Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постравматическое стрессовое расстройство




В ПЕРИОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Е.Н. Скипор (Минск)

Марк вспомнил своё первое столкновение с вьетконговцами, т.к. за короткое время ощутил полную потерю контроля над своим телом и его функциями. Его собственные слова: “Я был в панике, сильно напуган и буквально потерял контроль над своими действиями и чувствами. Боже мой, ад вырвался на землю и стал реальностью”. Во время боевых действий Марк стал свидетелем ужасных зрелищ гибели большого числа людей, товарищей по оружию, видел множество изуродованных тел.

Реакция человека на опыт военных действий является естественной и вполне понятной. Во время или сразу после травмирующей ситуации многие люди становятся высокотревожными и депрессивными. У некоторых такое состояние сохраняется в течение длительного времени после выхода из данной ситуации. Такие люди страдают посттравматическим стрессовым расстройством или острой стрессовой реакцией, возникающей в ответ на различного рода психотравмирующие ситуации.

Обычно такие события приводят к серьёзным повреждениям или же угрозе таких повреждений для организма людей, получивших психотравму. В отличие от других тревожных расстройств на ситуации, которые не кажутся большинству людей опасными, ситуации, вызывающие острое стрессовое или посттравматическое расстройство (сражение, изнасилование, землетрясение, крушение самолёта или другого транспорта) травматичны для каждого.

Симптомы посттравматического расстройства могут появиться либо почти сразу после получения психотравмы, либо через месяцы, а то и годы после него. Они следующие:

Переживание посттравматического события. У людей могут быть повторяющиеся воспоминания, мысли и кошмарные видения, касающиеся этого события, которые так живо переживаются ими, что создаётся чувство реальности возврата к ним.

Избегание. Как правило, люди начинают избегать деятельности, напоминающей им о травматическом событии, и пытаются уклониться от связанных с ним мыслей, чувств и разговоров.

Снижение чувствительности. Люди могут чувствовать оторванность от других людей или теряют интерес к тому, что раньше приносило радость и занимало их. Они могут утерять способность сопереживать чужому горю, а также переживать такие глубокие чувства, как любовь, сексуальное влечение и нежность. У некоторых людей могут в полной мере проявиться симптомы диссоциации или психологического отчуждения – оцепенение, проблемы с памятью или переживание чувства ирреальности (ощущение, что всё вокруг них является странным и нереальным).

Возросшее возбуждение, тревога и чувство вины. Люди, имеющие такие расстройства, могут чувствовать чрезмерную напряжённость и легко пугаются. У них появляются проблемы со сном и трудности с концентрацией внимания. Такие люди испытывают чувство вины, связанное с тем, что они пережили травматическое событие, а другие люди погибли.

Эти симптомы наблюдаются и сохраняются у большинства ветеранов, которые принимали участие в боевых действиях и переживших стрессовую ситуацию. При этом острое посттравматическое стрессовое расстройство возникает в любом возрасте и может мешать семейной, социальной, и даже профессиональной жизни человека.

Уже длительное время медики знают, что у многих участников войны наблюдаются симптомы тяжёлой тревоги и депрессии. Во время войны за независимость в США этот набор симптомов называли “ностальгией”, т. к. считали результатом длительной оторванности от дома. Во время Первой мировой войны его стали называть “военным неврозом”, решив, что он является следствием мозговых нарушений и контузий, которые вызваны постоянными артобстрелами. В период Второй мировой и Корейской войны его называли “боевой психической травмой”. Тем не менее, уже после войны во Вьетнаме клиницисты установили, что у большинства солдат серьёзные нарушения проявляются и после окончания военных действий.

Сразу после войны во Вьетнаме на психологические проблемы её ветеранов в основном внимания не обращали, отчасти, возможно, из-за желания нации забыть эту непопулярную войну. Однако в конце 70-х годов персоналу госпиталей для ветеранов по всей территории США стало ясно, что многие ветераны военных действий во Вьетнаме всё ещё испытывают связанные с войной психологические проблемы, которые игнорировались при их возникновении или которым не было придано должного значения.

Теперь известно, что около 29 % всех мужчин и женщин, служивших во Вьетнаме, страдали потом острым или посттравматическим стрессовым расстройством, в то время как ещё 22 % имели другие симптомы стресса, а 10% ветеранов этой войны до настоящего времени ещё испытывают такие симптомы, как “обратный кадр”, внезапные пробуждения ото сна, ночные кошмары, навязчивые образы и мысли. Результаты обследования ветеранов военных действий в Персидском заливе показали, что более трети из них спустя шесть месяцев после их окончания страдали кошмарами и многие стали больше употреблять спиртное или наркотики.

Отмечено, что такие расстройства в два раза чаще встречаются среди женщин, чем у мужчин. Стрессовое нарушение после серьёзной травмы формируется примерно у 20 % женщин и только у 8 % мужчин.

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Е.Н. Скипор (Минск)

Для исследования здоровья необходимо понимание феномена человека и принципов его организации, чего не в состоянии была сделать медицинская наука, ориентированная на изучение преимущественно физического тела. В древности существовали более основополагающие представления о человеке как целостной системе и его широких связях с миром. В настоящее время наука переводит эти представления на современный язык, взяв за основу прежде всего достижения квантовой физики, биологии, нейрофизиологии и психологии.

Исследования К. Прибрама, И. Пригожина, Р. Шелдрейка, В. Вульфа и др. позволили приблизиться к пониманию человека как микрокосма, в основе которого лежит голограммный принцип построения Вселенной. Находясь в информационно-энергетических потоках, человек имеет собственное силовое поле, которое ответственно за его самоорганизацию. Осознание того факта, что человек по своей сути является единой и целостной системой, помогает принцип системного подхода в изучении процессов и явлений, согласно которому любая система – совокупность элементов, связанных между собой, функционирующих как одно целое и имеющих единую цель.

Человек – сложная система с пирамидальным принципом построения, в которой выделяют низший – телесный, средний – психический и верхний или духовный уровни (пирамида Maslow). О последнем стало возможно говорить только после внедрения в науку принципов трансперсональной психологии, позволившей проникнуть в иррациональную или творческую сферу жизни человека, называемую сверхсознанием. Пирамидальная система устроена по принципам иерархии, а взаимоотношения между элементами внутри самой системы подчинены законам гармонии (правило золотого сечения), что в свою очередь обеспечивает её динамическую устойчивость и возможность дальнейшего развития и совершенствования.

Человек – это часть мира, включённая в него как одна из подсистем, а его биологическая структура имеет так называемые минисистемы подобия, в которых отражается весь организм – радужная оболочка глаза, язык, ушная раковина, кожа ладоней и стоп. Изменения, происходящие в этих структурах, позволяют судить о некоторых отклонениях в состоянии его здоровья. Все уровни биологической системы человека делятся на подсистемы второго порядка, организованные по такому же принципу и функционирующие в автономном режиме. Связи между системными уровнями осуществляются посредством взаимовлияния их друг на друга, а также благодаря наличию блоков перекрытия, что позволяет этим уровням производить совместную деятельность, а человеку реагировать на любое внешнее влияние единым комплексом (принцип холизма или целостности).

Системообразующий фактор – это результат функционирования любой системы, а нарушение её структуры приводит к значительному снижению вероятности достижения базовых целей человеческой жизни:

· на соматическом уровне – выживание (сохранение индивидуальной биологической структуры) и репродукция, обеспечивающая интересы вида и сохранение популяции;

· на психическом уровне – это стремление полноценно прожить свою жизнь в обществе и реализовать себя как личность;

· на духовном или сверхсознательном уровне – стремление человека совершить внутренний путь психической трансформации, развивая альтруизм и пытаясь понять себя, Мир и себя в этом Мире, полностью согласуясь при этом со своими индивидуальными наклонностями.

Предпочтение может быть отдано различным целям, в зависимости от уровня развития индивида и обстоятельств его жизни.

Исходя из структуры жизненных целей человека, можно определить и обозначить отдельные аспекты валеологии как науки:

· индивидуальное физическое здоровье (диагностика отклонений, укрепление и сохранение здоровья, формирование стиля);

· прогнозирование состояния здоровья и адаптация его к условиям внешней среды, проецируясь на стратегию выживания;

· прогнозирование и решение многих проблем репродуктивного здоровья;

· индивидуальное психическое здоровье (диагностика нарушений, укрепление и сохранение здоровья);

· роль высших аспектов человеческого сознания в сохранении и укреплении его физического и психического здоровья.

Любая животная система строится на основе энергоинформационного обмена веществ. При этом информация организует взаимодействие энергии и вещества во времени и пространстве, определяя их форму. Информационной матрицей любой биологической структуры является её генетический код, а структурами адаптивного назначения являются нейрогуморально-имунные комплексы или регуляторные структуры, обеспечивающие функционирование организма в направлении выживания и воспроизведения. Информационной матрицей человеческой психики или его психическим кодом, считают набор архетипов, с которыми он приходит в этот мир, на основе чего он строит свой жизненный уклад и определяет свои поведенческие тенденции (по К.Г. Юнгу).

С помощью системного подхода наиболее тщательно проанализирован биологический уровень человека или биосистема его организма, обладающая такими интегральными качествами, которые также сохраняются у отдельных её элементов – клеток, тканей и органов, но не способных, в отрыве от него, поддерживать самостоятельное существование.

Особенности биосистемы человеческого организма:

- способность к сохранению индивидуального существования за счёт самоорганизации, самообновления и поддержания своей упорядоченности;

- способность к саморазвитию и самовоспроизведению.

К проявлению самоорганизации относится прежде всего способность к самообновлению. Постоянно обмениваясь с окружающей средой веществом, энергией и информацией, биосистема сохраняет равновесие и поддерживает свою упорядоченность. Препятствуя распаду, эти процессы обеспечивают её динамическую устойчивость, а их нарушение приводит к развитию болезни.

Второе проявление самоорганизации – это способность биосистемы к саморегуляции, основанной на взаимном течении информационных потоков между её элементами. Особая роль в этих процессах отводится механизмам обратной связи, информирующих центральные регуляторные структуры о результатах действий органов-исполнителей на периферии. Обратная связь может быть положительной (стимулирующей), обеспечивающей развитие системы, либо отрицательной (тормозящей), приводящей к её разрушению в патологических условиях. Организация процессов регуляции по принципу контура (наличие прямой и обратной связи) и принципу дозозависимости – основа саморегуляции и саморазвития человеческого организма.

Третье проявление самоорганизации – это способность биосистемы к самовосстановлению, обусловленная свойствами регенерации и наличием множественных, параллельно действующих, регуляторных влияний, которые компенсируют недостатки органных функций, позволяя организму выжить в условиях повреждения, и определяют уровень его жизнестойкости.

Способность организма человека к саморазвитию является генетически запрограммированной. При этом одна гистогенетическая программа сменяет другую, что обеспечивается в биосистеме положительной обратной связью. При рассмотрении аспектов этого феномена, согласно В.И. Вернадскому, необходимо учитывать асимметрию пространства живых систем. Поскольку пространство и время взаимосвязаны, то и время жизни асимметрично и течёт только в одном направлении, что закономерно проявляется старением и смертью живого организма. А. Ленинджер утверждает, что способность к самовоспроизведению – “квинтэссенция состояния, называемого жизнью”, а реализация этого свойства состоит в передаче усовершенствованного потока генетической информации следующим поколениям вида.

Способность к одновременной реализации всех перечисленных свойств – сущность феномена “жизнь”. Некоторые качества биологического уровня существования человека присущи и его психическому уровню, пока ещё недостаточно изученному. Биологический аспект связывает человека с миром живой природы, а линия его эволюционного развития и совершенствования проходит прежде всего в психической сфере, требующей от него постоянных усилий по расширению сознания и познанию других его уровней.

Психическая сфера человека делится на осознаваемую (сознание) и неосознаваемую (подсознание, сверхсознание) части, последняя из которые составляют около 90 % всего объёма психического материала. В тоже время, эволюция психической сферы предполагает увеличение доли сознательной её части, включая и освоение его высших уровней.

Современные научные представления о человеке, наряду с физическим телом, высказываются за наличие у него и т. н. биополя, имеющего волновую природу. Постоянно находясь в энергоинформационных потоках, биополе поглощает и трансформирует их, становясь при этом носителем и источником внешнего излучения, которое в теле человека наиболее активно генерируется сердцем и мозгом. Биологическое поле человека нельзя отождествлять с обычными физическими полями (электромагнитным и тепловым), т.к. оно включает в себя спин-торсионные вихрения, определяемые спин-угловым моментом вращения микрочастиц (лептонов). Изменения, происходящие в самом биополе, связаны с изменениями в структурах физического тела и наоборот, а т.к. оно содержит в себе всю информацию о его состоянии, то и коррекция биополя – обязательное условие проведения различного рода оздоровительных практик.

Видимая часть биополя человека – это аура, а наиболее интенсивное её свечение выявляется вокруг головы. По её вибрационным характеристикам, имеющим то или иное цветовое окрашивание, проводят ауродиагностику и судят о психо-эмоциональном состоянии человека. Ауру воспринимают (при определённых навыках) обычным физическим зрением. О существовании биополя человека известно с давних времён и воздействие на него также широко применялось в различного рода лечебных воздействиях. На своём известном рисунке, который демонстрирует “правило золотого сечения”, Леонардо да Винчи, помимо физической, изобразил информационную и энергетическую структуры человеческого тела.

Человек – биосистема, которая существует и развивается во времени и пространстве, постоянно совершающая при этом энергоинформационный и психологический обмен с внешней средой. Его оптимизация способствует упорядоченности этой системы и является одним из определяющих подходов к оздоровлению человеческого организма.

Для сохранения здоровья человека существует целый ряд требований, которые должен знать каждый, занимающийся его проблемами:

· сохранение экологии жизненного пространства человека;

· необходимость временной организацию человеческой жизни;

· учёт и соблюдение биологических ритмов его жизнедеятельности.

Нарушение биоритмической активности – один из аспектов снижения уровня человеческого здоровья.

Таким образом, исходя из представлений современной науки, человек – открытая биоэнергоинформационная система пирамидального типа, имеющая определённые пространственные и временные аспекты функционирования, а системное представление о ней – это научный аналог холистического или целостного подхода к феномену человека.

 

Используемая литература:

1. Апанасенко Г.Л. О безопасном уровне здоровья человека // Асклепион. – 1996. – № 1 – 4. – С. 14 – 16.

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.

3. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопр. философии. – 1982. – № 2 – С. 48 – 53.

4. Лисицын Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья // Общественные науки и здравоохранение. – М.: Наука, 1987. – С. 48 – 62.

5. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. – 304 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...