В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:
Какой-то демон обладалМоими играми, досугом, За мной повсюду он летал, Мне звуки дивные шептал…
Тема творчества – одна из центральных в лирике М. Ю. Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии.
Путь поэта в ранних стихах – путь сильной, но обреченной личности. В стихотворении «Я жить хочу! хочу печали…» поэт осознает неразрешимое противоречие между своими героическими порывами и их невостребованностью в окружающем мире. По Лермонтову, жить полноценно – значит страдать, жертвовать собой:
Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?
Программным эстетическим манифестом начинающего поэта стало стихотворение «Творчество». Субъективная произвольность образов, рисующих творческий акт, преображение реальности передаются автором в подчеркнуто демонстративном, символистском плане:
Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданийС лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латанийНа эмалевой стене.
Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет. Покоя - нет.
Маяковский считает, что поэт должен быть не похожим ни на кого. Он не должен повторять то, что сделано до него. По его мнению, творчество – это колоссальный труд:
Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, В год труды. Изводишь единого слова радиТысячи тонн словесной руды.
Для Бориса Пастернака поэзия – это что-то стихийное, близкое к природе, может быть, сама природа:
Это – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьев поединок.
Это процесс, захватывающий целиком, не оставляющий пути к отступлению, огромная ответственность решившего обнародовать свои чувства и мысли:
О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью – убивают, Нахлынут горлом и убьют!
Поэт творит кровью сердца, и каждое слово, отданное людям, - это его детище.
.
У Ахматовой есть цикл стихов «Тайны ремесла», в котором она размышляет о поэтическом тв-ве. Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осущ-ется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его:
Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене…И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.
Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины»:
Это – выжимки бессонниц, Это – свеч кривых нагар, Это – сотен белых звонниц, Первый утренний удар…
В стих-и «Творчество» стихи рождаются из некоего хаоса, и в этом напоминают Вселенную:
Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо. Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.
ТЕМА ТВОРЧЕСТВА в ПРОЗЕ
Н. В. Гоголь
Н. В. Гоголь
И. Шпилёв
М. Булгаков
Повесть «Портрет»
(XIX век)
Поэма «Мёртвые души» (лирическое отступление о роли писателя)
(XIX век)
Повесть «Неупиваемая чаша»
(XX век)
Роман «Мастер и Маргарита»
(XX век)
Портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести
Художник, прикоснувшийся к злу, написавший глаза ростовщика, которые « глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах». Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние.
Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него, а, возможно, дала способность видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести такую заманчивую светскую жизнь и наслаждаться благополучием; богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Н. В. Гоголь своей повестью утверждает, что искусство несет не только добро, но и зло. Но в то же время он говорит о том, что нести искусство должно так же, как и талант, исключительно добро. Только в этом случае оно истинное, талант подлинный и, следовательно, душа чиста.
В начале седьмой и конце одиннадцатой глав поэмы лирические отступления раскрывают творческие задачи автора, его судьбу как писателя.
Гоголь размышляет о двух разных уделах, ожидающих писателя, создающего " возвеличенные образы", и писателя-реалиста, сатирика. В этом лирическом отступлении, полном глубоких мыслей и ярких обобщений, отразились не только взгляды писателя на искусство, но и его отношение к господствующим верхам общества, к народу.
Эта удивительная повесть о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове, о духовной радости, о преодолении греха светом. Барин Ляпунов, узнав о таланте холопа своего, послал его учиться в обитель живописцев — Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто — великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину — лик святой Цецилии — не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: “Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране”. Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой — в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой — исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: “Помни, Илья: народ породил тебя — народу и послужить должен! ” Таков был свободный выбор “несвободного” талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.
Булгаков с самых первых страниц романа медленно подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для автора эта проблема была особо болезненна, и не случайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. И именно они должны владеть умами целых поколений! И уже не смешна нам булгаковская сатира, от нее становится страшно, горько. Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе.
Однако творчество не должно быть ограничено боязнью оказаться непринятым, непонятым. Писатель, художник слова, должен иметь право на свое мировоззрение, миропонимание. Так считал Булгаков.