Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика признаков коррупционной направленности




Кпреступлениямкоррупционнойнаправленностиотносятсяпротивоправныедеяния толькоприналичиивсехперечисленныхнижекритериев: 1· наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 Уголовного кодекса РФ (Должностными лицами в статьях главы 30 Уголовного кодекса РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 Уголовного кодекса РФ;

· связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

· обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

· совершения преступления с только прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

К ним относятся: нанесение ущерба государственной власти, интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления, Традиционно такие преступления именуются должностными, они представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции. Опосредованно такой ущерб могут причинить любые преступления, в связи с этим, данный признак может считаться факультативным, поскольку характеризует только последствия противоправного деяния; совершение действий вопреки интересам общества или государства государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в частности, служащим международной организации), которые носят незаконный (противоправный) характер и позволяют получать какие-либо блага (в том числе имущество, услуги или льготы). Как представляется, такие действия могут совершаться при формальном следовании интересам общества и государства. Извлечение собственной выгоды может происходить при формальном соблюдении законодательства, и даже при его точном исполнении, при надлежащем выполнении своих должностных обязанностей (взятка за более быстрое исполнение обязанностей, которое в целом отвечает интересам общества, коррупционная стимуляция предоставленного законодательством права выбора служащего и пр.). Все эти обстоятельства затрудняют квалификацию коррупционных нарушений, поскольку в законе сделан акцент на незаконность действий служащего, что оставляет безнаказанными так называемые легальные действия коррупционной направленности В связи с этим, следует согласиться с автором в том, что определение коррупции должно быть закреплено в законе и представлять собой социально-юридическое понятие. наличие у лица, совершившего коррупционное преступление, признаков, указанных в примечании к ст. 285 УК РФ; нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидата - ст. 141.1 УК РФ; активного подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов и пассивного подкупа спортсменов (ст. 184 УК РФ); дачи взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ); активного коммерческого подкупа (ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ); провокации взятки или коммерческого подкупа с целью шантажа (ст. 304 УК РФ); подкупа свидетелей, потерпевших, экспертов и переводчиков (ч. 1 ст. 309 УК РФ), которые подлежат ответственности вне зависимости от наличия у них служебного статуса); направленность умысла виновного на совершение коррупционных действий (бездействия), которые причиняют ущерб интересам общества и государства;наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, которая может носить и неимущественный характер.

 

Способы совершения коррупционных преступлений:

«коррупционная сделка» — лицо, находящееся на государственной (муниципальной) или коммерческой службе незаконно, вопреки интересам службы, или без служебной необходимости использует свои служебные полномочия в интересах определенного гражданина или указанных им других лиц, за материальное или нематериальное вознаграждение;«коррупционное вымогательство» — должностное лицо вымогает дополнительное вознаграждение за выполняемые им служебные обязанности;

«коррупционный подкуп» — гражданин призывает должностное лицо принять определенное вознаграждение за реализацию им официальных полномочий или иных возможностей в интересах гражданина или третьих лиц.В дальнейшем в связи с полученным незаконным вознаграждением служащий выполняет указанные взяткодателем действия. При этом взятка, во-первых, берется либо до, либо после совершения необходимых деяний, а во-вторых, совершаемые должностным лицом деяния либо предписаны ему по должности, либо выходят за рамки его должностных полномочий.Коррупция не сводится лишь к получению денежных средств. Личная выгода может быть получена в форме оказываемых услуг, приобретения определенного статуса, политического влияния или престижа.Объем коррупционных преступлений не совпадает с должностными преступлениями (например, он не предусматривает такой вид преступности, как халатность), а также не в полной мере соотносится с преступностью по службе.Коррупционная преступность включает в себя разные уголовно-правовые виды деяний. К основным из них можно отнести следующие преступления против государственной власти, государственной и иной службы:- взяточничество;- злоупотребление должностными полномочиями;- превышение должностных полномочий;- преступления против службы в коммерческих организациях;- незаконное участие в предпринимательской деятельности;- привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности;- незаконное освобождение от уголовной ответственности и др. Характерной чертой коррупционной преступности является ее высокая латентность. Согласно экспертным оценкам количество выявленных случаев взяточничества составляет от 0,1 до 2% от реального числа таких преступлений. 96% опрошенных прямо или косвенно сталкивались с вымогательством со стороны должностных лиц.Высочайшая степень латентности может быть объяснена объективными и субъективными причинами.К объективным причинам относится тот факт, что в большинстве случаев коррупционных преступлений практически невозможно выявить отрицательные последствия противоправных деяний. Как правило, все участники получают выгоду и не заинтересованы в сообщении об этом преступлении и его раскрытии, поскольку подлежат уголовной ответственности. Кроме того, в большинстве случаев отсутствуют видимые признаки преступления, поскольку за взятку совершаются правомерные действия.Субъективными факторами латентности коррупционных преступлений являются отсутствие строго направленной (адресной) государственной политики в противодействии и борьбе с этим социальным явлением, а также недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников, привлекаемых к этой деятельности. Также одной из причин возникновения коррупции является несоответствие этических норм, установленных в обществе, с принципами отдельных должностных лиц. Поэтому определенную значимость представляют вопросы, касающиеся ценностных ориентиров лиц, поступающих на службу, и влияние этих ориентиров в процессе их переоценки в служебной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...