Профессиональная психолого-педагогическая и социальная деятельность специалиста по работе с молодежью
Педагогическая компетентность организаторов по работе с молодежью - подготовленность специалистов к самостоятельному выполнению социально-педагогической деятельности; умение решать типовые педагогические задачи и оценивать результаты своего труда; готовность самостоятельно приобретать новые педагогические знания и умения. Работа по реализации молодежной политики осуществляется к ак профессиональными организаторами работы с молодежью, имеющими специальную профессиональную подготовку, так и различными волонтерами. Эта работа имеет множество компонентов, в том числе и очень значимый для реализации задач молодежной работы педагогический компонент. Область профессиональной деятельности специалиста по организации работы с молодежью: - организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; - осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; - организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизни общества; - организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; - содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; - содействие в развитии международного молодежного сотрудничества; - участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; - содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; - организация управления и поддержки молодежных проектов и программ; - поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде.
Профессиональная подготовка организатора работы с молодежью носит комплексный характер и охватывает большой круг разнообразных компетентностей: психологическую, экономическую, правовую, социологическую и др. К типовым педагогическим задачам организатора работы с молодежью относятся: - воспитание молодёжи; - социальное обучение молодёжи; - профориентация молодёжи; - профилактика девиантного поведения молодёжи; - социально-педагогическое сопровождение событий в жизни молодых людей. Можно выделить следующие компоненты педагогической подготовленности организатора работы с молодежью: -концептуальный - понимание теоретических основ педагогики и ее отрасли юногогики; -инструментальный - владение базовыми педагогическими умениями и навыками; -рефлексивный - мотивация и умение анализировать решение педагогических задач на основе сложившихся педагогических взглядов; -этический - готовность к реализации педагогических задач на основе сложившихся профессионально-педагогических этических норм; -прогностический - умение проектировать и предвидеть последствия собственной педагогической деятельности Содержание, структура, функции, принципы социальной и психолого-педагогической деятельности организатора работы с молодежью. Социально-педагогическая деятельность - разновидность педагогической деятельности, специфика которой определена ее структурой: 1. социально-педагогические цели и задачи (при этом в каждой ситуации субъект социально-педагогической деятельности имеет дело с иерархией целей и задач); 2. подготовительная работа; 3. социально-педагогические средства и способы решения поставленных задач; 4. анализ и оценка социально-педагогического влияния. Цель социально-педагогической деятельности - продуктивное содействие человеку в получении им доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребности.
Субъектами социально-педагогической профессиональной деятельности являются две группы профессионалов. К первой группе необходимо отнести в первую очередь организаторов работы с молодежью, социальных педагогов, для которых социально-педагогическая деятельность является основной. Ко второй группе необходимо отнести тех специалистов, для которых решение социально-педагогических задач входит в круг основных профессиональных обязанностей. Это социальные работники, психологи, классные руководители, воспитатели, менеджеры социальной сферы, служители церкви и др. Реализация социально-педагогических задач занимает важное место и в жизни тех, кто их постоянно реализует на непрофессиональной основе: родителей и родственников ребенка, руководителей и членов общественных объединений и организаций, волонтеров. Пути решения социально-педагогических задач субъектами социально-педагогической деятельности раскрываются в функциях. Можно выделить две группы функций: - инвариантные (реализация которых присуща всем задачам, решаемым в процессе социально-педагогической деятельности) Инвариантные функции могут быть целевыми и инструментальными. Целевые функции могут быть трех видов: социальное обучение, создание условий для социального самоопределения, содействие в преодолении трудностей социализации. Инвариантные инструментальные функции: информационно-диагностическая, коммуникативная, прогностическая и организаторская функции. - вариативные (которые используются для решения конкретной задачи). Принципы социально-педагогической деятельности организатора работы с молодежью: - принцип центрирования; -принцип персонификации социально-педагогического влияния на молодых людей; -принцип конвенциальности социально-педагогической деятельности; -принцип оптимистической стратегии; -принцип социального закаливания. Как бы ни осуществлялась социально-педагогическая деятельность, на какой бы - профессиональной или на непрофессиональной основе ни строилась ее психологическая система, ее содержание и структура являются общими для всех реализующих ее субъектов.
Компоненты социально-педагогической деятельности: социально-педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, социально-педагогическая помощь. Социально-педагогическая помощь - предполагает реальное содействие молодому человеку в преодолении возникающих у него трудностей. Это могут быть трудности в разрешении конфликтной ситуации со сверстниками и взрослыми, затруднения при выполнении ребенком возлагаемых на него обязанностей, трудности достижения цели и т.п. Помощь может быть предложена в различных формах: консультации, привлечение определенных лиц для оказания помощи детям, совместная деятельность с объектом помощи. Социально-педагогическое сопровождение -предполагает поддержку молодого человека в построении им социальных отношений, оказание ему помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|