А) Переход машины от работы генератором к работе двигателем.
Если мощность на валу синхронной машины, работающей генератором параллельна с другими синхронными машинами, уменьшать, то угол θ будет также уменьшаться. При мощности на валу, равной нулю, угол θ также равен нулю (если пренебречь потерями в машине). В этом случае э.д.с. машины прямо противоположна напряжению сети. Если создать на валу машины тормозящий момент, то вектор э.д.с. будет отставать от вектора напряжения . Будем в этом случае считать угол θ отрицательным. На рис. 4-73 показана векторная диаграмма машины при работе генератором, а на рис. 4-74 при работе двигателем. Рис. 4-73. Диаграмма генератора. Рис. 4-74. Диаграмма двигателя. Из рис. 4-73 и 4-74 следует, что при переходе машины от работы генератором к работе двигателем фаза тока изменяется почти на 180° в соответствии с изменением результирующего напряжения , действующего в цепи машины. Мощность, отдаваемая в сеть при работе машины двигателем, будет отрицательной: , а мощность, потребляемая из сети, — положительной: . Синхронная машина при работе двигателем будет, так же как и при работе генератором, держаться в синхронизме. Зависимость между мощностью двигателя и углом θ, как показано в дальнейшем, не отличается, если пренебречь потерями, от той же зависимости для генератора. б) Векторные диаграммы синхронного двигателя. Векторные диаграммы двигателя аналогичны векторным диаграммам генератора. Диаграммы приходится строить при определении н.с. F в (или тока I в) обмотки возбуждения двигателя, работающего при заданных напряжении сети U с, токе I и cos φ. В этом случае при построении диаграмм, так же как и для генератора, должны быть известны параметры, характеристика холостого хода и обмоточные данные машины.
Диаграммы двигателя используются также при исследовании его рабочих свойств. В зависимости от типа конструкции ротора двигателя обращаются к диаграммам или явнополюсной, или неявнополюсной машины. Для приближенного исследования можно также использовать упрощенные диаграммы. На рис. 4-75 представлена диаграмма явнополюсного синхронного двигателя, работающего с опережающим током. Здесь фаза тока определяется относительно фазы напряжения сети. . Рис. 4-75. Диаграмма явнополюсного двигателя, работающего с опережающим током. Справа на рис. 4-75 показаны векторы составляющих приложенного к двигателю напряжения, компенсирующих падения напряжения или уравновешивающих соответствующие э.д.с. в обмотке статора; слева показаны векторы этих э.д.с. Их построение производится так же, как для генератора, и должно быть понятно без особых пояснений. При практическом построении диаграммы ограничиваются построением лишь правой ее части. На рис. 4-76 представлена диаграмма явнополюсного двигателя, работающего с отстающим током. В этой диаграмме, как и в дальнейших, индекс с у вектора напряжения опущен. Рис. 4-76. Диаграмма явнополюсного двигателя, работающего с отстающим током. На рис. 4-75 и 4-76 видно, что реакция в синхронном двигателе при опережающем токе является размагничивающей ( направлена против и соответственно против ), а при отстающем токе — намагничивающей ( совпадает по направлению с , как и с ). Это не противоречит выводам, полученным при рассмотрении реакции якоря генератора (см. § 4-3, а). Действительно, на рис. 4-75 видно, что синхронный двигатель, работающий с опережающим током, имеет продольную составляющую тока , отстающую от э.д.с. , что соответствует работе генератора с отстающим током. Из рис. 4-76 вытекает, что работа двигателя с отстающим током соответствует работе генератора с опережающим током, так как в обоих случаях вектор будет опережающим по отношению к вектору .
Мы здесь не будем приводить диаграммы неявнополюсного двигателя. Их построение производится в том же порядке, что и для неявнополюсного генератора. в) Электромагнитная и синхронизирующая мощности синхронного двигателя. Под электромагнитной мощностью синхронного двигателя понимается мощность, которая передается вращающимся нолем со статора ротору. Она преобразуется в механическую мощность, развиваемую ротором. Часть этой мощности расходуется на покрытие механических потерь, добавочных потерь в стали и на возбуждение, если возбудитель приводится во вращение синхронным двигателем. Остальная часть механической мощности, развиваемой ротором, является полезной мощностью на валу двигателя. Уравнения для электромагнитной и синхронизирующей мощностей можно получить при помощи упрощенной диаграммы синхронного двигателя, представленной на рис. 4-77. Рис. 4-77. Диаграмма двигателя, работающего с отстающим током (к выводу уравнения для электромагнитной мощности). Они будут такие же, как соответствующие уравнения для генератора (4-69) и (4-73). Очевидно, что уравнения для P эм и Р с явнополюсного двигателя не будут отличаться от уравнений (4-75) и (4-79) явнополюсного генератора. Из рис. 4-77 следует, что пространственный вектор н.с. F p при работе машины двигателем опережает вектор F в, тогда как при работе машины генератором имеет место обратное явление (рис. 4-63). Напомним, что в двигателе электромагнитный вращающий момент направлен в сторону вращения ротора, тогда как в генераторе против вращения ротора. Будем считать в выражениях для мощностей угол θ при работе генератором положительным, а при работе двигателем отрицательным. Мерой способности двигателя сохранять синхронизм при той или другой нагрузке, так же как и для генератора, может служить первая производная от электромагнитной мощности по углу θ, т. е. величина Р с [(4-73) или (4-79)]. На рис. 4-78 представлены зависимости электромагнитного момента и удельного синхронизирующего момента от угла θ. Рис. 4-78. Зависимости Мэм и Мc от угла θ. Жирно начерченная часть кривой М эм = f (θ) соответствует области устойчивой работы синхронной машины при малых возмущениях, так как при изменении угла θ от -90° до +900 удельный синхронизирующий момент М с сохраняет положительное значение.
Максимальный электромагнитный момент (4-84) определяет предел статической устойчивости синхронного двигателя, т. е. его способности держаться в синхронизме при малых возмущениях режима работы. При определении М эм.м по (4-84) э.д.с. E 0 надо брать по спрямленной характеристике холостого хода для данного тока возбуждения I в, х с = хd — ненасыщенное значение. Для нормальных синхронных двигателей при I вн и U н . г) V-образные кривые синхронного двигателя. Под V -образными кривыми синхронного двигателя понимаются кривые, выражающие зависимость тока статора от тока возбуждения при постоянной мощности на валу и при постоянном напряжении на зажимах. Эти кривые можно получить из упрощенной диаграммы, пренебрегая потерями в активном сопротивлении обмотки статора, магнитными и механическими потерями. Соответствующие построения приведены на рис. 4-79, из которого видно, что при перевозбуждении синхронный двигатель работает с опережающим током (потребляет опережающий ток), а при недовозбуждении — с отстающим током (потребляет отстающий ток). Рис. 4-79. Диаграмма двигателя при различных возбуждениях. При более точном определении V -образной кривой надо обратиться к диаграммам явнополюсной или неявнополюсной машины, которые должны быть построены с учетом насыщения для различных токов I при I cosφ = const и U = const. Потерями и в этом случае обычно пренебрегают. V -образные кривые двигателя представлены на рис. 4-80. Они могут быть также сняты опытным путем. Рис. 4-80. V -образные кривые двигателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|