Естественноправовая онтология.
РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ по дисциплине ФИЛОСОФИЯ по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 (031001) – Правоохранительная деятельность Тема № 12 «Философские проблемы права» Обсуждена на заседании кафедры философии и социологии «28» января 2014 года Протокол № 6
Санкт Петербург План лекции: 1).Предмет и задачи философии права. 2).Основные проблемы философии права. 3).Философия права как методология права. 1. Предмет философии права.
Первоначально термин «философия права» введен в юридической науке известным немецким юристом Гуго Гроцием. Философия права – «метафизика возможности (цензура и апологетика) позитивного права по принципам чистого разума». «Философия права» Г.Гегеля (1820 г.) Философия права – это философская дисциплина, «подлинная наука о праве, имеющая своим предметом идею права, понятие права и его осуществление». Исторически сложилось два подхода в понимании философии права: философский, осмысливающий проблемы права от философии к философии права; юридический, идущий от юриспруденции к философии права. Оба подхода представляют интерес, так как позволяют конкретизировать предмет философии права. Философия права представляет сложный синтез философии, теории права, отраслевых юридических и других наук. Определение ее предмета предполагает выяснения соотношения и взаимодействия с этими науками, что позволяет вскрыть общность и различие, их назначения и роли в познании права. Философия права связана с философией, является как бы ее ответвлением, но отличается от философии тем, что проникая в специфику познания правовых явлений и процессов использует не только всеобщие законы и категории диалектики, но и общенаучные и частнонаучные методы.
Философия права органически связана с комплексом юридических наук, будучи одним из ее направлений, она отличается от них тем, что выполняет специальные гносеологические функции, являясь теорией познания, логикой и диалектикой развивающегося права. Философия права как познавательный базис всех юридических наук представляет собой науку сложную, включающую в себя ряд компонентов: - систему методов; - учения о них; - общие и специальные способы познания. Все эти компоненты связаны между собой и представляют синтезированное образование. Философия права, объединяя познавательные возможности всех юридических наук, умножает и обогащает исследовательский потенциал каждой из них. Итак, философия права выступает в качестве фундаментального основания любого правового исследования. Философия права занимается познанием права как необходимой свободы, равенства и справедливости в общественной жизни. В центре философских исследований права как специфической формы социального бытия людей и особого вида социальной регуляции находятся вопросы: - понятия и смысла права, его внутренней сущности и --- форм проявления, выражения и действия, - объективные основания и место права в мире, - закономерности его возникновения и развития, - приемы и средства его познания, - роль права в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Функции философии права: Лигитимирующая проявляется в способности философии права оценивать политико-правовые институты как «пригодные» и «непригодные» для человеческого существования. Мировоззренческая проявляется в формировании правосознания и правовой культуры. Познавательная выявляет специфику знания права по сравнению с другими видами гуманитарного познания.
Методологическая вырабатывает методологические принципы и приемы познания, которые необходимы для конкретных юридических наук. Воспитательная способствует осознанию норм права и возможности свободного волеизъявления. Методы философии права: Метод критической рефлексии, отличающий философское знание от юридического, где размышление о праве идет параллельно с созданием и корректировкой форм и способов осмысления. Герменевтический, понимания и интерпретации права и правовой реальности. Феноменологический метод, основан на феноменологической редукции, который представлен тремя подходами. Анализ права с точки зрения «природы вещей» (Г.Радбрух, Г.Фехнер). Экзистенциалистский, соединяющий феноменологическую редукцию с сущностью и существованием правовой действительности (французский философ П.Амселек) Подход к праву с точки зрения философии ценностей, основанный на феноменологической теории ценностей (М.Шелер, Н.Гартман), реализован в работах латиноамериканских философов(Э.Гарсиа-Мейнеза, К.Кассио).
2. Основные проблемы философии права. Философия права выступает в качестве фундаментального основания любого правового исследования. Основные проблемы философии права осмыслены в правовой онтологии, правовой гносеологии и методологии, а также правовой аксиологии. Проблемы правовой онтологии, т.е. учения о бытии права представляют собой понимание права, которое исторически подразделяется на три основные типа правопонимания: - легистская онтология; - естественноправовая онтология; - либертарно - юридическая.
Легистская онтология. Право понимается как позитивный закон, в котором отрицается объективная правовая сущность, независимая от субъективной воли и произвола законодателя. Реальность данного феномена представлена в виде текста соответствующего официального документа, который трактуется(понимается и интерпретируется) в качестве нормативно-правового акта и источника права.
Естественноправовая онтология. Право понимается в двух противоположных формах: в форме подлинного бытия права как бытие естественного права, содержащее в себе сущность и явление, бытие и существование.
в форме неподлинного бытия как существование позитивного права. Либертарно - юридическая. Право – наличное бытие правового закона, позитивного явления, выражающего объективную сущность права, свойства и требования принципа формального равенства. Право выступает в качестве особой формы и специфического регулятора общественных отношений. Гносеология права как учение о познании права включает в себя проблемы: специфика познания права как социальной действительности; специфика правовой истины; специфика методов исследования права как особой социальной реальности. Философия права занимается познанием права как формального равенства. Формальное равенство как сущность права выражается в трех основных моментах: - право как равная мера; - право как свобода; - право как справедливость. Формальное равенство как сущность права конкретизируется в ряде важных проблем. Проблема права и государства в системе социальной регуляции; Проблема общего блага; Проблема правового государства; Проблема права и свободы человека и гражданина; Проблема права и уравниловки. Аксиология права – учение о правовых ценностях включает в себя проблемы: - понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т.д.) - ценностные суждения и оценки о правовом значении, ценностном смысле с точки зрения права, фактически данного закона(позитивного права) и публичной власти; - проблема поведения субъектов права.
3. Философия права как методология права.
Методологию права можно определить как знание о предпосылках, принципах, методах и понятиях, используемых при познании права. В познании права участвует множество научных дисциплин, каждая из которых пользуется своими методами, специфика которых объясняется своеобразием дискурса, а также применяемыми им методами. Философский аспект методологии права целесообразно рассмотреть с трех точек зрения: · Методология познания права. · Методология правового творчества.
· Методология применения права. Каждый из указанных случаев применения философской методологии к праву по своему важен. В литературе большее внимание уделяется методологическим проблемам познания права, в то время, как методология правового творчества и применения права остается в тени. Поэтому мы лишь в общих чертах осветим проблемы методологии познания, а два других аспекта философской методологии рассмотрим подробнее. Философия проявляет себя в роли методологии познания права таким образом, что разрабатывает и предлагает систему принципов, методов и понятий, которые необходимы общей теории права и которые последняя самостоятельно выработать не в состоянии. То есть, философия выступает как методология теории права, а по отношению к конкретным юридическим дисциплинам её методологическое участие осуществляется опосредованно, через положительное учение о праве. Главное методологическое значение философии по отношению к теории права заключается в том, что философия указывает на существование двух принципиально различных подходов к пониманию механизмов теоретического познания, дает их характеристику и рассказывает о последствиях принятия того или иного из них. Первый подход состоит в понимании познания как отражения существующей вне познающего субъекта объективной реальности. Второй подход, утвердившийся в философии после Канта, рассматривает познание как конструирование объекта познания познающим субъектом, сквозь призму практических интересов последнего. Если в первом случае знание получается максимально объективным из-за исключения всякой субъективности из процесса познания и его результатов, то во втором знание, напротив, отягощено ценностными предпочтениями субъекта. Лучший выход из этой дихотомии видится философией на пути включения субъекта в процесс познания, что не должно привести, однако, к нарушению принципа объективности истины. Известно, что сначала появляется феномен права, а уже затем, по прошествии времени, он становится объектом познания, цель которого заключается в том, чтобы сформулировать понятие права. В соответствие с этим, в большинстве работ по теории права распространен исторический подход к познанию права, в ходе которого реконструируется генезис права. Философская методология учит, что “поиск” в истории объекта познания невозможен, если нет предварительного понятия об этом предмете. Методологический принцип единства логического и исторического устанавливает, что понятие права, конструируемое философией, затем уточняется и наполняется содержанием через сравнительно-исторические исследования. Именно поэтому с теорией права тесно связана история права. Философское понятие “права”, предлагаемое философией науке о праве, обладает такими свойствами, как всеобщность, необходимость и объективность и позволяет рассматривать право как универсальный феномен.
Философия вырабатывает такие общетеоретические принципы познания, как объективность, всесторонность, дополнительность, принцип активности субъекта и некоторые другие, которые может и должна использовать теория права. Подробную формальную характеристику этих принципов и их содержательный анализ можно найти в любом учебнике по философии и методологии науки. Традиционно к сфере компетенции философии относится и выработка универсальных, общелогических методов познания, которыми пользуются отрасли наук и конкретные научные дисциплины. Теория права также применяет при своей работе методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, экстраполяции, абстрагирования и другие. Выбор того или иного метода зависит от целей исследования и имеющегося в распоряжении теоретика права материала. Философия не занимается созданием специальных правовых категорий. Это дело теории права. Но поскольку право включено в систему социальных отношений и институтов, непосредственно связано с бытием человека, теория права пользуется понятийным аппаратом, разрабатываемым философией и имеющим универсальное значение. Категория “бытия”, являющаяся фундаментальной для философии, используется теорией права для понимания специфики правового бытия, с применением таких параметров, как пространство, причинность, развитие, уровень бытия. Другая основополагающая категория философии, “сознание”, конкретизируется в теории праве в категории “правовое сознание”. Теория права невозможна без опоры на такие понятия, как “человек”, “свобода”, “общество”, “справедливость”, “равенство”. Эти понятия разрабатывает и наделяет основной смысловой нагрузкой философия, а социология, история, юриспруденция и другие социальные и гуманитарные науки используют этот первичный семантический словарь для своих познавательных целей. Из указанных выше методологических уровней философии, методология познания разработана подробнее остальных. Но менее освещены, хотя имеют и большое значение, методологические проблемы правового творчества и применения права. Область методологии охватывает не только вопросы познания права, но и вопросы правового творчества. Право не является раз и навсегда установленным социальным институтом, а изменяется вместе с изменениями общества, реагирует на самые незначительные социальные трансформации. Но если общественная динамика носит (на поверхности) спонтанный и неорганизованный характер, то изменения в праве, особенно в современном, являются результатом сознательной и планомерной работы. Р.Лукач так определяет задачи, стоящие перед методологией правового творчества: · Определение подлинного содержания норм с целью обеспечения полного выполнения стоящих перед ними задач. · Достижение ясности правовых норм. Нормы должны быть абсолютно ясными, так как только в этом случае их применение не вызывает трудностей и ненужных споров. · Достижение точности правовых норм. Нормы должны быть максимально точными для того, чтобы наиболее адекватным образом определять предписываемые правила поведения. · Достижение гибкости правовых норм. Как правило, нормы должны быть очень гибкими для того, чтобы, конкретизируя и индивидуализируя, их можно было приспосабливать к огромному разнообразию тех жизненных случаев, которые они призваны регулировать[1]. Бросается в глаза, что автор этого, во всех отношениях, солидного труда, акцент в правотворчестве делает на правовой норме, хотя, как мы знаем, структура права более богата и правовая норма – одна из составляющих права, причем не всегда – главная. Очевидно, что методология правотворчества – это сознательная и целенаправленная работа, исходным импульсом которой служит сознание того факта, что жизнь всегда богаче теории и потому необходимы постоянные усилия для корректировки существующих теоретических моделей. Право перманентно подвержено кризисам, которые вызываются различными причинами. Чаще всего речь идет о внешних факторах – кардинальных изменениях в социальной жизни в результате революций, войн, крупномасштабных экономических преобразований. В этом случае трансформации подвергается система права в целом, начиная от изменения задач, стоящих перед ним, способов социальной легитимации и заканчивая изменениями в конкретных правовых нормах и способах реализации права. Перестройка права требуется и тогда, когда меняется не вся система общественной жизни, а какой-то её фрагмент, или, когда изменяется направление социальной, экономической, национальной политики. В этом случае речь идет о корректировке – формальной и содержательной – отраслей права. К примеру, плюрализация культурной жизни в современных обществах требует соответствующей законодательной реакции, перестройки конституционного и гражданского права в первую очередь. Принцип симметрии, лежащий в основе государственного строительства, оценивается как неадекватный в ситуации мультикультурализма. Более перспективной считается асимметричная, децентрализованная модель государственного устройства. А это требует реформы правовой системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|