Понятие аргументации. Типы и виды аргументации
Аргументация — один из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез, концепций и т.д.). Утверждения могут обосновываться путем непосредственного обращения к действительности (посредством наблюдения, эксперимента и других видов практической деятельности), а также с помощью уже известных положений (аргументов) и средств логики [70]. Во втором случае обоснование тоже осуществляется путем oбращения к действительности, но не непосредственного, а опосредованного. В курсе логики изучается обоснование второго рода, называемое аргументацией. С определенными оговорками к обоснованию утверждений посредством других утверждений можно свести обоснование путем непосредственного обращения к действительности. Например, обоснование на основе фактов можно заменить обоснованием на основе суждений, описывающих эти факты, и т.д. Аргументация — это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Предполагает, что в хороших (правильных) аргументациях другие утверждения полностью или хотя бы частично обоснованы и обосновываемое положение из них логически следует или, по крайней мере, они подтверждают его [19]. Задачей аргументации часто является выработка убеждения в истинности какого-либо утверждения. Особенно это относится к аргументации политической. Убеждение может быть полным, а может быть неполным. В последнем случае убеждение называется мнением. Иначе говоря, мнение – это тоже уверенность в истинности, но неполная, при которой допускается некоторое сомнение в истинности утверждения. Убеждение и мнение могут, конечно, вырабатываться не только на основе аргументации или наблюдения и практической деятельности, (последние, как былo сказано, с некоторой степенью неадекватности сводятся к первой), но и путем внушения, на основе веры и т. д.
Аргументация представляет собой процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения (суждения, гипотезы, концепции и т. д.) с использованием других утверждений [53]. То утверждение, которое обосновывается, называется тезисом аргументации. Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами или основаниями. Логическую структуру аргументации, т. е. способ логического обоснования тезиса посредством аргументов, называют формой аргументации или демонстрацией. Если аргументы обозначить буквами А1,..., Ап, тезис — буквой Т, а отношение между аргументами и тезисом (по логическим формам) двойной стрелкой, то аргументация может быть наглядно изображена так: [A1..., Ап] => Т
Множество аргументов [A1..., Ап] подтверждает тезис Т, или тезис Т логически следует из указанных аргументов, или в аргументации нет ни того, ни другого. Каковы тезис, аргументы и формы следующей аргументации: «Все сыновья наследователя являются его потомками, все потомки наследователя являются наследниками, которые не могут быть лишены наследства, следовательно, все сыновья наследователя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства»? Тезис — суждение «Все сыновья наследователя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства». Аргументы — «Все сыновья наследователя являются его потомками» и «Все потомки наследователя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства». Форма — дедуктивное рассуждение, в силу которого из истинности аргументов вытекает истинность тезиса. Частным случаем аргументации является доказательство. Доказательство – это установление истинности какого-либо положения с использованием логических средств и утверждений, истинность которых уже установлена.
Таким образом, доказательство — это аргументация, в которой аргументы являются утверждениями, истинность которых установлена, а формой является демонстративное рассуждение (рассуждение, которое обеспечивает получение истинного заключения при истинных посылках; к демонстративным относятся, например, дедуктивные умозаключения, некоторые виды индукции и аналогии). Следовательно, можно различать доказательную аргументацию и недоказательную аргументацию. Недоказательные (правильные) аргументации бывают трех типов. Первый: аргументы, по крайней мере некоторые из них, являются не достоверными, а лишь правдоподобными утверждениями, а форма демонстративным рассуждением. Тезис в такой аргументации лишь правдоподобен из-за недостоверности аргументов. Ко второму типу недемонстративных аргументаций относятся аргументации, в которых аргументы — достоверные утверждения, а форма — недемонстративное рассуждение. В этих аргументациях тезис является только правдоподобным утверждением из-за недемонстративности формы. В недоказательных аргументациях третьего типа аргументы являются не полностью обоснованными утверждениями, а форма — недемонстративным рассуждением. В гуманитарных науках применяются аргументации всех указанных типов – и демонстративные, и недемонстративные. Однако в философии, например, широко используются недемонстративные аргументации первого и третьего типов, т. е. аргументации с не полностью обоснованными аргументами. Это связано со спецификой философского знания как знания о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях природы, общества и познания. Знания этого типа нельзя вывести издругих знаний, поскольку более общих обоснованных утверждений просто не существует. Поэтому философские концепции, в конечном счете, обосновываются практикой. В экономических науках и праве широко распространены недоказательные аргументации второго типа. Форма аргументации, т.е. переход от аргументов к тезису, является, пожалуй, самой сложной частью теории аргументации. С одной стороны, на основании определения аргументации можно заключить, что поскольку аргументативная деятельность осуществляется с помощью рассуждений, то необходимо, как минимум, иметь представление о рассуждениях как особой интеллектуальной процедуре.
С другой стороны, выше мы уже отмечали, что рассуждения сами по себе являются объектом логики, а для искусства полемики служат только инструментом. Корректное изложение дедуктивных и правдоподобных рассуждений потребовало бы фактически включения в курс теории и практики аргументации значительного фрагмента курса логики, что представляется, во-первых, практически неосуществимым, а во-вторых, излишним. Кроме того, при изложении темы «Правдоподобные рассуждения» в рамках традиционного курса логики акцент обычно делается на использовании рассуждений такого типа в научном познании. Поэтому в рамках данного курса предлагается сделать акцент именно на правдоподобных рассуждениях, оставляя дедуктивные рассуждения вне сферы рассмотрения. В логике критерием правильности дедуктивного рассуждения служит наличие отношения следования между посылками и заключением. Считается, что заключение логически следует из посылок, если и только если не существует рассуждения той же логической формы, в котором посылки будут истинными высказываниями, а заключение — ложным. Следует заключение из посылок — значит, рассуждение правильное, а его заключение вполне обосновано. Не следует — следовательно, рассуждение некорректно. Так же просто и однозначно оценить аргументацию в большинстве случаев невозможно. Во-первых, часто переход от аргументов к тезису не носит характера дедуктивного обоснования. При этом сами аргументы могут быть либо не истинными, а всего лишь правдоподобными высказываниями, либо вообще представлять собой недекларативные предложения, и, соответственно, не допускать истинностную оценку. Таковы, например, вопросно-ответные диалоги в полемике или некоторые фрагменты ценностных аргументаций. Таким образом, критерий логического оказывается не применим к аргументации в полном объеме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|