Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные гипотезы об эволюции психики




Завершая краткий очерк истории исследований рассудочной дея­тельности животных, необходимо особо упомянуть о том, как фор­мировались представления о возникновении этой формы психики в процессе эволюции.

С появлением эволюционного учения Дарвина проблема «эволюции психики» стала одной из центральных в зарождающейся психологии животных.

Дарвин считал, что признаки поведения, как и морфологические признаки, характеризуются наследственной изменчивостью. Они так­же могут формироваться в эволюции «путем медленного накопления многочисленных слабых, но полезных уклонений», которые «обязаны своим возникновением тем же причинам, какие вызывают изменения в строении тела». Свою мысль Дарвин подробно проиллюстрировал, описав вероятный путь эволюционного происхождения инстинкта размножения у кукушки, строительного инстинкта пчел и «рабовла­дельческого» инстинкта муравьев, а также выразительных движений у человека. Чарлз Дарвин одним из первых высказал гипотезу о нали­чии у животных элементов мышления. Этот вопрос имел для него принципиальное значение, поскольку был связан с вопросом о про­исхождении человека. Выдвигая в «Происхождении видов» тезис о наличии у животных зачатков разума, он называл это свойство «спо­собностью к рассуждению» (reasoning) и полагал, что оно так же при­суще животным, как инстинкты и способность к формированию ас­социаций (т.е. к обучению). В книге «Происхождение человека и поло­вой отбор» (1896) Дарвин обращал внимание на то, что «из всех человеческих способностей разум, конечно, ставится на первое место. Но весьма немногие отрицают в настоящее время, что и животные обладают некоторой степенью рассуждающей способности (reasoning. — Прим. авт.)», а не только инстинктами и способностью к образова­нию ассоциаций. Он подчеркивал, что «разница между психикой чело­века и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разни­ца в степени, а не в качестве».

Однако в научном мире с момента своего появления эта гипотеза вызывала серьезные возражения и до сих пор не получила оконча­тельного признания ни у физиологов и психологов, ни, в особеннос­ти, у философов. Одна из причин этого — опасение быть обвиненны­ми в антропоморфизме, другая — догматическая убежденность мно-

гих в уникальности высших психических функций человека. Между тем эти возражения не обоснованны, так как

уникальность уровня развития психических способностей человека никогда не оспаривается в исследованиях разума животных.

Алексей Николаевич Северцов (1866—1936), выдающийся русский биолог, был одним из многих эволюционистов, которые поддержи­вали и развивали взгляды Дарвина. В его книге «Эволюция и психика» (1922) проанализированы возможные пути эволюционных изменений поведения. По его мнению, существует два основных способа приспо­собления живых организмов (и животных, и растительных) к измене­ниям окружающих условий:

• наследственные изменения — значительные приспособитель-ные изменения строения и функций; развиваются медленно и отражают приспособления к медленно протекающим и весьма постепенным преобразованиям среды;

* ненаследственные функциональные изменения строения, по­средством которых организм может приспособиться к незна­чительным, но быстро возникающим изменениям внешних ус­ловий.

jfj У животных есть еще один способ приспособления к изменениям •-•"•• окружающих условий — изменение поведения.

Северцов дает схематическую классификацию возможных путей изменения приспособленности животных к меняющейся окружаю­щей среде:

* наследственные приспособления к очень медленным измене­ниям среды:

— наследственные изменения строения;

— наследственные изменения поведения без изменения строе­ния (рефлексы и инстинкты);

* ненаследственные приспособления к сравнительно быстрым из­менениям среды:

— структурно-функциональные изменения;

— изменения поведения животных «разумного типа».

Северцов выделял три основных типа психической деятельнос­ти — рефлексы, инстинкты и деятельность «разумного типа».

Наследственные изменения поведения (рефлексов и инстинктов) протекают в ходе эволюционного процесса так же медленно, как и наследственные изменения строения тела. В то же время, как отмечает Северцов, у высших позвоночных животных широко распространены

ействия, которые он обозначает условным термином «разумные». В на­иболее простой, «низшей» форме — это простые условные рефлексы. у более высокоорганизованных животных эта категория поведения «сильно усложняется, приближаясь к действиям, которые у человека обозначаются как произвольные и разумные». В отличие от инстинктов и рефлексов эти действия не наследуются. Северцов подчеркивает, что в этом случае наследственными признаками являются не сами действия, как таковые, «а только некоторая высота психической орга­низации (способности к установке новых ассоциаций)».

Способность к «разумным» действиям присуща млекопитающим и птицам в значительно большей степени, чем животным других так­сономических групп. С биологической точки зрения, пишет Север­цов^ _- этот фактор («разумное поведение») чрезвычайно важен, по­скольку он очень сильно повышает пластичность животных по отно­шению к быстрым изменениям среды.

При эволюции этого способа приспособления у животных не про­исходит видоизменения тех или иных определенных реакций организ­ма, а увеличиваются потенциальные способности к осуществлению быс­трых адаптивных действий. Северцов называет такие способности «по­тенциальной психикой». Разумеется, процесс эволюционных изменений поведения идет, как и в случае других признаков, очень медленно. Отметим, однако, что под «разумным поведением» при этом имеется в виду все-таки не рассудочная деятельность, в ее современном пони­мании, а некий конгломерат способностей к ассоциативному обуче­нию и когнитивных способностей в более широком смысле.

Из постулата об эволюции способностей к «разумным» действи­ям логически следует и гипотеза автора о том, что животные с высо­ким уровнем организации психики, существующие в своей «повсед­невной жизни» в стабильных, стандартных условиях, не реализуют всех «психических возможностей», на которые они потенциально спо­собны. Косвенным подтверждением этого А. Н. Северцов считает по­разительные результаты дрессировки самых разных животных. Под­тверждением этой мысли могут служить также способности живот­ных к решению сложнейших когнитивных тестов, обнаруженные в исследованиях-второй половины XX века.

В целом взгляды А. Н. Северцова на эволюцию психики опередили время и, в отличие от концепций многих его современников, не по­теряли свою актуальность и сегодня.

Проблему эволюции психики рассматривал также Леон Абгаро-вич Орбели (1882-1958), один из наиболее выдающихся учеников И. П. Павлова. Его теоретические построения были основаны на боль­шом экспериментальном материале по условнорефлекторной деятель­ности и по функции ЦНС в целом у большого числа видов животных разного филогенетического уровня. Л. А. Орбели внес существенный вклад в развитие медицины и нейрофизиологии, эволюционной

физиологии и биохимии, а также в формирование современных пред­ставлений о закономерностях развития поведения.

Согласно представлениям Л. А. Орбели, в ходе прогрессивной эво­люции происходило увеличение пластичности поведения. В процессе эволюции мозга главенствующее значение принадлежало так назы­ваемому иерархическому принципу организации функций, включая иерар­хическую структуру поведенческого акта.

Важную роль в формировании современных взглядов на проис­хождение высших психических функций человека сыграла гипотеза Л. А. Орбели (1949) о существовании промежуточных этапов развития сигнальных систем в процессе эволюции, т.е. о наличии переходного уров­ня отражения психикой реальной действительности.

Промежуточные формы сигнальных систем, по его мнению, обес­печили возможность использования символов вместо реальных объектов и реальных явлений на переходном уровне отражения психикой реальной действительности.

Умение связывать незнакомый знак с обобщенным представлением о классе реальных явлений или предметов означает, что в коре голов­ного мозга животного складывается механизм образования понятий. Это могут быть не более чем «предпонятия» или «протопонятия», но тем не менее они не просто аналоги конкретных представлений (ра­ботающие в рамках первой сигнальной системы), а уже целые «смыс­ловые схемы» и «обобщенные образы». Естественно, что в основе струк­туры второй сигнальной системы лежит не словесная речь сама по себе, а возможность символизации вообще, отвлечения от реальной действительности с помощью знаков.

в Предположения Л. А. Орбели получили блестящее подтвержде-| ние в современных исследованиях способности к обобщению и Ц использованию символов у высших позвоночных (см. гл. 6).

Выдающийся психолог, глава самой известной советской психо­логической школы, Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) счи­тал, что существуют три стадии эволюции психики животных.

Высшая стадия развития психики— интеллект. По А. Н. Леонтьеву, эта стадия обнаруживается и у животных, однако наивысшего развития она достигает у человека.

Интеллект человека это общая познавательная (когнитивная) спо­собность, определяющая готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях (см. 1.4).

По представлениям А. Н. Леонтьева, появление у более развитых животных интеллекта характеризуется тем, что «возникает отраже­ние не только отдельных вещей, но и их отношений (ситуаций); отноше­ния между предметами теперь обобщаются и начинают отражаться в форме наглядных предметных ситуаций». «Стадии интеллекта» достига­ет психика только высших животных, главным образом приматов.

Mp^ll^1-' ;^-:;;•-l':lll::ill::::l:l;l,.'^::l:l-' ^1111-1,,,. .'^^. '

«Историческая» глава пособия показывает, что взгляды уче­ных на мышление животных претерпели значительные изме­нения. На протяжении XX века произошел переход от полно­го отрицания элементов разума у животных к признанию того факта, что они есть у довольно широкого круга позвоноч­ных, а у приматов-антропоидов достигают уровня формиро­вания довербальных понятий и овладения символами.

1. Как изменялось содержание понятия «разум» животных на раз­ных этапах развития науки?

2. Какие ученые впервые экспериментально показали наличие эле­ментов мышления у животных?

3. Какие направления науки о поведении непосредственно связа­ны с изучением элементарного мышления животных?

4. Каков вклад Н. Н. Ладыгиной-Коте, Л. А. Фирсова и Л. В. Кру-шинского в формирование представлений о мышлении (рассу­дочной деятельности) животных?

 

 

ГЛАВА 3

 

3 ИНДИВИДУААЬНО-ПРИСПОСОБИТЕАЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ:

Ассоциативное обучение, когнитивные процессы

Общая характеристика тех проявлений индивидуальной приспособи-тельной деятельности, в основе которых лежит обучение. Краткое опи­сание классических и инструментальных условных рефлексов. Примеры методов исследования процессов обучения, в частности анализируется формирование пространственных представлений. Ассоциативные процессы, отражающие механизм образования у слоеных рефлексов, сопоставляются с основными видами когнитивной деятельности. Описание методов обу­чения (дифференцировки и их системы, выбор по образцу), по которым можно судить о способности животных к обобщению и умозаключению.

Индивидуально-приспособительная деятельность животного, т.е. адаптация особи к конкретным условиям среды, позволяет ему с боль­шим или меньшим успехом выживать, преодолевая трудности и опас­ности повседневного существования. Эта деятельность многообразна по составу и включает приобретенные компоненты разной природы. Рассмотрим виды индивидуально-приспособительного поведения, в основе которых лежат процессы обучения.

3.1. Обучение и пластичность

Из существующих в настоящее время определений феномена «обу­чение» предпочтение отдается определению У. Торпа (Thorpe, 1963).

Обучение это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.

На обучении основаны события естественной жизни животных. например формирование навыков отыскания определенной пищи, избегания опасных участков местности, выбора удобных троп, взаи­модействия с сородичами и животными других видов и т.п. В лабора­торных опытах можно наблюдать, как животное обучается действи­ям, заданным экспериментатором. Примерами могут быть «слюнные^ условные рефлексы собаки, т.е. выделение слюны уже в момент попа­дания животного в комнату, где в процессе опытов оно получало под­кормку; отыскание крысой выхода из лабиринта; избегание болевого

раздражения; клевание птицей кнопки при действии определенных стимулов и т.п.

Способность к обучению базируется на присущем центральной нервной системе свойстве пластичности.

'Й- Пластичность это свойство системы изменять свою реакцию на jf внешние воздействия как результат тех или иных внутренних преоб-|я*^ разований на основе предшествующих воздействий.

Она проявляется в способности системы изменять реакции на по­вторяющийся многократно раздражитель, а также в случаях его со­вместного действия с другими факторами. Пластичность может иметь разную направленность: чувствительность к раздражителю может по­вышаться — это явление называется сенсчтизацией, или снижаться, тогда говорят о привыкании.

По определению нейрофизиологов, анализирующих пластические изменения в мозге (Конорски, 1970; Котляр, 1986),

пластичность это относительно устойчивые функциональные из­менения в системах нейронов, которые по длительности превыша­ют время обычных синаптических процессов и определяют эффек­тивность и направленность межнейронных связей.

Это достаточно формальное определение показывает, что изме­нения ответа системы при повторном действии стимула можно опи­сать на языке математики.

3.2. Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности

Формы обучения животных весьма разнообразны и обычно их подразделяют на три основные категории: неассоциативное обучение, ассоциативное обучение и когнитивные процессы. О. Меннинг (1982) и Д. Дьюсбери включали в свои классификации также и «инсайт-обуче-ние» (см. 3.4.5). Приводим систематизированный перечень этих фено­менов (по данным разных авторов).

Классификация включает некоторые сведения об элементах рассу­дочной деятельности, которым посвящена основная часть пособия. Ряд авторов выделяют в своих книгах раздел «Complex cognition», который соответствует разделу «Когнитивные процессы» настоящей главы, а также содержанию ряда следующих глав, где рассматривается формирова­ние у животных понятий, усвоение языков-посредников и т.д.

Для изучения механизмов обучения нередко используют различ­ные модели, в том числе так называемые клеточные аналоги обучения или процесс посттетанической потенциации (см. гл. 9 и, например:

Шеперд, 1987).

5-5198


Классификация форм обучения и когнитивных процессов [составлена нами на основе классификаций О. Меннинга (Manning, Dawkins, 1992), ~ Д. Дьюсбери (1981), Р. Томаса (Thomas, 1996), Дж. Пирса (Реагсе, 1998) и др.].

> Неассоциативное обучение:

— привыкание. > Ассоциативное обучение:

— классические условные рефлексы;

— инструментальные условные рефлексы. > Когнитивные процессы:

— латентное обучение;

— выбор по образцу;

— обучение, основанное на представлениях о:

^ пространстве;

^ порядке стимулов;

^ времени';

^ числе.

— элементарное мышление2.

Далее рассматриваются основные формы обучения, приведенные в схеме классификации.

3.2.1. Неассоциативное обучение (привыкание)

Неассоциативное обучение (привыкание) заключается в ослаблении реакции при повторных предъявлениях раздражителя.

Изначально любой раздражитель (стимул), действующий на орга­ны чувств животного, вызывает у него соответствующую ответную реакцию: поворот головы в сторону света или звука, отдергивание конечности и др., у моллюсков — втягивание жабр и т.д. При повтор­ном систематическом предъявлении того же стимула реакция посте­пенно ослабевает и может исчезнуть совсем, т.е. происходит привыка­ние к раздражителю. Так, например, только что установленное в ого­роде чучело распугивает птиц, однако с течением времени их страх ослабевает и они перестают реагировать на этот предмет.

Привыкание — наиболее примитивная форма обучения, отчетливо выраженная даже у низших организмов — беспозвоночных животных. Его успешно исследуют на имеющих простую нервную систему ки-шечно-полостных, червях, моллюсках, насекомых. Для изучения при-

' Обширный экспериментальный материал по восприятию и оценке живот­ными параметров времени в книге не затронут, поскольку эти вопросы практи­чески не имеют прямой связи с проблемой мышления животных.

2 Классификация видов мышления животных рассматривается в главе 4.

рукания используются также модельные системы — так называемые клеточные аналоги привыкания или срезы мозга.

Более строго привыкание определяют как снижение вероятности появления реакции или уменьшение интенсивности при неоднократ­ном повторении вызывающего ее раздражителя. Ослабление ответной реакции можно считать истинным привыканием только в том случае, когда оно обусловлено изменениями в ЦНС, а не адаптацией рецеп­торов или утомлением.

Применение какого-либо нового стимула прекращает процесс привыкания к прежнему раздражителю, и угасшая было реакция на исходный раздражитель полностью восстанавливается. Для привыка­ния характерно и так называемое спонтанное восстановление, если действие стимула временно прекращается. Более подробные сведения о свойствах процесса привыкания можно найти в учебниках Кэнделла (1987), Шеперда (1987) и Эккерта и др. (1991).

3.2.2. Ассоциативное обучение

При ассоциативном обучении в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания.

Формирование этой связи обнаруживается в виде изменений в поведении животного, которые в зависимости от своей «структуры» называются либо классическими, либо инструментальными условны­ми рефлексами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...