Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право в системе социального регулирования




Государственный аппарат

Государство осуществляет свою многоплановую деятельность по­средством государственных органов. Каждый из них - составная часть государственного аппарата, вхо­дящая в систему государственных органов.

Государственный орган - это часть государственного аппа­рата, наделенная государственно-властными полномочиями и осу­ществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в ус­тановленном им порядке.

Для обеспечения выполнения своих функций любое государство создает специальную структурную организацию, называемую госу­дарственным аппаратом. Аппарат государства - это система взаимосвя­занных и взаимодействующих звеньев, называемых органами государ­ства и наделенных властными полномочиями и материально-техни­ческими средствами для осуществления своей компетенции, т.е. того круга вопросов, для решения которых они созданы.

Понятие механизма государства раскрывается через харак­терные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации» и других федеральных за­конах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фак­тор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Кон­ституции.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, ис­полнительную и судебную. В развитие данного положения в ста­тье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Рос­сийской Федерации; государственную власть в субъектах Рос­сийской Федерации — образуемые ими органы государственной власти. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, ор­ганы местного самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функция­ми государства существует тесная обратная связь. Функции со­временного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государ­ственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура госу­дарственного механизма, они непосредственно влияют на воз­никновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло­женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан­ных с этим государственных функций располагает необходимы­ми материальными средствами, так называемыми «веществен­ными придатками», на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обхо­диться ни одно государство.

Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципа­ми, основанная на разделении властей и располагающая необходи­мыми материальными придатками система государственных ор­ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Принципы формирования, организации и функционирования механизма (аппара­та) государства подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы ор­ганов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессу­альными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закреплен­ный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федера­ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятель­ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую­щими на территории России законами, независимо от федераль­ных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди­нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизи­руя их применительно к особенностям отдельных частей государ­ственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй — принципы, сформулиро­ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О проку­ратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, за­конность.

Принцип народовластия проявляется в демократической орга­низации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации — многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не­посредственно (например, выборы президента и представитель­ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест­вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, чти оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личнос­ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государствен­ная власть осуществляется на осноие разделения на законода­тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само­стоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмеча­лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу­дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе­дерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, авто­номные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера­ции равноправны между собой.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон­ституции РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Рассмотренные общие конституционные принципы органи­зации и деятельности механизма государства получают свое под­крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци­пов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выраже­ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа раз­деления законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом, акте сформулированы следующие принципы:

— верховенство Конституции Российской Федерации и феде­ральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны­ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо­средственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

— равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

— обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

— профессионализм и компетентность госслужащих;

— гласность в осуществлении государственной службы;

— ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

— внепартийность государственной службы; отделение рели­гиозных объединений от государства;

— и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета­ние коллегиальности и единоначалия, экономичность государст­венной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятель­ности государственного механизма как системы государствен­ных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодей­ствии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

Право в системе социального регулирования

Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные от­ношения: экономические, семейные, трудовые, национальные, религи­озные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Поэтому для поддержания в об­ществе порядка, который называется общественным порядком, помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи, религиоз­ные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали. Все эти правила поведения, включая и нормы права, называются социальными нормами. Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему общества.

Социальные нормы разных видов отличаются друг от друга по спо­собам их формирования, способам обеспечения их соблюдения, фор­мам закрепления. Обычаи - это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путем и в результа­те многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Религиозные нормы - правила поведения, закрепленные в свя­щенных книгах соответствующих религий. Нормы общественных организаций - это правила поведения, ус­танавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Нормы морали - это правила, складывающиеся естественным путем в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Из всех социальных норм только нормы права закрепляются в официальных юридических актах госу­дарства. Особенность норм права заключается также в том, что явля­ясь государственными велениями, они четко указывают, что дозволе­но делать участникам регулируемых отношений (т.е. какие у них есть юридические права), что они должны делать (т.е. какие у них юриди­ческие обязанности) и что им делать нельзя (юридические запреты), а также какие меры применяются к нарушителям этих предписаний.

Из всех рассмотренных социальных норм ближе всего к нормам права нормы морали. Эти два вида социальных норм тесно связаны и взаимодействуют. Прежде всего следует учитывать, что государство, создавая нормы права, не может не считаться с общепринятой в дан­ном обществе моралью, поэтому правовые нормы должны иметь моральное обоснование. Чем в большей мере нормы права соответствуют требо­ваниям морали, тем выше эффективность их действия, тем охотнее люди будут соблюдать их добровольно и сознательно.

У норм права и норм морали есть не только общие черты, но также есть и различия и иногда между ними могут возникнуть определен­ные противоречия. Нормы права устанавливаются государством, а нормы морали - обществом. Соблюдение норм права обеспечивается государством, а норм морали обществом и внутренними убежде­ниями человека, его совестью. Нормы права фиксируются в письмен­ной форме в юридических актах государства и четко указывают на юридические права, обязанности и запреты, а нормы морали - в самом общем виде определяют принципы поведения людей: «будь справедлив», «уважай старших», «поступай по совести» и т.п. Нормы права - это общеобязатель­ные правила, представляющие применение одинакового масштаба к разным людям, поэтому они как бы рассчитаны на некоторые усред­ненные требования. Мораль же порой побуждает отдельных людей на героические поступки, на которые не способны другие.

Характерные черты норм права: 1. Нормы права обязательны для всех. 2. Они устанавливаются или санкционируются государством, являются выражением государственной воли. 3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством, в том числе и мерами принуждения.

Отсюда, норма права - это общеобязательное правило, установ­ленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения.

Норма права обладает внутренним строением, структурой, системностью. Под этим подразумевается совокупность элементов, характеризуемых един­ством и взаимосвязью их. Таких элементов три: гипотеза, дис­позиция и санкция.

Гипотеза указывает на условия, фактические обстоятель­ства вступления нормы права в действие. Диспозиция обозначает само правило поведения (действие или бездействие), права и обязанности субъектов. Санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть при нарушении правовой нормы.

Нормы права классифицируют по различным основаниям. В частности по назначению (функциям) бывают основные, первичные, производные, вторичные нормы. По содержанию их делят на регулятивные и охранительные; по отраслям права - на гражданско-правовые, уголовно-правовые, админист­ративно-правовые и др. Классификация норм права имеет важное значение. Она отражает особенности структуры права, помогает лучше понять его как сложное общественное образование, способствует бо­лее глубокому осмыслению его структуры.

Праву придает свойства государственно-властного характера источник права - совокупность способов формирования государственной воли. Выделяют четыре основных источника права: 1. нормативный акт - правовой акт, содержащий юридичес­кие нормы; издается государственным органом в пределах его компетенции; 2. нормативный договор - соглашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нормы; 3. правовой обычай - общеобязательное правило поведения, обеспечиваемое мерами государственной защиты; 4. юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному делу обретает общеобязательное зна­чение.

Нормативные акты являются ведущим источником права, под которым понимают совокупность законов. Законы характе­ризуются особым порядком принятия, регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. В Российской Федерации по своему значе­нию они делятся на основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ, уставы краев и областей); федераль­ные конституционные законы, федеральные законы, согласно которым устанавливаются предметы ведения Российской Феде­рации; совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и ведения субъектов Российской Федерации самостоятельно. На основе законов и во исполнение их издаются подзаконные акты, так­же содержащие юридические нормы. К ним относятся: 1. указы и распоряжения Президента; 2. постановления и распоряжения Правительства; 3. приказы, инструкции, распоряжения министерств, ведомств, государственных комитетов; 4. решения, постановления, распоряжения органов государствен­ной власти субъектов РФ; 5. нормативные акты муниципальных органов; 6. локальные нормативные акты - акты предприятий, учреж­дений, организаций.

Таким образом, право - совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Они выстраиваются, группируются в определенном по­рядке, создают систему права, соответствующую системе обще­ственных отношений, что по существу является сложившимся единством юридических норм.

Система права - это совокупная связь от­раслей права. Они основаны на предмете и методе правового регулирования. Под предметом регулирования понимается совокупность обще­ственных отношений, требующих правового воздействия и подвер­гаемых ему. Предмет правового регулирования неразрывно связан с ме­тодом правового регулирования, под которым понимается совокуп­ность юридических средств воздействия на общественные отно­шения, используемых государством при правовом регулировании этих отношений. Метод правового регулирования характеризуется следующими чертами: - порядком установления прав, вытекающих из закона, из договора, из решения администрации; - степенью самостоятельности субъектов при возникнове­нии прав и обязанностей, определяемых нормами права.

К отраслям права относятся: государственное право, адми­нистративное право, финансовое право, гражданское право, земельное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др. Кроме отраслей права в системе права выделяют институты и подотрасли права. В отличие от отрасли права институт права регулирует не всю совокупность общественных отношений, а лишь различные ее стороны. Он входит в состав соответствую­щей отрасли права (например, институт договора купли-про­дажи входит в состав гражданского права). Подотрасль права объединяет несколько однородных институтов определенной отрасли права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципаль­ное - подотраслью административного права.

Государственное право составляет основу для других отрас­лей права. Материальные отрасли права регулируют имуществен­ные и личные неимущественные отношения. К ним относятся гражданское, финансовое, трудовое, уголовное, семейное, зе­мельное, хозяйственное, экологическое право. Помимо материальных отраслей права выделяют процессу­альные отрасли, к которым относятся гражданско-процессуаль­ное право и уголовно-процессуальное право, а некоторые ученые выделяют и административно-процессуальное право. Эти отрасли регулируют деятельность органов правосудия, прокуратуры, следствия по расследованию и рассмотрению уголовных дел, споров, арбитражных процессов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...