Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология применения права

Право имеет смысл и значение лишь в том случае, если его наличие оказывает воздействие на поведение основных субъектов социальной жизни, придавая ему должное направление. Поэтому вопрос применения права является принципиально важным при рассмотрении методологических проблем. Применение права – это практическая деятельность, направленная на реализацию права в жизни. Разработка принципов и методов применения права также входит в круг методологии права.

Когда говорят о применении права, то имеют в виду чаще всего две возможных процедуры. Во-первых, речь идет в целом о существующей в обществе системе правоприменительной деятельности, включающей все действия, направленные на реализацию права, а также государственные инстанции, осуществляющие эти действия. Во-вторых, говорят о методах применения права в узком смысле этого слова, когда имеется в виду подведение конкретного случая под регулирующую его общую норму. В целом, методология применения права включает принципы, правила и методы, направленные на реализацию права.

Принципы применения права

Принцип соразмерности гласит, что применяемые правом ограничения, должны быть адекватны характеру и содержанию действий, для регулирования которых они созданы. Санкции права учитывают социальную опасность поступков, а также их вред для частной жизни граждан и, в соответствии с этим, устанавливают способы ограничения.

Принцип надежности, который требует гарантий того, что право будет применяться в соответствии с установленными процедурами, а средства реализации права ни в коем случае не превратятся в самоцель.

Принцип эффективности, устанавливающий, что применение права должно привести к результату, заложенному в цели права.

Принцип экономичности, предписывающий, чтобы применение права осуществлялось наиболее оптимальным способом.

Можно выделить два концептуальных подхода к проблеме применение права. Первый является узким, “юридическим” и состоит в том, что лицо, занимающееся применением права, разрабатывает процедуру подведения частного правового случая под общее правило. Этот подход называют “формально-правовым”. Он совершенно не обращает внимания на контекст, в котором происходит реализация права, то есть на детали времени и места.

Второй подход называют “социологическим”. Его сторонники считают, что в самой социальной реальности содержатся и цель права, и способы осуществления этой цели. Нужно исходить из этой реальности, отыскивая эмпирическим путем правовую норму, лучше всего подходящую постулируемой цели.

Практика правоприменения показывает, что оба эти подхода, взятые в отрыве друг от друга, не позволяют разработать эффективную стратегию применения права. Первый слишком оторван от жизни, а второй, напротив, слишком вольно обращается с правом. Поэтому разработана методология применения права, которая снимает крайности указанных подходов и включает следующие процедуры:

· Идентификацию правового случая, определение того, какой правовой нормой он регулируется. Сюда же входит выяснение того, существует ли готовая норма для регулирования этого случая, а также то, является ли случай правовым.

· Определение инстанции, которая занимается в данном или общем случае применением права.

· Разработку механизма применения права к конкретному частному случаю.

·

Правоприменение – это тот аспект бытия права, который в значительной мере зависит от субъективного фактора, то есть от людей, применяющих право в реальной практике. Это обстоятельство делает работу профессиональных юристов социально значимой и ответственной, повышает общественное внимание к их деятельности. В большинстве демократических государств должности судей, - чаще других занимающихся применением права, – являются выборными.

Методы философии права

Специфика философии права проявляется не только в том, что она исследует, но и в том, как она это делает. Речь идет о методах, используемых философско-правовым дискурсом.

Главным из них является метод критической рефлексии, отличающий философское познание от не-философского. Суть его состоит в неразрывности акта познания от акта размышления о самом познании. Размышление о праве идет параллельно с созданием и корректировкой форм и способов осмысления. Именно поэтому философское знание представляет единство онтологического и гносеологического аспектов. Во всех классических философско-правовых работах метод рефлексии является основным.

Рационально-метафизическая философия использует в построении понятия права метод рациональной дедукции, с помощью которого выводит понятие права из определенных антропологических или космологических констант. Эмпирико-позитивистская философия идет обратным путем, пользуясь методом эмпирической индукции, то есть обобщает частные проявления права в общее понятие права.

В современной западной философии права широко применяются герменевтические процедуры. Это объясняется тем, что в происхождении, функционировании и применении права многое зависит от того, как субъекты права понимают друг друга, а также смысл и содержание правовых текстов. В частности, герменевтический подход используют К.-О.Апель, Ю.Хабермас, П.Рикёр[3].

При анализе права философия использует также и феноменологический метод, в пределах которого определились три подхода, основанные на принципах феноменологической редукции. Во-первых, это анализ права с точки зрения “природы вещей”. Его практиковали немецкие философы Г.Радбрух, Г.Фехнер и В.Майхофер. Во-вторых, это подход к праву с точки зрения философии ценностей, основывающийся на феноменологической теории ценностей М.Шелера и Н.Гартмана. Он реализован в работах латиноамериканских философов Э.Гарсиа-Мейнеза, К.Кассио и Х.Л.де Асаведо. Третий подход предложил французский философ П.Амселек, соединивший экзистенциалистский подход с методом феноменологической редукции[4].

Предпринимаются попытки распространить на философию права идеи и принципы синергетики. Благодаря концептуальной оболочке синергетики заново переопределяются такие понятия, как “хаос”, порядок”, “гармония” и “право”[5].

В.С.Нерсесянц предлагает в качестве метода философии права «либертарный» (юридико-формологический метод). «Либертальный метод – это всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально-равного) понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности. Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое виденье действительности»[6]. По сути, либертальный метод пытается доказать, что сущностью мира является формальное равенство.

В последнее время, в рамках постмодернистской методологии, при анализе права используются самые “экзотические” перспективы. В частности, говорят о “феминистской философии” права и “критической расовой теории”. В соответствии с общей установкой постмодернизма на децентрализацию теории и методологии усиливается критика правового универсализма и необоснованно гипертрофируется роль обычного права.

Наиболее адекватным современной правовой реальности считается процедуральный метод, предложенный Робертом Алекси[7]. В нем предлагается рассматривать право не с точки зрения жестко предписанных и однозначных правил поведения, выведенных на основе строгой дедукции, а с позиции несколько размытых общих правил предпочтения, позволяющих сделать целесообразный выбор в нестандартной ситуации. Процедуральная методология содержит очень конструктивную идею – наделить право возможностью оперативно реагировать на новые явления, порождаемые современной правовой реальностью. При этом право не утрачивает своих существенных характеристик. Помимо Р.Алекси, процедуральный метод разрабатывает Ю.Хабермас в рамках более широкой концепции «этики дискурса». Указанная методология ориентирована на социальные структуры повышенной сложности, которые требуют принимать во внимание различные аргументы[8].

Вопрос о методологии относится к одному из главных в современной философии права и служит основанием разграничения типов философского обоснования права.

Функции философии права

Основная функция философии права – легитимирующая. Она проявляется в способности философии оценивать существующие политико-правовые институты как “пригодные” для достойного человеческого существования, или как “непригодные”, соотнося их с трансцендентальными принципами, идеями и ценностями.

Большое значение имеет мировоззренческая функция, присущая философии права. Она проявляется в том, что философия права способствует формированию правового сознания и правовой культуры, без которых невозможно создание правового социального пространства.

Методологическая роль философско-правового дискурса вытекает из той роли, которую философское знание играет в отношении большинства конкретных наук. Знания о смысле и предназначении права, которые вырабатывает философия права, задают направления в изучении конкретных правовых форм и служат основой общей теории права.

Познавательная функция свойственна философии права в меньшей степени, чем науке, потому что философия использует уже имеющиеся формы знания и опыта, для того, чтобы критически их переосмыслить. Поэтому философское знание качественно иное, чем любое другое.

Философии права, вне всякого сомнения, принадлежит большая роль в воспитании как отдельных граждан, так и социальных групп, которые, в результате усвоения философско-правовых знаний должны обрести уверенность в том, что оправданное ограничение свободы, связанное с наличием права, гораздо лучше, чем неограниченный произвол.

 

Литература по теме:

 

Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Основная:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.

2. Философия: учебник. / Под ред. В.Н.Лавриненко. М. «Юрайт». 2013.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

 

1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

 

 

Разработал: доцент кафедры философии

и социологии Сотникова Н.Н.

«» 2014 года


[1] Лукич Р. Методология права. Пер. с сербскохорватского. М.: Прогресс, 1981.- С.216

[2] Лукич Р. Цит изд., С.267-268

[3] См.: Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка //Вопросы философии, 1997.-№ 1; Рикер П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права //Вопросы философии, 1996.- №4; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Лекции и интервью. М.,1992

[4] См.: Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права. Пер. с англ. М.: Издательский центр “Академия”, 1996.- С.227-235

[5] См.: Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной организации). СПб.: "Лань", 1999

[6] Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция //Вопросы философии, 2002.№ 3. С.14

[7] Alexy R. Die Theorie des rationalen Diskursed als Theorie der juristischen Begründung. Fr-am-Main, 1979

[8] См.: Чичнева Е.А. Актуальные проблемы современного права, или новое правовое мышление (Взгляд философа) //Вестн. Моск. Ун-та. Сер.7. Философия, 2001. № 2. С.85-110

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...