Терминология и язык инклюзии
То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Поэтому важно знать лексику, которую предпочитают использовать люди с инвалидностью, когда речь идёт о них. Дело не только в том, что корректный язык помогает формировать их позитивный образ, но и в том, что некоторые привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, - ярлыки и оскорбительные стереотипы. Для того, чтобы изменить его, инвалиды в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. В России этот процесс только набирает силу: например, в статьях популярной газеты «Московский комсомолец», обращающихся к проблемам инвалидов, употребляются чудовищные словосочетания - «калеки», «слепые в городе» и т.п. У нас в России пока ещё не прижилась политически корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям. Более того, русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась - даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов. Например, в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями), а «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом). Когда Вы говорите или пишете об инвалидах, избегайте слова и понятия, создающие стереотипы:
-больной, искалеченный, неполноценный, с дефектом здоровья (лучше использовать - инвалид, человек с инвалидностью); - прикованный к инвалидной коляске, паралитик, парализованный (лучше - человек, использующий инвалидную коляску; человек на коляске) и др. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении: интеллектуального; эмоционально-волевого; деятельностного; нравственно-духовного. Индивидуальная программа обучения (ИПО) - это документ, отражающий годовые цели и задачи по определённым предметам, поставленные перед учеником и его учителями. Чтобы обучаться по ИПО, нужно соответствовать определённым критериям, которые разработаны департаментом специального образования. Компоненты составления структуры ИОП: 1. Титульный лист (согласие родителей, тьютор); 2. Пояснительная записка (характеристика ребёнка, предположительный результат, срок); 3. Индивидуальный учебный план (по каждому предмету 12 штук); 4. Содержание программы (образовательный компонент, коррекционный компонент, воспитательный компонент * участие родителей в жизни школы); Основные требования к результатам реализации программы. Заключение и рекомендации. Компетентностный подход Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому. Цель обучения: ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции). Основная формула результата образования: «Знаю, как». Характер образовательного процесса: Продуктивный Доминирующий компонент процесса: Практика и самостоятельная работа. Характер контрольных процессов: Комплексная отметка учебных достижений (портфолио - продукт творческого обучения). Восемь принципов инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Перспективы развития инклюзивного образования в Росси -на макроуровне основные перемены и изменения, будут связаны с необходимыми изменениями в законодательстве. не меньшее влияние будут оказывать на изменение федерального законодательства, региональные инициативы. - на мезоуровне введение гибких образовательных стандартов, легитимного определения уровня усвоения общеобразовательных программ и возможности обучения детей ОВЗ по индивидуальному плану. Объединение различных служб: медицинских, соц. защиты, образования, что существенно поможет в преодолении барьеров. -на макроуровне основные перспективы в преодолении барьеров на пути развития инклюзивных подходов, будут связаны с программами по развитию инклюзивной школьной политики, практики и культуры, в том или ином образовательном учреждении. А также с программами по преодолению дискриминационных установок и профессиональных стереотипов учителей.
Все уровни (инк. Обр.) требуют совместных усилий, как правительственных, так и не правительственных правозащитных организаций, а также профессионального педагогического сообщества разделяющего ценности инклюзии, одним из наиболее важных участников этого процесса считаются - сообщества родителей детей инвалидов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|