Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бланк для записи предполагаемых авторов цитат




Ф. И. 0.  
цитата экономист номер экономиста
     
     
     

 

D. Подготовить карточки по количеству студентов группы. При этом надо учитывать, что на каждого студента должно приходиться по три цитаты одного экономиста, высказывания других экономистов не­обходимо исключить. Чтобы выполнить это условие, при подготовке комплекта карточек надо использовать таблицу, приведенную выше (см. этап подготовки «В»).

Пример. Предположим, что в группе всего четыре студента. Тогда надо раздать карточки с цитатами первых четырех экономистов (Кенэ, Тюрго, Фурье, Чернышевский), т. е. карточки с номерами 4,32,36,..., 19,46 (всего 3 х 4=12 шт.).

 

Порядок проведения игры

1. Объяснить студентам цели и правила игры.

2. Дать краткие характеристики экономистов, предложив студентам законспектировать их (см. раздел «Теория»). Число рассматривае­мых экономистов должно быть равно числу присутствующих сту­дентов.

3. Написать на доске список экономистов с присвоенными им номе­рами (см. раздел «Теория»).

4. Раздать чистые листки бумаги и предложить студентам начер­тить на них таблицы для записи результатов (см. этап «С» в раз­деле «Подготовка игры»).

5. Перемешать карточки с цитатами экономистов и раздать студен­там, каждому по три.

6. Дать студентам 20-30 мин для анализа высказываний, обмена и подбора карточек.

7. Собрать карточки с цитатами и результатами анализа цитат (каж­дый студент сдает 3+1 = 4 карточки).

8. Выставить баллы студентам. Подвести итоги игры. Назвать побе­дителей.

 

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 4;

* карточки с цитатами - 4, 6, 8, 12, 19, 22, 27, 32, 33, 36, 38, 46

(12 штук).

2. Карточки раздаются студентам.

3. После проведенного студентами анализа цитат и обмена карто­чек получены следующие результаты (табл. 1.3).

4. Итоги игры:

* победил в игре студент Ломов: он сдал три карточки с цитата­ми Тюрго, причем правильно угадал их автора (5 баллов);

* студент Котов правильно угадал всех авторов цитат, однако не проявил активности при обмене карточек, в процессе которого студенты получают дополнительные знания (3 балла);

 

Таблица 1.3

Результаты игры «Великие экономисты»

 

Студент Карточка Экономист Совпа­дения Баллы
  Котов     Фурье +  
  Фурье +
  Чернышевский +
  Ломов     Тюрго +  
  Тюрго +
  Тюрго +
  Мохов     Тюрго -  
  Тюрго -
  Чернышевский -
  Носов     Кенэ -  
  Кенэ -
  Кенэ +

 

* студент Носов решил, что все высказывания на сданных им карточках принадлежат Кенэ, а на самом деле — только одно из них (1 балл);

* студент Мохов не угадал ни одного экономиста (0 баллов).

 

Литература (источники цитат)

Австрийская школа в политической экономии. — М.: Экономика,

1992, с. 99, 125, 129.

Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984, с. 113,185, 196.

ГэлбрейтД. Новое индустриальное общество. — М.: Прогресс, 1969, с. 127, 186, 188.

Зомбарт В. Буржуа. - М.: Наука, 1994, с. 7,159,161.

Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. — М.: Соцэкгиз,

1960, с. 124, 160, 189.

Ленин В. Государство и революция. — М.: Политиздат, 1973, с. 7,102. Лист Ф. Национальная система политической экономии. — СПб.:

Мертенса, 1891, с. 39, 193, 195. Мальтус Т. Р. Опыт закона о народонаселении. — Петрозаводск: Петроком, 1993, с. 61, 71, 86.

Маркс К. Капитал. Т. 1. - М.: Политиздат, 1983, с. 60, 220, 607.

МиллъД. С. Основы политической экономии. Т. 1. — М.: Прогресс,

1980, с. 141,371,380.

Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложе­ния. — Петрозаводск: Петроком, 1993, с. 95,96,137.

Тюрго А. Избранные экономические произведения. — М.: Соцэкгиз,

1961, с. 136,137,149.

Фурье Ш. Избранные сочинения. - М.: Изд. АН СССР, 1954, с. 57,

499 (т. 3), 210 (т. 4).

Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. — М.: Изд.

иностранной литературы, 1959, с. 109,283,293.

Чернышевский Н. Избранные экономические произведения. Т. 2. — М.: Политиздат, 1948, с. 171,179.

 

2. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ»

Цели игры

1. Усвоить понятия «полезность», «функция полезности», «пре­дельная полезность», «таблица Менгера», «бюджет потребите­ля», «равновесие потребителя», «ликвидность», «бартер» и др.

2. Понять способ представления функции полезности в виде табли­цы Менгера.

3. Научиться определять оптимальный (равновесный) набор про­дуктов при заданных функции полезности и бюджете потреби­теля в частном случае, когда функция полезности представлена в виде таблицы Менгера.

4 Приобрести элементарные навыки активного поиска торгового партнера, обсуждения условий сделки, бартерного обмена и т. д.

 

Понятия

Полезность (U) — удовлетворение, полученное человеком в ре­зультате потребления некоторого набора продуктов.

Функция полезности — зависимость полезности от объемов потреб­ления продуктов (число независимых переменных этой функции равно числу разных продуктов в наборе).

Предельная полезность i -й единицы продукта (MUi) — прирост полезности набора, достигнутый в результате добавления в него i -й единицы данного продукта при неизменном количестве в на­боре всех других продуктов.

Бюджет потребителя — сумма, которую человек может расходо­вать на приобретение набора продуктов.

Равновесие потребителя — ситуация, когда при заданном бюдже­те потребитель получает максимальную полезность.

Ликвидность — способность товара быстро обмениваться на дру­гие товары в соответствии со сложившимися рыночными ценами. Деньги — товар с наивысшей ликвидностью.

Бартер — обмен товарами, которые не являются деньгами.

 

Теория

Таблица Менгера — специфическая форма записи функции полезно­сти. Она применяется, когда продукты дискретны (яблоки, конфеты), а предельная полезность одного продукта не зависит от объема потреб­ления других продуктов.

Например, если добавочное «удовольствие», доставленное потреб­лением дополнительного куска хлеба, не зависит от того, сколько при этом потребляется молока, то в этом случае функцию полезности мож­но записать в виде таблицы Менгера.

Для набора из двух продуктов X и У таблица Менгера (табл. 2.1) имеет вид:

Таблица 2.1

Таблица Менгера

X Y
MU 1x MU 2x ........ MU 1y MU 2y ........

Полезность набора, состоящего из т единиц продукта Y, равна сум­ме первых т элементов первого столбца, сложенной с суммой первых п элементов второго столбца:

U min=(MU 1x +... + MU mx) + (MU 1y... + MU ny).

Пример, Бюджет Федора составляет 4 талера. Набор состоит из яб­лок, груш, тортов и кексов. Яблоко и груша стоят по 1 талеру, а торт и кекс — по 2 талера. Предельные полезности этих продуктов указаны в таблице Менгера (табл. 2.2).

Найдем равновесный набор. Заметим, что из четырех продуктов от­ношение предельной полезности первой единицы продукта к цене больше у яблок (7/1 против 5/1,9/2 и 11/2). Поэтому в равновесный набор надо включить яблоко.

Представим, что Федор уже съел первое яблоко, и продолжим наши рассуждения. Отношение предельной полезности следующего (второго по счету) яблока к цене по-прежнему превосходит отношение пре­дельной полезности первой единицы продукта к цене для остальных продуктов (эти продукты еще не потребляли, поэтому мы рассматри­ваем предельную полезность их первых единиц — самых «вкусных»).

 

Таблица 2.2

Предпочтения Федора

  Яблоко Груша Торт Кекс
MU1        
MU2        
MU3        
MU4        
Цена        

 

Представим, что Федор съел и второе яблоко. Теперь наибольшее отношение предельной полезности к цене будет у кекса (11/2 против 5/1, 5/1 и 9/2). Итак, равновесный набор состоит из двух яблок и од­ного кекса. Формально он записывается так: (2; 0; 0; 1). Максимальная полезность равна (7 + 6) + 11 = 24. Любой другой набор стоимостью 4 талера даст меньшую полезность (проверьте!).

 

Правила игры

1. Имеются четыре продукта: гусь, утка, курица и фазан (рассмат­риваются животные, — как у К. Менгера). Каждая из птиц изо­бражается карточкой:

* гусь — красной;

*утка — синей;

* курица — коричневой;

* фазан — зеленой.

2. Цена гуся, утки и курицы — $1, фазана — $2 (фазан — дичь, по­этому он дороже).

3. Каждый студент разводит (или добывает в лесу) птиц одного вида и продает (обменивает) их на рынке. Каждый продавец вы­ходит на рынок, располагая продуктами стоимостью $4 (бюджет потребителя):

* у продавца гусей — 3 гуся и $ 1;

* у продавца уток — 3 утки и $1;

* у продавца кур — 3 курицы и $1;

* у продавца фазанов — 1 фазан и $2.

4. Студентам выдаются соответствующие наборы (птицы плюс дол­лары). Роль доллара у нас выполняет советский «пятак» (можно взять любую монету, вышедшую из обращения).

5. Каждый продавец является и потребителем. Он получает свою таблицу Менгера. Используя ее и учитывая заданный бюджет по­требителя ($4), студент должен определить равновесный набор продуктов и максимальную полезность, т. е. решить задачу, ана­логичную задаче из раздела «Теория».

6. Конечная цель потребителя-продавца — получить равновесный набор в материальной форме (карточка плюс деньги) и предъ­явить его преподавателю. Необходимо особо подчеркнуть, что вместо любой птицы студент может предъявить соответствующее ее стоимости количество долларов. Таким образом, роль доллара в этой игре похожа на роль джокера в картах, который может «превратиться» в любую карту.

Пример. Равновесный набор продавца состоит из двух гусей и двух кур. Он получит максимум полезности, если предъявит пре­подавателю один из следующих наборов:

* 2 гуся, 1 курицу и $1;

* 2 гуся и $2;

* 2 курицы и $2;

* 1 гуся и $3 и т. д.

7. Для того чтобы «добыть» равновесный набор, студент вынужден меняться продуктами с другими студентами. Обычно успеха до­биваются студенты, которые громко объявляют о том, какие про­дукты им нужны и какие продукты они предлагают для обмена. Понятно, что обменять птицу на доллар сложнее, чем доллар на птицу. Это связано с тем, что доллар обладает большей ликвидно­стью, а поэтому он ценнее гуся или курицы.

8. В игре особо выделяется случай, когда студент предъявляет пре­подавателю $4. Этот студент — абсолютный победитель игры, потому что он добился сложной цели, — получил максимально возможный объем ликвидных средств. Для этого, несомненно, нужен предпринимательский талант (возможность рэкета мы ис­ключаем). Мы даже «прощаем» этим студентам ошибки в опреде­лении равновесного набора.

9. Баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов. Предъявлены $4;

* четыре балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, причем равновесный набор предъяв­лен преподавателю (если помимо птиц сдаются доллары, то не­обходимо объяснить, какую птицу «заменяет» каждый дол­лар);

* три балла. Правильно определены равновесный набор и мак­симальная полезность, но студенту не удалось совершить нуж­ный обмен и сданный набор не является равновесным (прода­вец обладает экономическими знаниями, но ему не хватило предпринимательских способностей);

* два балла. Равновесный набор определен неверно, предъявлен на­бор стоимостью $4 (продавцу не хватает экономических знаний, и он не продемонстрировал предпринимательского таланта);

* один балл. Предъявлен набор стоимостью меньше $4 (продавца обманули партнеры по сделке, или товар, попросту, украден).

10. Побеждает студент (студенты), получивший наибольшее количе­ство баллов.

 

Подготовка игры

1. Подготовить карточки четырех цветов и монеты. Число карточек каждого цвета должно быть приблизительно равно числу студен­тов в группе. Число монет должно на 25% превосходить число студентов в группе.

2. Подготовить карточки с таблицами Менгера (по числу студентов группы). На каждой карточке надо указать, каких птиц продает данный потребитель (табл. 2.3).

3. Определить равновесный набор и максимальную полезность для каждой таблицы Менгера, учитывая заданные цены продуктов и ограничения бюджета (табл. 2.4).

4. Подготовить таблицу для регистрации преподавателем результа­тов игры (табл. 2.5).

 

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для поведения игры.

Таблица 2.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...