Профориентационная работа с молодежью
Профориентация (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) - это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности. Важнейшими компонентами профориентационной работы являются: -профессиональная информация; -профессиональная консультация; -профессиональный подбор; -профессиональный отбор; -производственная и социальная адаптация человека в профессиональной деятельности. Профессиональная информация - ознакомление молодежи с современными видами производства, бизнеса других видов деятельности, знакомство с содержанием рынков профессий и другими сферами профессиональной деятельности, где может приложить свои усилия молодой человек. Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в выборе профессии в соответствии с его желаниями и возможностями, способствующими принятию осознанного решения о выборе профессионального пути (при этом должны также учитываться потребности общества); Профессиональный подбор - предоставление возможности человеку выбрать определенную профессию на основе тех рекомендаций, которые дают специалисты. Профессиональная ориентация молодежи - это система взаимодействия молодого человека и общества, направленная на удовлетворение потребности развивающейся личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры Задачи профессиональной ориентации решают: педагоги, психологи, социальные работники. Эта задача также входит в структуру деятельности организатора работы с молодежью. В профориентационной работе, проводимой организатором работы с молодежью, можно выделить следующие направления:
- превентивная профориентационная работа с выпускниками школ, средних специальных и высших учебных заведений; - совместный поиск эффективных профориентационных технологий с психологами и преподавателями учебных заведений; - изучение молодежного рынка труда и прогноз его развития; - консультирование родителей выпускников по вопросам выбора профессии; - профориентационная помощь слабозащищенным категориям (сиротам, инвалидам, трудным подросткам); - информирование молодежи о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, возможностях трудоустройства и обучения; - ориентация молодежи, не имеющей профессии, на получение базового профессионального образования; - обучение безработной и незанятой молодежи, имеющей профессию, навыкам поиска работы, самопрезентации. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение старшеклассников, учащихся профессиональных учебных заведений, молодых участников производственно-экономической деятельности и молодых военнослужащих, молодых семей. Включенность - личностное состояние по отношению к событию, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является участие молодого человека в событии, субъективным - отношение его к событию. Чем больше включенность молодого человека в событие, тем больше его воспитательный потенциал. Молодые участники производственной деятельности - это молодые рабочие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также молодые бизнесмены, менеджеры, техники, инженеры и специалисты сельского хозяйства и торговли. Всех их объединяет то, что они являются непосредственными участниками экономического процесса. За исключением рабочих, выполняющих неквалифицированный труд (которых становится все меньше и меньше), все перечисленные категории имеют различный уровень профессиональной подготовки и реализуют свою профессиональную компетентность при непосредственном участии в решении производственно-экономических задач.
Возрастной диапазон этой категории достаточно большой: от выпускников профессиональных училищ (18-19 лет) до квалифицированных рабочих и инженеров (молодой возраст мы условно обозначили до 30 лет). Наставничество - представляет собой систему социально-педагогических воздействий более опытных участников производственной деятельности на молодых его участников с целью оказания им помощи в профессиональном становлении и адаптации к условиям производственной деятельности. Ситуационная доминанта - актуализированное внутреннее состояние человека, определяющее в содержании данного события то, что является для него значимым и выражается в его эмоциональной оценке. Событие - это то обстоятельство или совокупность обстоятельств, которое или которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему. Особенности работы со старшеклассниками: - Необходимо учитывать как возрастные особенности младшего юношеского возраста, так и специфику интересов различных групп школьников. - Целесообразно формировать поле самореализации старшеклассников с учетом их потенциала, ориентируясь на удовлетворение их актуальных интересов и потребностей. - Наряду с организацией групповой работы необходимо обеспечить индивидуальный подход к оказанию психологической и социально-педагогической помощи школьникам. - Учитывая потребность старшеклассников в самоопределении, предоставлять им возможность социальных и профессиональных проб. Основные направления в работе со старшеклассниками, осуществляемой педагогами и организаторами работы с молодежью, могут быть следующие: - организация досуговых мероприятий, - общественно-политических и гуманистических акций; - предоставление возможности самореализации и выборе будущей профессии; - профилактика девиантного поведения; - оказание помощи юношам и девушкам в решении трудных жизненных проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|