Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Развитие финансовой грамотности обучающихся основной школы»




Программа курса

«Развитие финансовой грамотности обучающихся основной школы»

Пояснительная записка
В пояснительной записке нужно отредактировать текст и оставить только финансовую грамотность

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т. д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений? »11, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида


1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http: //www. centeroko. ru/pisa18/pisa2018_info. html


грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от

7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо < …> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»12.

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории

 


12 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ. РУ: http: //www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI


молодых людей и их благосостояния13. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной


13 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http: //www. ug. ru/archive/72357


проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)14;

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты15 Метапредметные и предметные

 

Грамотность

Читательская Математическая Естественно-научная Финансовая
5 класс находит и находит и находит и извлекает находит и
Уровень извлекает извлекает информацию о извлекает
узнавания и информацию из математическую естественно-научных финансовую
понимания различных информацию в явлениях в различном информацию в
  текстов различном контексте различном
    контексте   контексте
6 класс применяет применяет объясняет и описывает применяет
Уровень извлеченную из математические естественно-научные финансовые
понимания текста знания для явления на основе знания для
и информацию для решения разного имеющихся научных решения
применения решения разного рода проблем знаний разного рода
  рода проблем     проблем
7 класс анализирует и формулирует распознает и исследует анализирует
Уровень интегрирует математическую личные, местные, информацию в
анализа и информацию, проблему на национальные, финансовом
синтеза полученную из основе анализа глобальные естественно- контексте
  текста ситуации научные проблемы в  
      различном контексте  
8 класс оценивает интерпретирует и интерпретирует и оценивает
Уровень форму и оценивает оценивает личные, финансовые
оценки содержание математические местные, национальные, проблемы в
(рефлексии) текста в рамках данные в глобальные различном
в рамках предметного контексте лично естественнонаучные контексте
предметного содержания значимой проблемы в различном  
содержания   ситуации контексте в рамках  
      предметного содержания  


14 PISA // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http: //www. centeroko. ru/pisa12/pisa12_res. html

15 Планируемые результаты отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA.


9 классУровень оценки (рефлексии) в рамках метапред- метного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественно- научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения

 

Личностные результаты

 

Грамотность

Читательская Математическая Естественно- научная Финансовая
5-9 классы оценивает объясняет объясняет оценивает
  содержание гражданскую гражданскую финансовые
  прочитанного с позицию в позицию в действия в
  позиции норм конкретных конкретных конкретных
  морали и ситуациях ситуациях ситуациях с
  общечеловеческих общественной общественной позиции норм
  ценностей; жизни на основе жизни на основе морали и
  формулирует математических естественно- общечеловеческих
  собственную знаний с позиции научных знаний с ценностей, прав и
  позицию по норм морали и позиции норм обязанностей
  отношению к общечеловеческая- морали и гражданина
  прочитанному ких ценностей общечеловеческих страны
      ценностей  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...