Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Герберт Маркузе – биография автора




Введение

 

Тема массового общества очень актуальна для современной действительности. Общество испытывает шок от столкновения с массовой культурой в ее западном, "вестернизированном" варианте.

Феномен возникновения массового общества стал активно разрабатываться учеными и мыслителями всего мира с 1920х годов. Сам термин «массовое общество» (англ. mass society) – это понятие, употребляемое немарксистскими социологами и философами для обозначения ряда специфических черт современного общества. [1] Ведущими предпосылками для формирования «массового общества» стали социально-экономические тенденции и процессы XX века, а именно: индустриализация и урбанизация, стандартизация производства и массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и «массовой культуры». Истоки теорий, связанных с массовым обществом, массовой культурой и массовым человеком, мы можем найти в консервативно-аристократической критике буржуазно-демократических преобразований в Европе и Америке в 18-19 веках. Самые выдающиеся умы того времени (Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. Г. А. Бональд) выступали против разрушения общественных групп и корпораций, считая, что это превратит общество в массу изолированных друг от друга индивидов. Однако уже в 20 веке появилась новая, отвечающая современным реалиям, трактовка термина «массовое общество» и в связи с этим абсолютно противоположная его оценка, т.е. если в 19 веке массовость как таковая считалась благом, то в 20 столетии масса приобретает некую негативную коннотацию. Такое резкое изменение содержания теорий было обусловлено распространением фашизма в Европе в 20-30х годах: аристократическая защита ценностей элиты от «сверхдемократии» сменяется защитой буржуазно-демократических прав от неограниченного господства «властвующей элиты». После Второй мировой войны концепции «массового общества» развивались по вектору критики авторитарных тенденций капитализма. В такой критике не редко содержались обвинительные интонации в адрес индустриального общества и государственно-монополистического капитализма.

Институт социальных исследований при Университете Франкфурта-на-Майне – место, объединившее несколько десятков мыслителей, занимающихся проблемой массового общества. Плодом их совместной работы стала Критическая теория индустриального общества. Франкфуртская школа стала источником теории, согласно которой буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную систему, в которой революционная роль преобразования общества переходит маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. В 1930х года, испытав на себе влияние марксизма и фрейдизма, Герберт Маркузе стал работать в Институте социальных исследований при Университете Франкфурта-на-Майне. И мы с уверенностью можем сказать, что Г. Маркузе впоследствии явился ключевой фигурой Франкфуртской школы и внес огромный вклад в развитие Критической теории индустриального общества. Работы Г. Маркузе, с нашей точки зрения, необходимо рассматривать именно в контексте философской деятельности Франкфуртской школы и разрабатываемой там критической теории.

Таким образом, целью настоящей работы является углубленное изучение подходов Герберта Маркузе к теории массового общества и массового человека, а также прослеживание эволюции взглядов автора. Задачей данной работы является детальное рассмотрение работ немецкого философа и социолога с позиций актуальности его концепции для современной действительности.

Материалом для написания реферата в первую очередь послужили труды Г. Маркузе разных лет, посвященные раскрытию проблемы формирования массового общества: «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955) и «Одномерный человек» (1964). Однако наибольшее внимание мы считаем целесообразным уделить последней работе в этом списке, так как «Одномерный человек» стал монументальным социально-философским трудом, резюмирующим и дополняющим все предыдущие идеи автора.

 

Глава 1. Герберт Маркузе – биография автора

 

Прежде чем перейти к разбору подходов и анализу взглядов Г.Маркузе на индустриальное общество и характер его влияния на человека, нам кажется целесообразным обратиться к личности самого автора предлагаемых для анализа теорий. В каких условиях сформировались его идеи? Какова была социальная атмосфера? Что послужило стимулом, причиной для создания его теорий? Какие факторы сыграли ключевые роли в формировании философских взглядов мыслителя?

Герберт Маркузе родился в еврейской семье в Берлине в 1898 году. В 1918 году принимал участие в Ноябрьской революции социалистическом восстании «Союза Спартака» (будущей Коммунистической партии Германии). В 1922 он получает степень доктора литературы в Университете Фрайнбурга, после чего какое-то время работает в книжной лавке в Берлине. В 1928 он возвращается в Фрайбург, чтобы продолжить изучение философии под руководством философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера. Мартин Хайдеггер – одна из ключевых фигур в философском дискурсе 20-ого века, основным направлением его деятельности была разработка учения о Бытии как об основополагающей и неопределимой стихии мироздания. Позже, в начале 1930х, благодаря увлечению идеями марксизма и фрейдизма, Маркузе попадает на работу в Институт социальных исследований. Однако после прихода нацистов к власти все представители Франкфуртской школы, в том числе и Маркузе, эмигрируют в США. Он никогда не был нацистом, и для него было большой неприятностью узнать, что значительная часть немецкой интеллигенции, включая его бывшего учителя Хайдеггера, приняла нацизм.

По материалам ресурса Pravda.ru с 1942 года и до сентября 1945-го Маркузе сотрудничает с американским Управлением стратегических служб (Office of Strategic Services). Это первая объединенная разведывательная служба США, созданная во время Второй мировой войны, после нее она была преобразована в печально знаменитое ЦРУ. Вплоть до начала 1950-х годов Герберт Маркузе сотрудничал с Office of Research and Intelligence (ORI) при американском Министерстве иностранных дел, структурным подразделением, выросшем из недр все того же Управления стратегических служб (УСС).[2] В это время он возвращается в Германию в качестве агента американской разведки по денацификации. Он пытается выяснить, можно ли каким-либо образом классифицировать причины вступления человека в ряды нацистов. Его интересует, стал человек нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры, или же человек руководствовался принципом «все вступили, и я вступлю».

В 1960-70е годы труды Герберта Маркузе были очень популярны среди «новых левых» и всей леворадикальной молодежи Запада. Движение «новых левых» конца 50-70х годов представляло собой совокупность разнородных леворадикальных идейных течений и политических движений в западных странах (Франция, США, Италия, ФРГ). Участниками и идеологами, главным образом, были интеллигенция и студенчество. В основе концепций «новых левых» лежали, в первую очередь, идеи Г. Маркузе, а также анархизма и троцкизма. [3]

Накануне студенческих волнений в Париже, он в июле 1967 года читал лекции в Свободном университете Берлина, которые придали осмысленность всему студенческому движению. В связи с этим его даже называли «гуру студенчества».[4] Завороженные философскими идеями автора "Эроса и цивилизации" студенты бросились на борьбу против "репрессивной толерантности" предельно технологизированного и бюрократизированного "общества потребления". Современников и знатоков творчества немецко-американского философа порой озадачивала нескрываемая политическая пассивность Маркузе. Герой уличной внепарламентской оппозиции и радикальных противников американской войны во Вьетнаме не слыл иконой антиавторитарных революционеров и, уж тем более, светочем антиамериканизма.

Проще говоря, свой талант философ использовал в идеологической войне против тоталитарного Третьего рейха и автократического Советского Союза. Фундаментальное знание идеологии противника на практике оборачивалось преимуществом при ведении психологической войны.

Маркузе часто критиковали его коллеги по Франкфуртской школе, в частности Эрих Фромм как-то заметил, что Маркузе прикрывает революционной риторикой, по существу, "иррациональные и антиреволюционные" взгляды. Но одной из главных претензий «франкфуртцев» было то, что предлагаемый им идеал «нового человека» идет в разрез не только с марксистской концепцией человека, но и расходится с фрейдовой картиной человека. А как нам известно, критическая теория базируется именно на этих философских концепциях, так как оформилась в период их наибольшей популярности. Фромм также считал, что Маркузе намеренно использует популярность Маркса и Фрейда среди радикально настроенной молодежи для того, чтобы привлечь внимание к своей антифрейдистской и антимарксистской концепции Нового Человека и сделать ее более привлекательной для них. Несмотря на всю противоречивость этого заявления, в какой-то степени оно справедливо, ведь со снижением активности движения «новых левых» рухнула популярность не только Герберта Маркузе, но и всей Франкфуртской школы.

Г. Маркузе характеризовало критическое отношение к действующим политическим системам, ко всему, что существует и действует в обществе. Для него даже такая идеалистическая, утопическая модель социального устройства как социализм не что иное, как модель порабощения и катастрофического уравнивания общества, превращения его в одномерную массу ничем не отличающихся друг от друга людей. Отсюда концепция «Великого отказа», которую мы рассмотрим подробнее в главе «Одномерный человек».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...