Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности
| Цель этапа
| Содержание педагогического взаимодействия
|
Деятельность преподавателя
| Деятельность обучающихся
|
Познавательная
| Коммуникативная
| Регулятивная
|
1. Постановка учебных задач
| Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
| Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
| Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
| Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
| Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
2. Совместное исследование проблемы.
| Поиск решения учебной задачи.
| Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
| Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
| Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
| Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
|
3. Моделирова
ние
| Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
| Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
| Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
| Воспринимают ответы обучающихся
| Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
4. Конструирование нового способа действия.
| Построение ориентированной основы нового способа действия.
| Организует учебное исследование для выделения понятия.
| Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
| Участвуют в обсуждении содержания материала
| Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
|
5. Переход к этапу решения частных задач.
| Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
| Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
| Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
| Учатся формулировать собственное мнение и позицию
| Осуществляют самоконтроль
|
6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
| Коррекция отработки способа.
| Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
| Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
| Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
| Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
|
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
| Контроль.
| Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.
| Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
| Рефлексия своих действий
| Осуществляют пошаговый контроль по результату
|
УЭ 3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Задание №3.1. Заполните таблицу. Какие приемы целеполагания были использованы на учебном занятии? Запишите Ваши рекомендации по целеполаганию на анализируемом учебном занятии. Назовите обязательные условия использования приемов целеполагания.
№
| Приемы целеполагания
| Использованы на учебном занятии
| Главная дидактическая цель учебного занятия
|
| Формирование цели при помощи опорных глаголов (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать, выбрать, назвать, дать определение, проиллюстрировать, систематизировать, выполнить и др.)
|
|
|
| Подводящий диалог
|
|
| Работа над понятием:
- собери слово;
- толкование.
|
|
| Создание проблемных ситуаций:
- ситуация яркого пятна;
- исключение;
- домысливание;
- отсроченная отгадка;
- практичность теории
|
|
5.
| Использование профессиональной мотивации
|
|
| Решение проблемы предыдущего урока
|
|
Задание №3.2. Вставьте пропущенные слова в предложенном тексте.
Приемы < 1 > формируют мотив, потребность действия. Обучающийся реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс < 2 > – это коллективное действие, каждый обучающийся – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения, учится высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Задание №3.3. Ознакомьтесь с представленным материалом. Напишите эссе «Целеполагание современного урока – это…»
М.В.Кларин
М.В.Кларин выделяет несколько основных способов целеполагания:
- через содержание;
- через деятельность педагога;
- через деятельность обучающегося;
- через результат деятельности обучающегося.
Ю.А. Конаржевский
Целеполагание – это, по определению Ю.А. Конаржевского, «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания».
Алгоритм анализа цели урока:
- определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;
- определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;
- определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.
- какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;
- определить степень осознанности учителем цели;
- выяснить реальность достижения цели;
- определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;
- определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: