Бланк для записи предполагаемых авторов цитат
D. Подготовить карточки по количеству студентов группы. При этом надо учитывать, что на каждого студента должно приходиться по три цитаты одного экономиста, высказывания других экономистов необходимо исключить. Чтобы выполнить это условие, при подготовке комплекта карточек надо использовать таблицу, приведенную выше (см. этап подготовки «В»). Пример. Предположим, что в группе всего четыре студента. Тогда надо раздать карточки с цитатами первых четырех экономистов (Кенэ, Тюрго, Фурье, Чернышевский), т. е. карточки с номерами 4,32,36,..., 19,46 (всего 3 х 4=12 шт.).
Порядок проведения игры 1. Объяснить студентам цели и правила игры. 2. Дать краткие характеристики экономистов, предложив студентам законспектировать их (см. раздел «Теория»). Число рассматриваемых экономистов должно быть равно числу присутствующих студентов. 3. Написать на доске список экономистов с присвоенными им номерами (см. раздел «Теория»). 4. Раздать чистые листки бумаги и предложить студентам начертить на них таблицы для записи результатов (см. этап «С» в разделе «Подготовка игры»). 5. Перемешать карточки с цитатами экономистов и раздать студентам, каждому по три. 6. Дать студентам 20-30 мин для анализа высказываний, обмена и подбора карточек. 7. Собрать карточки с цитатами и результатами анализа цитат (каждый студент сдает 3+1 = 4 карточки). 8. Выставить баллы студентам. Подвести итоги игры. Назвать победителей.
Пример игры 1. Исходные данные: * студентов — 4; * карточки с цитатами - 4, 6, 8, 12, 19, 22, 27, 32, 33, 36, 38, 46 (12 штук). 2. Карточки раздаются студентам.
3. После проведенного студентами анализа цитат и обмена карточек получены следующие результаты (табл. 1.3). 4. Итоги игры: * победил в игре студент Ломов: он сдал три карточки с цитатами Тюрго, причем правильно угадал их автора (5 баллов); * студент Котов правильно угадал всех авторов цитат, однако не проявил активности при обмене карточек, в процессе которого студенты получают дополнительные знания (3 балла);
Таблица 1.3 Результаты игры «Великие экономисты»
* студент Носов решил, что все высказывания на сданных им карточках принадлежат Кенэ, а на самом деле — только одно из них (1 балл); * студент Мохов не угадал ни одного экономиста (0 баллов).
Литература (источники цитат) Австрийская школа в политической экономии. — М.: Экономика, 1992, с. 99, 125, 129. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984, с. 113,185, 196. ГэлбрейтД. Новое индустриальное общество. — М.: Прогресс, 1969, с. 127, 186, 188. Зомбарт В. Буржуа. - М.: Наука, 1994, с. 7,159,161. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. — М.: Соцэкгиз, 1960, с. 124, 160, 189. Ленин В. Государство и революция. — М.: Политиздат, 1973, с. 7,102. Лист Ф. Национальная система политической экономии. — СПб.: Мертенса, 1891, с. 39, 193, 195. Мальтус Т. Р. Опыт закона о народонаселении. — Петрозаводск: Петроком, 1993, с. 61, 71, 86. Маркс К. Капитал. Т. 1. - М.: Политиздат, 1983, с. 60, 220, 607. МиллъД. С. Основы политической экономии. Т. 1. — М.: Прогресс, 1980, с. 141,371,380. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. — Петрозаводск: Петроком, 1993, с. 95,96,137.
Тюрго А. Избранные экономические произведения. — М.: Соцэкгиз, 1961, с. 136,137,149. Фурье Ш. Избранные сочинения. - М.: Изд. АН СССР, 1954, с. 57, 499 (т. 3), 210 (т. 4). Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. — М.: Изд. иностранной литературы, 1959, с. 109,283,293. Чернышевский Н. Избранные экономические произведения. Т. 2. — М.: Политиздат, 1948, с. 171,179.
2. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ» Цели игры 1. Усвоить понятия «полезность», «функция полезности», «предельная полезность», «таблица Менгера», «бюджет потребителя», «равновесие потребителя», «ликвидность», «бартер» и др. 2. Понять способ представления функции полезности в виде таблицы Менгера. 3. Научиться определять оптимальный (равновесный) набор продуктов при заданных функции полезности и бюджете потребителя в частном случае, когда функция полезности представлена в виде таблицы Менгера. 4 Приобрести элементарные навыки активного поиска торгового партнера, обсуждения условий сделки, бартерного обмена и т. д.
Понятия • Полезность (U) — удовлетворение, полученное человеком в результате потребления некоторого набора продуктов. • Функция полезности — зависимость полезности от объемов потребления продуктов (число независимых переменных этой функции равно числу разных продуктов в наборе). • Предельная полезность i -й единицы продукта (MUi) — прирост полезности набора, достигнутый в результате добавления в него i -й единицы данного продукта при неизменном количестве в наборе всех других продуктов. • Бюджет потребителя — сумма, которую человек может расходовать на приобретение набора продуктов. • Равновесие потребителя — ситуация, когда при заданном бюджете потребитель получает максимальную полезность. • Ликвидность — способность товара быстро обмениваться на другие товары в соответствии со сложившимися рыночными ценами. Деньги — товар с наивысшей ликвидностью. • Бартер — обмен товарами, которые не являются деньгами.
Теория Таблица Менгера — специфическая форма записи функции полезности. Она применяется, когда продукты дискретны (яблоки, конфеты), а предельная полезность одного продукта не зависит от объема потребления других продуктов.
Например, если добавочное «удовольствие», доставленное потреблением дополнительного куска хлеба, не зависит от того, сколько при этом потребляется молока, то в этом случае функцию полезности можно записать в виде таблицы Менгера. Для набора из двух продуктов X и У таблица Менгера (табл. 2.1) имеет вид: Таблица 2.1 Таблица Менгера
Полезность набора, состоящего из т единиц продукта Y, равна сумме первых т элементов первого столбца, сложенной с суммой первых п элементов второго столбца: U min=(MU 1x +... + MU mx) + (MU 1y... + MU ny). Пример, Бюджет Федора составляет 4 талера. Набор состоит из яблок, груш, тортов и кексов. Яблоко и груша стоят по 1 талеру, а торт и кекс — по 2 талера. Предельные полезности этих продуктов указаны в таблице Менгера (табл. 2.2). Найдем равновесный набор. Заметим, что из четырех продуктов отношение предельной полезности первой единицы продукта к цене больше у яблок (7/1 против 5/1,9/2 и 11/2). Поэтому в равновесный набор надо включить яблоко. Представим, что Федор уже съел первое яблоко, и продолжим наши рассуждения. Отношение предельной полезности следующего (второго по счету) яблока к цене по-прежнему превосходит отношение предельной полезности первой единицы продукта к цене для остальных продуктов (эти продукты еще не потребляли, поэтому мы рассматриваем предельную полезность их первых единиц — самых «вкусных»).
Таблица 2.2 Предпочтения Федора
Представим, что Федор съел и второе яблоко. Теперь наибольшее отношение предельной полезности к цене будет у кекса (11/2 против 5/1, 5/1 и 9/2). Итак, равновесный набор состоит из двух яблок и одного кекса. Формально он записывается так: (2; 0; 0; 1). Максимальная полезность равна (7 + 6) + 11 = 24. Любой другой набор стоимостью 4 талера даст меньшую полезность (проверьте!).
Правила игры 1. Имеются четыре продукта: гусь, утка, курица и фазан (рассматриваются животные, — как у К. Менгера). Каждая из птиц изображается карточкой:
* гусь — красной; *утка — синей; * курица — коричневой; * фазан — зеленой. 2. Цена гуся, утки и курицы — $1, фазана — $2 (фазан — дичь, поэтому он дороже). 3. Каждый студент разводит (или добывает в лесу) птиц одного вида и продает (обменивает) их на рынке. Каждый продавец выходит на рынок, располагая продуктами стоимостью $4 (бюджет потребителя): * у продавца гусей — 3 гуся и $ 1; * у продавца уток — 3 утки и $1; * у продавца кур — 3 курицы и $1; * у продавца фазанов — 1 фазан и $2. 4. Студентам выдаются соответствующие наборы (птицы плюс доллары). Роль доллара у нас выполняет советский «пятак» (можно взять любую монету, вышедшую из обращения). 5. Каждый продавец является и потребителем. Он получает свою таблицу Менгера. Используя ее и учитывая заданный бюджет потребителя ($4), студент должен определить равновесный набор продуктов и максимальную полезность, т. е. решить задачу, аналогичную задаче из раздела «Теория». 6. Конечная цель потребителя-продавца — получить равновесный набор в материальной форме (карточка плюс деньги) и предъявить его преподавателю. Необходимо особо подчеркнуть, что вместо любой птицы студент может предъявить соответствующее ее стоимости количество долларов. Таким образом, роль доллара в этой игре похожа на роль джокера в картах, который может «превратиться» в любую карту. Пример. Равновесный набор продавца состоит из двух гусей и двух кур. Он получит максимум полезности, если предъявит преподавателю один из следующих наборов: * 2 гуся, 1 курицу и $1; * 2 гуся и $2; * 2 курицы и $2; * 1 гуся и $3 и т. д. 7. Для того чтобы «добыть» равновесный набор, студент вынужден меняться продуктами с другими студентами. Обычно успеха добиваются студенты, которые громко объявляют о том, какие продукты им нужны и какие продукты они предлагают для обмена. Понятно, что обменять птицу на доллар сложнее, чем доллар на птицу. Это связано с тем, что доллар обладает большей ликвидностью, а поэтому он ценнее гуся или курицы. 8. В игре особо выделяется случай, когда студент предъявляет преподавателю $4. Этот студент — абсолютный победитель игры, потому что он добился сложной цели, — получил максимально возможный объем ликвидных средств. Для этого, несомненно, нужен предпринимательский талант (возможность рэкета мы исключаем). Мы даже «прощаем» этим студентам ошибки в определении равновесного набора. 9. Баллы присуждаются по следующим правилам: * пять баллов. Предъявлены $4; * четыре балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, причем равновесный набор предъявлен преподавателю (если помимо птиц сдаются доллары, то необходимо объяснить, какую птицу «заменяет» каждый доллар);
* три балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, но студенту не удалось совершить нужный обмен и сданный набор не является равновесным (продавец обладает экономическими знаниями, но ему не хватило предпринимательских способностей); * два балла. Равновесный набор определен неверно, предъявлен набор стоимостью $4 (продавцу не хватает экономических знаний, и он не продемонстрировал предпринимательского таланта); * один балл. Предъявлен набор стоимостью меньше $4 (продавца обманули партнеры по сделке, или товар, попросту, украден). 10. Побеждает студент (студенты), получивший наибольшее количество баллов.
Подготовка игры 1. Подготовить карточки четырех цветов и монеты. Число карточек каждого цвета должно быть приблизительно равно числу студентов в группе. Число монет должно на 25% превосходить число студентов в группе. 2. Подготовить карточки с таблицами Менгера (по числу студентов группы). На каждой карточке надо указать, каких птиц продает данный потребитель (табл. 2.3). 3. Определить равновесный набор и максимальную полезность для каждой таблицы Менгера, учитывая заданные цены продуктов и ограничения бюджета (табл. 2.4). 4. Подготовить таблицу для регистрации преподавателем результатов игры (табл. 2.5).
Порядок проведения игры 1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для поведения игры. Таблица 2.3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|