Организационно – правовые формы авиатранспортных предприятий
Наряду с государственными предприятиями, составляющими до недавнего прошлого абсолютное большинство в ГА, возникают и развиваются предприятия, основанные на иных формах собственности. Получили широкое распространение различные формы интеграции основного звена: ассоциации, концерны, межотраслевые объединения, консорциумы, межотраслевые научно-технические комплексы. В соответствии с отраслевой программой приватизации предприятий ГА в государственной собственности остаются предприятия, обеспечивающие безопасность полетов и управление воздушным движением, большинство аэропортов и некоторые авиапредприятия. Остальные могут быть приватизированы. Рекомендуются следующие способы приватизации: 1. Акционирование и продажа акций открытых акционерных обществ. 2. Продажа предприятий на аукционе. 3. Продажа предприятий на коммерческом конкурсе, в том числе с ограничением состава его участников. 4. Продажа предприятий на некоммерческом конкурсе (инвестиционные торги). 5. Продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий. 6. Преобразование предприятии в акционерное общество по системе Employee Stock Ownership Plan (ESOP). 7. Выкуп арендованного имущества. Приватизация приносит ряд значительных финансовых, коммерческих и управленческих преимуществ, которые позволяют повысить рентабельность и конкурентоспособность авиапредприятиям. К числу этих преимуществ относятся следующие: • быстрота и гибкость реагирования на изменение рыночной ситуации и возможность принятия немедленного управленческого решения; • резкое уменьшение объема бюрократических процедур при принятии решений стратегического и тактического характера - по закупкам новой техники, инвестициям, займам и т. д.;
• более высокая заинтересованность персонала врезультатах деятельности АК за счет предоставления ему возможности приобретения акций; • независимость и избавление от правительственного вмешательства при подборе персонала, в особенности специалистов и менеджеров высокого ранга и др. Рассмотрим некоторые из этих способов. Приватизация через акционирование является той формой, которую избирают крупнейшие авиапредприятия с большой балансовой стоимостью основных фондов и со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек. При этом способе приватизации члены трудового коллектива приватизируемой авиапредприятия получают следующие варианты льгот, предоставляемых в соответствии с государственной программой приватизации. Организационно-правовые формы авиакомпаний характеризуются большим разнообразием. Наиболее распространёнными из них являются: - акционерное общество (АО) более совершенная форма коллективного предприятия, ответственность участников также ограничена. - государственные и муниципальные предприятия, учредителями которых являются государственные и муниципальные организации соответственно; - частное предприятие, учредителем которого является физическое лицо; - общество с ограниченной ответственностью (ООО) ответственность членов ООО по совокупным обязательствам общества ограничена суммой их вклада;
Основные отличия ООО от АО следующие: - АО имеет право выпускать ценные бумаги, а ООО - нет; - при выходе из состава ООО его участник получит оговоренную в Уставе ООО сумму, а акционер получит рыночную стоимость своего пая, реализовав акции через биржу или внебиржевой оборот (в закрытом АО акции продаются на аукционной основе другим акционерам). Большинство авиапредприятий преобразуются в акционерные общества в соответствии с отраслевой программой приватизации.
Однако нередко встречаются предприятия других организационно-правовых форм, например, малые и совместные предприятия. Малые предприятия (МП) широко распространены в ГА, прежде всего, в сфере обслуживания. Развитие малого бизнеса в ГА способствует более высококачественному обслуживанию клиентов, привлечению новых пассажиров на борт воздушных судов, совершенствованию всего технологического процесса на различных авиапредприятиях. Не меньшее распространение, особенно в сфере международных авиаперевозок, получила такая организационно-правовая форма как совместное предприятие (СП), по сути своей являющиеся акционерным обществом, в котором одним из участников является иностранное физическое или юридическое лицо. Для ГА эта правовая форма предприятия имеет особое значение, так как все преимущества воздушного транспорта как вида транспорта обусловлены достижениями научно - технического прогресса и возможностью использовать международный опыт в различных сферах. Практические занятия № 1
Читайте также: A) форма систематизации, при которой нормативно - правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативно-правовой акт Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|