Н.Бердяев. “Смысл творчества”.
(Опыт оправдания человека) 1916 (14?) ВВЕДЕНИЕ. Дух человека в плену. Плен - “мир”. Человечество находится в состоянии разобщённости и вражды. Изначальный грех человека - рабство. Творческий акт - это освобождение и преодоление. Творчество - это выход, победа, переживание силы. Наступает время жизни человечества, когда оно должно помочь само себе. Это время свободы в духе, жизни в божественной любви. Религиозное сознание по существу антиномично: мир божественен и не божественен. Эта антиномичность снимается в глубине религиозной жизни. Бог имманентем человеческому духу, а мир трансценедентен ему. Следовательно, необходимо имманентное изживание зла. Необходимо изживание антиномий, а не их ложное устранение. Через дуализм следует прийти к монизму. Динамическая интроспекция религиозного опыта. Это рождени человека в Боге и Бога в человеке. Царственное чувствование человека - это религиозное сознание Антропоса как божественного лика. Оправдание человека - антроподицея. Нужно постигнуть всё как мистерию духа.
Глава I. ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ АКТ. Место новой философии - наука или наукообразность. Но и схоластика была научной для своего времени. Апологетический принцип - принцип господства школьности. Философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть наукой. Научность - критерий и свойство только самой науки. Наука и научность - разные вещи. Научность - перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, ей чуждые. Научность (не наука) - рабство духа у низших сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти, необходимости, зависимости от мировой тяжести. Наука - реакция самосохранения человека, потерянного в тёмном лесу мировой жизни. Наука есть познание необходимости через приспособление к мировой данности. Наука есть послушание необходимости (по сути ветхозаветное, связанное с грехом мышление). Наука открывает не Истину, а истины.
Философия - общая ориентировка к совокупности бытия. Это познание свободы и познание из свободы. Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости. Философия есть творчество, а не приспособление, послушание. Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости, проникающих в запредельную сущность мира. Философия - расточительность, а не философия мышления, это постижение смысла мира. Основное предположение всякой подлинной философии - предположение о существовании смысла и постижимости смысла. История философии двойственна и полна глубокого драматизма познавательной жажды. История философии - история самосознания чел.духа на совокупность бытия. В субъективности всегда есть своя общеобязательность. Философия как искусство соборнее, чем философия как наука. Проблема общеобязательности - не логическая проблема, это проблема духовного общения, проблема соборности, соборного духа. В философском познании рвётся к свободе творческая интуиция (которая не есть произвол). Дискурсивное мышление - серединность, дурная бесконечность. Интуиция - симпатическое вживание, вникновение в мир. Философия не верит, что мир таков, каким нам по необходимости навязан. Наша эпоха - обстрение и кризис сознания во всех сферах. Кризис объективированной философии. Философия не трубует и не допускает никакого научного, логического основания и оправдания. Прагматизм - симптом кризиса научной философии. Бергсон - прорыв в творческую философию, но его останавливает биологизм. Философия будущего: творческая, преображающая и преодолевающая природа познания.
Познание - рассвет и расцвет самого бытия. Философское познание - в самом бытии. Истина есть осмысливание и освобождение бытия, она предполагает творческий акт познающего в бытии. Истина есть смысл и не может отрицать смысла. Отрицать смысл в мире, значит отрицать истину, признавать лишь тьму. Истина делает нас свободными. Отрицать свободу знаний - отрицать истину. Истина предполагает Логос. Философия расслаблена болезнью рефлексии и раздвоения (гамлетизм). Творческая философия - догматическая, цельная, рискнувшая сделать выбор. Подлинное философское познание есть приращение сомнения над тем, кого избрал и полюбил. Пафос философии - эротический пафос, брачная тайна познания. Философское познание как творческий акт есть брак по любви. Требование доказательства исходит из необходимости. Доказательство стоит на пути познания истины как препятствие. В философии самое истинное, наиболее творчески прорывающееся через необходимость к свободе, через бессмыслицу к смыслу, - наименее доказанное. Истина показывается и формируется, а не доказывается и обосновывается. Дорога философии - найти наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции и синтезировать формулы. Убеждает и заражает в философии совершенство формул, их острота и ясность, исходящий от них свет, а не доказательства и выводы. Философия предполагает высшую степень духовного общения на почве начальных интуиций, а не серединных доказательств дискурсивной мысли. Последним критерием истинности философской интуиции может быть лишь вселенский соборный дух. Философское познание проистекает в антропологической среде. Человек предшествует философии, он - предпосылка всякого философского познания. Гегель - предельная точка философии. Дальше - крах. Человек восстаёт против философии. Только тот Логос не истребляет человека, который есть Абсолютный человек. Только в христологическом (Христос - Логос) сознании Человек спасён и утверждён. Путь освобождения от релятивизма - путь абсолютизации человека. Тогда философия будет понята как творческая познавательная мощь человека, возвышающаяся над миром. Творческая философия - антропологическая философия, предполагающая творящего и его цель. Сознательный и абсолютный антропологизм. Философия есть самосознание человеком его царственной и творческой роли в космосе. Цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в мире. Философия автономна, мир постижим лишь мифологически, философия - это согласие подвергнуть себя опасности в познании.
Глава II. ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ. Само сознание человека ка цкнтра мира, в себе таящее загадку мира и возвышающееся над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать. Человек космичен по своей проде, центр бытия. Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина познания человека и основная истина, предполагающая саму возможность познания. В человеке есть весь состав вселенной. Человек в мире и над миром, философия есть внутреннее познание мира через человека. В человеке открывается абсолютное бытие, человек - точка пересечения двух миров. Внешнее самосознание человека необъяснимо из внешнего мира и остаётся тайной для этого мира. Человек глубже и первичнее своего психологического и биологического. Человек по существу своему есть уже разрыв в природном мире, он не вмещается в нём. Наука познаёт человека лишь как часть природного мира. Философская антропология не зависит от антропологии научной. Христос - абсолютный человек. Человек - микрокосм, ответственен за весь строй природы. Омертвление природы - следствие грехопадения человека. Человек растворён в царстве природной необходимости, но должен отречься от соблазна мира сего, чтобы вернуть себе царственное положение в мире, расколдовать и оживить природу. Всечеловек неотделим от космоса и его судьбы. Это возможно лишь через явление в мир Абсолютного человека. ПервоАдам —> Новый Адам —> возрождение через Христа —> Творец. Бесконечный дух человека претендует на абсолютный сверхприродный антропоцентризм, он осознаёт себя замкнутым центром не замкнутой планетной системы, а всего бытия, всех типов бытия, всех миров. Природность и сверхприродность человека в мире сём, но не от мира сего.
Человек - точка пересечения всех планов бытия, основанная лишь на откровении о Христе. Мировой факт явления Христа - основной факт антропологии. Через Христа человек делается причастным природе Святой Троицы, ибо вторая ипостась Святой Троицы - Абсолютный человек. Человек - посредник между Богом и космосом. Задача религиозного сознания человечества - раскрытие христологического сознания человека. Ницше - предтеча новой религиозной антропологии. (и Достоевский). Проблема человеческого конца. Канун антропологического откровения. Антропологический религиозный поворот в мире есть поворот в космосе от природной необходимости к человеческой свободе.
Глава III. ТВОРЧЕСТВО И ИСКУПЛЕНИЕ. Новозаветная евангельская правда - абсолютная новоспасающая правда. Но в Евангелии нет ни одно слова о творчестве и пустыми софизмами его оттуда не вывести. Священный авторитет умолчания Евангелия о творчестве: если бы пути были оправданы и указаны в сященном писании, то творчество было бы послушанием, то есть не было бы творчеством. Бог ждёт от человека антропологического откровения, творчества, жертв от человека во имя богоподобной свободы его пути творчества и оправдания творчества. Человек перерождается в новую тварь через космическую мистерию искупления. Творчество - дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нём творца. В творчестве миру раскрывается божественное в человеке, сила свободного почина самого человека, а не сверху. Творчество создаёт иной мир, продолжает дело творения. В мире ещё не было религиозной эпохи творчества. Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека, создавшего ценности культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную религиозную эпоху творчества, которое осуществляет иное бытие. Религиозный смысл жизни и бытия не исчерпывается искуплением греха, но имеет и положительные задачи. Вечная, творческая полнота бытия, которая по-видимости не достижима в моменте зачинающегося искупления, когда Бог всё ещё трансцендентен человеку, достижима в другом моменте религиозной жизни, по ту сторону искупления, когда Бог уже имманентен человеку. Творчество не допускается и оправдывается религией, а само есть религия. Творчеством должна оправдываться жизнь.
Глава IV. ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ. Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, через него бытие самораскрывается. Критическая философия лишь рассматривает закон (норму), по которой должна жить греховная природа. Это закон, а не искупление. Классическое творчество нормировано - это болезнь возведения в норму. Творчество болезненно и трагично в существе своём. Цель творческого порыва - достижение иной жизни.
Искусство - теургия. Философия - теософия. Общественность - теократия. Кризис культуры (против критической гносеологии). Творчество бытийственно и поэтому оно вне гносеологического суда. Мы стоим перед проблемой христианского бытия, а не христианской культуры, перед проблемой претворения культуры в бытие, наук и искусств в новую жизнь, в новое небо и новую землю.
Глава V. ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ. Бытие мира - тварное, сотворённое и творимое бытие, носящее печать творческого акта. Творчество - творчество из ничего. Во всяком творческом акте есть абсолютная прибыль, прирост (прибыль без убыли). Моменты творчества: творец, сотворивший тварное бытие; творчество в самом тварном бытии. Творческий акт абсолютной прибыли бытия, прироста мощи без всякой убыли и умаления, продолжается в самом тварном бытии, в человеке, подобном творцу. Творческая прибыль происходит из свободы творящего. В Боге есть страстное томление, тоска по человеку. Тайна рождения Бога в человеке есть тайна рождения человека в Боге. Творческий акт имманентно присущ лишь лицу, личности как свободной и самостоятельной мощи. Божье творение продолжается в воплощении Христа - Логоса. Мир творится не только в Боге-Отце, но и в Боге-Сыне. Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение совершает откровение всех тайн Божьих, творения и творчества. Творческая эпоха должна создать новое творческое учение о человеке, о мире и его развитии. В мире должно быть открыто творческое развитие, а не эволюция. Для этого нужно предполагать свободу как основу всякой необходимости и личность как основу всякого бытия. Новое познание = новое бытие. Тварное бытие динамично. Но лишь Бог способен создать лицо. Онтологически существует лишь один мир - одно божественное бытие. Но падшее бытие расколото и раздвоено.
Глава VI. ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА. ИНДИВИДУАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ. Творчество неотрывно от свободы, ничем не детерминировано, есть абсолютная прибыль. Тайна свободы - бездна. Свобода - безусловная основа бытия, она глубже вечного бытия, положительна и содержательна. Необходимость - результат дурно напрвленнной свободы, свободы отпадения. Необходимость есть научная свобода, свобода вражды и распада, свобода зхаоса и анархии. Подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической гармонии, внутренней соединённости всех её частей. Любовь сжигает всякую необходимость и даёт свободу, любовь есть содержание свободы, свободы Нового Адама, восьмого дня творения. (Христос - Освободитель). Индивидуализм - судорога свободы старого Адама. Индивидуализм - враг индивидуальности. Волю надо утверждать содержательно. Религиозный путь: от личности к обществу. Последняя конечная свобода, дерзновение свободы и бремя свободы есть добродетель религиозного совершеннолетия.
Глава VII. ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ. Аскетизм - метод, но его содержание может быть разным. Сам по себе путь аскетика - не творческий. Творящий не от мира сего. Подлинное творчество не может быть демоническим. Но пути покаяния неизбежны. “Мир” должен быть побеждён творчески. Гениальность - иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный пути святости. В путях творчества нет гарантии личного устроения. Следует различать гения и гениальность, гениальность и талант. Путь святости должен быть дополнен путём гениальности. Гениальная жизнь - монашеская жизнь в миру.
Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ. Пол - источник бытия; половая полярность - основа творения. Сексуальность разлита по всему телу человека. Пол - пересечение двух миров в организме человека, точка пересечения человека с космосом, микрокосма и макрокосма. Половые категории - не только антропологические. Власть рода над человеком осуществляется через женщину. Если падение и порабощение старого Адама, ветхого человека, укрепило в мире царство природно-родового рождения через сексуальный опыт, то Новый Адам, новый Человек, мог родиться лишь от девы, мог быть зачат лишь от Духа. Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность: бесконечную силу рождения и смерти. Пол - источник жизни и источник смерти. Только второе рождение в духе - окончательное рождение человека. Христианство как религия искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую необходимость. Религиозное самосознание личности - кризис родовой жизни, начало выхода из рода.
Глава IX. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ. Обыденное христианство: - подзаконные семьи - аскетизм - разврат Но тайна пола раскрывается лишь в любви. Любовь - вне человеческого рода и выходит из состояний человеческого рода, не подлежит никакому упорядочиванию. Семья - институт благоустройства. Семья родилась из необходимости, а не из свободы. Разврат - разединение, любовь к любви вместо любви к лицу. Андрогинизм. В любви должна раскрыться не тайна женственности и не тайна мужественности, а тайна человека. Эротическая энергия - вечный источник творчества, путь выявления красоты в мире.
Глава X. ТВОРЧЕСТВО И КРАСОТА. ИСКУССТВО И ТЕУРГИЯ. Художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого акта. Трагедия творчества и кризис творчества и есть основная проблема, переданная XIX веком веку XX. Языческое искусство - классическое и имманентное. Христианское искусство - романтическое и трансцендентное. Возрождение - столкновение языческих и христианских начал в человеческой природе. Раннее возрождение (треченто) - мистика. Возрождение XV века (кватроченто) - противоборство языческого и христианского. Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. XVI век (чиквиченто) - высокое римское Возрождение. Творческий акт задерживается в мире искуплением и потому становится трагическим. XIX век - реализм и романтизм. Символизм. Подлинный путь к красоте - религиозно-творческий. Вступление в новую мировую жизнь. Теургическое творчество - основная проблема нашей эпохи. Теургия творит не культуру, а новое бытие. Она сверхкультурна. Теургия - искусство, творящее новый мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Проблема искусства как теургии - по преимуществу русская проблема. В художнике-теурге осуществляется взлёт человека над природой через красоту. Ибо красота есть высшая сила, и она мир спасёт.
Глава XI. ТВОРЧЕСТВО И МОРАЛЬ. НОВАЯ ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА. Творческое преображение. Творчество космично, а не хаотично, поэтому оно вне изобличения закона, всегда обращённого к ветхому хаосу. Различие между послушанием и творчеством, которое просветлёно искуплением.
Глава XII. ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ. XIX и XX века: две крайности - социологизм и индивидуализм. Социологизм - всегда позитивизм. Индивидуализму противоположен универсализм, космизм. Все элементы общественности ветхи. Революция - только внешнее, механическое разрушение закона. Революционный переход от религиозного послушания к религиозному творчеству совершается через мировой кризис серединно-канонической культуры. Творчество нового обучения предполагает антропологическое откровение богочеловечества - христологию человека. Последняя антропологическая тайна не в послушании, а в творчестве. Царство Божие, а не царство кесаря. Аристократия - властвование внутреннего человека, избранных и великих. Христианство породило иерархию и аристократию. Следует создать аристократию жертвенного служения. Свобода должна быть содержательной. Воинственный дух наименее буржуазен. XIX и XX века - торжество ложной механической цивилизации. Человек стал рабом технических сил. Проблема творчества космической общественности. Отечественная революция не ведёт к Новому Граду. Новая общественность сотворится из элементов “мира”, она сотворится в мирском смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой эволюции, из Духа, а не из мира.
Глава XIII. ТВОРЧЕСТВО И МИСТИКА. ОККУЛЬТИЗМ И МАГИЯ. Мистика раскрывает внутренний мир человека. Христианство петра бытовое, христианство Иоанна творческое. Индийская мистика, неоплатонизм, М.Эрнхард - растворение человека. Семиотическая Каббала, Я.Бёме, Вл.Соловьёв - сам человек. Мистика духовна, магия же почти материальна.
Глава XIV. ТРИ ЭПОХИ. ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА. ТВОРЧЕСТВО И ЦЕРКОВЬ. ТВОРЧЕСТВО И ОРИГИНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Божество глубже Бога (Отца, Сына, Святого Духа). Мир проходит три эпохи божественного откровения: 1.Откровение закона (Отец); 2.Откровение искупления (Сын); 3.Откровение творчества (Святой Дух). Все три эпохи сосуществуют. Творчество антагонистично: совершенство человека и совершенство культуры. Культура по глубочайшей своей сущности и религиозному смыслу - вечная неудача. Миссия России - быть Востоко-Западом. Славянская истина апокалиптична. У нас родство с латинской расой, а не с германской. В последней тайне своей сущности творчество церковно. В религиозном творчестве творится мировое человеческое тело. Гены всей мировой жизни и мировой культуры - постановка проблемы творчества, проблемы антропологического откровения. Это вертикальное движение в “розе мировой жизни”. Г. В. Плеханов. “Materialismus militans”. (Ответ господину Богданову).” 3 письма. 1-ое, 2-ое - 1908 г. “Голос социал-демократа”, 3-е - 1910 г. все три письма в сборнике “От обороны к наступлению”. Письмо первое: Вы мне не товарищ. Мы представители двух прямопротивоположных миросозерцаний. Богданов (далее в тексте конспекта - Б.) - эмпириомонист. Б. - вне пределов марксизма, т. к. все здание этого учения покоится на диалектическом материализме. Отвергая точку зрения Энгельса, Б. отвергает точку зрения Маркса. Плеханов (далее в тексте конспекта - П.) не против свободы теоретического исследования, но и за свободу группировки людей согласно их взглядам. Тактика Б. после 2-ой книги “Эмпириомонизма” (далее в тексте конспекта - Э.) - валить с больной головы на здоровую. Б. - монах, который в постный день съел курицу, окрестив ее рыбой. Б. идеалистический Э. окрестил философским учением Маркса-Энгельса, а П. показал как критика марксизма (3-я книга “Э”.). Б. может назвать свой идеализм марксизмом, но от этого он не сделается материалистом-диалектиком. Б. начал с отражения диалектического материализма, а кончил очевидными и даже неумеренными симпатиями к “умеренно-социалистическим симпатиям”. Вывод: Б. не заметил необходимой связи между материализмом и социализмом. (Буржуазия боится материализма). Нравственный солипсизм - вот те два слова. которыми лучше всего характеризуется настроение наиболее типичных представителей современной буржуазии. На почве подобного настроения возникают системы, которые не признают ничего, кроме субъективных “переживаний” и котрые непременно приходили бы к теоретическому солипсизму, если бы их не спасала от него нелогичность их основателей. Б. в своем качестве защитника философии Маха не должен выдавать себя за последователя Маркса & Энгельса. Мах опирается на Юма, по Энгельсу, Юм - шаг назад, попятное движение. Б. нападая на П., по сути дела критикует Маркса & Энгельса. Письмо второе: распадается на две части. 1) Ответ на критические возражения Б. в адрес П. 2) Рассмотрение основ философии Маха. I. Плехановское определение материи: В противоположность “духу”, “материей” называется то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения. Что же именно действует на наши органы чувств? На этот вопрос П. вместе с Кантом отвечает - вещи в себе. Стало быть, материя есть не что иное, как совокупность вещей в себе, поскольку эти вещи являются источником наших ощущуений. Вещи в себе: 1) Материальны. 2) Способны воздействовать на наши чувства (= вызывать те или иные ощущения). Из кантовского идеализма два выхода: а) Субъективный идеализм. b) Материализм. Субъективный идеализм отрицает материальность вещей, признаваемых материализмом. Материальные предметы (тела) - такие предметы, которые существуют независимо от нашего сознания и, действуя на наши чувства, вызывают в нас чувственные ощущения, в свою очередь ложащиеся в основу наших представлений о внешнем мире, т. е. о тех же материальных предметах, а равно и об их взаимоотношениях. Мах всецело стоит на позициях субъективного идеалиста Берклэя (Berkley): “Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (ощущуений) образуют тела.” Тела = логические символы комплексов элементов (комплексов ощущений). Б. не прав, считая, что, определяя материю как источник ощущений, П. характеризует ее как неопыт. Опыт предполагает взаимодействие субъекта и существующего вне его объекта. Т. о., материя - одно из условий опыта. Опыт = результат взаимодействия между субъектом и объектом. Никакого другого знания, кроме знания объекта через посредства тех впечатлений, каие он производит на нас, нет и быть не может. (Форма = закон, строение). Б. провозглашает “вид” синонимом “формы” (“вид” и “свойства”). П.: свойства имеют объективное значение, хотя и представляются различно организмам, стоящим на разных ступенях развития. Нет дуализма: существование субъекта есть известная стадия развития объекта. Субъект сам является одной из составных частей объективного мира. II. Мах хочет бороться с метафизикой, но внем слишком живучи остатки идеалистической метафизики. Весь мир у Маха - комплекс ощущений, “я” - часть этого комплекса. Но дихотомия ”я” и “не-я” не преодолевается, т. к. “я” - ничтожная часть этого комплекса. Мах пытается разрешить ее тем. что объявляет весь мир комплексом ощущений. Мах: ценны только функциональные зависимости между нашими переживаниями. В качестве натуралиста Мах, хотя и бессознательно, постоянно вынужден переходить на материалистическую точку зрения. Естествоиспытатель в Махе - натуралист. Философ в Махе - идеалист, т. к. общественное мнение консервативной буржуазии, борющейся с современным революционным пролетариатом, враждебно материализму. Махизм есть берклиизм чуть-чуть переделанный и заново перекрашенный под цвет “естествознания XX века”. Философии маха нет. Субъективный идеализм ведет или к солипсизму или к ряду неразрешимых логических противоречий. Письмо третье: Б. - несомненный ученик Маха, нескромный ученик, скрывающий свое истинное отношение к своему учителю. Б. считает, что Мах и Авенариус устранили дуализм, но не достигли монизма. Задача Б.: 1) Выяснить, в чем состоит различие двух рядов опыта. 2) Выяснить генезис этих различий. 1-ая задача решается Б.: постоянной характеристикой всего физического является его объективность. Объективный характер физического мира заключается в том. что он существует не для меня лично, а для всех. Оюъективность физического мира - это его общезначимость. Субъективное в опыте - то, что не обладает общезначимостью. 2-ая задача решается Б.: Это различие - результат развития, а не предустановлнной гармонии. Объективный мир - социально согласованный. Философия, выдающая физический мир за создание людей, есть самя чистокровная, хотя и очень запутанная идеалистическая философия. Б.: философия, провозглашающая физический мир результатом сорциально организованного опыта, более всякой другой способна к выводам в духе марксизма. Б. различает физиологическое и абстрактное пространство ивремя. Он выводит физический мир из высказываний людей. Но откуда люди? У Б. нет права отказываться от солипсизма. Б. не держится “гносеологического демократизма”. Мах и Б. оказываются метафизиками чистой воды. У Б. не ясно как совершается процесс “непосредственного переживания” одним “комплексом непосредственных переживаний” другим “комплексом непосредственных переживаний”. Вопрсы П. к Б.: 1) К числу каких “преживаний” относится та катастрофа, в результате которой социально организованный опыт превращается в “хаос элементов” в собственном смысле этого слова? 2) Если взаимодействие людей совершается не прямо и непосредственно, “а лишь” при посредстве Среды, т. е. неорганического мира, физического мира и если физический мир есть социально, то каким образом было возможно взаимодействие между людьми до того как этот мир образовался как продукт этого взаимодейстия? 3) Если неорганическая Среда не существовала до того, как “социально организовался” опыт, то каким образом могло быть положено начало организации этого опыта? 4) Если взаимодействие между людьми было невозможно до возникновения неорганической Среды как результата указанного развития, то каким образом могли совершаться какие-либо мировые процессы; каким образом могло возникнуть что бы то ни было, кроме неизвестно откуда взявшихся “комплексов непосредственных ощущений”? 5) Что же, собственно, могли представлять эти комплексы в то время, когда ровно ничего не было и когда следовательно нечего было и переживать? В итоге Б. вынужден вводить бытие в себе (теория подстановки). Б. сделал теорию Маха идеалистической от альфы до омеги. Теория подстановки: вся природа ряд непосредственных комплексов, материал которых тот жечто и “элементы” опыта, а форма характеризуется самыми различными степенями организованности. Объективный физиологический процесс - отражение комплексов непосредственных переживаний, а не наоборот. Б. - идеалист, прикрывающийся естествознанием. Необходимо вести борьбу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|