Правовое регулирование привлечения денежных средств на карточные счета коммерческих банков
Нормативного определения банковской карты закон не содержит. Однако, в научной литературе по банковскому праву, а также в экономической литературе существуют различные определения банковской карты: банковская пластиковая карта - это персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, услуг и получения наличных денежных средств в банках и банковских автоматах (банкоматах). банковская пластиковая карта - это документ, который является собственностью банка, он выдается клиенту для совершения безналичных покупок в магазинах и для получения денежных средств; с позиции ведения кассовых операций и применения контрольно-кассовой техники пластиковая карта является видом оплаты (наряду с наличными, кредитом и др.); банковская карта - это инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке и др. Основу правового регулирования расчетов, производимых с использованием банковских карт, составляют нормы гражданского и банковского законодательства. Так, общие положения о расчетах содержатся в нормах части второй ГК РФ. В ст. 861 ГК РФ указано, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (ст. 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Порядок осуществления расчетов в банковской системе регулируется, прежде всего, ФЗ от 2.12.1990 г. №395-I "О банках и банковской деятельности", который устанавливает нормы, регулирующие банковскую деятельность. В частности, в соответствии со ст. 36 Закона о банках и банковской деятельности Кредитная организация - владелец банкомата обязана информировать держателя платежной карты до момента осуществления им расчетов с использованием платежной карты, передачи им распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по его банковским счетам с использованием банкоматов, принадлежащих этой кредитной организации, предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата, о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией - владельцем банкомата и взимаемого ею за совершение указанных операций в дополнение к вознаграждению, установленному договором между кредитной организацией, осуществившей выпуск платежной карты, и держателем этой карты, либо об отсутствии такого вознаграждения, а также отражать по итогам этих операций информацию о комиссионном вознаграждении кредитной организации - владельца банкомата в случае взимания такого вознаграждения на чеке банкомата либо об отсутствии такого вознаграждения.
В 2011 г. был принят ФЗ от 27.06.2011 г. №161-ФЗ "О национальной платежной системе", которым устанавливаются правовые и организационные основы национальной платежной системы. Новый Закон регулирует, в том числе, переводы электронных денег. Законом о платежной системе установлено, что физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Организация может стать оператором платежной системы после того, как получит регистрационное свидетельство. Для этого в ЦБР, который должен вести соответствующий реестр, подаются определенные документы. Оператор обязан устанавливать правила платежной системы и контролировать их соблюдение. Закрепляются требования к их содержанию. Чтобы стать участником платежной системы, организации нужно присоединиться к правилам.
ЦБР вправе признать платежную систему значимой. В подобном случае он может установить определенные требования к ней, например, срок осуществления расчетов, необходимость анализировать риски в режиме реального времени и др. Особо следует указать на ФЗ от 27.06.2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В нем отчасти раскрыто понятие электронной карты. В главе 6 названного закона речь идет об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. В ч. 1 ст. 22 <garantF1://12077515.221> сказано: универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, который содержит зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой. Указанный носитель обеспечивает доступ к информации о пользователе картой и удостоверяет его права на получение каких-либо услуг, в том числе совершение юридически значимых действий в электронной форме. В рассматриваемом законе <garantF1://12077515.221> сказано: пользователем универсальной электронной картой может быть как гражданин России, так и иностранный гражданин либо лицо без гражданства, но если это прямо предусмотрено каким-либо федеральным законом. Необходимо отметить, что универсальная электронная карта подтверждает право получать преимущественно государственные и муниципальные услуги. Именно поэтому круг пользователей такой картой может быть ограничен законом. В отношении пластиковых карт другого рода (используемых в рамках обычного коммерческого оборота) такие ограничения вряд ли целесообразны. ФЗ от 22.05.2003 г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" лишь по контексту упоминает использование платежных карт, но их правовую природу никак не раскрывает. Пластиковые карты являются разновидностью безналичных расчетов, то есть расчетов, в которых отсутствуют денежные купюры и монеты Банка России. Особенности безналичных расчетов в России определены в Положении Банка России от 19.06.2012 г. №383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", которое устанавливает новые правила перевода денежных средств ЦБР, кредитными организациями в России в рублях. Положением предусмотрены следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; перевод денежных средств по требованию получателя - прямое дебетование (ранее были платежные требования); перевод электронных денег (прежде это не предусматривалось). При переводе денежных средств в качестве промежуточных этапов выделяются и операции с наличными (напр., выдача получателям-физлицам и прием от плательщиков-физлиц).
В п. 1.26 Положения "О правилах осуществления перевода денежных средств" перевод денежных средств с использованием платежных карт осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Положением Банка России от 24.12.2004 г. №266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", которое устанавливает порядок выдачи на территории РФ банковских карт кредитными организациями и особенности осуществления операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация или юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией. Порядок не распространяется на карты эмитентов, не являющихся кредитными организациями, предназначенные для получения предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на банковском счете при совершении клиентом операций с использованием расчетной карты клиенту в пределах лимита, предусмотренного в договоре банковского счета, может быть предоставлен овердрафт для осуществления данной расчетной операции при наличии соответствующего условия в договоре банковского счета.
Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией - эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования ее держателя к эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств. При совершении клиентом - физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) не заключается. В Положении отсутствуют положения по отражению в бухгалтерском учете кредитных организаций операций с использованием банковских карт. Перечисляются положения, связанные с эмиссией банковских карт, которые должны включаться во внутрибанковские правила. Таким образом, можно сделать вывод об общем обновлении банковского законодательства, регулирующего порядок безналичных расчетов, в том числе, расчетов банковскими картами. Итак, по итогам исследования вопросов первой главы, можно сделать следующие выводы. Банковская (пластиковая) карта - это инструмент, дающий возможность доступа к своему счету в банке. Банковские карты используются для безналичных платежей, в том числе и через Интернет, а также для снятия наличных или пополнения счета через банкомат. Классификация банковских карт проводится по: виду эмитента, по техническим особенностям расчетов, по возможности предоставлению кредита по карте, по статусу карты, по заключенным соглашениям, по юридическому статусу владельцев карт. Правовое регулирование обращения банковских карт производится нормами гражданского законодательства, регулирующего вопросы расчетов в целом, а также нормами банковского законодательства, устанавливающего частные вопросы безналичного обращения, в том числе, расчетов по банковским картам. Кредитные организации (эмитенты) осуществляют эмиссию банковских карт, являющихся видом инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения физическими и юридическими лицами (держателями карт), операций с денежными средствами, находящимися у эмитента. Следует отметить, что деятельность по выпуску и обслуживанию банковских карт представляет собой один из элементов расчетно-кассового обслуживания клиентов при совершении операций с использованием выданных банковских карт. При введении в гражданский оборот пластиковой карты ее эмитент (государство, банк, организация-работодатель и др.) решает следующие первоочередные вопросы: установление перечня предоставляемых услуг (прежде всего - необходимых и обязательных, а потом - дополнительных и остальных);
установление порядка определения вида и размера платы за оказание таких услуг; определение правил и порядка информационно-технологического взаимодействия со специализированным центром, который изготавливает (обслуживает) карты; информационно-справочная поддержка (в том числе через Интернет); установление технических и визуальных требований, в том числе к форме материального носителя (карте); установление порядка выпуска; установление порядка компенсации и/или софинансирования расходов на выпуск, выдачу и обслуживание; установление правил разработки, подключения (отключения) и функционирования новых услуг (приложений) по карте; обеспечение режима ограниченного доступа к персональным данным обладателей карт; установление порядка выдачи, замены и аннулирования карт; разработка и утверждение внешнего вида карты; установление перечня сведений, которые должны быть указаны в заявлении о выдаче карты (типовая форма или иное); заключение договора с подходящим банком; ведение реестра карт; установление порядка выдачи дубликата карты и размер платы за это. Магазины и банки, принимающие пластиковые карты, сразу выдают клиентам товары и наличные деньги, а средства в их возмещение поступают на их счета, как правило, через некоторое время (2-3 дня). Гарантом выполнения таких платежей является выпустивший карты банк-эмитент. Карты на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, клиенты получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка зависит от класса карты. Иногда банковские карты выдаются одновременно с заключением кредитного договора, что получило распространение в потребительском кредитовании. Однако, следует иметь ввиду, что выпуск банковской карты не должен навязываться клиенту в качестве обязательного условия кредита, так как такое положение судами признается недействительным. При выдаче карты клиенту банк заносит на нее данные, позволяющие идентифицировать карту, ее держателя и проверить ее платежеспособность (авторизировать карту). Авторизация проводится вручную - продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация) или автоматически: карта помещается в специальный терминал, с нее считываются данные, кассир вводит сумму платежа, а держатель карты со специальной клавиатуры - секретный ПИН-код (ПИН - персональный идентификационный номер). Выдача наличных денег происходит аналогично, при этом деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством - банкоматом, который и проводит авторизацию. Банкомат - электронный программно-технический комплекс, предназначенный для совершения без участия уполномоченного работника кредитной организации операций выдачи (приема) наличных денежных средств с использованием платежных карт и передачи распоряжений кредитной организации о перечислении денежных средств с банковского счета клиента, а также для составления документов, подтверждающих соответствующие операции. Для банка - владельца банкомата установлены обязанности: информировать держателя карты до момента осуществления им расчетов с использованием банкомата предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата, о размере комиссионного вознаграждения, взимаемого за совершение указанных операций в дополнение к вознаграждению, установленному договором между банком, осуществившим выпуск платежной карты, и держателем этой карты; отражать по итогам этих операций информацию о комиссионном вознаграждении в случае взимания такого вознаграждения на чеке банкомата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|