Право в системе социального регулирования
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Государственный аппарат Государство осуществляет свою многоплановую деятельность посредством государственных органов. Каждый из них - составная часть государственного аппарата, входящая в систему государственных органов. Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке. Для обеспечения выполнения своих функций любое государство создает специальную структурную организацию, называемую государственным аппаратом. Аппарат государства - это система взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев, называемых органами государства и наделенных властными полномочиями и материально-техническими средствами для осуществления своей компетенции, т.е. того круга вопросов, для решения которых они созданы. Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Во-первых, механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах. Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.
В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации — образуемые ими органы государственной власти. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства. В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.
Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. Принципы формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма. Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй — принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.). Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации — многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, чти оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на осноие разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства. Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.
Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом, акте сформулированы следующие принципы: — верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; — приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; — равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; — обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации; — профессионализм и компетентность госслужащих; — гласность в осуществлении государственной службы; — ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; — внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; — и некоторые другие. К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата. Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
Право в системе социального регулирования Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: экономические, семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Поэтому для поддержания в обществе порядка, который называется общественным порядком, помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали. Все эти правила поведения, включая и нормы права, называются социальными нормами. Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему общества.
Социальные нормы разных видов отличаются друг от друга по способам их формирования, способам обеспечения их соблюдения, формам закрепления. Обычаи - это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путем и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Религиозные нормы - правила поведения, закрепленные в священных книгах соответствующих религий. Нормы общественных организаций - это правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Нормы морали - это правила, складывающиеся естественным путем в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Из всех социальных норм только нормы права закрепляются в официальных юридических актах государства. Особенность норм права заключается также в том, что являясь государственными велениями, они четко указывают, что дозволено делать участникам регулируемых отношений (т.е. какие у них есть юридические права), что они должны делать (т.е. какие у них юридические обязанности) и что им делать нельзя (юридические запреты), а также какие меры применяются к нарушителям этих предписаний. Из всех рассмотренных социальных норм ближе всего к нормам права нормы морали. Эти два вида социальных норм тесно связаны и взаимодействуют. Прежде всего следует учитывать, что государство, создавая нормы права, не может не считаться с общепринятой в данном обществе моралью, поэтому правовые нормы должны иметь моральное обоснование. Чем в большей мере нормы права соответствуют требованиям морали, тем выше эффективность их действия, тем охотнее люди будут соблюдать их добровольно и сознательно. У норм права и норм морали есть не только общие черты, но также есть и различия и иногда между ними могут возникнуть определенные противоречия. Нормы права устанавливаются государством, а нормы морали - обществом. Соблюдение норм права обеспечивается государством, а норм морали обществом и внутренними убеждениями человека, его совестью. Нормы права фиксируются в письменной форме в юридических актах государства и четко указывают на юридические права, обязанности и запреты, а нормы морали - в самом общем виде определяют принципы поведения людей: «будь справедлив», «уважай старших», «поступай по совести» и т.п. Нормы права - это общеобязательные правила, представляющие применение одинакового масштаба к разным людям, поэтому они как бы рассчитаны на некоторые усредненные требования. Мораль же порой побуждает отдельных людей на героические поступки, на которые не способны другие. Характерные черты норм права: 1. Нормы права обязательны для всех. 2. Они устанавливаются или санкционируются государством, являются выражением государственной воли. 3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством, в том числе и мерами принуждения. Отсюда, норма права - это общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения. Норма права обладает внутренним строением, структурой, системностью. Под этим подразумевается совокупность элементов, характеризуемых единством и взаимосвязью их. Таких элементов три: гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза указывает на условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие. Диспозиция обозначает само правило поведения (действие или бездействие), права и обязанности субъектов. Санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть при нарушении правовой нормы. Нормы права классифицируют по различным основаниям. В частности по назначению (функциям) бывают основные, первичные, производные, вторичные нормы. По содержанию их делят на регулятивные и охранительные; по отраслям права - на гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и др. Классификация норм права имеет важное значение. Она отражает особенности структуры права, помогает лучше понять его как сложное общественное образование, способствует более глубокому осмыслению его структуры. Праву придает свойства государственно-властного характера источник права - совокупность способов формирования государственной воли. Выделяют четыре основных источника права: 1. нормативный акт - правовой акт, содержащий юридические нормы; издается государственным органом в пределах его компетенции; 2. нормативный договор - соглашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нормы; 3. правовой обычай - общеобязательное правило поведения, обеспечиваемое мерами государственной защиты; 4. юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному делу обретает общеобязательное значение. Нормативные акты являются ведущим источником права, под которым понимают совокупность законов. Законы характеризуются особым порядком принятия, регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. В Российской Федерации по своему значению они делятся на основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ, уставы краев и областей); федеральные конституционные законы, федеральные законы, согласно которым устанавливаются предметы ведения Российской Федерации; совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и ведения субъектов Российской Федерации самостоятельно. На основе законов и во исполнение их издаются подзаконные акты, также содержащие юридические нормы. К ним относятся: 1. указы и распоряжения Президента; 2. постановления и распоряжения Правительства; 3. приказы, инструкции, распоряжения министерств, ведомств, государственных комитетов; 4. решения, постановления, распоряжения органов государственной власти субъектов РФ; 5. нормативные акты муниципальных органов; 6. локальные нормативные акты - акты предприятий, учреждений, организаций. Таким образом, право - совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Они выстраиваются, группируются в определенном порядке, создают систему права, соответствующую системе общественных отношений, что по существу является сложившимся единством юридических норм. Система права - это совокупная связь отраслей права. Они основаны на предмете и методе правового регулирования. Под предметом регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергаемых ему. Предмет правового регулирования неразрывно связан с методом правового регулирования, под которым понимается совокупность юридических средств воздействия на общественные отношения, используемых государством при правовом регулировании этих отношений. Метод правового регулирования характеризуется следующими чертами: - порядком установления прав, вытекающих из закона, из договора, из решения администрации; - степенью самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей, определяемых нормами права. К отраслям права относятся: государственное право, административное право, финансовое право, гражданское право, земельное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др. Кроме отраслей права в системе права выделяют институты и подотрасли права. В отличие от отрасли права институт права регулирует не всю совокупность общественных отношений, а лишь различные ее стороны. Он входит в состав соответствующей отрасли права (например, институт договора купли-продажи входит в состав гражданского права). Подотрасль права объединяет несколько однородных институтов определенной отрасли права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное - подотраслью административного права. Государственное право составляет основу для других отраслей права. Материальные отрасли права регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. К ним относятся гражданское, финансовое, трудовое, уголовное, семейное, земельное, хозяйственное, экологическое право. Помимо материальных отраслей права выделяют процессуальные отрасли, к которым относятся гражданско-процессуальное право и уголовно-процессуальное право, а некоторые ученые выделяют и административно-процессуальное право. Эти отрасли регулируют деятельность органов правосудия, прокуратуры, следствия по расследованию и рассмотрению уголовных дел, споров, арбитражных процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|