Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика субъектов взяточничества




Субъект преступления в коррупционных деяниях, в частности взяточничестве, – основной элемент криминалистической структуры, и его определение и доказывание носит решающий характер для принятия процессуальных решений уже на стадии проверки материала и возбуждения уголовного дела. Поскольку в понятие взяточничества мы включили два состава, то в качестве субъектов данного преступления будем рассматривать взяткодателя, взяткополучателя, соучастников взяткодателя и соучастников взяткополучателя.Основной фигурой во взяточничестве, безусловно, является взяткополучатель. От поведения взяткополучателя, его намерений, умысла и целей зависит квалификация действий (бездействия) не только его самого, но и его соучастников, равно как и взяткодателя и соучастников последнего. По деятельности и умыслу взяткополучателя определяется оконченность состава преступления взяткодателя и соучастников[1].Взяткополучатель – это обязательно должностное лицо, правовой статус которого должен быть установлен в процессе расследования и подтвержден материалами уголовного дела. Должностным лицом признается представитель власти или лицо, выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также а Вооруженных силах РФ, других войсках и формированиях Российской Федерации. Законодатель, определяя понятие должностного лица в примечании к ст. 285 УК РФ, исходил одновременно из двух критериев: из характера выполняемых функций и вида органа, в котором лицо несет государственную или муниципальную службу.Представителями власти являются лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники правоохранительных, надзорных или контролирующих органов. Эти лица наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения любыми гражданами и организациями, т. е. обладают властными полномочиями в отношении самого широкого круга физических и юридических лиц независимо от их, соответственно, служебной подчиненности или ведомственной принадлежности. Неисполнение распоряжений должностного лица влечет для виновных правовые последствия. Такое понимание представителя власти вытекает из примечания к ст. 318 УК РФ "Применение насилия в отношении представителя власти" и п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" от 10 февраля 2000 г. № 6[2].Выполнение организационно-распорядительных функций предполагает наличие у должностного лица совокупности прав и обязанностей по управлению органом, организацией, учреждением или их структурным подразделением и состоит в руководстве трудовым коллективом (принятие решений, дача указаний, обязательных для исполнения подчиненными), в руководстве участком работы, служебной или иной деятельностью (подбор и расстановка кадров, планирование, организация труда, поддержание дисциплины и проч.).

Административно-хозяйственные функции заключаются в управлении и распоряжении имуществом и денежными средствами органов, организаций и учреждений, воинских частей и подразделении. Реализация таких полномочий предполагает принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением товарно-материальных ценностей, определение порядка их хранения и тому подобные действия.Технические работники органов законодательной, исполнительной, судебной власти, сотрудники неоперативного состава правоохранительных органов не признаются представителями власти, хотя некоторые из них являются должностными лицами по другим основаниям. Понятием "государственные органы" охватываются органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), а также правоохранительные, надзорные и контролирующие органы.Органами законодательной власти являются Совет Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные органы субъектов федерации. К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации. Органы судебной власти в Российской Федерации – это Конституционный суд РФ, уставные суды субъектов федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды всех инстанций, мировые судьи. Особое место в системе органов государственной власти занимает глава государства – Президент РФ.Почти все правоохранительные органы, в чью задачу входит обеспечение правопорядка в стране (Министерства внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенные, налоговые, налоговой полиции и др.), относятся к исполнительной ветви власти. На особом положении находятся орган надзора – прокуратура Российской Федерации (ст. 129 Конституции РФ).Функцию контроля выполняют инспекторы и контролеры государственных служб и надзоров, обеспечивающих безопасность и соблюдение установленных норм и правил в различных сферах жизни общества. Органы местного самоуправления – это выборные и иные органы, не входящие в систему органов государственной власти, наделенные полномочиями решать вопросы местного значения. В функции органов местного самоуправления входит управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, а также решение иных вопросов местного значения.Служба в органах местного самоуправления (муниципальная служба) – это профессиональная деятельность на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Ее осуществление урегулировано Федеральным законом "Об основах муниципальной службы" от 8 января 1998 г.[3] Органы территориального общественного самоуправления населения создаются в соответствии с Законом РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 6 июля 1991 г.[4] Представительными органами местного самоуправления и местной администрацией им передается ряд полномочий. Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения гражданами, проживающими на данной территории, а также организациями и должностными лицами, которым они адресованы. Территориальное общественное самоуправление является частью общей системы местного самоуправления, поэтому руководители органов территориального общественного самоуправления населения могут считаться субъектами взяточничества. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г.[5] должностным лицом местного самоуправления; является: выборное (т. е. избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава и наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения) или работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.Субъектом взяточничества может являться должностное лицо, находящееся на службе в государственном или муниципальном учреждении. В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.[6] учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В данном случае речь идет об учреждениях, созданных государством или органом местного самоуправления. Ими являются государственные и муниципальные учреждения, решающие управленческие задачи, образовательные учреждения, учреждения культуры, здравоохранения, системы социальной защиты и социального обслуживания населения. В ходе проверки заявления о взяточничестве непременно устанавливается форма собственности учреждения, поскольку в зависимости от этого действия лица будут квалифицироваться как получение взятки или коммерческий подкуп. Сотрудники негосударственных учреждений субъектами получения взятки ни при каких обстоятельствах быть не могут[7].Критерием для отнесения работников государственных и муниципальных учреждений к категории должностных лиц как субъектов взяточничества является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т. е. действия организационно-распорядительного характера. Должностным лицом признается субъект, имеющий право выдавать от имени государственного органа или муниципального учреждения официальные документы, обладающие юридической силой, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, подтверждающие определенный юридический факт, т. е. это лицо, которое путем издания, утверждения, подписания документов в рамках своих полномочий организовывает, направляет, контролирует чужую деятельность, влияет на поведение других лиц, даже не подчиненных ему по службе. Такой подход к определению должностного лица позволяет привлекать к уголовной ответственности членов различных государственных и экзаменационных комиссий, нотариусов, врачей, выдающих листки нетрудоспособности, и др. Важно заметить, что каждое лицо, входящее в состав коллегиального органа и правомочное участвовать в принятии решения, признается должностным.

Вторую группу субъектов получения взятки образуют лица, на которые возложено выполнение организационно-распорядительных либо административных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и формированиях РФ.Выполнение организационно-распорядительных функций обязательно предполагает наличие у должностного лица подчиненных и включает в себя: руководство коллективом, руководство участком работы, служебной или иной деятельностью (подбор и расстановка кадров, планирование, организация труда, поддержание дисциплины и пр.). Административно-хозяйственные функции заключаются в управлении и распоряжении имуществом и денежными средствами организаций и учреждений, в том числе воинских частей и подразделений. Осуществление полномочий предполагает принятие решений о начислении заработной платы, премий, контроль за движением товарно-материальных ценностей, определение порядка их хранения и тому подобные действия.Должностным лицом может быть признан только субъект, имеющий право выдавать от имени государственного органа или муниципального учреждения официальные документы, обладающие юридической силой, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, подтверждающие определенный юридический факт. В данном случае субъект преступления - лицо, которое путем издания, утверждения, подписания документов в рамках своих полномочий организовывает, направляет, контролирует чужую деятельность, влияет на поведение других лиц, даже не подчиненных ему по службе. Лицо может входить в состав коллегиального органа. В этом случае оно также наделяется полномочиями для принятия решения, а потому является должностным.Квалифицирующим признаком взяточничества является совершение соответствующего деяния лицом, занимающим государственную должность или государственную должность субъекта, а равно главой органа местного самоуправления.Совершенно иначе обстоит дело в отношении иных должностных лиц. Граждане всегда заинтересованы в беспрепятственном и бесперебойном сотрудничестве с государственными или муниципальными служащими. Особенно остро этот вопрос стоит при постоянной в том необходимости, что характерно для предпринимателей и иных лиц, участвующих в экономической деятельности (руководителей хозяйствующих субъектов и проч.). Такое сотрудничество выгодно, поскольку экономит время заинтересованных лиц при получении различных разрешений и согласований. Указанное обстоятельство не просто стимулирует дачу взятки, но и делает этот процесс предельно латентным. Ни тот, ни другой участник преступного события не заинтересован в разглашении сведений о нем, а потому взяткодатель, хотя и вынужден платить, однако заявляет о фактах вручения незаконного вознаграждения крайне редко.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...