Расчетная схема и нагрузки
Поперечные рамы одноэтажных промышленных зданий являются I статически неопределимыми системами и рассчитываются, как правило, с I использованием ЭВМ. Допускается использование и приближенных инженерных расчетов, основанных на методе сил или перемещений. Цель статического расчета - определение усилий и перемещений в сечениях элементов рамы. Для расчета вначале устанавливают расчетную схему, величины нагрузок и места их приложения. В расчетной схеме рамы сопряжение ригеля с колонной принимают шарнирным, а колонны с фундаментом - жестким. Если уклон стропильной конструкции (ригеля рамы) не превышает 1/12, то в расчетной схеме ригели считают горизонтальными. Геометрические оси ригелей принимаются соединяющими места их опирания, а жесткость - бесконечной. В такой системе расчет ригелей можно выполнять независимо от расчета поперечной рамы. Длину колонн принимают равной расстоянию от обреза фундамента до низа ригеля. Размеры пролетов принимают равными расстояниям между геометрическими осями колонн, при этом для ступенчатых колонн крайних рядов учитывается сдвиг оси в месте ступени. Рамы температурного блока объединены поверху жестким в своей плоскости диском покрытия, обеспечивающим их совместную, т.е. пространственную работу. При действии общих для всего здания нагрузок (собственного веса, снега, ветра) пространственный характер работы каркаса не проявляется, т.к. все поперечные рамы находятся в одинаковых условиях и испытывают одинаковые горизонтальные смещения верха колонн. Тогда каждую раму можно рассматривать как отдельную плоскую систему. При загружении местной, например, крановой нагрузкой, приложенной к одной - двум рамам, остальные рамы этого температурного блока также включаются в работу (за счет жесткого диска покрытия) и уменьшают горизонтальные перемещения верха загруженной рамы, а следовательно, и усилия в ее стойках. В этом и проявляется пространственный характер работы каркаса. В инженерных расчетах пространственный характер работы каркаса или поддерживающее влияние смежных рам при действии крановых нагрузок учитывается приближенно путем эквивалентного увеличения жесткости стоек загруженной рамы.
Поперечные рамы рассчитывают на воздействие нагрузок постоянных (масса покрытия, каркаса, навесных стен и т.п.) и временных (длительных и кратковременных). К длительным относятся нагрузки от массы стационарного оборудования, одного мостового крана с коэффициентом 0,6 и часть снеговой нагрузки. Кратковременной считают нагрузку от двух сближенных кранов, от ветра, снега. ♦ Постоянная нагрузка от массы покрытия передается на колонны как вертикальное опорное давление ригеля и при разных пролетах рамы составляет: - для крайней колонны Ng = g · B · L 1 / 2 + G 1 / 2; (2.1) - для средней колонны Ng = g · B · (L 1 +L 2 ) / 2 + (G 1 +G 2 ) / 2, (2.2) где g - расчетная нагрузка от веса кровли и плит покрытия, кПа; В - шаг поперечных рам, м; L 1, L 2- длины смежных пролетов рамы, м; G 1, G 2 - вес ригелей смежных пролетов, кН. Давление Ng приложено по оси опоры ригеля и передается на крайнюю колонну с эксцентриситетом: в надкрановой части е 1 =h 1 / 2 - 175 - при нулевой привязке (рис. 2.1, а); е 1= 425 - h 1 / 2 - при привязке 250 мм (рис. 2.1, б); в подкрановой части (рис. 2.1, а, б) е 2 =(h 2 –h 1 ) / 2, где h 1и h 2- высота поперечного сечения соответственно надкрановой и подкрановой частей крайней колонны, мм. От внецентренного приложения давления Ng в сечениях надкрановой и подкрановой частей колонны возникают соответственно изгибающие моменты M 1= Ng · e 1и М 2= Ng · e 2. Для средней колонны эксцентриситеты e1 и е2 можно принять равными нулю (рис. 2.1, в).
Расчетная нагрузка от веса надкрановой части колонны N 1 =b · h 1· H 1· γ · γf · γn (2.3) действует относительно оси подкрановой части колонны крайнего ряда с эксцентриситетом е 2 =(h 2 –h 1 )/2; для колонны среднего ряда эксцентриситет е2 = 0. Расчетная нагрузка N2 от веса подкрановой части подсчитывается аналогично в зависимости от типа колонны (сплошная или сквозная) и считается приложенной по оси подкрановой части колонны. Расчетная нагрузка от веса стеновых панелей и остекления участка стены выше крановой консоли Nw = (g 1· ∑hp + g 2· ∑hw) · Bγf · γn, (2.4) где g 1и g 2- нормативные нагрузки соответственно от веса стеновых панелей и остекления, кПа; ∑hp - суммарная высота стеновых панелей, расположенных выше отметки крановой консоли, м; ∑hw - то же, остекления на том же участке стены, м.
Рис. 2.1. К определению эксцентриситетов продольных сил
Эта нагрузка условно считается сосредоточенной и приложенной в уровне отметки крановой консоли с эксцентриситетом относительно оси подкрановой части колонны ew = (tw + h2) / 2. (2.5) Нагрузка от веса стеновых панелей и остекления на участке стены ниже крановой консоли подсчитывается точно так же. Принято считать, что эта нагрузка полностью передается на фундаментную балку. Нагрузка от веса подкрановой балки и крановых путей Ncb передается на подкрановую часть колонны с эксцентриситетом: - для колонны крайнего ряда е 3 = λ - h 2 / 2 - при "нулевой" привязке; е 3 = 250 + λ - h 2 / 2 - при привязке "250"; - для колонны среднего ряда е 3 = ± λ, где λ = 750 мм при грузоподъемности кранов Q ≤ 50 т - привязка оси подкрановой балки к оси продольного ряда (рис. 2.1). В табл. 2.1 - 2.3 приведены справочные данные по некоторым видам постоянных нагрузок. Коэффициенты надежности по нагрузке γf для веса строительных конструкций принимаются по табл. 1 [2]. ♦ Расчетная снеговая распределенная нагрузка на покрытие s = s 0· µ · γf · γn, (2.6) где s 0- нормативный вес снегового покрова, кПа, принимаемый по табл. 4 [2]; µ - коэффициент, зависящий от профиля кровли и принимаемый по
Ns= s · B · (L 1 + L 2 ) / 2 - для средней колонны. Эксцентриситеты приложения этих продольных сил такие же, как и для продольных сил Ng от массы покрытия. ♦ Расчетная ветровая распределенная нагрузка, нормальная к поверхности сооружения: w = w 0· k · c · γf · γn, (2.7) где w 0- нормативное давление ветра, кПа, по табл. 5 [2] в зависимости от ветрового района; к - коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления по высоте сооружения (к = 0,75 при Н≤ 5 м; к = 1 при Н = 10 м; к = 1,25 при Н = 20 м; к = 1,5 при Н = 40 м) и тип местности (открытая или застроенная) по табл. 6 [2]; с - аэродинамический коэффициент по прил. 4 [2]; для вертикальных поверхностей с1= 0,8 при активном давлении ветра (напоре) и с2 = 0,4...0,6 при пассивном давлении (отсосе); γf = 1,4 - коэффициент надежности для ветровой нагрузки.
Таблица 2.1 Нормативная нагрузка от веса плит покрытия
Примечания: 1. Нагрузка приведена с учетом заливки швов. 2. Плиты 1,5x6 и 1,5x12 м применяются, как правило, в качестве доборных
Таблица 2.2
На любой промежуточной отметке значение коэффициента к можно определить линейной интерполяцией. Например, на отметке 10 ≤ Нi ≤ 20 м коэффициент k составляет k= 1 + (1,25 - 1)· (Нi - 10) / 10. (2.8) Переменное по высоте ветровое давление на стойки рамы обычно заменяют равномерно распределенным, эквивалентным по моменту в заделке вертикальной консольной стойки (колонны) длиной Н
weq = 2Ma / H 2, (2.9) где Ма - момент в заделке от фактической ветровой нагрузки.
Расчетная погонная ветровая нагрузка, передающаяся через стеновые панели на колонны, кНм: qw = weq · B (2.10) Расчетная ветровая нагрузка, воспринимаемая шатром покрытия приводится к сосредоточенной силе W = (с1 + c 2 ) · (weq + wmax) · (Hmax -H0) · B / 2; (2.11) где wmax - ветровое давление на отметке Нтах; Нтах - отметка конька фонаря или наивысшей точки покрытия; Н о - отметка верха колонны.
Таблица 2.3
♦ Нагрузки от мостовых кранов. Мостовой кран состоит из моста, имеющего, как правило, четыре колеса (по два с каждой стороны), тележки, подъемного оборудования, и передает на каркас вертикальные и горизонтальные нагрузки. Максимальное давление на колесо крана Рn,тах возникает при крайнем положении тележки с грузом Q; с противоположной стороны моста при этом действует давление Рn,тin. Величины Рn,тах, вес моста крана G и вес тележки Gт, принимаются по справочным данным, а давление Рп,тin можно найти из равенства 2Рn, тах + 2Рn,тin = Q + G + Gт. (2.12) Расчетную вертикальную нагрузку на колонну обычно принимают двух сближенных кранов в пролете и вычисляют по линиям влияния опорных реакций подкрановых балок, располагая «дно колесо непосредственно на опоре (рис. 2.2) Dтах = ψ · γf · γn · Рn, тах · ∑y, (2.13) где ∑у = 1 + у 1 + у 2 + у 3- максимально возможная сумма ординат линии влияния; ψ = 0,85 - коэффициент сочетаний для групп режимов работы кранов 1К-6К;
γf = 1,1 - коэффициент надежности по нагрузке; γn - коэффициент надежности по назначению здания.
Рис. 2.2. Линия влияния опорной реакции подкрановой балки: 1 - колонна; 2 крановая балка; 3 - сближенные краны; 4 - линия влияния
На среднюю колонну могут одновременно действовать четыре крана (по два в смежных пролетах). Вертикальное давление от них определяется так же, но с коэффициентом сочетания ψ = 0,7. Вертикальные крановые нагрузки создают моменты: Mmax=Dmax · e3; Mmin=Dmin · e 3; (2.14) При торможении тележки с грузом возникает горизонтальная поперечная нагрузка (в дальнейшем - тормозная сила) Th, которая передается на один путь и распределяется между двумя колесами крана поровну. Тормозная сила на одно колесо принимается: - при гиоком подвесе руза ; (2.15) - при жестком подвесе груза ; (2.16) Расчетная тормозная сила па колонну определяется по тем же линиям влияния (см. рис. 2.2) не более чем от 2-х сближенных кранов в одном пролете или створе Т=Тh · ∑у · γf · γn; (2.17) и считается приложенной в уровне верха подкрановой балки; направление действия силы Т может быть как внутрь, так и наружу пролета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|