Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профориентационная работа с молодежью




Профориентация (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) - это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности.

Важнейшими компонентами профориентационной работы являются:

-профессиональная информация;

-профессиональная консультация;

-профессиональный подбор;

-профессиональный отбор;

-производственная и социальная адаптация человека в профессиональной деятельности.

Профессиональная информация - ознакомление молодежи с современными видами производства, бизнеса других видов деятельности, знакомство с содержанием рынков профессий и другими сферами профессиональной деятельности, где может приложить свои усилия молодой человек.

Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в выборе профессии в соответствии с его желаниями и возможностями, способствующими принятию осознанного решения о выборе профессионального пути (при этом должны также учитываться потребности общества);

Профессиональный подбор - предоставление возможности человеку выбрать определенную профессию на основе тех рекомендаций, которые дают специалисты.

Профессиональная ориентация молодежи - это система взаимодействия молодого человека и общества, направленная на удовлетворение потребности развивающейся личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры

Задачи профессиональной ориентации решают: педагоги, психологи, социальные работники. Эта задача также входит в структуру деятельности организатора работы с молодежью.

В профориентационной работе, проводимой организатором работы с молодежью, можно выделить следующие направления:

- превентивная профориентационная работа с выпускниками школ, средних специальных и высших учебных заведений;

- совместный поиск эффективных профориентационных технологий с психологами и преподавателями учебных заведений;

- изучение молодежного рынка труда и прогноз его развития;

- консультирование родителей выпускников по вопросам выбора профессии;

- профориентационная помощь слабозащищенным категориям (сиротам, инвалидам, трудным подросткам);

- информирование молодежи о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, возможностях трудоустройства и обучения;

- ориентация молодежи, не имеющей профессии, на получение базового профессионального образования;

- обучение безработной и незанятой молодежи, имеющей профессию, навыкам поиска работы, самопрезентации.

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение старшеклассников, учащихся профессиональных учебных заведений, молодых участников производственно-экономической деятельности и молодых военнослужащих, молодых семей.

Включенность - личностное состояние по отношению к событию, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является участие молодого человека в событии, субъективным - отношение его к событию. Чем больше включенность молодого человека в событие, тем больше его воспитательный потенциал.

Молодые участники производственной деятельности - это молодые рабочие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также молодые бизнесмены, менеджеры, техники, инженеры и специалисты сельского хозяйства и торговли.

Всех их объединяет то, что они являются непосредственными участниками экономического процесса.

За исключением рабочих, выполняющих неквалифицированный труд (которых становится все меньше и меньше), все перечисленные категории имеют различный уровень профессиональной подготовки и реализуют свою профессиональную компетентность при непосредственном участии в решении производственно-экономических задач.

Возрастной диапазон этой категории достаточно большой: от выпускников профессиональных училищ (18-19 лет) до квалифицированных рабочих и инженеров (молодой возраст мы условно обозначили до 30 лет).

Наставничество - представляет собой систему социально-педагогических воздействий более опытных участников производственной деятельности на молодых его участников с целью оказания им помощи в профессиональном становлении и адаптации к условиям производственной деятельности.

Ситуационная доминанта - актуализированное внутреннее состояние человека, определяющее в содержании данного события то, что является для него значимым и выражается в его эмоциональной оценке.

Событие - это то обстоятельство или совокупность обстоятельств, которое или которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему.

Особенности работы со старшеклассниками:

- Необходимо учитывать как возрастные особенности младшего юношеского возраста, так и специфику интересов различных групп школьников.

- Целесообразно формировать поле самореализации старшеклассников с учетом их потенциала, ориентируясь на удовлетворение их актуальных интересов и потребностей.

- Наряду с организацией групповой работы необходимо обеспечить индивидуальный подход к оказанию психологической и социально-педагогической помощи школьникам.

- Учитывая потребность старшеклассников в самоопределении, предоставлять им возможность социальных и профессиональных проб.

Основные направления в работе со старшеклассниками, осуществляемой педагогами и организаторами работы с молодежью, могут быть следующие:

- организация досуговых мероприятий,

- общественно-политических и гуманистических акций;

- предоставление возможности самореализации и выборе будущей профессии;

- профилактика девиантного поведения;

- оказание помощи юношам и девушкам в решении трудных жизненных проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...