Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-развивающие игры как средство психологической помощи студентам




В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Л. Росина (Киров)

Как свидетельствует опыт практической деятельности, у многих студентов-психологов при написании ими исследовательской работы отмечаются психологические проблемы, связанные с проблемой адаптации к новой и сложной для них форме деятельности. Оказание эффективной помощи таким учащимся осложняется из-за отсутствия проработанного методологического подхода к определению содержания, форм и методов психологической поддержки. Под психологической поддержкой, в данном случае, мы понимаем целенаправленное воздействие на студента для облегчения процесса вхождения в работу над собственным исследованием и оптимального прохождения всех этапов исследовательской работы.

Эффективным для решения задач формирования и развития профессионально значимых умений, корректировки неадекватных способов поведения в современных исследованиях считается игровое обучение, реализующее принципы системности и проблематизации в сочетании с использованием метода рефлексии в каждом шаге профессиональной деятельности, направленное на интенсивное формирование и развитие творческих возможностей в определенной профессиональной сфере. (Неверкович С.Д. Самоукина Н.В. и др.). Условия коллективной деятельности по особому влияют на решение проблем субъекта обучения, побуждая его к самоанализу и самовыражению.

В качестве основной формы психологической поддержки учащихся в исследовательской деятельности в начале обучения нами используются организационно - развивающие игры, которые организуются в рамках работы психологического кружка и практикумах по курсу общей психологии. В ходе игр отмечается повышение индивидуальной и групповой активности в решении проблем, возрастание возможностей студентов видеть сходные проблемы и пути их решения. Совместное решение проблемных ситуаций, обеспечивает достижение поставленных индивидуальных целей через повышение мотивации к продуктивной деятельности, стимуляцию процессов самоанализа, способствует обобщению и систематизации знаний, снижает уровень тревожности. В ходе групповой работы происходит обмен знаниями, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности. Преподавателю метод организационно - развивающей игры дает дополнительные возможности анализа личностных особенностей студентов, специфики их интеллектуального развития, способностей к принятию помощи.

Цели помощи студентам в ходе проведения организационно развивающих игр мы определяем следующим образом:

· Повышение активности, стимуляция саморазвития.

· Формирование эффективных способов работы.

· Развитие рефлексивных способностей.

· Расширение, обобщение и систематизация знаний.

· Развитие коммуникативных умений.

· Повышение самооценки и уровня притязаний.

· Коррекция отрицательных эмоциональных состояний.

Для реализации этих целей нами используются несколько вариантов проведения организационно – развивающих игр.

Общими правилами проведения игр являются: наличие домашнего задания; наличие подготовительного этапа по постановке целей совместной деятельности, итоговая рефлексия.

Приведем примеры используемых нами игр.

«Реклама». Цель игры: упражнение в определении актуальности темы, стимуляция речевой и умственной активности.

Содержание игры: Группа делиться на «продавцов» и «заказчиков». «Продавцам» необходимо представить в убедительной форме для «заказчиков» проект исследования убедить в его значимости.

«Генерация идей». Цель игры: активизация мыслительной деятельности, речевой и творческой активности.

Содержание игры: К предложенной ведущим или самими участниками общей теме требуется высказать как можно больше идей.

«Визуализация проекта». Цель игры: развитие способностей к обобщенному и схематичному представлению основных идей.

Содержание игры: связное комментирование «исследователем» схем, представляющих основное содержание работы.

«Генеральный план». Цель игры: упражнения в планировании работы. Содержание игры: записать, какие задачи необходимо решить для достижения цели, какие этапы необходимо пройти.

«Премия». Цель игры: повышение самооценки и уровня притязаний. Содержание игры: участникам предлагается задание выдвинуть себя на премию в какой-либо номинации и обосновать необходимость вручения премии «весомым вкладом «в развитие науки.

«Проценты за вклад». Цель игры: развитие способностей к обобщению и формулировке выводов.

Содержание игры: «исследователи предлагают «экспертам» оценить их вклад в науку в виде выводов по главе работы. Побеждает тот, чьи проценты оказываются выше.

«Экспертный совет». Цель игры: развитие аналитических способностей, выработка навыков профессионального поведения.

Содержание игры: Ролевые группы представляют собой «исследователей» и «экспертный совет», в котором есть роли «аналитиков» (высказывающих отдельные замечания) и «генераторов идей» (обобщающих высказывания и дающих экспертную оценку).

Роли выбираются по желанию участников, возможен свободный переход из одной роли в другую, для чего участниками игры используются сигнальные карточки. Чтобы групповая работа была динамичной, состав участников не должен превышать 8 человек. Задание исследователю формулируется следующим образом: «Вам необходимо изложить обоснование выбранной стратегии исследования». В процессе игры преподаватель оказывает 3 вида психологической поддержки «исследователю»: намек, подсказку и помощь (форму поддержки «исследователь» определяет сам). Количество помощи ограничено и заранее обговаривается условиями игры.

«Пресс-конференция». Цель игры: обобщение и систематизация знаний по проблеме.

Содержание игры: обсуждение близких тем с разных позиций и на разном материале несколькими «исследователями».

«Экспертиза». Цель игры: формирование умений оперативно анализировать материал, вычленять недостатки работы.

Содержание игры: учащиеся выступают в роли «рецензентов» ранее выполненных работ, анализируя их по предложенному алгоритму. В заключение проводится подведение итогов и выявление автора более удачной рецензии.

Критериями для рефлексивной самооценки эффективности игры нами выбраны такие параметры как: свобода выражения идей, умение вести диалог с другими, навыки планирования своих действий, глубина ориентировки в проблеме, способность к оценке результатов.

С помощью развивающих игр на наш взгляд может осуществляться профилактика кризисов профессионального становления студентов, которые могут сопровождаться раздражительностью, состояниями внутреннего дискомфорта, неудовлетворенности содержанием и условиями учебной деятельности. Проведение игр препятствует развитию неэффективного учебного поведения, снижает возможности разочарования в учебной деятельности, помогает вовремя справиться с возникшими затруднениями. Немаловажно и то, что в играх осуществляется переход от простой консультативной передачи информации преподавателем к активному освоению исследовательской деятельности, формируются навыки профессионального общения, стимулируется формирование профессионально важных качеств специалиста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...