Догматические предпосылки теории знания Канта.
К ант принимает подпочвенные предположения эмпиризма и рационализма:разъединенность знания и вещей. Предпосылка, что в данных опыта нет связанности, она - действие субъекта. Оригинальность Канта: систематическая активность субъекта. Я и не-Я - совершенно непознаваемы. Познаваемо только представление и строй его определяется только отношениями между рассудком и чувственностью, а вовсе не отношением между Я и не- Я. Познавательный процесс и вещи в себе обособлены друг от друга. Кант смешивал объективность вообще и объективность чистого опыта.Объективность знания по Канту отнесенность представления к чему-то такому, что кажется находящимся за пределами субъекта. Учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира в философии ХIXвека I.Общий характер послекантовской философии. Отрицание гносеологического индивидуализма, возможность интуитивного знания Фихте,Шеллинг,Гегель,Шопенгауэр - мистический рационализм, вывести все знания путем спекуляции. Спенсер, Мах, Авенариус - эмпиризм, позитивистический эмпиризм: переплетение индуктивного знания со спекуляцией. Неокантианцы, имманентная философия - интуитивный критицизм. II. Мистический рационализм. Слишком одностороннее использование умозрения. Интеллектуальная интуиция. Гегель: непосредственность знания - соотнесенности его только с самим собой. III. Позивистический эмпиризм. Упущение различия между действительной данностью транссубъективной действительности и необходимым допущением ее существования. IV.Интуитивный критицизм. Имманентная философия - отрицание возможного трансцендентного знания. Трансцендентальная апперцепция - сверхиндивидуальное единство.
V. Учение о непосредственном восприятии в русской философии. 1.От Шеллинга и Гегеля (С.В.Соловьев, С.Н.Трубецкой) 2. От Лейбница (Козлов) Лосский: учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира для целей гносеологии. Аскольдов Часть II: Знание как суждение. I.Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания. Знание - жизнь+ сравнивание. Знание - процесс дифференцирования путем сравнивания Но есть и недифференцируемый .
Истина - дифференцированный образ складывается только из элементов самого объекта. Есть “сознание субъективности” и” сознание объективности” II. Суждение. Процесс знания как процесс дифференцирования путем сравнения неизбежно выражается не иначе как в форме суждения, и этим генезисом суждения вполне объясняется структура его,т.е. неизбежная наличность трех элементов: субъекта, предиката, отношения между субъектом и предикатом. Субъект суждения - темная, неисчепаемая действительность, неизвестная нам, но обозначающаяся некоторым представлением. Представление и понятие - сокращенные комплексы суждений. III. Учение о суждении. Суждение есть отдельный опыт дифференциации объекта путем сравнивания. У чение: суждение - отношение между понятиями 1. - отношение между вещами. Лосский: 1) суждение есть акт, производимый познающим субъектом, акт дифференцирования путем сравнивания. 2) суждение сохраняет эту необходимость для познающего субъекта навсегда. истинное суждение обязательно для всякого бходимо причисляется Y = функциональная зависимость (связь основания и следствия). Истинное суждение - предикат его без всякой помощи со стороны познающего лица следует из субъекта суждения так, что познающему лицу остается только опознать это отношение путем сосредоточения внимания на нем. Истинное суждение = предикат имеет полное (достаточное) основание в субъекте. (Закон достаточного основания).
а)норма, в) закон природы. Полагая, что между миром Я и миром не-Я нет никаких перегородок, так что вещи даны нам вместе со всеми связями действия, применения и т.п. - мы вводим последнее условие необходимостисуждений. Психологический состав суждения может измениться, но сами объекты - нет, они остаются тождественными.
Общее и индивидуальное Множество явлений не может быть помыслимо как множество в акте суждения, т.к. это единый акт. Как единая мысль в общем суждении охватывает множество явлений: 1)реализм 2)концептуализм 3)номинализм (крайний) Реализм вместе с интуитивизмом(мистическим эмпиризмом) отвечает на вопрос опроисхождении общих понятий: различные обособленные друг от друга в пространстве и времени явления вовсе не обособлены друг от друга абсолютно, они заключают в себе одни и те же, не просто сходные, а тождественные элементы или стороны; поскольку в них есь тождественное, они составляют один и тот же предмет и в действительности и в мышлении. Общее в вещах есть нечто первоначальное, непроизводное, поэтому и в мышлении оно не может быть произведено из чего-либо необщего. Реализм - прямое выражение тех фактов, которые непосредственно переживаются в акте высказывания общего суждения. Те стороны действительности, которые наблюдаются с величайшей ясностью и отчетливостью и несомненно находятся налицо в суждении и восприятии, относятся к области общего и только вследствие ряда недоразумений принимаются за индивидуальное, тогда как настоящее индивидуальное, абсолютно индивидуальное наблюдается и опознается с величайшим трудом. Содержание суждения: 1) индивидуальное. 2) средней степени общности - развитие в настоящий момент. 3) высшей степени общности. Для процесса мышления нет различия между общим и частным - они одинаково единичны и индивидуальны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|