Субъект коррупционных преступлений
Коррупционные преступления, имеют специального субъекта: "должностное лицо или лицо, занимающее государственную должность". Коррупционные преступления - это служебные преступления, совершаемые лицом, занимающим должность, согласно которой оно имеет определенные распорядительные либо управленческие полномочия. Злоупотребление должностным лицом своими полномочиями, использование их в личных интересах и в интересах третьей стороны, оплатившей эту услугу, и образуют собственно коррупционные посягательства.В примечаниях к ст. 285 УК РФ дается общее определение должностного лица и лица, занимающего государственную должность. Примечания сформулированы бланкетно, т. е. содержат ссылку на иные нормативные акты, знание которых необходимо, так как уже на стадии возбуждения уголовного дела это позволит избежать ошибок в возбуждении уголовного преследования по соответствующим статьям УК РФ против лица, которое не может быть субъектом преступления по этим составам. Ссылка на соответствующий нормативный акт в иных процессуальных документах (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение) позволит юридически грамотно и достоверно обосновать правильность квалификаций деяния.К нормативным актам, содержащим перечень государственных должностей, относятся:• Конституция Российской Федерации (ст. ст. 11, 12, 75, 77, 83, 101, 129).• Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в редакции Указов Президента РФ от 04.03.2006 N 177, • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы в редакции Указов Президента РФ от 04.03.2006 N 177, от 20.03.2006 N 231• Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ).• Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 181-ФЗ, от 27.10.2008 N 182-ФЗ, от 25.11.2008 N 219-ФЗ, от 22.12.2008 N 267-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ.• Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.• Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".
Особый порядок привлечения к уголовной ответственности и производства по уголовному делу (иммунитет), предусмотрен в отношении отдельных категорий лиц – субъектов коррупционных преступлений. Порядок и условия привлечения к ответственности лиц, обладающих иммунитетом, различаются и определены соответствующими правовыми актами. Преступления, предусмотренные в нормах гл. 30 УК, обладают рядом общихпризнаков:1) они могут быть совершены специальным субъектом – должностным лицом (большинство преступлений) или государственным служащим и служащим органов местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект – общий;2) эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и не связаны со служебной необходимостью; 3) данные деяния нарушают правильную, законную деятельностьгосударственного аппарата и аппарата местного самоуправления;4) рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами, местного самоуправления, государственных и муниципальныхучреждениях, военных службах, др. войсках и воинских формированиях РФ. К федеральным государственным органам относится: аппаратпрезидента, Федеральное собрание, Правительство, все виды судов,прокуратура, федеральные органы государственных охран, государственныйнотариат, Банк России, федеральное казначейство и др. К государственным органам субъектов РФ следует относить Думы иадминистрации, правительства субъектов РФ, их комитеты.К военным службам, согласно ФЗ об обороне, относятся центральныеорганы военного управления, объединения, соединения, военные части, которыевходят в виды и рода войск и тыла. Все преступления по субъекту могут быть подразделены на 4 группы:1) совершаемые только должностными лицами;2) государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст.292);3) совершаемые служащими государственных и муниципальных органов (ст. 288);4) совершаемые общим субъектом.Все преступления, в зависимости от уголовно-правового статусасубъекта, условно можно разделить на три группы: * общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и ответственность за которые предусмотрена нормами этой главы;* специальные должностные преступления, которые могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и лишь должностными лицами,наделенными дополнительными специфическими признаками;* альтернативно-должностные преступления, которые могут быть совершены как должностными, так и частными лицами.
статус публичного должностного лица как субъекта преступления Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.[4Субъектом должностного преступления, согласно примечанию 1 к ст. 285 УК признается лицо, осуществляющее свои функции только в государственных и муниципальных органах, а также в государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Субъектом же преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями главы 23 УК РФ, является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (ст. 201 УК РФ).Преступления, предусмотренные в нормах гл. 30 УК, обладают рядом общих признаков:1) Они могут быть совершены специальным субъектом – должностным лицом (большинство преступлений) или государственным служащим и служащим органов местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект – общий;2) Эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и не связаны со служебной необходимостью3) Данные деяния нарушают правильную, законную деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления;4) Рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами, занимающими должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, военных службах, др. войсках и воинских формированиях РФ.[5]
Виды должностных преступлений. Должностное преступление - признается нарушение должностным лицом обусловленных его служебным положением обязанностей, причинившее существенный вред государственным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан.Все должностные преступления по субъекту могут быть подразделены на 4 группы:1) Совершаемые только должностными лицами;2) Государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст.292);3) Совершаемые служащими государственных и муниципальных органов (ст.288);4) Совершаемые общим субъектом.Все должностные преступления, в зависимости от уголовно-правового статуса субъекта, условно можно разделить на три группы: Общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления, и ответственность за которые предусмотрена нормами этой главы;Специальные должностные преступления, которые могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и лишь должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками;Альтернативно-должностные преступления, которые могут быть совершены как должностными, так и частными лицами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: