Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эндогенные факторы социальной




ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Л.Ф. Сенкевич (Москва)

В условиях многолетней социально-экономической и политической нестабильности на всех уровнях современного Российского общества постоянно растет количество детей, чьи родители отказались от них при рождении или лишены родительских прав на почве алкоголизма или наркотической зависимости, недееспособны по болезни, находятся в заключении, продали жилье и оставили детей без крыши над головой. Неудивительно, что значительное число подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах или находящихся в социальных приютах, несут на себе бремя наследственно-генетической отягощенности эндогенными психическими заболеваниями, отстают в интеллектуальном развитии, страдают различными видами эмоционально-личностных расстройств.

Экспериментальной базой проведенного исследования особенностей социальной дезадаптации подростков, настораживающих в плане специфической (по шизофреническому типу) патологии личности и мышления, а также различного вида психопатий, с признаками интеллектуально-мнестического снижения по органическому типу стали Детский дом № 82 и Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» г. Москвы. Исследование проводилось с ноября 2004 по май 2005 года. Методами исследования послужили:

1. беседы с воспитателями, педагогами и врачами воспитательных учреждений;

2. анализ личных дел и медицинских карт воспитанников;

3. стандартное патопсихологическое обследование (методики «10 слов», «Классификация», «Пиктограмма», «4-й лишний», «Сравнение понятий», «Исключение понятий»);

4. Тест акцентуации характера;

5. Проективные методики: РНЖ, тест Роршаха.

В результате поведенного психодиагностического исследования были получены следующие данные. Более 60% обследованных детей демонстрируют признаки интеллектуально-мнестической недостаточности (по органическому типу), проявляющиеся в снижении памяти в звене как непосредственного, так и отсроченного воспроизведения, патологии внимания (неспособности сосредотачиваться на сколько-нибудь продолжительное время), колебаниях тепа умственной работоспособности, быстрой утомляемости, затруднениях при выполнении тестовых заданий, требующих применения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, формирование понятий, вычленение необходимых и существенных признаков предметов. Кроме того, у большинства детей с интеллектуально-мнестической недостаточностью диагностированы также различные эмоционально-личностные расстройства. 70% из них характеризуются чрезвычайно высокой степенью личностных акцентуаций (в основном по гипертимному, возбудимому и демонстративному типам). Социальная дезадаптация таких подростков проявляется в высокой межличностной агрессивности и конфликтности, систематических прогулах школьных занятий (что объясняется прежде всего серьезными затруднениями в усвоении учебного материала), а также в аутоагрессивных, самодеструктивных поведенческих паттернах (вплоть до самоповреждений и суицидальных попыток).

Около 15% обследованных подростков настораживают в плане патологии личности и мышления шизофренической природы. Причем, большинство этих глубоко психопатизированных подростков с девиантным поведением, алкоголизирующихся и склонных к промискуитету и различного рода сексуальным отклонениям (например, гомосексуальной активности), занимают в сложившихся в детских домах группировках роль неформальных лидеров, постоянно провоцирующих и принуждающих остальных детей к различного рода нарушениям порядка и режима в воспитательных учреждениях. Регулярные стационирования этих подростков в детские психиатрические клиники не облегчают ситуацию. В отличие от детей с задержкой интеллектуально-мнестического развития, эти подростки отличаются хорошим формальным интеллектом, способны оказывать значительное влияние на сверстников, как правило, высокоагрессивны и садистичны в межличностных взаимоотношениях. Их боятся, но им подражают.

В качестве профилактико-коррекционной программы для детей с интеллектуально-мнестической недостаточностью автором была разработана психодиагностический комплекс ранней профориентации, основанный на принципах системной психологии. В результате проведенной диагностики типов когнитивных способностей и определения уровня мотивации к будущей профессиональной деятельности, ряд подростков поступил в ПУ различного профиля сразу после восьмого класса, что соответствовало их собственным ожиданиям и потребностям.

Для подростков, настораживающих в плане патологии личности и мышления шизофренической природы, была разработана программа индивидуальной психокоррекции, основанная на принципах когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Отрадно отметить, что у большей части социально-дезадаптированных подростков с признаками эндогенных психических заболеваний после проведения с ними психокоррекционных занятий существенно снизилась агрессивность и улучшилась успеваемость, а семь человек были сняты с программы индивидуального обучения и возвращены в массовую школу.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА

В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ

Сарычев С.В. (Курск)

(Работа поддержана грантом РГНФ, проект 05-06-06210а)

Подготовка лидеров молодежных групп из социально одаренных молодых людей является перспективной как в теоретическом, так и в практическом отношении. В отечественной психологии традиционно рассматриваются проблемы диагностики и определения условий оптимального личностного развития одаренных детей, в основном, применительно к умственному, художественному и сенсомоторному типам одаренности. Социальной одаренности уделяется меньшее внимание. Поэтому весьма актуальной является и проблема определения эффективных способов выявления, личностного развития и форм обучения социально одаренных детей. Возможности прямого переноса опыта подготовки профессиональных менеджеров в процесс подготовки лидеров молодежных групп ограничены тем, что в процессе подготовки молодежных лидеров тесно переплетаются два процесса – интенсивное личностное развитие и формирование организаторских способностей (Л.И. Уманский, 1980; А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, 1999).

Специфика экспериментального исследования проблем молодежного лидерства, осуществляемых психологами Курского госуниверситета, состоит в том, что:

· научные исследования ведутся в тесной связи с потребностями педагогической практики, поэтому психологи работают совместно с педагогами, методистами и организаторами практической работы;

· исследования выполняются, в основном, с помощью организации крупномасштабного естественного, формирующего и локально используемого лабораторного эксперимента;

· широко используются аппаратурные психологические методики («Арка», «Групповой сенсомоторный интегратор» со «Стрессором», «Эстакада» и др.) и как средства диагностики лидерства, организованности группы и др., и как социально-психологические тренажеры.

Лидерство имеет и индивидуальную, и групповую природу, следовательно предмет социально-психологического воздействия, представляет собой комплекс личностных и коллективных характеристик (Т.В. Бендас, 2000; Д.В. Беспалов, 2005; И.Н. Логвинов, 1996). Личностные характеристики представляют собой иерархическую систему, ядром которой является субъектность личности. Понятие «субъектность» личности отражает ее способность самостоятельно творить свой жизненный путь, реализовать все «виды специфической человеческой активности - творческой, свободной, нравственной» (А.В. Брушлинский, 1995).

Следующим уровнем иерархической системы личностных свойств предмета воздействия (нижележащим) является самоопределение личности. Основным содержанием социально-психологической подготовки является создание благоприятных условий для позитивного личностного само-определения. Позитивное личностное самоопределение мы понимаем как формирование положительного образа «Я» и позиции конструктивного социального оптимизма. Становление положительного образа «Я» включает в себя постепенное принятие своей индивидуальности и положительную оценку своего личностного потенциала. Позиция конструктивного социального оптимизма складывается на основе признания альтруизма исходным началом и конечной целью людей, а также содействия развитию межличностных отношений. Эта позиция отражает желание гармонизировать социальные отношения. Конструктивность личностной позиции, по сути, есть проявление субъектности в социальных отношениях, что выражается в направленности на социальное созидание (А.В. Брушлинский, 1996). Самоопределение предполагает сознательный выбор личности, соотносящий ее желания, возможности и долженствования. Следующим системным уровнем являются эмоционально-волевые и характерологические характеристики личности.

Групповые характеристики предмета воздействия также образуют иерархическую систему, определяющим элементом которой является социальная среда. Для формирования лидерских качеств личности необходимо создавать особую развивающую социальную среду. Развивающая социальная среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности. Роль психологов и педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры». Обучающий эффект обеспечивается за счет собственной социальной активности потенциальных лидеров (А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков, 1998).

Нижележащими уровнями иерархической системы групповых свойств являются:

· субъектность группы, понимаемая как свойство группы проявлять целенаправленную и созидательную активность и в совместной деятельности, и в плоскости межгрупповых отношений, в частности, взаимодействия первичного и основного коллектива;

· организованность группы как свойство группы соединять разно-образные мнения и действия в единое действие, которое включает в себя такие составляющие, как целенаправленность, само-управляемость, лидерство, стрессоустойчивость.

В ходе многолетней исследовательской работы определились методологические, теоретические и практические основания решения проблемы исследования и формирования в молодежных группах, которые в кратком виде можно сформулировать следующим образом:

· по статусу психологическая школа молодежных лидеров является самостоятельным образовательным учреждением в регионе (С.П. Маркова, А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, 2001);

· в условиях наличия самых разнообразных социальных сред в современном обществе: от реликтовых с элементами рабства до демок-ратических (Л.И. Анцыферова, 1999) – в школе молодежных лидеров создается развивающая социальная среда типа «социального оазиса» (Э. Фромм, 1987; А.С. Чернышев, 1988);

· задается приоритет социального обучения в структуре педагогической деятельности (Ю.А. Лунев, 1995);

· разработан и внедрен комплекс социотехник по созданию развивающей социальной среды и пакет технологий по социально-психологической помощи воспитанникам в личностном развитии и лидерстве (А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев и др., 2005);

· подготовка лидеров ведется через их активное включение в жизнь группы, т.е. в ее систему отношений и совместную деятельность (Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, 1997);

· молодежные группы выступают субъектами совместной деятельности, общения и отношений, а также субъектами межгруппового взаимодействия между собой и основной организацией – школой молодежных лидеров;

· разработаны и апробированы формы включения лидеров в социум после окончания школы (Ю.Л. Лобков, 1998);

· тиражирование опыта в регионе осуществляется путем создания аналогичных школ молодежных лидеров с учетом специфических особенностей контингента (А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, С.Г.Елизаров и др., 1997).

В рамках предлагаемого подхода к исследованию и формированию лидерства в молодежных группах была сформулирована и верифицирована гипотеза о том, что периодическое включение индивидов и групп как субъектов создания развивающей социальной среды и функционирования в ней ведет к развитию личности как лидера и формированию социально-психологической зрелости групп.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...