человека нуждается в поступлении с пищей органических веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и др.), солей и воды; • пищевые вещества (как органические, так и минеральные) должны быть сбалансированы между собой применительно к потребностям организма, то есть представлены в определенных соотношениях; • сбалансированность пищи человека достигается (в отличие от питания некоторых животных) за счет включения в пищевой рацион продуктов разных групп; нет единственного продукта, способного обеспечить нас всеми необходимыми веществами; • пища человека должна соответствовать генетическим особенностям организма и имеющемуся набору ферментов; • не существует «идеального» рациона, пригодного всем; состав пищи и соответственно набор и количество пищевых продуктов должны отвечать индивидуальным особенностям организма; • потребность человека в пищевых веществах и энергии зависит от возраста, пола и характера выполняемой работы, а также от состояния здоровья; • детский организм нуждается в специфическом наборе продуктов и определенной в зависимости от возраста консистенции пищи; • расход организмом пищевых веществ и энергии должен уравновешиваться их поступлением с пищей; с возрастом потребность взрослого человека в пище снижается. • организм человека нуждается в поступлении ряда органических веществ в готовом виде (витамины, некоторые аминокислоты и полиненасыщенные жирные кислоты), так как не способен синтезировать их из других веществ пищи; разнообразие пищи помогает получить набор необходимых веществ; • человек нуждается в волокнистой пище (пищевые волокна зерновых, бобовых, овощей, фруктов); стремление удалить их из пищи приводит к болезням; • воздействие пищи может усилить или ослабить работу систем организма; • усиление под действием пищи одних функций может сопровождаться ослаблением других; человек поставлен природой перед выбором целей питания: ему приходится решать, какую из функций усилить и чем можно поступиться; • пища должна быть безопасной, а применяемые кулинарные приемы ее обработки не должны вредить человеку; • работа организма подчинена биологическим ритмам — следуя им, человек должен соблюдать режим питания. На основе научных знаний сформировалась современная гигиена питания, вобравшая в себя как полезные знания и традиции древности, так и совершенно новые открытия. Так, врачи сохранили древний совет уходить от стола с еще не угасшим аппетитом. Нашли использование и научное объяснение многие гигиенические навыки, заложенные в религиях. Врач и естествоиспытатель Парацельс (1493–1511), рассуждая о ядах, писал, что ядовито все и вместе с тем не ядовито ничто — все зависит от дозы. Через века прошли его слова: «Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством». По сути, на основе этого представления сформировалась современная концепция обеспечения безопасности пищи, установившая допустимые пределы содержания вредных веществ. Ведь вредные вещества невозможно полностью устранить из продуктов, но можно обеспечить их неопасное содержание. Во многих случаях об этом позаботилась и сама природа. Например, в помидорах, сладком перце, баклажанах и чайном листе содержится яд никотин, но в количествах, несравненно меньших, чем в дыме сигареты. Семена мака содержат неопасные количества морфия, а сладкий миндаль содержит неопасные количества амигдалина и крайне ядовитой в бо́льших количествах синильной кислоты. Наука не стоит на месте, она постепенно подошла к новому этапу доказательной медицины. Это название предложено канадскими учеными из университета Мак Мастера в Торонто в 1990 году, но фактически задолго до этого медицина (в том числе и российская) превратилась в систему представлений, основанную на доказанных фактах. Наука о питании, помимо сведений о химии, биологии, биохимии и физиологии питания, использует следующие методы: • исследование связи между статистическими данными о потреблении населением пищевых продуктов и состоянием здоровья людей; • сопоставление показателей здоровья людей, проживающих в разных странах и отличающихся характерными особенностями питания; • многолетние наблюдения за развитием заболеваний в больших группах людей, ведущих дневники своего питания; • опросы людей, заболевших сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком и другими болезнями, о характере их питания и сопоставление полученных данных с данными опросов здоровых людей того же пола, возраста, профессии; • исследования состояния здоровья людей, придерживающихся по тем или иным мотивам каких-то специфических систем питания (вегетарианства и др.); • исследования воздействия пищевых рационов и биодобавок к пище на обмен веществ у добровольцев с обязательным наличием контрольных групп; • биохимические исследования связи питания с развитием болезней; • моделирование на животных воздействия пищи на развитие болезней. Параллельно с научной, доказательной, медициной тем не менее существует так называемая альтернативная медицина. Обращение к ней отдельных групп населения обусловлено традициями общества, недоступностью современной высокотехнологичной медицины, а порой и всякого рода предрассудками. В понимании закономерностей питания наша отечественная наука шла тем же путем, что и наука в Европе и США. У советских специалистов по питанию в основных ключевых вопросах не было разногласий с западной наукой, хотя, не станем лукавить, разгром в СССР научной генетики, ряда направлений физиологии, борьба с «идеологически вредными» научными представлениями и «безродными космополитами» не пошли нашей науке на пользу. С середины 80-х годов прошлого века на россиян обрушился шквал публикаций, утверждавших, что сложившиеся в СССР представления о здоровом образе жизни и о правильном питании ложны. Благодаря трудам доктора медицинских наук И. И. Брехмана возникла целая наука валеология, приверженцы которой стали утверждать, что удел врачей — лечить болезни, а здоровьем могут заниматься люди, не имеющие медицинских знаний. Объявив, что российская медицина идет по неверному советскому пути, приверженцы валеологии пошли в наступление. При этом они лукаво умалчивали о том, что западная наука дает по питанию те же рекомендации, что и отечественная, и как бы не замечали, что нередко в своих рекомендациях воспроизводят мнения людей, считающихся на Западе шарлатанами. В 90-е годы прошлого века повсюду можно было видеть людей с большими значками, предлагавших прохожим наладить их жизнь путем оздоровления «Гербалайфом». Нечто подобное было сотни лет назад во Франции и Италии. Там всевозможные снадобья для лечения болезней тоже предлагали прямо на улицах торговцы. Во Франции таких торговцев называли словом charlatan. Те времена ушли, но шарлатаны остались. Их псевдонаучная, псевдомедицинская деятельность направлена на получение выгоды от вводимых в заблуждение людей. «Большинство людей полагают, что шарлатанство легко распознать. Это не так. Современный шарлатан рассуждает наукообразными терминами. Он пишет с научными ссылками. Его представляют на встречах как ученого, идущего впереди своего времени», — сказано в предисловии к книге американского диетолога В. Герберта «Пищевой культ: факты и вымыслы» (1980). С теориями здоровья и советами по питанию в 90-е годы к населению обратились инженеры, певцы, артисты, журналисты, филологи. Напористость и простота изложения, рассчитанная на невзыскательную доверчивую аудиторию, многим из них позволили если не сделать головокружительную «медицинскую» карьеру, то, уж во всяком случае, заработать на людском невежестве. Спортивный комментатор обнаружил у себя дар экстрасенса и начал во имя здоровья людей заряжать своей здоровой энергией все, что ни попадет под руку (напитки, пищу, газеты, журналы). Журналистка, работавшая на телевидении, затем на радио и в газетах, стала писать книги с советами по здоровью и питанию, не смущаясь тем, что ее представления противоречат рекомендациям мировой медицины. С псевдонаучными книгами о здоровье и правильном питании выступил филолог из Пушкинского дома. Инженер-авиатор разработал новую концепцию питания, полагая себя знатоком в этой области уже на том основании, что он является потребителем пищи. Доказывая правильность своей концепции, он дошел до Ученого совета Министерства здравоохранения СССР и был удивлен, когда врачи задали ему встречный вопрос, могут ли и они, в свою очередь, построить самолет, обладая лишь знаниями авиапассажиров? Ярким примером успеха стал Г. П. Малахов, написавший ряд книг, а затем волей случая приглашенный на центральное телевидение. Ему многие верят — человеку, чье образование ограничивается дипломом ПТУ по специальности электрослесарь контрольно-измерительных приборов; впрочем, утверждается, что Малахов получил еще некоторые познания у йогов. Ну да, конечно… В общем же деятельность ряда целителей лучше всего описывается четверостишием Леонида Филатова из «Сказки про Федота-стрельца, удалого молодца»:
Захворала — не беда, Съешь лягушку из пруда. Нет надежней медицины, Чем народная среда!
В натуропатии сложился ряд устойчивых мифов, не поддерживаемых доказательной медициной. Например, красный или близкий к нему цвет ягод, граната и свеклы, похожий на цвет крови, положен в основу несостоятельного утверждения о полезности этих продуктов для лечения малокровия. Мы часто излишне доверчиво относимся к публикациям об исключительной пользе нетрадиционных систем оздоровления и питания. Однажды попался на уловку и я, без тени сомнения поверив, что американский натуропат П. Брэгг на основе своей системы питания обрел исключительное здоровье и погиб от несчастного случая в 95 лет, занимаясь серфингом. И лишь недавно я узнал: рассказ об этом был рекламным трюком для повышения интереса к системе Брэгга и его книгам. П. Брэгг (1895–1976) вовсе не погиб в морских волнах, а умер в больнице от сердечного заболевания — и не в 95 лет. Критический разгром российской и мировой науки о питании учинила в своих выступлениях и публикациях кандидат медицинских наук Г. С. Шаталова, уверявшая, что возможно питаться напрямую солнечной и космической энергией, и предсказывавшая полный переход человечества на этот вид питания. Для людей с излишним весом скудное питание и подпитка какой-то мифической энергией, якобы присутствующей в растительной пище или поступающей из космоса, — лишь психологическая игра, помогающая не переесть. Но для некоторых пациентов Шаталовой скудный рацион был гибельным. Моей знакомой, страдавшей болями в суставах, Г. С. Шаталова порекомендовала в целях оздоровления переход к вегетарианскому питанию при калорийности около 1000 ккал. Вот что писала моя знакомая о результатах лечения: «Во-первых, вес с 65 кг (рост 170 см) дошел до 47 кг с мая по июль. С июля держится стабильно 47 кг. Во-вторых, общее состояние подавленное, мучают страхи о правильности выбранного способа лечения, все время хочется спать. В-третьих, очень переживаю за сильно изменившийся внешний вид — дистрофика. И самое главное — боли не стихают, а с каждым днем усиливаются». Врачам пришлось спасать ее от такого «лечения». Многие ниспровергатели научных представлений о питании подобно Г. С. Шаталовой говорят, что современная медицина утратила какие-то важные для здоровья знания древности, а они, дескать, возвращают эти знания людям. Наивным их слушателям невдомек, что древние знания отнюдь не только не были утрачены, но и исследованы медициной и те из них, что оказались несостоятельными, были отвергнуты. Так что будьте осмотрительны в использовании рекомендаций, основанных на каких-то древних, «утраченных» сведениях. Постарайтесь разобраться, почему современная медицина их не использует. Внимательно присмотревшись к псевдонауке, можно обнаружить ее скрытую социальную функцию — гасить недовольство бедного населения недоступностью полноценной медицинской помощи и полноценного питания. Вернемся в начало 90-х годов прошлого века. Тогда в СССР возникли существенные трудности с обеспечением населения продовольствием, даже в Москве, которая снабжалась лучше других городов, появились очереди в магазинах. И вот в мае 1990 года газета «Советская Россия» публикует статью «Феникс на дегустации» — рассказ о женщине, которая обрела здоровье, голодая подряд три месяца в году. В те же годы средства массовой информации настойчиво сообщали не только о пользе голоданий, но и о возможности питаться азотом из воздуха. Рабочий на заводе, где я выступал с лекцией о питании, заметил: «Если газеты настойчиво советуют голодать, жди нехватки продуктов». Советы Г. С. Шаталовой о скудном питании и подпитке космической энергией пришлись тогда очень кстати. Реклама дешевых, но бесполезных средств исцеления создает иллюзию возможности эффективно лечиться крайне простыми средствами, не прибегая к дорогим лекарствам и технологиям излечения. Так, автор одного народного лечебника уверяет, будто можно решить проблему женского бесплодия с помощью отвара шалфея или… дыма, который образуется при сожжении высушенного зверобоя. Вспомним гоголевский «Ревизор»: «О! Насчет врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Псевдоученые любят рассуждать о холизме и холестической, то есть целостной (интегративной), медицине, объединяющей в единое целое медицины Запада и Востока, доказательную медицину и натуропатию. В 1926 году создатель холизма Я. Сметс в книге «Холизм и эволюция» предложил рассматривать его как философскую систему, в которой сочетается в единстве на одинаковых основаниях объективное и субъективное. А коли так, то в равных условиях оказываются врачи, практикующие на основе доказательной медицины, астрологи и представителей оккультных учений, снимающие порчу и сглаз, ставящие «защиту», предлагающих услуги белой и черной магии. В России сторонники холизма (многие из них, впрочем, по неграмотности этого термина не знают) расцвели буйным цветом. Но Россия — не единственная страна, где наряду с научными советами по питанию сосуществуют всевозможные псевдонаучные рекомендации. За рубежом появились даже специальное название fad diets — «чудаковатые диеты» — для всевозможных пищевых чудачеств и термин junk science — мусорная наука. И настоящей науке с мусорной приходится вести постоянную борьбу. Наука не признает, например, существование информационных полей вокруг продуктов, способности воды к запоминанию и многого другого, чем забивают голову легковерной публике. В науке неизбежно возникают споры между учеными, по-разному оценивающими одни и те же факты. Нередко в таких спорах проявляются амбиции, желание представить свои достижения в более выгодном свете, придать им весомость и практическую значимость. В конце прошлого столетия академик А. М. Уголев, сделавший ряд открытий в области усвоения пищи, выступил с критикой концепции сбалансированного питания и потребовал заменить ее теорией адекватного питания. Конкретных рекомендаций по составам адекватных рационов у Уголева не было, однако приверженцы псевдонаучных представлений о питании до сих пор
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|