Сравнительный анализ кризисных ситуаций в деятельности менеджеров коммерческих и государственных организаций
Н.В.Родина (Одесса) Особенности социально-экономических преобразований в Украине за годы независимости создали кризисное состояние, которое возникло вследствие революционной трансформации экономической и социальной систем общества. Экономический кризис неизбежно сказывается на различных сторонах жизни общества, порождая проблемы в их нормальном развитии или отчетливые кризисные явления, в том числе и в организациях – субъектах экономической деятельности. Согласно А.Н. Митину и др. (2005) кризисной ситуацией в организации является любое отклонение от привычного режима функционирования системы или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции персонала и характеризующееся необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации профессионально-личностного потенциала и наличием как отрицательных, так и положительных последствий. Как отмечает Н. И. Пригожин (2004) при переходе от командно-плановой к рыночной экономике течение организационных кризисов в значительной мере зависит от формы собственности предприятия. Поскольку в настоящее время персонал и в частности менеджеры среднего звена, рассматриваются как основной антикризисный потенциал организации (Базаров, 2002), нас интересовало сравнение частоты кризисных ситуаций в профессиональной деятельности менеджеров среднего звена организаций коммерческого и государственного сектора. Для оценки способности менеджеров справляться с кризисными ситуациями нами была предложена классификация кризисных ситуаций. В ее основу была положен перечень неблагоприятных жизненных событий К. Томаса-Килмана. Модель, используемая данными авторами, направлена на оценку стрессоустойчивости и описывает круг основных стрессовых ситуаций, с которыми сталкивается индивид. В нашей работе мы несколько изменили и расширили этот перечень, приведя его в соответствие с тем спектром кризисных ситуаций, с которыми сталкивается менеджер среднего звена в современных условиях.
Кризисные ситуации были разделены на две большие группы: экономические (кризисы, вызванные изменениями рынка, общественно-политическими преобразованиями и др.) и индивидуально-личностные (кризисы, обусловленные так называемым человеческим фактором). В свою очередь эти группы подразделялись на более мелкие: организационные и финансовые, а также межличностные и внутриличностные соответственно. Всего было выделено 25 кризисных ситуаций. С целью оценки частоты встречаемости тех или иных ситуаций для наших респондентов, был проведен опрос, в котором менеджеров среднего звена коммерческих и государственных организаций просили указать, какие из приведенных событий произошли с ними за последний год. Наиболее частыми кризисными ситуациями для менеджеров коммерческих организаций являются заем денег, неопределённость дальнейших перспектив на рабочем месте, реорганизация предприятия, расширение функциональных обязанностей в рамках одной должности. Эти события произошли за последний год более чем у 20 процентов работников коммерческих организаций. С точки зрения вышеприведенной классификации все эти кризисы относятся к «экономическим», что указывает на то, что приоритетные сложности в работе менеджера вызывают факторы рыночных изменений. Сотрудники государственных организаций наиболее частыми (более 20 процентов) для себя кризисными ситуациями за последний год отметили: неопределённость дальнейших перспектив на рабочем месте, несвоевременную выплату заработной платы, ухудшение общего финансового состояния, семейные разногласия. Обращает на себя внимание, что представители обеих групп назвали в числе наиболее частой такую кризисную ситуацию как «неопределенность перспектив на рабочем месте», что говорит о том, что в существующих экономических условиях нестабильность своего положения в организации отмечают сотрудники предприятий любой формы собственности. Тем не менее, восприятие своего профессионального будущего среди сотрудников коммерческих организаций является более оптимистичным (процент лиц отметивших данную ситуацию был меньше; 27% против 38%).
Необходимо отметить, что наиболее частые кризисные ситуации для менеджеров можно охарактеризовать как содержащие в своей основе позитивные аспекты. Так, взятие кредитов, реорганизация предприятия и расширение спектра обязанностей предоставляет определенные возможности для профессионального роста и финансового благополучия. Тогда как кризисные ситуации, наиболее часто отмечаемые сотрудниками государственных предприятий, не содержат таких возможностей. Также при анализе различий между частотой кризисных ситуаций в группах сотрудников коммерческих и государственных организаций можно отметить следующие основные моменты. Среди кризисов организационного характера у сотрудников государственных организаций в отличие от менеджеров коммерческих предприятий практически не наблюдалось таких как расширение функциональных обязанностей в рамках одной должности (20% против 2%), вынужденный длительный отпуск (15% против 1%) и реорганизация предприятия (23% против 3%). В отношении таких кризисных ситуаций, как увольнение, понижение в должности и перевод на другую должность наблюдался относительный паритет, что свидетельствует о том, что данные организационные процессы присущи любым предприятиям независимо от формы собственности. В финансовой сфере сокращение заработной платы практически не встречалось у обеих групп респондентов (5% и 4%). Тем не менее, менеджеры среднего звена коммерческих организаций практически не сталкиваются с несвоевременной выплатой зарплаты (2%), тогда как сотрудники государственных - не склонны брать крупные займы (4%). Данная тенденция позволяет говорить о том, что деятельность сотрудников коммерческих организаций проходит в условиях соблюдения финансовых договоренностей, а за наличие кризисных ситуаций в сфере финансов ответственность в значительной мере лежит на них самих (взятие кредитов). В целом, общее ухудшение финансового состояния в большей степени характерно для менеджеров государственного сектора (26%, тогда как в коммерческих организациях эту кризисную ситуацию отметили 12% опрошенных).
Относительно кризисов в близких межличностных отношениях особых различий не наблюдалось, за исключением более частых у сотрудников предприятий государственной формы собственности семейных разногласий (22% по сравнению с 18% у менеджеров коммерческих организаций), что по нашему мнению вызвано упоминавшимися выше финансовыми трудностями у данных респондентов. В сфере деловых межличностных отношений менеджеры коммерческих организаций чаще относили к кризисным ситуациям конфликты с начальством (18%) и подчиненными (17%), в свою очередь их коллеги из государственного сектора – конфликты с коллегами (19%). Очевидно, это связано с различиями в особенностях корпоративной культуры коммерческих и государственных организаций. Действительно, в государственных организациях дистанция между иерархическими уровнями управления и субординация в отношениях более выражены и соответственно конфликты между начальниками и подчиненными происходят реже. Тем не менее, сотрудники таких организаций поглощены внутренними проблемами, что проявляется в росте конфликтов между коллегами. В свою очередь «линейное» положение менеджеров среднего звена в коммерческих организациях предполагает рост конфликтных ситуаций между ними и их начальством и подчиненными. Частота кризисов, вызванных психологическими причинами у менеджеров коммерческих и государственных организаций, была низкой и практически сходной, что говорит о нежелании респондентов обеих групп раскрывать при опросе имеющиеся психологические трудности. Вместе с тем, кризисы вызванные проблемами со здоровьем в преобладали у сотрудников государственных организаций (10% - «серьезная болезнь», 15% - «постоянные недомогания, усталость», у сотрудников коммерческих структур – 3% и 5% соответственно). Это вызвано тем, что их относительное материальное неблагополучие, внутрисемейные проблемы, неопределенность на рабочем месте создают предиспозицию для развития соматических нарушений. Таким образом, кризисные явления, имеющие место в менеджменте коммерческих организаций, являются более конструктивными и несущими позитивные изменения для персонала, чем таковые у государственных организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|